«Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Хабибуллина Ирина Владимировна
Воспитатель 1 кв. категории
2017-2018 уч.г.
Группа: средняя-старшая
с. Петропавловка, 2017
План по самообразованию на тему
«Развитие связной речи дошкольников
посредством театрализованной деятельности»
Средняя-старшая группа
Актуальность. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволит сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель работы: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы) по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.
- Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, .
Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.
- Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки; использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
- Разработать работы с детьми на год.
- Оформить в группе центр активности «В гостях у сказки».
- Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.
- Проект «Мы артисты» (совместный с муз. руководителем)
Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность; привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ.
Предполагаемый результат:
1. Развивать у детей, выразительную связную речь, мышление, память.
2.Обогащать речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка, совершенствовать навыки диалогической речи, развивать эмоциональную выразительность речи.
3.Сформировать навык общения. Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Список литературы:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.
- 17. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
- Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
- Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 396 с.
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.
- Пожиненко С.А Артикуляционная гимнастика. - изд-во «Каро» г.Ленинград , 2003. - 60 с.
- Бардешева Т. Рассказываем стихи руками //Обруч. - 1998. - №5.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 2004. - 148 с.
- Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия поразвитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
План работы на год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Подбор литературы по теме - изучить материал на тему; - изучение и внедрение новых технологий; - посещение семинаров, занятий коллег; - участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - информация для родителей о театральной деятельности в детском саду. -Изготовить и внести: дидактические игры по речевому развитию. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию) - проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; - оформление уголка «В гостях у сказки»; - работа с родителями; - отчет по теме самообразования. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Рассказ о видах театра. Как вести себя в театре. Простые правила этикета». | Знакомство с театром через мультимедийное оборудование | |
Ноябрь | Разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции. | Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить» | ||
Декабрь | Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Заюшкина избушка", | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | ||
Январь | Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение. Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой) | Картотека: «Мимические упражнения»; Уголок эмоций «Мое настроение» | ||
Февраль | Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки. | Элементы сказкотерапии. Этюды игротерапии | ||
Апрель | Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. | Инсценировка сказки. Показ сказки «Кошкин дом» детям детского сада, родителям. | ||
Работа с семьей | Сентябрь | Предложение родителям – посещение театра. | Беседа «Как поддержать у детей интерес к театру» | |
Ноябрь | Консультация «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» | Подбор консультаций по данной теме. | ||
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику. | Новогодний утренник. | ||
Январь | Рассказ родителям об особенностях настольного театра. | Изготовление атрибутов (трафареты, настольный театр) | ||
Февраль | Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» | Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок | ||
Апрель | Подготовка к Инсценировке сказки «Кошкин дом» | Изготовление атрибутов масок и костюмов. | ||
Май |
Работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 2.Фотоотчет для родителей о проделанной работе с детьми. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»
В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..
конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой. используемые технологии:...