ООД по развитию речи " Путешествие в зимний лес. Как зимуют дикие животные?" для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
На данном занятии систематизируются знания детей о диких животных. С помощью игр и упражнений дети узнают о причинах изменений в их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Путешествие в зимний лес. Как зимуют дикие животные?» ( ноябрь 2017 год)
Цели и задачи:
• систематизировать знания детей о жизни диких животных;
• учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;
• закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
• дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;
• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
• Воспитывать бережное отношение к животным;
Словарная работа: дикие животные, линька, лесничий.
Материал: мультимедийный проектор, компьютер, корзинка, снежинки, картинки диких животных, картинка с изображением зимнего леса, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот на сегодняшнем занятии мы с вами отправимся путешествовать. На чём можно путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы отправимся путешествовать пешком. А куда, угадайте. Для этого послушайте звуки вокруг, по ним и догадаетесь, куда мы отправимся. ( Слайд 1)
В лес загадочный, красивый
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти,
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем,
В лес мы дружно все пойдем.
(дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу? ( Слайд 2)
(на полу маленькие снежинки)
Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, поздняя осень.
Воспитатель: А какое время года скоро наступит?
Дети: Зима.
Воспитатель: Да, зима. Ребята, а зима какая?
Дети: Холодная, белая, снежная.
Воспитатель: Зимой падает снег. Снег какой?
Дети: Белый, липкий, рыхлый.
Воспитатель: Часто зимой дует ветер. Ветер какой?
Дети: Резкий, холодный, сильный, пронизывающий.
Воспитатель: А деревья стоят какие?
Дети: Голые, сонные.
Воспитатель: По небу плывут облака. Какие облака?
Дети: Серые, холодные.
Воспитатель: Наверное, всем необходимо подготовиться к таким изменениям в природе: и зверям, и людям, и птицам, и насекомым. Когда же это можно сделать?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да, верно.
Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?
Дети: В природе сразу же все замерзло бы, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.
Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.
Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?
Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это корзинка.
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду. (Слайд 3)
В корзинке пусто, но тут есть письмо. Сейчас я его вам прочитаю. Это письмо от лесничего. А кто такой лесничий?
Дети: Это человек, который следит за сохранностью леса.
Воспитатель: Да, ребята, правильно. Лесничий- это профессия человека, который следит за порядком в лесу и отвечает за его сохранность. Лесничий по- другому егерь. Скажем вместе. Повтори…. Читаю письмо: « Соберите снежинки в лесу по порядку и отгадайте загадки на них. Отправим……. собирать снежинки. Теперь давайте отгадаем загадки.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята?
Дети: Белка ( Слайд 4)
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится.
Воспитатель: Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка.
Воспитатель: А вот еще одна загадка?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Кто это?
Дети: Медведь. ( Слайд 5)
Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, где живет медведь? (Слайд 6,7)
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку. ( Слайд 8)
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается.
Дети: Ежик.
Воспитатель: А где он прячется?
Дети: В норе. ( Слайд 9)
Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Воспитатель: Но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Слушаем следующую загадку.
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
Дети: Заяц. ( Слайд 10)
Воспитатель: А как же он готовится к зиме? ( Слайд 11)
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю про маленького зайчика и мы сделаем гимнастику для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика. ( Слайд 12)
В холодный зимний вечер маленький зайчик сел на пенёк и стал вспоминать тёплое лето.
( упражнение « Лопаточка») Вдруг подул ветерок ( упражнение « Желобок»), и голые веточки на кустиках задрожали. Зайка испугался и спрятался за пенёк, на котором сидел. Выглянет зайка из- за пенёчка и опять спрячется. ( упражнение « Прятки») А ветерок всё дует, шевелит веточки на кустах. ( упражнение « Желобок») Понял тут зайка, что ему нечего бояться. Это всего- навсего ветерок запутался в веточках. Улыбнулся зайка ( упражнение « Улыбочка») и стал вспоминать свои летние забавы.
Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца. ( Слайд 13)
Дети: Это хищные звери: лисы и волки.
Воспитатель: А как называется дом лисы? Дом волка?
Дети: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. ( Слайд 14)
Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Они меняют свои шубки, у них отрастает другой, более теплый мех.
Воспитатель: В корзинке есть еще загадка. ( Слайд 15)
Травы копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это?
Дети: Лось.
Воспитатель: Чем питается лось? ( Слайд 16)
Дети: Растениями. В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Еды ему надо много, поэтому лесничие подкармливают этих животных. ( Слайд 167)
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата» (Слайд 18)
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Третий лишний» ( Слайд 19)
На экране будут появляться разные животные, вам необходимо на них посмотреть и сказать, кто среди них лишний и почему. Отвечать полным ответом.
Лиса волк заяц ( Заяц, лиса и волк- хищные животные, а заяц нет)
Медведь снегирь волк ( Снегирь, так он – птица, а медведь и волк- животные) ( Слайд 20)
Белка кошка заяц ( кошка, так она - домашнее животное, а белка и заяц- дикие животные)
( Слайд 21)
Лось ёж медведь ( лишний лось, так как ёж и медведь- это животные, которые уходят зимой в спячку) ( Слайд 22)
Воспитатель: Ну вот нам пора возвращаться. До свидания, лесные жители!
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер. Вот и сегодня, он дует с утра, встретила я его по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Давайте поиграем. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, но не забываем, что отвечаем на вопрос полным ответом.
Воспитатель:
1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика, лося)
2. Кто из животных спит зимой?( Зимой спят медведь, ежик)
3. Где спит медведь? ( Медведь спит в берлоге)
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса)
5. Какие животные являются врагами для зайца? ( Враги зайца- волк и лиса)
6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)
7. Кто следит за сохранностью леса и помогает животным перезимовать? (Лесничий
( егерь)
Воспитатель: Теперь, ребята, я предлагаю вам сесть за столы. Перед каждым из вас лежит картинка с изображением зимнего леса, а рядом лежат картинки с изображением диких животных. Вам нужно наклеить картинки животных на картинку с изображением зимнего леса, но помните мы с вами повторили, где зимуют разные животные.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием! Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес" (1 мл. группа)
Яркое театрализованное музыкальное действо - "Путешествие в зимний лес". Сказка с участием кукольных персонажей, детей младшей группы и их воспитателей. Развивает воображение, внимание, речь, слуховое...
Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в зимний сказочный лес" в средней группе
Урок проводился для развития речи ребенка...
Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Путешествие в зимний лес» с использованием ИКТ в старшей группе.
В ходе образовательной деятельности дети закрепляют знания о жизни диких животных в зимний период....
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшей группы
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского " для детей старшей группы....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и развитию речи "Путешествие в зимний лес" в средней группе.
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и развитию речи "Путешествие в зимний лес", подойдет для воспитателей, работающих со средним дошк...
Конспект ООД в группе второго раннего возраста по развитию речи «Путешествие в зимний лес»
Цель: Развитие речи и познавательных способностей.Образовательные задачи:Формирование представлений детей о зимеРасширение представлений детей: о диких животных - медведь , заяц, лиса, волк, белка, еж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия представлен для обобщения у детей представлений о зиме как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в зимнее время. Сформировать положительно-эмоциональное отношение ...