Конструкт .Составление рассказа по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Конструкт. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт

образовательной деятельности по направлению «Речевое развитию»

Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Возрастная группа: средняя группа, дети 5-го года жизни.

Форма организации: групповая.

Средства:

- зрительный ряд: серия сюжетных картин

- музыкальный ряд: запись лая и повизгивания щенка

- мультимедийные ресурсы: магнитофон

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель

Способствовать овладению детьми способом составления рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи

 

Обучающие:

- продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с помощью слова - подсказки

- продолжать учить подбирать прилагательные к существительным.

Развивающие:

- способствовать развитию связной речи детей;

- развивать способность сосредоточиться в процессе составления рассказа.

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы товарищей;

-  учить детей работать сообща, помогать друг другу    .

Целевые ориентиры.

Дети проявляют: инициативу в общении друг с другом и со взрослым; активность в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

Дети обладают: установкой положительного отношения к миру, другим людям и животным.

Дети способны: использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания:  способны выражать свои эмоции посредством слов, жестов, мимики.

Этапы (последовательность деятельности)

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Создание эмоциональной комфортной обстановки.

 

Чтение стихотворения

Дети слушают стихотворение, улыбаются друг другу и гостям.

Мотивация к деятельности

Цель: включение в деятельность.

- Ребята, послушайте стихотворение Т. Шорыгиной.

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул.

Наступил в прихожей в лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот.

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет.

- Вы узнали о ком это стихотворение? (Щенок) 

У нас в гостях щенок по кличке «Дружок»

Игра со щенком:

- Погладим его и скажем добрые и ласковые слова.

- Щенок какой? (добрый, ласковый, мягкий, пушистый, игривый, теплый, веселый…)

- Щенок такой маленький, что все называют его не щенок, а щеночек.

- У нашего щеночка не глаза, а маленькие ….

Не хвост, а маленький…

( нос, живот, уши, спина)

- Как вы думаете, какое настроение у нашего щенка?

Давайте послушаем аудиозапись и отгадаем какое настроение у нашего Дружка.

 (Слушание звуков)

-  Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинках. Как вы думаете, кто будет герой картин, по которым мы будем составлять рассказ?  Рассмотрев эти картинки, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.

- Что мы будем делать сначала? Правильно, построим «паровозик» из картинок (слева – направо).

Организует детей, концентрирует их внимание, включает в образовательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Сосредотачивают внимание, подбирают прилагательные к существительному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения проблемы.

- Скажите, кто изображен на всех картинках?

(Щенок и девочки – подружки).

- Подумайте, где происходит эта история?  В какое время года и время суток?

(Все это происходит во дворе дома, осенним днем, потому что девочки одеты в плащи и сапоги, на улице идет дождь.

 - А теперь, ребята, посмотрите на каждую картинку и скажите, кто и что делает.

(дети  берут любую картинку и рассказывают, кто, что делает и зачем?)

Картина 1:
Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем...
Щенок был грустным (расстроенным, печальным)...

Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...
Картина 2:
Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)...
Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)...
Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...
Картина 3:
Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)...
Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...
Картина 4:
Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)...
За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...

Предложить детям ответить на вопросы, предложенные воспитателем.

 

Стимулирует общение детей.

 

Поощряет к высказываниям.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

 

Комментирует высказывания детей.

 

Поощряет детскую инициативу.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картинки, рассуждают, выстраивая полный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в планировании собственной деятельности.

 

Осуществляют выбор последовательности и способа решения.

Освоение способа деятельности.

- Давайте немного отдохнем. Представьте себе веселого щенка и повторяйте за мной.

- Во дворе щенок играл, 
Прыгал, бегал и считал: 
«Раз – прыжок и три кивка, 
Два – направо голова, 
Три – налево поворот» – 
И помчался до ворот, 
А потом вздохнул и сел: 
Он устал и присмирел.

- ….., возьми любую картинку и повесь ее на доску.  …., возьми тоже картинку и подумай, когда это было до или после.

 ( выкладывание картинок в логический ряд).

- А теперь давайте попробуем придумать историю, которая произошла с щенком.

(придумывание историй детьми)

 Согласовывает с детьми действия их последовательности.

Включает детей в самостоятельную деятельность и наблюдает за детьми.

Выполняют физкультминутку

 

Включаются в деятельность.

 

Принимают активное участие в ней, осваивают последовательность действий.

 

 

 

Самоконтроль

После того, как рассказ готов, детям предлагается придумать ему название (по времени, по месту, по действию, по главным героям).

Привлекает детей к подведению итогов.

Выражают собственные суждения, высказывают эмоциональный отклик.

Рефлексия

Что вам понравилось сегодня больше всего?

Что показалось вам трудным?

Что оказалось легким?

Предлагает детям ответить на вопросы, активизирует обсуждение

Стимулирует детей к самоанализу и самооценке.

Совместно оценивает процесс и результат деятельности.

Дети делятся впечатлениями, выражают свои мысли. Активно отвечает на вопросы.

 

Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе.

Открытость.

Ребята, мы сегодня составили хороший рассказ про щенка. Хорошо, что у щенка появились друзья. Давайте и мы сделаем доброе дело и вечером сделаем домик для других питомцев.

Стимулирует  дальнейшую деятельность детей.

Планируют дальнейшую деятельность.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....

"Составление рассказа по серии сюжетных картин (дети с ЗПР)"

    В системе работы по развитию речи детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная реч...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Интегрированное занятие по развитию речи: составление рассказа по серии сюжетных картин "Утёнок и цыплёнок"

С помощью сюжетных картин у ребёнка вырабатывается  понимание различных сюжетов, изображенных на картинках, отображающих знакомые детям явления и события; формируется умение отвечать на вопросы, ...