ООД по развитию речи " Путешествие в зимний лес. Как зимуют дикие животные?" для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
На данном занятии систематизируются знания детей о диких животных. С помощью игр и упражнений дети узнают о причинах изменений в их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Путешествие в зимний лес. Как зимуют дикие животные?» ( ноябрь 2017 год)
Цели и задачи:
• систематизировать знания детей о жизни диких животных;
• учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;
• закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
• дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;
• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
• Воспитывать бережное отношение к животным;
Словарная работа: дикие животные, линька, лесничий.
Материал: мультимедийный проектор, компьютер, корзинка, снежинки, картинки диких животных, картинка с изображением зимнего леса, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот на сегодняшнем занятии мы с вами отправимся путешествовать. На чём можно путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы отправимся путешествовать пешком. А куда, угадайте. Для этого послушайте звуки вокруг, по ним и догадаетесь, куда мы отправимся. ( Слайд 1)
В лес загадочный, красивый
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти,
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем,
В лес мы дружно все пойдем.
(дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу? ( Слайд 2)
(на полу маленькие снежинки)
Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, поздняя осень.
Воспитатель: А какое время года скоро наступит?
Дети: Зима.
Воспитатель: Да, зима. Ребята, а зима какая?
Дети: Холодная, белая, снежная.
Воспитатель: Зимой падает снег. Снег какой?
Дети: Белый, липкий, рыхлый.
Воспитатель: Часто зимой дует ветер. Ветер какой?
Дети: Резкий, холодный, сильный, пронизывающий.
Воспитатель: А деревья стоят какие?
Дети: Голые, сонные.
Воспитатель: По небу плывут облака. Какие облака?
Дети: Серые, холодные.
Воспитатель: Наверное, всем необходимо подготовиться к таким изменениям в природе: и зверям, и людям, и птицам, и насекомым. Когда же это можно сделать?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да, верно.
Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?
Дети: В природе сразу же все замерзло бы, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.
Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.
Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?
Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это корзинка.
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду. (Слайд 3)
В корзинке пусто, но тут есть письмо. Сейчас я его вам прочитаю. Это письмо от лесничего. А кто такой лесничий?
Дети: Это человек, который следит за сохранностью леса.
Воспитатель: Да, ребята, правильно. Лесничий- это профессия человека, который следит за порядком в лесу и отвечает за его сохранность. Лесничий по- другому егерь. Скажем вместе. Повтори…. Читаю письмо: « Соберите снежинки в лесу по порядку и отгадайте загадки на них. Отправим……. собирать снежинки. Теперь давайте отгадаем загадки.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята?
Дети: Белка ( Слайд 4)
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится.
Воспитатель: Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка.
Воспитатель: А вот еще одна загадка?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Кто это?
Дети: Медведь. ( Слайд 5)
Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, где живет медведь? (Слайд 6,7)
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку. ( Слайд 8)
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается.
Дети: Ежик.
Воспитатель: А где он прячется?
Дети: В норе. ( Слайд 9)
Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Воспитатель: Но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Слушаем следующую загадку.
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
Дети: Заяц. ( Слайд 10)
Воспитатель: А как же он готовится к зиме? ( Слайд 11)
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю про маленького зайчика и мы сделаем гимнастику для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика. ( Слайд 12)
В холодный зимний вечер маленький зайчик сел на пенёк и стал вспоминать тёплое лето.
( упражнение « Лопаточка») Вдруг подул ветерок ( упражнение « Желобок»), и голые веточки на кустиках задрожали. Зайка испугался и спрятался за пенёк, на котором сидел. Выглянет зайка из- за пенёчка и опять спрячется. ( упражнение « Прятки») А ветерок всё дует, шевелит веточки на кустах. ( упражнение « Желобок») Понял тут зайка, что ему нечего бояться. Это всего- навсего ветерок запутался в веточках. Улыбнулся зайка ( упражнение « Улыбочка») и стал вспоминать свои летние забавы.
Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца. ( Слайд 13)
Дети: Это хищные звери: лисы и волки.
Воспитатель: А как называется дом лисы? Дом волка?
Дети: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. ( Слайд 14)
Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Они меняют свои шубки, у них отрастает другой, более теплый мех.
Воспитатель: В корзинке есть еще загадка. ( Слайд 15)
Травы копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это?
Дети: Лось.
Воспитатель: Чем питается лось? ( Слайд 16)
Дети: Растениями. В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Еды ему надо много, поэтому лесничие подкармливают этих животных. ( Слайд 167)
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата» (Слайд 18)
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Третий лишний» ( Слайд 19)
На экране будут появляться разные животные, вам необходимо на них посмотреть и сказать, кто среди них лишний и почему. Отвечать полным ответом.
Лиса волк заяц ( Заяц, лиса и волк- хищные животные, а заяц нет)
Медведь снегирь волк ( Снегирь, так он – птица, а медведь и волк- животные) ( Слайд 20)
Белка кошка заяц ( кошка, так она - домашнее животное, а белка и заяц- дикие животные)
( Слайд 21)
Лось ёж медведь ( лишний лось, так как ёж и медведь- это животные, которые уходят зимой в спячку) ( Слайд 22)
Воспитатель: Ну вот нам пора возвращаться. До свидания, лесные жители!
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер. Вот и сегодня, он дует с утра, встретила я его по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Давайте поиграем. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, но не забываем, что отвечаем на вопрос полным ответом.
Воспитатель:
1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика, лося)
2. Кто из животных спит зимой?( Зимой спят медведь, ежик)
3. Где спит медведь? ( Медведь спит в берлоге)
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса)
5. Какие животные являются врагами для зайца? ( Враги зайца- волк и лиса)
6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)
7. Кто следит за сохранностью леса и помогает животным перезимовать? (Лесничий
( егерь)
Воспитатель: Теперь, ребята, я предлагаю вам сесть за столы. Перед каждым из вас лежит картинка с изображением зимнего леса, а рядом лежат картинки с изображением диких животных. Вам нужно наклеить картинки животных на картинку с изображением зимнего леса, но помните мы с вами повторили, где зимуют разные животные.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием! Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в зимний лес" (1 мл. группа)
Яркое театрализованное музыкальное действо - "Путешествие в зимний лес". Сказка с участием кукольных персонажей, детей младшей группы и их воспитателей. Развивает воображение, внимание, речь, слуховое...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в зимний сказочный лес" в средней группе
Урок проводился для развития речи ребенка...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшей группы
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского " для детей старшей группы....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и развитию речи "Путешествие в зимний лес" в средней группе.
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой и развитию речи "Путешествие в зимний лес", подойдет для воспитателей, работающих со средним дошк...

Конспект ООД в группе второго раннего возраста по развитию речи «Путешествие в зимний лес»
Цель: Развитие речи и познавательных способностей.Образовательные задачи:Формирование представлений детей о зимеРасширение представлений детей: о диких животных - медведь , заяц, лиса, волк, белка, еж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия представлен для обобщения у детей представлений о зиме как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в зимнее время. Сформировать положительно-эмоциональное отношение ...

НОД в первой младшей группе по развитию речи «Путешествие в зимний лес»
НОД в первой младшей группе по развитию речи «Путешествие в зимний лес»Тема: «Путешествие в зимний лес».Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знани...