Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

Основными задачами программы является:

- развивать связную речь;

- воспитывать звуковую культуру речи;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;

- развивать коммуникативные способности.

Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет (младшей группы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Проскоковский детский сад «Теремок»

Перспективное планирование образовательной деятельности

по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

в  младшей  группе

на 2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

Основными задачами программы является:

- развивать связную речь;

- воспитывать звуковую культуру речи;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;

- развивать коммуникативные способности.

Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет (младшей группы).

Реализация образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 3-4 лет предусматривает следующие формы работы:

  1. Работа с детьми:
  1. специально-организованное занятие по развитию речи;
  2. специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой;
  3. речевые игры, направленные на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов, игры на словообразование, игровые упражнения для развития связной монологической речи, на развитие понимания смысловой стороны слова, на формирование образной речи;
  4. речевые игры на закрепление представлений о предложении;
  5. артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  1. Работа с родителями:
  1. родительские собрания по проблеме развития речи детей с использованием деловых и тренинговых игр;
  2. анкетирование родителей по выявлению их представлений об уровне развития речи детей;
  3. открытое занятие по развитию речи детей;
  4. совместно театрализованное представление;
  5. работа с детьми в рабочих тетрадях.

Реализация предусмотренных программой форм работы организуется следующим образом:

Форма работы

Форма организации

Периодичность реализации

Сроки реализации

Количество часов в год

Продолжительность работы

Работа с детьми

Специально-организованное занятие по развитию речи

Фронтальная

1 раз в неделю

Сентябрь-апрель

32

15 минут

Специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой

Фронтальная

1 раз в неделю

Сентябрь-апрель

18

15 минут

Речевые игры

Групповая

1 раз в неделю

В течение года

5 минут

Дыхательная гимнастика

Групповая

1 раз в неделю

В течение года

2-3 минуты

Артикуляционная гимнастика

Групповая

1 раз в неделю

В течение года

2-3 минуты

Работа  с родителями

Форма работы

Срок реализации

Родительское собрание с целью ознакомления с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» с использованием тренинговых игр

Сентябрь

Анкетирование родителей по выявлению их представлений об уровне развития речи детей

Сентябрь

Открытое занятие по развитию речи

Ноябрь

Родительское собрание с целью ознакомления с результатами работы по развитию речи

Май

Работа с детьми в рабочих тетрадях

В течение года

Специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой распределяются в течение учебного года в зависимости от комплексно-тематического плана.

Для подведения итогов реализации программы и оценки результативности работы в конце учебного года (май) проводится оценка уровня развития речи детей посредством мониторинга детского развития.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Пересказ сказки «Курочка ряба»

(Занятие №1)

Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с16

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и

Развитие речи, с ..

Речевые  игры на активизацию словаря  и развитие связной речи

«Угадай игрушку»

Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с87.

Дыхательная гимнастика

«Курочки»

Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника.

Картотека, упр №7

Артикуляционная гимнастика

«Голодные птенцы»

Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд.

Картотека, упр №1

2 неделя

Занятие по развитию речи

Рассматривание игрушек- поезда, коровы, кукушки, петуха.

(Занятие №2)

Подвести составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы

Закрепить правильное произношение звука (у).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.18.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Стихотворения о детях.

Продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, интонационно выразительно передавать образное содержание.  

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.57.

Речевые игры на формирование структуры предложения

«Поезд»

Закреплять умение воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.54.

Дыхательная гимнастика

«Паровозик»

Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

Картотека, упр№14

Артикуляционная гимнастика

«Паровозик свистит»

Учить высовывать вперед край языка и через него подуть.  

Картотека, упр №38.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Описание  игрушек- котенка, жеребенка, мышонка.

Занятие №3

Учить составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке; учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса – онок.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.20.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Стихотворения «Игрушки»

Вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать  положительное отношение к поэзии.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с47.

Речевые игры

«Чей голос?»

Формировать умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

О.С. Ушакова. Придумай слово.

Речевые игры, с65.

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

Учить произносить на выдохе «у-х-х-х-х»

Картотека, упр №20.

Артикуляционная гимнастика

«Зайчик»

Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.  Укреплять мышцы губ.

Картотека, упр №7.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Рассматривание картины «Мы играем в кубики, и строим дом»

Занятие №4

Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ; учить правильному  употреблению форм единственного и множественного числа существительных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с23.

Занятие по ознакомлению

с художественной литературой

-

-

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

Речевые игры

«Дружные ребята»

Активизировать в речи название детенышей животных.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.48.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок»

Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствовать правильному ритмичному дыханию

Картотека, упр №6.

Артикуляционная

«Улыбка»

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Картотека, упр №1.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

                                                                                                                      ОКТЯБРЬ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Описание внешнего вида куклы Оли.

Занятие №5

Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с25.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и развитие речи, с.145.

Речевые игры

«Олины помощники»

Формировать умение образовывать форму множественного числа глаголов.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,58.

Дыхательная гимнастика

«Шагом марш»

Учить произносить на выдохе «ти-ш-ш-ше»

Картотека, упр№16

Артикуляционная гимнастика

«Домик открывается»

Учить спокойно открывать и закрывать рот , расслабляя мышцы языка, удерживать губы в заданном положении.

Картотека, упр  №3.

2 неделя

Занятие по развитию речи

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем.

Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.29.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

«Репка»

Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании,  учить точно отвечать на вопросы.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с39.

Речевые игры

«Что за предмет?»

Формировать умение составлять текст описания.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 87.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит»

Учить громко, на выдохе произносить «ф-ф-ф-ф-ф»

Картотека, упр №13.

Артикуляционная гимнастика

«Любопытный язычок»

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Картотека, упр №5.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа об игрушках- котенке- зайчонке.

Занятие №7

Учить составлять с помощью взрослого короткие рассказы; соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.31.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Русская народная сказка «Теремок»

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с55.

Речевые игры

«Попроси правильно»

Закреплять умение называть детенышей животных.

О.С. Ушакова. Придумай слово.48.

Дыхательная гимнастика

«Насос»

Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, способствовать правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Картотека, упр № 18.

Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Картотека, упр №6.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Описание игрушек – козлика, ослика, парохода.

Занятие№8

Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке; показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.35.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Русская народная сказка «Колобок»

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с47.

Речевые игры

«Кто что умеет делать»

Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89.

Дыхательная гимнастика

«Гуси шипят»

Учить произносить на выдохе «Ш-ш-ш»

Картотека, упр №4.

Артикуляционная гимнастика

«Окошко»

Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Картотека, упр №8.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

НОЯБРЬ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Пересказ сказки «Репка»

Занятие№9

Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно  по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре название детенышей животных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.38.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и

Развитие речи, с..

Речевые игры

«Разноцветный сундучок»

Формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов роде при построении предложения .

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.41.

Дыхательная гимнастика

«Заблудился»

Учить произносить на выдохе «А-у-у-у!»

Картотека. Комплекс№2, упр№3.

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка»

Научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Картотека,  упр  №20.

2 неделя

Занятие по развитию речи

Описание предметов одежды куклы Оли.

Занятие№10

Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одежды.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.40.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова  и фразы из текста в процессе театрализации.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.60.

Речевые игры

«Кто больше увидит и назовет?»

Формировать умение выделять и обозначать словом части предмета его внешние признаки.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры ,с. 88.

Дыхательная гимнастика

«Зайчик»

Учить произносить на выдохе «Фр!»

Картотека, №3

Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Картотека, упр №30.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке.

Занятие№11

Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке;   показать образные формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.43.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Стихотворение о животных.

Учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с49.

Речевые игры

«Добавь слово»

Формировать умение находить нужный по смыслу глагол.

О.С. Ушакова. Придумай слово.

Речевые игры,с57.

Дыхательная гимнастика

«Погрейся»

Учить произносить на выдохе «Ух-х-х!»

Картотека.Комплекс№2, упр № 1.

Артикуляционная гимнастика

«Хоботок»

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Картотека, упр №2.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке.

Занятие№12

 Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ;  закреплять в речи названия известных им животных. Учить использовать слова обозначающие действия.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.45.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Русская народная сказка «Козлята и волк».

Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; активизировать глагольную лексику.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с64.

Речевые игры

«Где что можно делать»

Формировать умение использовать в речи глаголы.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89.

Дыхательная гимнастика

«Снеговик веселится»

Учить произносить на выдохе «Ха!»

Картотека .Комплекс №2,упр №5.

Артикуляционная гимнастика

«Шлепаем губами по языку»

Расслаблять мышцы языка путем самомассажа. Учить удерживать язык распластанным, широким.

Картотека, упр №19.


Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа по картине                      «катаемся на санках»

Занятие№13

Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с47.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и

Развитие речи,с..

Речевые игры

«Дружные ребята»

Активизировать в речи названия детенышей животных.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с48.

Дыхательная гимнастика

«Снеговик веселится»

Учить в прыжке на выдохе, произносить «Ха!»

Картотека. Комплекс№2, упр №5

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Картотека, упр  №1.

2 неделя

Занятие по развитию речи

Пересказ рассказа

Е.Пермяка «Первая рыбка»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; тренировать в подборе синонимов.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.161.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Описание кукол Даши и Маши.

Занятие№14

Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя; учить правильно называть предметы, их качества, действия.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.49.

Речевые игры

«Что делает Наташа»

Развивать образное мышление.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 90.

Дыхательная гимнастика

«Заблудился»

Учить произносить на выдохе «А-у-у-у!»

Картотека. Комплекс №2 упр№3.

Артикуляционная гимнастика

«Ступеньки»

Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Картотека, упр №22.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Проведение игры «Что в мешке у Буратино». Занятие№15

Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы  воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.52 .

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

Речевые игры

«Путешествие Буратино»

Формировать умение ориентироваться в значениях глаголов.

О.С. Ушакова. Придумай слово.

Речевые игры,с75.

Дыхательная гимнастика

«Погрейся»

Учить произносить на выдохе «ух-х-х!»

Картотека.Комплекс№2,упр № 1.

Артикуляционная гимнастика

«Покусаем язычок»

Добиваться расслабление мышц языка, усиления  кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проходимости).

Картотека, упр №26.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Составление описательного рассказа.

Занятие№16

Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т), (д), (н).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с55.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Стихотворение Е.Трутневой «Новым годом!».

Учить выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях; при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с65.

Речевые игры

«Что напутал Буратино?»

Формировать умение находить ошибки в описании и исправлять.

О.С. Ушакова. Придумай слоо. Речевые игры, с.88.

Дыхательная гимнастика

«Качалка»

Учить произносить на выдохе «Ф-р-оо-хх!».

Картотека .Комплекс №1,упр №1.

Артикуляционная гимнастика

«Хомячок»

Развивать произвольное движение языка.

Картотека, упр №14.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

ЯНВАРЬ

2 неделя

Занятие по развитию речи

Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок»

Занятие №17

Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.57.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и

Развитие речи,с..

Речевые игры

«У кого что»

Формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем или другими детьми.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.92.

Речевые игры с грамматическим содержанием

«Гуси»

«Качели»

Учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.

О.С.Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.49.

Дыхательная гимнастика

«Мышка и мишка»

Развивать дыхательную мускулатуру ,речевой аппарат, координацию движений,  мышцы рук и позвоночника.

Картотека. Комплекс№2, упр№5

Артикуляционная гимнастика

«Самовар»

Укреплять мускулатуру губ и щек.

Картотека, упр  № 18

3 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки»

Учить составлять рассказ по картинке, ориентироваться на образец, учить правильно называть предметы, давать описание игрушек.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.59.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с..

Речевые игры

«Встань в круг»

Формировать умение составлять коллективное описание игрушки.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.92.

Речевые игры с грамматическим содержанием

«Погремушки»

Формировать умение воспринимать и выполнять словесные указания; активизировать знания о повелительном наклонении глаголов.

О.С.Ушакова . Придумай слово. Речевые игры, с.50.

Дыхательная гимнастика

«Ушки»

Выполнять вдохи с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Картотека. Комплекс №2 упр№3.

Артикуляционная гимнастика

«Бульдог»

Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Картотека, упр №12.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Составление описательного рассказа об игрушках- пароходе, лисе, петухе.

Занятие №19

Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.61.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

Игры на формирование структуры предложения

«Добавь слово»

Формировать умение находить нужный по смыслу глагол.

О.С.Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.57

Дыхательная гимнастика

«Подыши одной ноздрей»

Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Картотека.Комплекс№1,упр № 3.

Артикуляционная гимнастика,

«Шлепаем губами по языку»

Расслаблять мышцы языка путем самомассажа. Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Картотека, упр №19.

5 неделя

Занятие по развитию речи

Проведение игры «У  Кати день рождения»

Занятие№20

Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с 63.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, выражать свои впечатления  в словах, мимике.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.67.

Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи

«Где что можно делать»

Формировать умение использовать в речи глаголы.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89.

Дыхательная гимнастика

«Елочка растет»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Картотека .Комплекс №1,упр №2.

Артикуляционная гимнастика

«Жуем блинчик»

Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Картотека, упр №37.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке.

Занятие№21

Учить по вопросам составлять описание игрушки; активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать  разных животных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с47.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и

Развитие речи,с..

Речевые игры на формирование структуры предложения

«Дружные ребята»

Активизировать в речи названия детенышей животных.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.48.

Дыхательная гимнастика

«Погрейся»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека. Комплекс№2, упр№1

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Картотека. Комплекс№2,  упр  №3.

2 неделя

Занятие по развитию речи

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Занятие№22

Учить составлять рассказ с помощью воспитателя; учить правильно называть предметы одежды; закреплять правильное произношение звуков(ф) –(ф)

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.69.

Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи

«Встань в круг»

Формировать умение составлять коллективное описание игрушки.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с92.

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большим»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека. Комплекс №2 упр№6.

Артикуляционная гимнастика

«Маленькие качели»

Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке

Картотека, упр №9.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Описание овощей и фруктов

Занятие№23

Учить составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.72.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

-

-

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

 Речевые игры на формирование структуры предложения

«Путешествие Буратино»

Формировать умение ориентироваться в значениях глаголов.

О.С. Ушакова. Придумай слово.

Речевые игры, с.75.

Дыхательная гимнастика

«Заблудился»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека.Комплекс№2,упр № 3.

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Отрабатывать произвольное движение языка, развивать координацию движений

Укреплять мускулатуру языка.          

Картотека, упр №28.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа о кукле Фае и Феде.

Занятие№24

Учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно; учить использовать в речи слова с противоположным значением.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с74.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Сказка К.Чуковского «Цыпленок»

Подобрать определение к заданному слову, найти средство выражения образа мимике, жестах.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с54.

Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи

«Разложи картинки»

Формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.88.

Дыхательная гимнастика

«Конькобежец»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека .Комплекс №2,упр №2.

Артикуляционная гимнастика

«Грибок»

Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.

Картотека, упр №21.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

МАРТ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Пересказ сказки «Козлята и волк»

Занятие№25

Учить пересказывать вместе с воспитателем; приучать отчетливо и правильно произносить звук (с).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с77.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

Стихотворение Я.Акима «Мама»

Вызвать радостный эмоциональный настрой; пополнить словарный запас эмоционально-оценочный лексикой.

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и развитие речи с.66.

Речевые  игры на формирование структуры предложения

«Разноцветный сундучок»

Формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде при построении предположения.  

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.41.

Дыхательная гимнастика

«Задуй свечу»

Выполнить три коротких редких выдоха, «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

Картотека. Комплекс№2, упр№1

2 неделя

Занятие по развитию речи

Описание предметов посуды.

Занятие№26

Учить составлять совместно со взрослым рассказ; учить правильно называть отдельные предметы посуды

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3- 5лет, с.78.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Учить интонационно точно повторять песенки из сказки; закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.62.

Речевые игры на активизацию словаря и развитие связной речи

«Кто больше увидит и назовет?»

Формировать умение выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с. 88.

Дыхательная гимнастика

«Заблудился»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека. Комплекс №2 упр№3.

Артикуляционная гимнастика

«Ступеньки»

Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечки».

Картотека, упр №22.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Называние предметов мебели

Занятие№27

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.81.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Малые фольклорные формы.

Загадки, потешки

Уточнить представление о загадках; познакомить с жанром потешки; заучить наизусть потешку «Котик»

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с51.

Речевые игры  на формирование структуры предложения

«Добавь слово»

Формировать умение находить нужный по смыслу глагол.

О.С. Ушакова. Придумай слово.

Речевые игры, с57.

Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Картотека, упр №30.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа на тему из личного опыта.

Занятие№28

Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ из личного опыта детей; активизировать в речи прилагательные и глаголы.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с83.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Малые фольклорные формы.

Продолжать знакомить с потешками; учить запоминать и выразительно рассказывать потешку, воспитывать интерес устному народному творчеству.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с 61.

Речевые игры активизацию словаря и развитие связной речи

«Где что можно делать»

Формировать умение использовать в речи глаголы.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89.

Дыхательная гимнастика

«Качалка»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Картотека .Комплекс №1,упр №1.

Артикуляционная гимнастика

«Любопытный язычок»

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Картотека, упр №5.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

АПРЕЛЬ

1 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Занятие№29

Учить отвечать на вопросы воспитателя, описать предмет; активизировать в речи прилагательные и глаголы.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с85.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

Потешки – заклички, поговорки

Знакомить со значением и содержанием потешек- закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко- ведрышко».

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и развитие речи, с.69.

Речевые игры на формирование структуры предложения

«Дружные ребята»

Активизировать в речи название детенышей животных.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, 48.

Дыхательная гимнастика

«Полное дыхание»

Учить выполнять энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед (Ха!).

Картотека. Комплекс№2, упр№1

Артикуляционная гимнастика

«Окошко»

Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Картотека, упр  №8.

2 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа по картине «Куры»

Занятие№30

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине; учить правильно называть изображение на картине, закреплять правильное произношение звука (з).

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.87.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Рассказ в стихах «Неприятный случай», сказка «Как лечили петуха»

Учить воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.70.

Речевые игры активизацию словаря и развитие связной речи

«Что делает Наташа»

Формировать умение определять последовательность действий, образовывать глагольный семантический ряд.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с 90.

Дыхательная гимнастика

«Ежик»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека. Комплекс №2 упр№2.

Артикуляционная гимнастика

«Кружок»

Развивать произвольное движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность.

Картотека, упр №15.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Составление описательного  рассказа о животных по картинкам.

Занятие№31

Учить составлять короткие рассказы по картинке; закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.90.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Сказка К.Чуковского «Мойдодыр»

Учить осознавать тему. Содержание поэтического произведения; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с56.

Речевые игры на формирование структуры предложения

«Где мы были, мы не скажем»

Активизировать глагольную лексику, учить соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

О.С. Ушакова. Придумай слово.

Речевые игры,с54.

Дыхательная гимнастика

«Ушки»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека.Комплекс№2, №3.

Артикуляционная гимнастика

«Бульдог»

Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Картотека, упр №12.

4 неделя

Занятие по развитию речи

Оставление описания по предметной картине.

Занятие№32

Учить составлять короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц), учить регулировать темп речи.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5лет, с.91.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Стихи к Дню Победы

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, развивать поэтический слух.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

Речевые игры активизацию словаря и развитие связной речи

«Кто что умеет делать»

Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действие животных.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.89.

Дыхательная гимнастика

«Постучи кулачками»

Укреплять мышцы носоглотки верхних дыхательных путей.

Картотека .Комплекс №2,упр №9.

Артикуляционная гимнастика

«Шарик»

Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Картотека, упр №17.

Неделя

Формы работы

Программное содержание

Задачи

Учебно-методическая литература

МАЙ

1 неделя

Занятие по развитию

речи

Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»

Учить составлять связный рассказ по картине; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с208.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

-

О.С.Ушакова. Ознакомление

Дошкольников с литературой и

Развитие речи, с.

Речевые игры

«Кто проворней?»

«Загадка»

Активизировать в речи наименования детенышей животных. Развивать воображение  умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с110, 170

Речевые игры на закрепление представлений о предложении

«Живые слова»

Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

О.С. Ушакова. Развитие речи детей

5-7 лет, с .21.

Дыхательная гимнастика

«Подыши одной ноздрей»

Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Картотека.Комплекс№1,№3.

Артикуляционная гимнастика

«Жуем блинчики»

Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Картотека ,упр37.

2 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с210.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Сказка  В.Катаева «Цветик-семицветик»

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.165.

Речевые игры

«Найди другое слово»

Формировать умение точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с158.

Речевые игры на закрепление представлений о предложении

«Путаница»

Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

О.С. Ушакова. Развитие речи детей

5-7лет,с.21.

Дыхательная гимнастика

«Заблудился»

Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

Картотека ,Комплекс№2,упр3

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка»

Учить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

Укреплять мускулатуру языка.

Картотека, упр № 20.

3 неделя

Занятие по развитию речи

Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с214.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

-

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

Речевые игры

«Что вы видите вокруг»

Формировать умение давать названия разным предметам.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.152.

Речевые игры на закрепление представлений о предложении

«Живые слова»

Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.21.

Дыхательная гимнастика

«Воздушный шар»

Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких.

 Картотека .Комплекс№1, упр4.

Артикуляционная гимнастика

«Змейка»

Развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Картотека, упр№3

4 неделя

Занятие по развитию речи

-

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

Басня И.Крылова «Лебедь, Щука Рак»

Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли.

О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с174.

Речевые игры

«На выставке»

«Узнай по звуку»

Формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Дать представление о неизменяемых словах.

О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.168с140.

Речевые игры на закрепление представлений о предложении

«Угадай, какое слово заблудилось»

Формировать умение подбирать точные по значению слова.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.22.

Дыхательная гимнастика

«Качалка»

Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Картотека.,упр№1.

Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Картотека,№6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год.

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год.

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

планирование занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

Материал представлен в виде комплексно- тематического планирования занятий с детьми второй младшей группы. Произведения подобраны в соответствии с программой " Истоки", также добавлены други...