проект "Речевой Ручеёк"
проект (средняя группа)

Татьяна Александровна Остапенко

Актуальность проекта:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по развитию речи26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой петушок»

 ПРОЕКТ

По развитию речи

«Речевой ручеек»

(детей 4-5лет)

        

Подготовила воспитатель Остапенко Т.А.

        

Х. Вислый

2023г

Актуальность проекта:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.

Цель проекта: формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.

Задачи проекта:

- Обеспечить количественное накопление слов,  необходимых для содержательного общения;

- Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения

- Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

- Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

Принципы работы по проекту 

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации речевого развития в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по проекту:

  • Принцип наглядности
  • Принцип интеграции
  • Принцип развивающего характера образования
  • Принцип индивидуализации
  • Принцип единства с семьей

Образовательная среда ДОУ

Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе.

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

        - макеты, модели

        - сборник экологических и театрализованных сказок;

        - видеотека «Любимые питомцы»;

        - уголок «Времена года»;

        - составление картотеки дидактических игр;

        -книжки – малышки:

        -Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающий        тематические наблюдения          художественное слово и загадки;

        -Пополнение уголков;

        -Проведение консультаций;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный

– изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр

  1. Практический:

- ведение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;

- консультация с родителями;

- создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.

  1. Итоговый 

Открытое занятие «Там на неведомых дорожках»

.

Участники проекта:

  • дети средней группы «Непоседы»
  • педагоги;
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  октябрь – декабрь 2023 учебного года.

Предполагаемый результат:

Дети:

•        У детей будут сформированы речевые знания;

•        У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;

•        Дети научатся размышлять, анализировать и делать выводы.

Педагоги:

•        Приобретение педагогами нового опыта работы по речевой грамотности дошкольника, повышение профессионального мастерства;

•        Повысится культура педагогов, появится понимание необходимости в речевом развитии воспитанников;

•        Пополнится развивающая среда в группе;

•        Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;

Родители:

•        Обогащение уровня  знаний родителей по речевому развитию детей;

•        Повысится  культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии  детей;

•        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;

•        Возможность участвовать в совместных праздниках.

Продукты проектной деятельности:

  • Проведение  праздников  «Праздник Осени»; «День матери»
  • Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»;
  •  Оформление картотеки дидактических игр с разнообразным содержанием

  • Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека», с рекомендациями по развитию речи детей - дошкольников в домашних условиях.

                   Этапы реализации проекта «Речевой ручеек»

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

октябрь

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Обогащение центра речевого развития

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- макет «Дары леса»

- сборник сказок

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- подборка дидактических игр

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

В течении года

Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения  художественное слово и загадки

В течении года

Пополнение уголка природы

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей

ноябрь

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома

Ноябрь

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выявить уровень речевой грамотности воспитанности детей группы «Родничок»

Проведение диагностики по выявлению речевого развития детей средней группы «Родничок» по методике М.В. Емельяновой

Ноябрь

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по речевому  развитию  воспитанников группы «Родничок»

Октябрь

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр

Октябрь

Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические игры, художественное слово и загадки

В течение года

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр

В течении

Года

Работа с родителями

Участие в акции

В течение года

Создание газеты «Речевой ручеек»

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека» с рекомендациями по речевому развитию детей - дошкольников в домашних условиях)

ИТОГОВЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Родничок»

Диагностика и мониторинг качества речевого образования  в группе

Октябрь

Проведение итоговой диагностики по выявлению речевой грамотности детей средней группы

Декабрь

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Декабрь

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Декабрь

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Апрель

Обобщение опыта семейного воспитания

Декабрь

Фотовыставка

Декабрь

Заключение.

Проблема речевого развития традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью.

Актуальность проблемы моего исследования обусловлена социальным заказом общества на речевом развитии у детей дошкольного возраста; необходимостью совершенствования качества работы педагогов по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.

Анализ особенностей развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи , который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мною были выделены следующие условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Для выявления уровней развития связной речи детей среднего дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность, логичность.

и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1. обогащение активного и потенциального словаря ребенка,

2. развитие грамматического строя речи

ЛИТЕРАТУРА

1.Н.В.Коломина. 1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

3.Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,

Москва, 2001 г.

5.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.

6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ручеёк с платочком"-танец

Схема танца для детей 6-8 лет....

Пройди через ручеёк

                      ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЁК.           Задачи. Развивать у детей чув...

Сказка "Ручеёк"

В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное у...

Сценарий танцевального вечера "Мой кружок - РУЧЕЁК"

Праздник танца "Посвящение в кружковцы"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВЕЖЛИВЫЙ РУЧЕЁК»

познакомить детей с обязанностями: здороваться, общаться с помощью речи и жестов....

Проект в среденей группе "Речевой ручеёк"

Представлена презентация проекта по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Интегрированное занятие в средней группе Тема: «Весенний ручеёк»

Программное содержание: Научить  воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыке, изобразительном искусстве....