Программа по образовательной области "Развитие речи" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2016 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
для первой младшей группы
(КОММУНИКАЦИЯ)
на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
с учетом комплексной образовательной программы «Мир открытий»
под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой.
Москва: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», - 2014.
Воспитатели:
Бимбеева В.В.
Желоваых О.Н.
Надым
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для группы второго раннего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий примерной основной образовательной программы дошкольного образования, комплексной образовательной программы «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой.
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей третьего года жизни допускается не более 10 минут.
Программные задачи
Обогащение пассивного и активного словаря
• Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений в словах:
- существительными: предметы, их части; объекты и явления природы (деревья, листья, трава, цветы, снег, дождь, ветер, названия животных);
- обобщающими словами: игрушки, посуда, одежда, животные;
- глаголами, обозначающими действия с предметами (поставить, положить и др.); действия, характеризующие отношение к людям, в том числе к сверстникам (жалеть, дарить, помочь); трудовые действия свои и взрослых людей (убрать, собрать, поднять, постирать и др.); действия, выражающие эмоциональное состояние и отношения (радуется, смеется, плачет, жалеет);
- глаголами не только в настоящем, но в прошедшем, будущем времени (иду, ходил, пойду, рисую, рисовал, буду рисовать);
- прилагательными, обозначающими качественные характеристики предметов (маленький, круглый, мягкий, тяжелый, легкий) и явлений природы (сильный ветер, черная туча, ясное небо);
- местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);
- наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).
Формирование грамматического строя речи
• Согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными.
• Использовать в речи предлоги (в, на, за, под), союзы (потому что, чтобы).
• Употреблять вопросительные слова (Куда? Где? Кто? Что? и др.) и различные фразы.
Воспитание звуковой культуры речи
• Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания. Учить произносить изолированные гласные, согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания и слова.
• Формировать интонационную выразительность речи. Развитие связной речи
• Совершенствовать понимание речи взрослых: умение выполнять его поручения; слушать и воспринимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и др.); стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх.
• Развивать умение слушать и пересказывать сказки (совместно со взрослым – подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, в основном во второй половине года).
• Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному со взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.
• Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несет книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).
• На основе расширения представлений об окружающем мире (природе, растениях, животных, рукотворных предметах, о людях, в том числе о самом себе) учить устанавливать связи между реальными предметами, слуховыми и зрительными образами.
• Поддерживать и развивать художественные предпочтения ребенка.
• Содействовать развитию у детей воображения. Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Коммуникативная | 37 |
2. | Восприятие художественной литературы и фольклора | 37 |
всего: | 74 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу учебного года ребёнок:
- инициативно осваивает язык, в том числе и через активное словотворчество;
- активное приобретение информации вербальным путем: задает разные вопросы, слушает разъяснения;
- с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки;
- испытывает потребность в общении и инициирует общение, может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым, задает вопросы, призывает к действию;
- строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия;
- регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение и осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
Содержание рабочей программы по речевому развитию
Развитие речи происходит в процессе содержательного общения с детьми в разных видах деятельности. При реализации содержания разных образовательных областей. Общение сопровождает совместные игры, совместную предметную деятельность и т.п. Взрослый в этот период – притягательный для ребенка объект общения, интересный сам по себе, особенно близкий взрослый. Но и среди близких людей ребенок предпочитает тех, кто с ним интересно общается, по-деловому, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметная деятельность,
отвечающая потребности познания предметного мира и способов действия с предметами. Так называемый «предметный фетишизм», по определению психологов, доминирующий в системе потребностей ребенка в этот период, проявляется во всех видах деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной и др. Однако процесс познания и освоения этого мира без взрослого невозможен. Поэтому для малыша взрослый – образец поведения, выполнения действий, интересных для детей. Взрослый – носитель образца, нормы, объясняющий и помогающий, сотрудничающий с ребенком в процессе освоения предметов, его окружающих. Взрослый – партнер и в то же время ценитель, доброжелательный, поддерживающий, оптимистичный в оценке процесса и возможностей достижения ребенком результата, приходящий на помощь в случаях затруднений, верящий в возможности ребенка, исключающий ситуации безысходности, горьких неудач – диапазон взаимодействия с ребенком в зоне его ближайшего развития. Малышу объективно нужен взрослый, расширяющий зоны ближайшего и актуального развития, замечающий и позитивно поощряющий стремление к самостоятельности и проявляющуюся самостоятельность малыша. Такое общение – это основа становления, зарождения у ребенка позитивного образа «Я» в этом возрасте. Вербальное общение при этом имеет исключительно важную роль. Ребенок слушает, слышит, понимает, принимает взрослого, вступает в контакт, взаимодействие, задавая вопросы, формулируя свои желания, предложения, выражая согласие или несогласие. Он свободно находит, подкрепляя соответствующими эмоциями, нужные слова, связывая их в простые и понятные другим предложения, испытывая удовлетворение от того, что его понимают. Интерес к сверстнику, необходимость и желание взаимодействовать, разрешать какие-то проблемы общения, стимулирует желание договориться. Ребенок скоро понимает важность и необходимость вербальных способов общения и осваивает их. Таким образом, содержательная совместная деятельность, требующая согласования интересов, способов действия, достижения интересного для ребенка результата – основа возникновения у ребенка потребности делового общения, удовлетворение которой требует вербальных способов взаимодействия в детско-взрослом сообществе. Важнейшим условием освоения вербальных способов общения является четкая, ясная, грамотная речь людей из ближайшего окружения. Родной язык, естественное речевое пространство, нейтральное, может быть, по отношению к конкретному ребенку, не обращенное непосредственно к нему в той или иной ситуации и потому более сложное по содержанию, по словарному, грамматическому сопровождению, так же необходимо. Ребенок из контекста, спонтанно усваивает смысл отдельных слов, способы построения предложений и нередко уместно репродуцирует их по собственной инициативе в конкретной ситуации. Еще более важны целенаправленные естественные диалоги с детьми в ситуациях совместных игр, конструирования, рисования, познавательных наблюдений.
Образец речевого общения взрослого, простые по содержанию, лаконичные и доступные по словарному составу и предложениям пояснения, вопросы, комментарии, целенаправленная активизация в речи детей словаря, простых предложений, незаметное для ребенка упражнение в их применении – важная составляющая содержательного взаимодействия с детьми. Образцовое речевое пространство немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу. На этой основе нужно содействовать самостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок. Нередко дети переносят художественный образ в разные жизненные ситуации, близкие по содержанию к сути этого образа. Например, ребенок забрался на горку и кричит детям: «Высоко сижу, далеко гляжу»; малыш черкает фломастером на листке и комментирует свои каракули: «Это коровка, а это коровкина нога. А это акула-каракула подскочила. Видишь? Сейчас съест!»). Такое обращение к художественному слову, перенос его в новые ситуации – начало творческого отношения к художественному образу. Насыщение жизни ребенка общением с книгой, уместное использование художественных образов в жизнедеятельности ребенка – основа для последующего становления и развития у человека не просто грамотной, но образной, яркой, красивой, нестандартной, убедительной речи человека. Поэтому нужно продолжать формировать интерес у детей к литературе, используя художественное слово в разных видах деятельности, в которые органично и естественно оно может войти.
Рекомендуемые художественные произведения
(примерный перечень).
По мотивам русского фольклора.
«Рукавички новые», «Сова-совушка», «Ну-ка, милый пастушок», «Дубы-дубочки», «Уж я Танюшке пирог испеку», «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Гу-гу-гу-гу-гу-гу, на зеленом на лугу», «Пошел котик на торжок», «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра – кря-кря-кря», «Как у нашего кота», «Заинька по сеничкам», «Летели две птички», «Жили у бабуси», «Волк-волчок», «Гуси вы, гуси», «Зайчишка-трусишка», «Гуля, гуля-голубок», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга».
Сказки.
«Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
Авторские произведения.
Э.Э. Мошковская. «Доктор, доктор, как нам быть?»; Г.М. Новицкая. «Речка льется»; Р.С. Сеф. «Тот, кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р.А. Кудашева. «В лесу родилась елочка»;
М. Родина. «Снежинки».
Стихотворения.
А.Л. Барто. «Игрушки» («Зайка», «Мишка», «Бычок»», «Самолет» и др.), фрагменты из стихотворений «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Апрель»; В. Бирюков. «Жук проснулся»; А.Г. Костецкий. «Босоногий гусенок»; Э.Э. Мошковская. «Уши»; Г.Р. Лагздынь. «Петушок», «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка»; Е.А. Благинина. «Вот какая мама», «Мы пускаем пузыри» (отрывок), «Радуга», «Наша Маша»; Е. Гарлапак. «Снежная баба»; Г.А. Ладонщиков. «Зима»; З.Н. Александрова. «В рукавичках маленьких», «Валенки», «Вкусная каша», «Мой мишка»; Н.П. Саконская. «Где мой пальчик?»; И.П. Токмакова. «Каша», «Сад», «Осенние листья», «Поиграем», «Баиньки», «Как на горке – снег, снег»; Н.В. Пикулева. «Приглашение к обеду»; Л. Герасимова. «Ножки пляшут», «Вишневый сад», «Подарок кукле», «Весна»; Э.Н. Успенский. «Про мальчика, который дерется лопаткой», «По девочку, которая все время сосет палец»; Г.А. Ладонщиков. «Играйте вместе», «На песке»; Л.М. Квитко. «Качели» (отрывок); С.Я. Маршак. «Мяч»; Л. Герасимова. «Солнечный зайчик», «Рисую горошки», «Я рисую вечер», «Строим крепость из песка»; В.Д. Берестов. «Больная кукла», «Воробушки», «Веселое лето»; П.А. Образцов «Лечу куклу»; С.Б. Капутикян. «Маша рисует» (отрывок), «Маша обедает»; С.Я. Маршак. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; Л.Н. Толстой. «Была у Насти кукла», «Три медведя»; К.И. Чуковский. «Цыпленок»; В.Г. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»»; В.Ф. Коркин. «Что растет на нашей грядке?»; П.Н. Воронько. «Пирог»; М.А. Познанская. «Снег идет»; О.И. Высотская. «Снежный кролик»; Б.В. Заходер. «Строители»; В.А. Левин. «Воробьиное купанье» (отрывок); А.Н. Плещеев. «Осень наступила»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А.Я. Яшин. «После дождя».
Способы проверки обученности воспитанников
Уровень усвоения образовательной программы детьми проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: демонстрационный материал, игрушки, настольные театры, куклы би-ба-бо, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 2.
3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
по речевому развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1, 2 | Мой детский сад (адаптационный период) | 1. Путешествие по территории детского сада. 2. Путешествие по комнате. | 1. В.Гербова стр.31 2. В.В.Гербова стр.33 |
3, 4 | Осень золотая | 1. Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» 2. Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку- Длинное Ушко» | 1. В.В.Гербова стр.33 2. В.В.Гербова стр.34 | |
Октябрь | 1, 2 | С бабушкиной грядки | 1. Повторение сказки «Репка», Д\У: «Кто что ест?», «Скажи «а» 2. Повторение знакомых сказок, чтение потешки «Огуречик, огуречик…» | 1. В.В.Гербова стр.38 2. В.В.Гербова стр.68
|
3, 4 | Фруктовый сад бабушки | 1. Игры и упражнения на звукопроизношение «у», чтение песенки «Разговоры» 2. Д/И: «Поручения», Д/У: «Вверх-вниз» | 1. В.В.Гербова стр.43 2. В.В.Гербова стр..37 | |
Ноябрь | 1, 2 | Мои меньшие друзья | 1. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Спала кошка на крыше» 2. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь» | 1. В.В.Гербова стр.42 2. В.В.Гербова стр.42 |
3, 4 | Кто живёт на птичьем дворе? | 1. Д/И: «Кто пришёл? Кто ушёл?», чтение потешки «Наши уточки с утра» 2. Д/У: «Ветерок», чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит» | 1. В.В.Гербова стр.46 2. В.В.Гербова стр.47 | |
5 | Лесные обитатели – звери | 1. Чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя» 2. Рассказывание без наглядного сопровождения | 1. В.В.Гербова стр.65 2. В.В.Гербова стр.66 | |
Декабрь | 1 | |||
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | 1. Рассматривание сюжетных картин 2. Д/У: «Выше-ниже, дальше-ближе» | В.В.Гербова стр.53 | |
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | 1. Игра «Кто позвал?», д/и: «Это зима?» 2. Рассказывание без наглядного сопровождения | 1. В.В.Гербова стр.65 2. В.В.Гербова стр.66 | |
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | 1. Д/И на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь, 2. Д/И: «Кто пришёл? Кто ушёл?» | В.В.Гербова стр.56 | |
Январь | 2, 3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | 1. Инсценировка сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» 2. Инсценировка сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» | 1. В.В.Гербова стр.57 2. В.В.Гербова стр.58 |
4 | В мире посуды | 1. Чтение потешки «Наша Маша меленька…», стихотворения С .Капутикян «Маша обедает» | В.В.Гербова стр.72 | |
5 | В мире одежды | |||
Февраль | 1 | Мои любимые игрушки | 1. Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает», д\И: «Чей, чья, чьё». | В.В.Гербова стр.72 |
2 | Кто к кормушке прилетел? | 1. Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили», упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата | 1. В.В.Гербова стр.71 | |
3 | Папин праздник | Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика» | В.В.Гербова стр.85 | |
4 | Мы едем, едем, едем… | Д/У: «Так или не так?». Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» | В.В.Гербова стр.92 | |
Март | 1 | Мамин праздник | Чтение сказки А, и П. Барто «Девочка-ревушка» | В.В.Гербова стр.89 |
2, 3 | Весна пришла! | Здравствуй,весна! | В.В.Гербова стр.94 | |
4 | Удивительный мир цветов | Рассматривание сюжетных картин | В.В.Гербова стр.79 | |
Апрель | 1, 2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | 1. Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца» | 1. В.В.Гербова стр.37 |
3 | Все работы хороши (профессии) | Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят | В.В.Гербова стр.90 | |
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | Чтение сказки Д. Биссета «Га- га-га» | В.В.Гербова стр.79 | |
Май | 1, 2 | Забавные букашки (насекомые) | 1. Чтение произведения К. Чуковского «Путаница» 2. ьРассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница», д/у: «Что я делаю?» | В.В.Гербова стр.80 |
3, 4 | Азбука безопасности | Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд» | В.В.Гербова стр.75 | |
5 | Скоро лето! | Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок» | В.В.Гербова стр.91 |
Приложение 2
Показатели педагогического мониторинга развития детей раннего возраста (к концу третьего года);
1-ая младшая группа
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Инициативно осваивает язык, в т.ч. и через активное словотворчество | 2. Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения | 3. С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье | 4. Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.) | 5. Строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия | 6. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки |
1. Инициативно осваивает язык, в т.ч. и через активное словотворчество
2 балла - разговаривает много и активно, заменяет неизвестные слова и незнакомые формы слов такими словами, которые придумывает сам.
1 балл - говорит не очень много; редко, но употребляет придуманные им самим слова.
0 баллов - говорит мало, словотворчество в речи не наблюдается.
2. Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения
2 балла - задает разнообразные вопросы, выслушивает объяснения.
1 балл - задает разнообразные вопросы, но ответы на них не выслушивает; или ведет себя прямо противоположно: с интересом выслушивает объяснения, инициируемые взрослым, но сам вопросов не задает.
0 баллов - не задает самостоятельно вопросов познавательного характера и не интересуется объяснениями взрослого.
3. С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье
2 балла - с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты
сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.
1 балл - иногда повторяет понравившиеся фрагменты стихов и сказок, слушает новые книжки, но не инициирует самостоятельно их чтение.
0 баллов - не повторяет фрагментов стихов и сказок, не проявляет интереса к их чтению.
4. Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.)
2 балла - испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.).
1 балл - испытывает потребность в общении, но не слишком активно инициирует его; чаще обращается к знакомому взрослому.
0 баллов - не инициирует общение, плохо откликается на попытки инициировать диалог со стороны взрослого.
5. Строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия
2 балла - строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия.
1 балл - строит односложные высказывания (самостоятельно редко употребляет прилагательные, местоимения, наречия).
0 баллов - говорит односложными фразами, употребляя в основном только существительные и глаголы.
6. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
2 балла – регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
1 балл – в некоторых случаях может регулировать свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
0 баллов – практически никогда не регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по речевому развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материал | Дата |
Сентябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Октябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Ноябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Декабрь | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Январь | 2,3 | ||||
4 | |||||
Февраль | 1 | ||||
2 | |||||
3,4 | |||||
Март | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Апрель | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Май | 1,2 | ||||
3,4 |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка»
№ п/п | Дата | Тип мероприятия , тема | Цели и задачи |
1. | октябрь | Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей. | Цель: Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду |
2. | декабрь | Сообщение «Воспитываем любовь к книге». | Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка |
3. | март | Информационный стенд «Книжки в нашем доме» | Цель: Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Советы по оформлению детской домашней библиотеки. |
4. | май | Консультация - практикум «Роль дидактической игры в обогащении речи детей младшего дошкольного возраста!» . | Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении,подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...