Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.
Материалы: Книга-сундучок с наградами. Игрушка Буратино с письмом, где указаны задания. Буквы конструктора ТИКО. Мешочек. Домики красного, синего и зелёного цвета. Шесть конвертов с заданиями. Телевизор, ноутбук, презентация с загадками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_klyuchik_dlya_buratino.docx | 43.24 КБ |
zadaniya_ot_malviny_na_nsportal.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»
Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.
Материалы: Книга-сундучок с наградами. Игрушка Буратино с письмом, где указаны задания. Буквы конструктора ТИКО. Мешочек. Домики красного, синего и зелёного цвета. Шесть конвертов с заданиями. Телевизор, ноутбук, презентация с загадками.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. (ответное приветствие детей)
Мы друг к другу повернулись,
Для друг друга улыбнулись.
Настроение растёт
Сил и бодрости даёт!
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Буратино. И принёс с собой волшебную книгу-сундучок. Так, тут ещё и письмо лежит. Давайте откроем его и прочитаем
«Дорогой Буратино и дети старшей группы!
Пишет вам Мальвина из сказки Буратино! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я отправила к вам Буратино, чтобы он у вас грамоте научился. Также я прислала для вас подарок в книге-сундучке. Но сундучок не простой, чтобы его открыть, нужно собрать волшебное слово из шести букв. Найти буквы несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. А чтобы вы могли взять с собой эти буквы, необходимо выполнить сопутствующие задания. Мои друзья положили буквы с заданиями в цветные конверты, а конверты спрятали у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Все конверты найдёте, задания преодолеете, слово соберёте, его произнесёте – сундучок отомкнёте. Ваша Мальвина.
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать буквы-ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
1ая загадка: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает конверт из-за зеркала)
А конверт-то непростой! В нём задание и буква. Справимся с этим заданием – одна буква наша!
Задание №1
Воспитатель (читает) Чтобы грамоту познать нужно всем ребятам знать буквы, звуки и слова, думает пусть голова. На вопросы отвечайте, а затем и буквы по домикам распределяйте.
Напомните Буратино, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
Воспитатель: Молодцы ребята. Так, смотрите, мешочек лежит, в нём все буквы перемешались. А рядом стоят цветные дома. Давайте поможем буквам попасть в свои домики? (в мешочке буквы, дети берут по букве, называют её, дают ей определение (гласная, согласная твёрдая, согласная мягкая) и помещают возле красного, синего или зелёного домика).
Отлично, первая буква наша!
Воспитатель Ну что готовы к следующему заданию? Вторая загадка:
2-ая загадка Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Так, Ксюша, где у нас в группе библиотека? Посмотри, есть ли там необычный конверт.
Задание №2
Воспитатель (читает): А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки»
В книгах живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Давайте поможем Буратино и познакомим его со словами признаками!
«Назови признаки»
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-Дом из кирпича…
-Ваза сделанная из стекла…
-Сок из яблок…
-Игрушка из резины….
-Луч солнца….
-Кораблик из бумаги…
(По окончании выполнения задания дети соединяют первую и вторую буквы)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти Третий конверт с буквой, отгадаем ещё одну загадку
3-я загадка Кто на солнышке цветёт? Кто пчеле подарит мёд? (Цветок)
Ищем конверт там, где у нас растут цветы. …, посмотри ты, пожалуйста.
-А задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове. Внимание на экран.
Презентация с загадками и картинками
(дети отгадывают загадку, на экране всплывает картинка с отгадкой и дети прохлопывают слово).
Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый - он летает,
А сдутый - отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть. (Шар)
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое! (радуга)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.(лук)
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ..(жук)
Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?(лиса)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Вот, соединяем её с первыми двумя! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физ.минутка « Буквы веселятся».
Слушайте и повторяйте за мной.
В старом дереве дупло. Это домик буквы О----делаем круг руками.
Рядом с нею на суку примостилась буква У----присели на корточки
В гости к ним издалека прибежала буква А----бежим на месте
У вороны на спине прилетела буква Э----------машем руками – крыльями
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,
То плясать они начнут, то присядут отдохнуть.-----выполняем движения по тексту.
Воспитатель: А четвертую букву будем искать вот где:
4-ая загадка: Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт.)
Вот и следующее задание – игра!
Задание №4. Игра с мячом «Один- много»
Один карандаш- много…
Одна книга много…(и т.д.)
(Яблоко, мяч, цыплёнок, ёлка, игрушка, стол, медвежонок, дерево, зверь, лист, птица, цветок, машина, кубик, ягода)
Вот и с этим заданием мы справились.(присоединяем четвертую букву)
Давайте будем искать следующий конверт. Слушаем подсказку:
5-ая загадка: Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.(Находят конверт, где стоят машины).
Задание № 5 Игра «Исправьте ошибку».
В книгах много разных рассказов, но в этот раз, автор что-то напутал, найдите и исправьте ошибку.
- Юркий воробей собирать крошки.
- Весело девочка прыгать
- Миша рисовать машину
- В лесу растут сосна.
- Кошка молоко пить.
- В вазе цветы стоять
Молодцы и с этим заданием вы справились! (добавляем пятую букву)
Воспитатель: Вот и последний конверт нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
6-ая загадка: Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки
Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы. (находят конверт)
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание!
Нам уши нужны, чтобы слышать разные звуки. Давайте научим Буратино слышать нужные звуки в словах. Я произношу слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите заданный звук
«Поймай звук»
К – кастрюля, роза, стол, крокодил;
Т – топор, трактор, окно, ракета;
Ж – этаж, шум, жара, лошадь;
И – лиса, рыба, ирис, тыква.
После выполнения задания дети получают шестую букву, собирают слова, читают его (сами или с помощью воспитателя), произносят его и сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это конфеты! Спасибо Мальвине!
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь можно попить чай с печеньем.
Письмо от Мальвины
«Дорогой Буратино и дети старшей группы!
Пишет вам Мальвина из сказки Буратино! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я отправила к вам Буратино, чтобы он у вас грамоте научился. Также я прислала для вас подарок в книге-сундучке. Но сундучок не простой, чтобы его открыть, нужно собрать волшебное слово из шести букв. Найти буквы несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. А чтобы вы могли взять с собой эти буквы, необходимо выполнить сопутствующие задания. Мои друзья положили буквы с заданиями в конверты, а конверты спрятали у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Все конверты с буквами найдёте, задания преодолеете, слово соберёте, его произнесёте – сундучок отомкнёте. Ваша Мальвина.
1ая загадка:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. Зеркало)
Задание №1
Чтобы грамоту познать, нужно всем ребятам знать буквы, звуки и слова, думает пусть голова. На вопросы отвечайте, а затем и буквы по домикам распределяйте.
Напомните Буратино, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
На круглом столе мешочек лежит, в нём все буквы перемешались. А рядом стоят цветные дома. Помогите буквам попасть в свои домики? (в мешочке буквы, дети берут по букве, называют её, дают ей определение (гласная, согласная твёрдая, согласная мягкая) и помещают возле красного, синего или зелёного домика).
2-ая загадка Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Так, …, где у нас в группе библиотека? Посмотри, есть ли там необычный конверт.
Задание №2
Воспитатель (читает): А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки»
В книгах живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Давайте поможем Буратино и познакомим его со словами признаками!
«Назови признаки»
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-Дом из кирпича…
-Ваза сделанная из стекла…
-Сок из яблок…
-Игрушка из резины….
-Луч солнца….
-Кораблик из бумаги…
(По окончании выполнения задания дети соединяют первую и вторую буквы)
3-я загадка Кто на солнышке цветёт? Кто пчеле подарит мёд? (Цветок)
Ищем конверт там, где у нас растут цветы. …, посмотри ты, пожалуйста.
-А задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове. Внимание на экран. Задание № 3 в презентации
4-ая загадка: Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт.)
Вот и следующее задание – игра!
Задание №4. Игра с мячом «Один- много»
Один карандаш - много…
Одна книга много…(и т.д.)
(Яблоко, мяч, цыплёнок, ёлка, игрушка, стол, медвежонок, дерево, зверь, лист, птица, цветок, машина, кубик, ягода)
Вот и с этим заданием мы справились.(присоединяем четвертую букву)
5-ая загадка: Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.(Находят конверт, где стоят машины).
Задание № 5 Игра «Исправьте ошибку».
В книгах много разных рассказов, но в этот раз, автор что-то напутал, найдите и исправьте ошибку.
- Юркий воробей собирать крошки.
- Весело девочка прыгать
- Миша рисовать машину
- В лесу растут сосна.
- Кошка молоко пить.
- В вазе цветы стоять
Молодцы и с этим заданием вы справились! (добавляем пятую букву)
6-ая загадка: Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки
Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы. (находят конверт)
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание!
Нам уши нужны, чтобы слышать разные звуки. Давайте научим Буратино слышать нужные звуки в словах. Я произношу слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите заданный звук
К – кастрюля, роза, стол, крокодил;
Т – топор, трактор, окно, ракета;
Ж – этаж, шум, жара, лошадь;
И – лиса, рыба, ирис, тыква.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание № 3/1 Лёгкий, воздушный, Ветерку послушный. Надутый - он летает, А сдутый - отдыхает. Если сильно по нему хлопнуть, То он тут же может лопнуть. (Шар)
Задание № 3/2 Что за чудо-коромысло После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! (радуга)
Задание № 3/3 Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.(лук)
Задание № 3/4 Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский (жук)
Задание № 3/5 Очень хитрая она: Съела в сказке колобка, Кур ворует, петухов. Кто назвать её готов?(лиса)
Физминутка В старом дереве дупло. Это домик буквы О ----делаем круг руками. Рядом с нею на суку примостилась буква У ----присели на корточки В гости к ним издалека прибежала буква А ----бежим на месте У вороны на спине прилетела буква Э- ---------машем руками – крыльями Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться. То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки, То плясать они начнут, то присядут отдохнуть. -----выполняем движения по тексту.
Задание № 5 «Исправьте ошибку». Юркий воробей собирать крошки. Весело девочка прыгать Миша рисовать машину В лесу растут сосна. Кошка молоко пить. В вазе цветы стоять
Задание № 6 «Поймай звук» К – кастрюля, роза, стол, крокодил; Т – топор, трактор, окно, ракета; Ж – этаж, шум, жара, лошадь; И – лиса, рыба, ирис, тыква.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».
Занятие на закрепление знаний о весне, а также закрепление умения работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей....
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Волшебный сундучок Деда Грамотея...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)
Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....
конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие
конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....