Речевой ручеёк
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

• Развивать  связную речь.

• Составлять  рассказы  по  предложенной  картине.

• Учить излагать  связно, последовательно.

• Учить выражать своё  отношение  к  качествам  разных  персонажей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                        (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Проект «Речевой ручеёк»

по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения                   рассказыванию по картинам

              Авторы: методист Фрадкина Ирина Викторовна,

                  учитель-логопед Гетман Надежда Александровна

г. Москва, 2017

Актуальность проекта:

 Во все времена  для образования   развитие  речевых способностей детей всегда имело  значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих  недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он  будет нуждаться в помощи  специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в  образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности.  Рассказы  носят   творческий,  оригинальный характер.

Проблема:                                                                                                                                        Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка!   Рассказы  детей не  должны  являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок  не  должен  терять  интерес к  рассказу своих сверстников.

Цели проекта:

1.Усвоение способов  для  создания собственного речевого продукта по сюжетной  картине.

2.Формирование  у дошкольников интереса  к созданию собственного речевого продукта.

Задачи проекта:

• Развивать  связную речь.

• Составлять  рассказы  по  предложенной  картине.

• Учить излагать  связно, последовательно.

• Учить выражать своё  отношение  к  качествам  разных  персонажей.

Участники: Дети старшего  возраста (5-7  лет),  воспитатель, учитель-логопед, родители.

Материалы: Методическая литература,   подборка  картин  по возрасту, оформление  картотеки «Дидактические  игры по развитию речи».

Основные направления работы с детьми:

1.Обогащение словаря.

2.Учить подбирать  наиболее  точные  определения  при  описании картин.

3.Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения,  действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц).

4.Знакомство  с  принципами   составление  рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой).

5.Учить самостоятельно  начинать  и завершать  рассказ.

6.Отличать рассказ от простого набора предложений.

7.Составление  рассказа  по картине  с использованием  наглядного моделирования.

8. Учить  придумывать  свой  рассказ  по предложенной  картине, не  отступая от темы, не повторяя  сюжетов товарищей.

9 . Инсценировка   сюжета картины.

10. Самостоятельная речевая деятельность детей.

11. Воспитывать  внимание  к  своей  речи  и речи  товарищей.

12.  Создание речевых подарков в виде картины.

Работа с родителями:

1.Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком).

2. Посещение картинной  галереи родителей с детьми (фотовыставка).

Методическое сопровождение:

1. Конспекты занятий.

2. Игры.

3. Творческие задания.

Этапы реализации:

1 этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)

2 этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)

3 этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)

 4 этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь).

Планируемые результаты от реализации проекта:

Для  воспитанников:

• Внимательно выслушивают  вопрос и  развернуто отвечают.

• Составляют  рассказы.

•  Объясняют  содержание картины.

• Выражают своё отношение.

Для  педагогов:

- Накопление педагогами практического опыта работы.

-Составление картотеки дидактических игр.

- Создание материала для педагогов и родителей.

Продукты проекта:

  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования  связной  монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
  • Создание сборника речевых,  дидактических, имитационных игр.

План - карта действий  по реализации проекта

для детей  среднего  дошкольного  возраста (3-5 лет)

Январь, февраль

Цель: обогащение  словаря

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Скажи  какой.

Подбор прилагательных к существительному.

2.

Что  он  умеет…..

Подбор  глаголов  к  существительному.

3.

Что  у  тебя, а что у друга

Составление  предложений  с  союзом «А».

Март, апрель

Цель: Знакомство с различными видами картин

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Знакомство с различными видами картин

Просмотр  слайдов  и  беседа.

Информация о выставках, которые можно посетить с ребёнком.

2.

Посещение картинной галереи.

Беседа после посещения.

Фотоотчёт

3.

Сравни картинки

Найти  отличия между двумя картинками.

Май

Цель: побуждение к развёрнутому ответу.

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Я спрошу, а ты  ответь.

Побуждать  к  развёрнутому  ответу.

2.

Выложим  картину.

Из предложенных  иллюстраций выложить картину и рассказать.

3.

Создай картину.

Рассматривание  различных  видов  картин.

Родители с ребёнком из элементов  картин   составляют рассказ.  

План - карта действий по реализации проекта

для детей  старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Январь, февраль

Цель: Обогащение  словаря.

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Подбери слово

Употребление слов  в  превосходной степени.

2.

У  кого  длиннее  предложение.

Составление  распространённых предложений.

3.

Скажи  наоборот

Составление предложений с  союзом  «А».

Март, апрель

Цель: знакомство с различными видами картин.

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Составь предложение.

Составить предложение из  предложенных  слов.

2.

Знакомство с различными видами картин

Просмотр  слайдов  и  беседа.

Информация о выставках, которые можно посетить с ребёнком.

3.

Посещение картинной галереи.

Беседа после посещения.

Фотоотчёт

4

Выложи картину.

Из предложенных  иллюстраций выложить картину и рассказать о ней.

Выложи картину.

Май

Цель: Побуждение к развёрнутому  ответу.

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Инсценировка   сюжета картины.

Подбор картины, беседа по содержанию.

Изготовление элементов костюмов

2.

Расскажи, мы узнаем.

Составление  подробного описательного рассказа.

3.

Что  потом.

Придумать и  рассказать,  что могло быть потом.

Сочинение рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в среденей группе "Речевой ручеёк"

Представлена презентация проекта по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Проект "Речевой ручеёк"

Проект по развитию речи с детьми средней группы....

Речевой ручеёк

Речевой ручеёк...

педагогический проект "Речевой ручеёк народной мудрости"

формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности....

проект "Речевой ручеёк"

Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей среднего дошкольного возраста. Задачи проекта:формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.развивать и формировать необходи...

проект "Речевой Ручеёк"

Актуальность проекта:К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального...