Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
статья знакомит педагогов с обучением детей составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №26»
Консультация для педагогов
Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Подготовила:
Учитель – логопед Дуганова О. А.
Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребёнка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учёбы. От ученика, поступившего в школу, требуется умение давать развёрнутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти умения закладываются в дошкольном возрасте. Хорошо известно, какие трудности испытывают ученики начальной школы в построении связного высказывания как письменного, так и устного. Аналогичные(и даже гораздо большие) трудности испытывают в построении развёрнутого связного высказывания дети дошкольного возраста в том случае, если у них не развиты необходимые умения путем специального речевого обучения. Нарушение связной речи- один из симптомов ОНР. Составление рассказа по серии сюжетных картин детям с ОНР дается с большим трудом. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета, пропускают значимые эпизоды, застревают на второстепенных деталях, используют простые малоинформативные предложения. Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда с воспитателями группы . Те или иные грамматические формы отрабатываются в ходе вопросно-ответной беседы по содержанию картин и затем закрепляются в самостоятельных рассказах детей. Большое внимание необходимо уделять работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных , а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей речи. Нельзя оставлять без внимания формы согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Учить детей отвечать на вопросы распространенными законченными предложениями; при ответах и в процессе рассказа использовать различные типы предложений. В процессе работы над составлением рассказов по серии сюжетных картин дети должны усвоить некоторые типы сложных предложений, например, сложносочиненных с союзом а, но, сложноподчиненных с придаточными времени, цели, условия. Словарная работа преследует цель обогащения активного словаря детей. Большое внимание необходимо уделять устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Важно уточнять и закреплять в речи детей слова-определения, в том числе качественные и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, а также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение предметов-наречия, предлоги. Введение в словарь новых слов и словосочетаний определяется конкретным содержанием серии сюжетных картин(номинативная лексика, слова, передающие характеристику действий и др.).
Методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин строится с учетом особенностей детей с ОНР(системное нарушение речи, вторичные отклонения в познавательном развитии). Это находит отражение в проведении подготовительной работы, в отборе и последовательности использования картинного материала, в структуре и приемах специальной коррекционной работы. Переход от описания серии сюжетных картин в форме отдельных высказываний к составлению связного, последовательного, логически законченного рассказа представляет большие трудности для детей с ОНР. С учетом этого обучение строится следующим образом. Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. Большое внимание уделяется развитию у детей навыков планирования рассказа. Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем закончим рассказ?» и т.п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план. В последующем в составлении плана дети участвуют поочередно под руководством педагога. При этом учитываются индивидуальные речевые особенности. Обучение детей рассказыванию по картинам необходимо начинать после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстраций. Это подготавливает детей к последующей работе по сюжетным картинам. При передаче внешнего облика персонажей картины, дети могут использовать навыки, полученные на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства, усвоенные на занятиях по пересказу. В дальнейшем занятия по картинам следует проводить параллельно с занятиями по составлению рассказов-описаний и пересказу. Обучение на основе картинного материала рекомендуется проводить как минимум на двух учебных занятиях. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию по серии сюжетных картин предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей. С этой целью используется малогрупповой метод занятий(учитывается степень оказываемой помощи, использование наглядных опор, очередность участия в составлении рассказов на занятиях). Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. Оценке рассказов помогает и педагог, отмечает то, что не заметили дети: соответствие названия содержанию, интересный переход от одной картинки к другой, удачное построение предложений(сложноподчиненных и сложносочиненных). В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у детей с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи на основе использования серии сюжетных картин для дошкольников с ТНР необходима. Это способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует использование разнообразных средств связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.
Литература:
1. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
2. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.
3. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам"
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849549-1479037812.jpg)
Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"!
Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-623337-1504725015.jpg)
Консультация для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»
Консультация для педагогов«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/06/picture-1161063-1654514995.jpg)
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:" Составление рассказа по сюжетной картине"Река замерзла"
Конспект занятия по речевому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-1034816-1524972401.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-350436-1385322067.jpg)
Консультация для родителей «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок»
В консультации родителям даны рекомендации по обучению детей рассказыванию по картине и по серии сюжетных картинок....