«Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Формировать навыки связно и последовательно пересказывать текст с опорой на графические схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формировать навыки связно и последовательно пересказывать текст с опорой на графические схемы. | 303.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Формировать навыки связно и последовательно пересказывать текст с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик», оборудование для показа презентации.
Предварительная работа:
Чтение произведений В. Сутеева о дружбе.
Обсуждение нравственных поступков героев.
Рассматривание картинок, иллюстраций на тему «Настоящие друзья».
Рисование, аппликация, лепка героев сказки «Кораблик».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку про дружбу:
Педагог: Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).
II. Основная часть.
1.Подготовка к восприятию текста
Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
( это тот кто заботится о своем друге, помогает во всём).
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
( Чтение сказки с показом презентации).
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Педагог: Назовите героев этой сказки?
Дети: Лягушонок, Мышонок, Муравей, Жучок, Цыпленок.
Педагог: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Педагог: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Педагог: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Педагог: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Педагог: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.
Педагог: Молодцы, ребята.
4. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
5. Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке.)
Педагог: При помощи условных знаков мы с вами составим мнемотаблицу, т. е. схему, для пересказа сказки. Какого цвета лягушонок?
Дети: Зелёного.
Педагог: Значит кружок зелёного цвета будет обозначать лягушонка. А как вы думаете кого будет обозначать кружок жёлтого цвета? Серого? Овал коричневого цвета? Маленький кружок красного цвета?
Дети: Цыпленка. Мышонка. Муравья. Жучка.
Педагог: Что обозначают эти волнистые полосы синего цвета?
Дети: Речку или воду.
Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять и пришли на речку. ( Педагог показывает схему).
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок сказал: «Давайте купаться!» и прыгнул в воду.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?
Дети: Лягушонок сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Цыплёнок принес листочек, а мышонок - ореховую скорлупку.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
(Педагог показывает схему).
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Построили кораблик. Столкнули его в воду, сели и поплыли.
(Педагог показывает схему).
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
7.Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Педагог: Назовите детёнышей:
У лягушки - лягушонок, у курицы - цыпленок, у мышки – мышонок.
Игра «Скажи похоже»
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить.
III. Подведение итогов занятия
Педагог: Как вы думаете, что самое главное в этой сказке?
(Ответы детей)
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Задание воспитателя
Педагог: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по опорным схемам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"
Конспект НОД в старшей группе по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик". Образовательная область - коммуникация....
Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»...
Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Задачи и цели: - Научиться связно, пересказывать сказку, опираясь на мнемосхемы. - Учились объяснять смысл поговорки. - Закрепляли умение образовывать слова при помощи суффиксов....
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
laquo;Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Воспитатель: Одноколова Э.В....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик"...
НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ В. СУТЕЕВА "КОРАБЛИК"
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Формирование умений составлять рассказ по опорным картинкам....