проект "Речевой ручеёк"
проект по развитию речи (средняя группа)
Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
- развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
- формировать навыки связной речи.
- развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
- научить слушать воспитателя;
- выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
- накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoy_rucheek_2021.docx | 58.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№1» ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Речевой ручеек» Группа 2-я младшая, средняя Воспитатель: Ускова И.С. |
Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
- развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
- формировать навыки связной речи.
- развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
- научить слушать воспитателя;
- выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
- накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Тип проекта: долгосрочный
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети средней, II младшей группы, родители.
Актуальность проекта:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра - это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Существует много игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Методы проекта:
- игровой;
- творческий;
- словестный;
- наглядный;
- практический;
- развивающие- дидактические игры.
Ожидаемый результат: при систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарный запас детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Этапы проекта:
- Подготовительный
Мониторинг речевого развития дошкольников среднего возраста, обработка данных. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности. Анкетирование родителей. Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников.
- Основной.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом
Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.
- Заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
Итоговое мероприятие: «Ручеек красивой речи».
Презентация проекта в ДОУ.
Наименование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные |
1. Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю» 2 .«Волшебные загадки» (сочинение загадок, используя мнемотехнику) 3. Игра – драматизация: «Живая сказка» 4. Коллаж «Назови и опиши героя сказки» 5. «По речевой дорожке» (обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме) 5 Игра «Что будет, если ...» (использование приема изменения сюжета сказки) Рисование по сказке: «Нарисуем сказку» 7 Сочинение сказок « Весёлые сочинялки » 8 Акция «Подари книжку малышам». 9. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» 10. Речевые игры с движением. | Февраль 2021 | Воспитатели: Ускова И.С Кром В.Э. |
1.Занятия по обучению детей рассказыванию 2.Беседа – диалог по теме недели 3. Слушание аудисказок 4.Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок 5. Речевые тренинги с детьми; 6. Работа с мнемосхемами, мнемотаблицами 7.Динамические этюды 8. Дидактические игры. 9.Письмо сверстникам в другой детский сад 10.Письма – загадки; письмо – приглашение 11. Сочинение сказок на новый лад. | Март 2021 | Воспитатели: Ускова И.С Кром В.Э. |
1.Изготовление альбома «Мы любим сказки». 2. Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании 3. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» 5. Игры-драматизации по знакомым сказкам 6.Познавательные игры. 7. Сочинение сказок «Веселые сочинялки». 8.Беседа – диалог по теме недели 9.Слушание аудисказок 10. Занятия по обучению детей рассказыванию.11.Ритмопластика. | Апрель 2021 | Воспитатели: Ускова И.С. Кром В.Э. |
Работа с родителями:
Консультация: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр», памятка «Как учить стихи с детьми». Анкетирование «Речевое развитие ребенка». Индивидуальные беседы по речевым проблемам ребенка. Совместно с родителями созданы дидактические игры, игры на развитие речевого дыхания. Тематическая выставка дидактических игр в помощь родителям.
Консультация для родителей:
«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение и активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Необходимо создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.
К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений. На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь имеет две формы:
диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
монологическую(речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Ниже представлены примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми, начиная со средней группы.
Игры на усвоение категорий рода, числа,
падежа существительных, вида и наклонения глаголов:
"Узнай по описанию"
Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.
Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.
Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д
"Что изменилось?"
Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).
Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.
На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.
Взрослый. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).
Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.
Игры на словообразование:
"Угадай животное"
Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).
Взрослый:. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.
Взрослый дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.
Отгадайте, кто это?
Дети. Котенок.
Взрослый Да, это котенок.
Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.
А теперь кто у нас?
Дети. Котята.
Взрослый. Котята испугались, убежали, и не стало кого?
Дети. Котят.
Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.
"Магазин посуды"
Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.
Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.
Взрослый говорит ребенку, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).
Взрослый. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт.
Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:
"Какая? Какой? Какое?"
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Волк – серый, зубастый, злой, голодный.
Солнце – яркое, лучистое, горячее.
Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.
Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.
Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.
"Бывает – не бывает"
Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.
Материал: кукла Незнайка.
В гости к детям приходит Незнайка.
Взрослый. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.
Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.
Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.
"Подбери другое слово"
Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».
- компот из яблок (яблочный компот);
- варенье из груш (грушевое варенье);
- полка для книг (книжная полка);
- ваза из стекла (стеклянная ваза);
- крыша из соломы (соломенная крыша);
- горка из снега (снежная горка);
- кораблик из бумаги (бумажный кораблик).
Дидактические игры по развитию речи в средней группе.
Воспитатель: Богатко Н. М.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Цели:
Формирование словаря.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Активизировать употребление в речи названий
предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков,
отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков.
Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в
предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму
множественного числа существительных, обозначающих детенышей
животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном
"Кто как разговаривает?"
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья
хрюкает .
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
"Кто где живёт?"
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?- Белка. Кто живёт в скворечнике?- Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь. Вариант 2. педагог:- Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк?- В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: "Медведь живёт в берлоге".
"Подскажи словечко"
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
"Кто как передвигается?"
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог: - Дети: Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
"Горячий – холодный"
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:- Дети: Горячий - холодный Хороший - плохой Умный - глупый Весёлый - грустный Острый - тупой Гладкий - шероховатый
"Что происходит в природе?"
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Вариант 1: Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает - Просыпается, вылезает из берлоги.
Вариант 2. "Что бывает осенью?"
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
"Кто может совершать эти действия?"
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Педагог: Дети, кто идет,(бежит, летит, плывёт и т. л.)
Дети: Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт -рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
"Из чего сделано?"
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: "Сапоги из кожи", а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: "Кожаные".
Педагог: -Дети: Рукавички из меха - меховые Таз из меди - медный. Ваза из хрусталя - хрустальная Рукавички из шерсти - шерстяные и т.д.
"Разложи по полочкам"
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
"Кто кем был?"
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской, Корова – телёнком .Велосипед – железом. Дуб – жёлудем. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Ботинки – кожей. Яблоня – семечком. Дом – кирпичом, Лягушка – головастиком, Сильный – слабым, Бабочка – гусеницей, Взрослый – ребёнком.
"Какой овощ?"
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: "Помидор сладкий, а чеснок острый"
"Чья голова?"
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: "У вороны голова…", а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: "…воронья". Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья
Также можно играть Чей хвост? Чьи ноги?
"Четвёртый лишний"
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
"Один – много"
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
"Животные и их детёныши"
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
"Что бывает круглым?"
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…), квадратным , овальным.
"Обобщающие понятия"
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор - Овощи.
"Хорошо – плохо"
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
(Вода, зима и т. д.).
"Близко-далеко"
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
"Назови ласково"
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно
сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
"Весёлый счет"
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
"Назови полное имя"
Цель : Закрепить у детей умение образовывать формы полных имен от имен детских
Ход. Воспитатель беседует по картинкам "Как будут звать девочку (мальчика) Наташу (Колю) , когда она станет взрослой (ым).затем играют Как будут звать нас когда мы вырастем.
"Кто кем станет , когда вырастет"
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: "У коровы теленок, а у козы козленок"
"Угадай дерево по листу"
Материал: карточки с листьями знакомых деревьев
Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:
- Этот лист березы
- Этот лист клена
Пальчиковые игры
1 Осень, осень к нам пришла, (шагаем пальчиками по столу)
Дождь и ветер принесла.
(стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
2. Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят. (трем ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны
. (кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик, Подождем их до весны.
3. Этот пальчик - в лес пошел,
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - жарить стал,
Ну а этот - помогал. Этот пальчик - только ел,
Потому и потолстел.
(На каждую строчку загибать пальчики сначала на одной руке, потом, с появлением опыта и развитием моторики - на двух)
4. Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба я соберу,
Маме осенний букет подарю
( "шагать" по столу средним и указательным пальцем)
5. Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно уложить ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
6.Тихий, тихий, тихий дождик
(стучим пальчиками по полу, изображая капли).
Дождик, дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный дождик (стучим ладошками по полу).
Дождик, дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень (сильно стучим ладошками по полу) Ливень, ливень, кап-кап-кап!
7. Листья желтые летят и под ножками шуршат (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ножками)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(указательные пальцы шаркают друг об друга
Подвижные игры с речевым сопровождением, используемые в средней группе.
1. Гуси - лебеди
Описание игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
— Гуси-гуси!—Га-га-га.
—Есть хотите?— Да, да, да.
—Гуси-лебеди! Домой!—Серый волк под горой!
— Что он там делае
— Рябчиков щиплет.
—Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: Ну, бегите же домой!
2. Мы - веселые ребята
Описание игры Количество играющих (все дети). Место - зал, площадка. Перед игрой, чертят две параллельные линии -"дома". В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из "домов". По сигналу воспитателя дети говорят:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Но попробуй нас догнать!
После слова "догнать" играющие бегут в противоположный "дом". Водящий пытается догнать их, и коснуться их рукой. Дети до которых дотронулся водящий отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят.
Правила: Перебегать можно только после слов "поймать". Нельзя забегать обратно в дом. Ловить пробегающих можно только до противоположного "дома".
3. Кошка и мышка
Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят:
"Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький.
Ходит Васька – кот.
Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
притаится Васька – кот.
Серых мышек ждет"
После слов кошка начинает ловить мышку.
Правила:
Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.
Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.
Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».
Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек
4. Ловишки из круга
Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:
Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!
Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.
5. Гори, гори ясно!
Описание игры:
играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо- Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.
6. Мышеловка
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.
Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличиваетс
7. Пастух и стадо
Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.
Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:
Рано-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му».
Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.
Подвижные игры по мотивам художественных произведений.
«Теремок»
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки:
мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок»
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.
На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.
Игра проводится, пока не останется самый ловкий.
«Волк и козлята»
Выбирается волк, остальные дети- козлята.
Дети- козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы веселые козлята
Озорные все ребята,
Не боимся никого
Кроме волка одного.
(подходят к волку)
Серый волк, не зевай
Нас скорее догоняй»
На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает.
Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.
Затем выбирается новый « волк»
«Красная Шапочка»
Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.
Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят:
«Маленькая девочка
Красненькая Шапочка
К бабушке с корзинкой шла
И ребяток здесь нашла.
Шапочку ты не снимай,
Кто позвал тебя, узнай?»
Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : -«Красная Шапочка»
Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.
Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.
«Бармалей»
Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя.
Он подходит к детям со словами:
«Я добрейший Бармалей
Очень я люблю детей.
Кто пойдет со мной гулять:
Бегать, прыгать и скакать?»
Дети отходят от Бармалея, приговаривая:
«Не хотим с тобой идти,
Лучше нас ты догони!»
Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик»
Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.
«Муха- Цокотуха»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре- ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.
Дети идут по кругу, проговаривая слова:
«Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо
В гости мы к тебе идем
Кого хочешь, приведем?
Может пчелок полосатых?
Или гусениц мохнатых?
Кровопийцев- комаров?
Или толстых червяков?»
Ребенок в центре (Муха- Цокотуха) выбирает.
Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;
если гусениц- идут мелкими шагами;
если комариков- летят, произнося «з-з-з»;
если червяков- идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.
После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.
«Зайцы и лиса»
Дети в масках зайчиков стоят в кругу.
Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук- тук- тук….
Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.
Кто проиграл- тот становится «лисой»
Сюжетно - ролевая игра "Путешествие по городу".
Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители,
продолжать развивать речь,
пополнять представление о городе, профессиях.
Материалы:
кепка шофера, руль,
вывеска «касса», кафе "Сказка", "Стадион ",
ободки с надписями служащих парка, инструктора, официанта,
маски зверят,
карусель,
строительный материал.
Предварительная работа:
▪ рассматривание фотоальбома «Наш любимый город»,
▪ изучение правил дорожного движения,
▪ сюжетно-ролевая игра "Дорога"
▪ знакомство с работой, инструктора по физической культуре, официанта,
▪ разучивание игр и песен, ролевых слов и действий.
Ход игры.
Дети с воспитателем строят автобус.
Ведущий. Ребята, я хочу предложить вам поехать на экскурсию. Согласны? (ответы детей). Тогда садитесь скорее в автобус. Я буду экскурсоводом, а Коля будет шофером (дети занимают места в автобусе).
Шофер автобуса. Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.
Звучит аудио запись «Автобус».
Шофер. Остановка «Стадион».
Ведущий. Давайте зайдем туда. А скажите ребята, что делают люди на стадионе ? (Ответы детей). А кто проводит тренировки? Инструктор, тренер
Мальчик - инструктор: Здравствуйте, я ваш инструктор по физической культуре, предлагаю
вам укрепить свое здоровье, займемся зверобикой (дети надевают шапочки зверушек). На цветочки становись!
Дети встают на цветочки и выполняют движения под музыку.
Ведущий. Здоровье в порядке?
Ответ детей. Спасибо зарядке.
Ведущий и дети благодарят инструктора.
Ведущий. Попрошу всех в автобус, наша экскурсия по городу продолжается.
Шофер. Осторожно, двери закрываются, пристегните ремни. Следующая остановка "Парк развлечений".
Весёлый автобус,
По дорожке беги
И в парк развлечений
Ты нас привези.
Ведущий. Там много качелей,
И фокусник ждёт
Там есть карусели
Весёлый народ.
Шофер. Остановка "Парк развлечений".
Ведущий. Потихоньку выходим, не толкаемся.
Директор парка. Здравствуйте, я директор парка, приглашаю вас прокатиться на наших веселых каруселях, но прежде прошу вас приобрести билет в кассе (жестом показывает на кассу).
Дети подходят к кассе и приобретают билеты. Проводиться игра «Карусель».
Директор. Ну, как вам понравилось в нашем парке? (ответы детей). А не
хотите ли заглянуть в детское кафе «Сказка»? (ответы детей)
Ведущий. Ребята, а кафе-то находиться на другой стороне улицы и нам придется идти через дорогу. А как правильно переходить дорогу? (ответы детей). Вставайте парами, я пойду впереди с красным флажком, а Миша – сзади нашей колонны. Смотрите, не отставайте, а то потеряетесь в городе.
Мы по улицам идём
Друг дружку за руки ведем.
Всё хотим мы повидать
Обо всём хотим узнать.
Дети по пешеходному переходу идут через дорогу.
Ведущий. Вот мы и пришли.
Официант. Здравствуйте, сделайте, пожалуйста, ваш заказ. Вот вам меню
Ведущий. Давайте закажем сок (коробочка сока каждому).
Официант. Будет сделано.
Официант приносит сок, дети пьют, благодарят официанта и покидают кафе.
Ведущий. На этом наша экскурсия заканчивается. Прошу занять свои места в автобусе, пристегнуться – мы едем обратно в детский сад (дети садятся в автобус, поют песню).
Шофер. Остановка «Детский сад "Лесная сказка"». Дети выходят из автобуса, благодарят шофера и экскурсовода, воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии своим родным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ручеёк с платочком"-танец
Схема танца для детей 6-8 лет....
Пройди через ручеёк
ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЁК. Задачи. Развивать у детей чув...
Сказка "Ручеёк"
В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное у...
Сценарий танцевального вечера "Мой кружок - РУЧЕЁК"
Праздник танца "Посвящение в кружковцы"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВЕЖЛИВЫЙ РУЧЕЁК»
познакомить детей с обязанностями: здороваться, общаться с помощью речи и жестов....
Проект в среденей группе "Речевой ручеёк"
Представлена презентация проекта по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие в средней группе Тема: «Весенний ручеёк»
Программное содержание: Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыке, изобразительном искусстве....