проект "Речевой Ручеёк"
проект (средняя группа)
Актуальность проекта:
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по развитию речи | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой петушок»
ПРОЕКТ
По развитию речи
«Речевой ручеек»
(детей 4-5лет)
Подготовила воспитатель Остапенко Т.А.
Х. Вислый
2023г
Актуальность проекта:
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.
Цель проекта: формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.
Задачи проекта:
- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения
- Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
Принципы работы по проекту
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации речевого развития в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:
- Принцип наглядности
- Принцип интеграции
- Принцип развивающего характера образования
- Принцип индивидуализации
- Принцип единства с семьей
Образовательная среда ДОУ
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе.
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- макеты, модели
- сборник экологических и театрализованных сказок;
- видеотека «Любимые питомцы»;
- уголок «Времена года»;
- составление картотеки дидактических игр;
-книжки – малышки:
-Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения художественное слово и загадки;
-Пополнение уголков;
-Проведение консультаций;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
– изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр
- Практический:
- ведение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;
- консультация с родителями;
- создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.
- Итоговый
Открытое занятие «Там на неведомых дорожках»
.
Участники проекта:
- дети средней группы «Непоседы»
- педагоги;
- родители воспитанников.
Срок реализации проекта: октябрь – декабрь 2023 учебного года.
Предполагаемый результат:
Дети:
• У детей будут сформированы речевые знания;
• У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;
• Дети научатся размышлять, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
• Приобретение педагогами нового опыта работы по речевой грамотности дошкольника, повышение профессионального мастерства;
• Повысится культура педагогов, появится понимание необходимости в речевом развитии воспитанников;
• Пополнится развивающая среда в группе;
• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
Родители:
• Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию детей;
• Повысится культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии детей;
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;
• Возможность участвовать в совместных праздниках.
Продукты проектной деятельности:
- Проведение праздников «Праздник Осени»; «День матери»
- Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»;
- Оформление картотеки дидактических игр с разнообразным содержанием
- Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека», с рекомендациями по развитию речи детей - дошкольников в домашних условиях.
Этапы реализации проекта «Речевой ручеек»
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | октябрь |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение центра речевого развития | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник сказок - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - подборка дидактических игр - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» | В течении года | |
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения художественное слово и загадки | В течении года | ||
Пополнение уголка природы | |||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей | ноябрь | |
Проведение консультаций | |||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома | Ноябрь | ||
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Выявить уровень речевой грамотности воспитанности детей группы «Родничок» | Проведение диагностики по выявлению речевого развития детей средней группы «Родничок» по методике М.В. Емельяновой | Ноябрь |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по речевому развитию воспитанников группы «Родничок» | Октябрь | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр | Октябрь | ||
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические игры, художественное слово и загадки | В течение года | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников», Открытые занятия и мероприятия | По плану | |
Выступление на педагогическом совете | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр | В течении Года | ||
Работа с родителями | Участие в акции | В течение года | |
Создание газеты «Речевой ручеек» | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека» с рекомендациями по речевому развитию детей - дошкольников в домашних условиях) | |||
ИТОГОВЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Родничок» | Диагностика и мониторинг качества речевого образования в группе | Октябрь |
Проведение итоговой диагностики по выявлению речевой грамотности детей средней группы | Декабрь | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Декабрь | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Декабрь | ||
Определение перспектив работы | |||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Апрель | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Декабрь | ||
Фотовыставка | Декабрь |
Заключение.
Проблема речевого развития традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью.
Актуальность проблемы моего исследования обусловлена социальным заказом общества на речевом развитии у детей дошкольного возраста; необходимостью совершенствования качества работы педагогов по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.
Анализ особенностей развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи , который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мною были выделены следующие условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.
Для выявления уровней развития связной речи детей среднего дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность, логичность.
и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. обогащение активного и потенциального словаря ребенка,
2. развитие грамматического строя речи
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.В.Коломина. 1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
3.Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,
Москва, 2001 г.
5.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.
6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ручеёк с платочком"-танец
Схема танца для детей 6-8 лет....
Пройди через ручеёк
ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЁК. Задачи. Развивать у детей чув...
Сказка "Ручеёк"
В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное у...
Сценарий танцевального вечера "Мой кружок - РУЧЕЁК"
Праздник танца "Посвящение в кружковцы"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВЕЖЛИВЫЙ РУЧЕЁК»
познакомить детей с обязанностями: здороваться, общаться с помощью речи и жестов....
Проект в среденей группе "Речевой ручеёк"
Представлена презентация проекта по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие в средней группе Тема: «Весенний ручеёк»
Программное содержание: Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыке, изобразительном искусстве....