"Сценарный план игры-занятия по развитию речи с элементами экспериментирования (группа раннего возраста)"
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Журавлёва Ольга Владимировна
Детское экспериментирование – сложный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования дети знакомятся с окружающим миром (свойствами и качествами воды и материалов, действиями с водой и предметами), развивается мелкая моторика рук, а также расширяется и обогащается словарный запас.Ссылка видеофильма данной деятельности: https://youtu.be/-F_1_8F_Wog

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план

игры-занятия по развитию речи с элементами экспериментирования

 (группа раннего возраста)

ТЕМА: «Маленькие волшебники».

ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами воды, льда, камней, пенопласта через экспериментальную деятельность.

ЗАДАЧИ:

1. Обучающие:

  •  Обучать способам  установления простейших связей между предметами  и явлениями через опыты.
  • Учить детей формулировать простейшие обобщения.

2. Развивающие:

  • Развивать активную речь через познавательную деятельность детей;
  • Совершенствовать  наглядно-действенное мышление через игры-эксперименты.
  • Развитие воображения

3. Воспитывающие:

  • Содействовать формированию и развитию у детей познавательных интересов в экспериментальной деятельности;

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование).

Предметно-практическая среда:

сундук, «волшебная» палочка,

для эксперимента: тазики с водой, мелкие и крупные камни, кусочки пенопласта, гуашь, миска с кусочками льда, пустые пластиковые бутылки.

Среда взаимодействия: Взрослый-ребенок

Планируемые результаты:

Дети познакомились через экспериментальную деятельность со свойствами различных материалов, обогатили чувственный опыт.

Дети обогатили и активизировали словарь (словарная работа: сундук, волшебство, теплый - холодный, тяжелый – легкий, зеленый, пенопласт, лед).

Ход деятельности:

Вводно-мотивационный этап

Воспитатель с детьми сидит на ковре и в непринужденной обстановке общается с детьми. - У меня есть сундук (совместно с детьми рассматривает сундучок, обозначая в речи его характерные особенности: у сундучка есть красивая ручка, замок, который закрывает его.

- Я скажу вам по секрету, что он непростой, волшебный. В нем живут разные чудеса и волшебство. Ой, как интересно, что же там?

Дети высказывают предположения

Воспитатель

Достает из  сундука  яркий бант, закрепляет его на голове.

- Какой красивый бант! Я - кукла Оля. А ты кто? (девочка Кира, девочка Ева и т.д.).

Воспитатель:

- Что еще есть в сундуке?

- Посмотрим? Откроем?

(Пробует вместе с  детьми открыть).

- Не получается,   что делать?  

Чтобы сундучок открылся, мы вместе, дружно скажем волшебные слова (вместе с детьми проговаривают слова и делают имитационные движения, как-будто колдуют)

«Ток-ток-ток! Чок-чок-чок! Открывайся, сундучок!

 Воспитатель или ребёнок открывает сундук и достает «волшебную палочку».

- Да это же волшебная палочка!

Воспитатель: 

- Мы станем  волшебниками. Вставайте - будем тихонько кружиться и превращаться в волшебников (взрослый вместе с детьми по-тихоньку кружится и говорит слова) «Покручусь-поверчусь, и вместе с малышами в волшебников превращусь!».

(Прикасается палочкой к детям, превращая их в волшебников).

Практический этап

Звучит музыка «Где водятся волшебники».

Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором стоит сундук и говорит:

- Мои маленькие волшебники! Что же нам приготовил наш сундучок? Ой, как интересно! Там что-то гремит (взрослый или ребенок по желанию берет сундук и трясет его).

А вам интересно? Скажем дружно волшебные слова (взрослый с детьми троекратно говорит слова):

-Ток-ток-ток! Чок-чок-чок! Открывайся, сундучок!

(сундук открывается, в нем находится бутылочка с водой)

- Дети, что это?

Дети:

-Бутылочка.

Воспитатель:

- Да, это бутылочка с водой. Сегодня мы будем показывать волшебство с водой

Дети разбирают заранее приготовленные бутылочки с питьевой водой.

Воспитатель: (разглядывает через бутылку с водой детей)

- А я вижу ….(Имя ребенка)! И еще вижу… (имя).

Воспитатель:

- Волшебница….(имя), ты кого увидела? А ты…. (имя)?

- Почему мы видим через водичку в бутылке друг друга?

Предполагаемые ответы детей.  

Воспитатель:

- Мы увидели друг друга потому, что вода в бутылке прозрачная.

(звучит музыка и взрослый с детьми переходят к следующему столу).

На столе опять стоит сундучок (взрослый или ребенок берет сундук и по-тихоньку трясет его).

Воспитатель:

- Интересно, что же на этот раз нам приготовил волшебный сундучок?

(дети с воспитателем говорят волшебные слова и кто-то из детей его открывает).

- (имя), что лежит в сундучке?

Дети:

- Краски и камешки.

Воспитатель:

- Правильно! Это краски и камешки. А белые маленькие кубики – это пенопласт.

- Возьмите в руку камни,  подуйте на них.

- А теперь возьмите пенопласт, подуйте на него.

- Что случилось с камнями? А с пенопластом?

 - Что тяжелое? А что легкое? (камни не летят, они тяжелые. А пенопласт разлетается в разные стороны, он легкий, как перышко, как снежинка).

- Опустим камни и белые кубики в воду.

Что с ними произошло (камни утонули, они тяжелые, а кубики плавают, они легкие).

Дети:

- Камни утонули! Они тяжелые.

Воспитатель:

- Мы волшебники – и можем спрятать камни в воду.

- Как можно спрятать камни?

Дети:

- Закрасить воду краской.

(Дети берут заранее приготовленную краску и выливают в воду).

Воспитатель:

- Ой, что же случилось с водой?  Вода была прозрачная а стала   …

-.Какого цвета она стала?

- Где теперь камни?

Дети рассуждают.

Воспитатель задает вопросы,   в общении использует индивидуальные обращения к детям.

Дети:

- Вода стала зеленой! Камешки спрятались, их не видно. В цветной воде камни не видно!

Воспитатель:

- Правильно, вода стала зеленого цвета и поэтому камешки не видно.

- Как же сложно быть волшебниками! Мы немного отдохнем и поиграем:

Воспитатель проводит физ.минутку  «ДОЖДИК»

Капля раз, капля два, (медленная ходьба)

Очень медленно сперва (руки на поясе)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (темп увеличивается)

Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).

Воспитатель:

- Мы немного отдохнули и готовы к новому волшебству!

- А в нашем волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…

- Что же это там гремит? (дети вместе со взрослым говорят волшебные слова и сундук открывается).

Дети:

- Это лёд!

Дети берут каждый по кусочку льда (заранее приготовлен).

Воспитатель:

- (имя), потрогай руками лёд. Какой он на ощупь?

Дети:

- Он скользкий, холодный, мерзнут руки.

Воспитатель:

- Волшебники, что нужно сделать, чтобы лед растаял?

Дети: 

- Подуть на него.

Воспитатель:

- Подуть на него, как теплый ветерок. А еще можно погреть теплыми ладошками!

- Льдинка не любит теплых ладошек и теплого ветерка.

- Смотрите, моя льдинка тает, а на ладошке появляется вода.

От теплых ладошек – холодный лед тает и превращается в воду.

Рефлексивный этап

Воспитатель:

- Вот какие чудеса мы сегодня  сделали!

- Вам понравилось быть волшебниками?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- И мне тоже!

- Но пришла пора нам превращаться в детей.

«Покручусь-поверчусь, и в детишек  превращусь!».

«Покручусь-поверчусь, в Ольгу Владимировну  превращусь!».

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игра-занятие по развитию речи во 2-ой группе раннего возраста (с 1,6 до 2 лет) «Куриное семейство»"

Методическая разработка игры-занятия по развитию речи у детей раннего возраста. Вовлечь  эмоционально ребёнка в действия с игрушками, побуждать активно подражать  взрослому в движениях и дей...

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в зимний лес"

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речис детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в зимний лес"...

Конспект игры - занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей первой группы раннего возраста на тему: «Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Программное содержание:Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте под музыкальное сопровождение. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей. Обучать чёткому произнесению с...

Конспект игры-занятия по развитию речи "Ладушки-ладушки" в группе раннего возраста.

Конспект игры-занятия в группе раннего возраста по развитию речи....

Сценарный план кукольного спектакля «Колобок» с привлечением родителей воспитанников в группе раннего возраста

Театрализованная деятельность в группе раннего возраста - это прежде всего игра, положительные эмоции, волшебство. Благодаря помощи родителей герои сказок оживают и творят чудеса. Именно таким чудом с...

Конспект игры-занятия расширение ориентировки в окружающем и развитие речи с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) Игра «Угостим зайку капусткой»

Цель: Учить детей различать в натуральном виде и называть овощ: капусту. Учить называть цвет, форму и величину....

Конспект игра-занятия с расширением ориентировки в окружающем и развитие речи для детей первой группы раннего возраста.

Конспект Чтение потешки "Киска, киска." для формирования у детей желания и умения повторять рифмующие слова и звукосочетание текста....