Программа по развитию речи во 2 й младшей группе
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №99»
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МДОУ№99
от «31»августа 2017г. ___________Каштанова Е.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации программы «От рождения до школы»
образовательная область «Речевое развитие»
(Развитие речи в детском саду)
для детей младшего дошкольного возраста
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
воспитатели группы № 1
Кришталева Л.Н.
2017/18 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи1.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса2.
Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй; понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:
– проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, считаться с интересами товарищей;
– речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной;
– в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;
– делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);
– может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым; во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим, появляются постоянные партнеры по играм;
интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;
интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: выполняет индивидуальные и коллективные поручения, проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо, способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, учиться правильно называть строительные детали и их цвета; может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки; способен сосредоточенно действовать в течение 15–20 минут;
интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности3.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.
Возраст детей: с 3 до 4 лет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва, 2014
- Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 лет), В.В. Гербова, Мозайка-Синтез Москва, 2014
Непосредственно образовательная деятельность – развитие речи.
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах.
№ | дата проведения | тема | программное содержание | количество часов 1 академ час | примечание |
1 | 04.09.2017 | Диагностика | Заполнение диагностических таблиц. | 15 мин | |
2 | 11.09.2017 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка» | Формировать у детей симпатии к сверстникам с помощью рассказа воспитателя. | 15 мин | |
3 | 18.09.2017 | Чтение русской народной сказки «Кто, петух и лиса» | Знакомство детей со сказкой «Кто, петух и лиса» | 15 мин | |
4 | 25.09.2017 | ЗКР: звуки «а, у». Дидактическая игра «Не ошибись» | Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. | 15 мин | |
5 | 02.10.2017 | ЗКР: Звук «у» | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | 15 мин | |
6 | 09.10.2017 | Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) | Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины. | 15 мин | |
7 | 16.10.2017 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Д/упражнение «Играем в слова» | Познакомить со сказкой «Колобок»; упражнять детей в образовании слов по аналогии. | 15 мин | |
8 | 23.10.2017 | ЗКР: Звук «о». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» | Отрабатывать четкое произношение звука о. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. | 15 мин | |
9 | 30.10.2017 | Заучивание стихотворения А.Блока «Зайчик»; А.Плещеева «Осень наступила» | Помочь запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила…», при восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызывать сочувствие к зайчишке, которому холодно. | 15 мин | |
10 | 06.11.2017 | Чтение стихотворения об осени. Д/упражнение «Что из чего получается» | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. | 15 мин | |
11 | 13.11.2017 | ЗКР: Звук «и» | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | 15 мин | |
12 | 20.11.2017 | Рассматривание сюжетных картин | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. | 15 мин | |
13 | 27.11.2017 | Чтение стихотворения «Детки в клетке» С.Маршака | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака. | 15 мин | |
14 | 04.12.2017 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | Помочь детям вспомнить знакомую сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь. | 15 мин | |
15 | 11.12.2017 | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/и «Эхо», «Чудесный мешочек» | Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь; уточнить знание цветов; развивать слуховое восприятие. | 15 мин | |
16 | 18.12.2017 | Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», заучивание стихотворения А. Босева «Трое» | Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь детям запомнить стихотворение А. Босева «Трое» | 15 мин | |
17 | 25.12.2017 | Игра-инсценировка «У матрешки-новоселье» | Способствовать формированию у детей диалогической речи. Учить правильно называть строительные детали и их цвета. | 15 мин | |
18 | 08.01.2018 | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. | 15 мин | |
19 | 15.01.2018 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин | Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | 15 мин | |
20 | 22.01.2018 | ЗКР: Звуки«м», «мь». Д/упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | 15 мин | |
21 | 29.01.2018 | ЗКР: Звуки «п» и «пь». Д/и «Ярмарка» | Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуковп, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. | 15 мин | |
22 | 05.02.2018 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения. | 15 мин | |
23 | 12.02.2018 | ЗКР: Звуки «б» и «бь» | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | 15 мин | |
24 | 19.02.2018 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» | Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма. | 15 мин | |
25 | 26.02.2018 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. | 15 мин | |
26 | 05.03.2018 | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Д/у «Очень мамочку люблю, потому что…» | Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме. | 15 мин | |
27 | 12.03.2018 | ЗКР: Звуки «т», «п», «к» | Закреплять произношение звука т, п, к в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком т; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | 15 мин | |
28 | 19.03.2018 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики». | 15 мин | |
29 | 26.03.208 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору вос). Д/у на звукоподражание (д/и «Что изменилось») | Учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | 15 мин | |
30 | 02.04.2018 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Д/у «Когда это бывает?» | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»; учить называть времена года. | 15 мин | |
31 | 09.04.2018 | ЗКР: Звук «ф» | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | 15 мин | |
32 | 16.04.2018 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) | Познакомить с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. | 15 мин | |
33 | 23.04.2018 | ЗКР: Звук «с» | Отрабатывать четкое произношение звукас. Упражнять детей в умении вести диалог. | 15 мин | |
34 | 30.04.2018 | Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца». | 15 мин | |
35 | 07.05.2018 | ЗКР: Звук «з» | Отрабатывать чёткое произношение звуков с, с; упражнять в умении вести диалог; учить обсуждать содержание стихотворения, развивать восприятие, внимание, фонематический слух. | 15 мин | |
36 | 14.05.2018 | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» | Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение; развивать мышление. | 15 мин | |
37 | 21.05.2018 | ЗКР: Звук «ц» | Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | 15 мин | |
38 | 28.05.2018 | Диагностика | Заполнение диагностических таблиц. | 15 мин | |
Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию
- Рассматривает сюжетные картинки.
- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе по программе Н.Е. Вераксы "От рождения до школы"
Перспективное планирование для первой младшей группе по развитию речи...
календаоно-тематическое планирование по развитию речи во второй младшей группе по программе "Радуга"
Представлено календарно-тематеческое планирование по развитию речи во второй младшей группе на первое полугодие по программе "Радуга"...
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по программе «Детство» «В гостях у хозяюшки»
Материал для развития координации речи с движением, активизации словаря детей словами в уменьшительно-ласкательной форме, закрепления приёмов лепки из ...
Рабочая программа по развитию речи в 1 младшей группе
программа по развитию речи в 1 младшей группе по программе бондаренко...
Рабочая программа по развитию речи во 2 младшей группе.
Рабочая программа по развитию речи....
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...
Программа по образовательной области "Развитие речи" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...