Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные образовательные технологии. Для детей имеющих тяжелые нарушения речи, встречающихся часто с непониманием и непринятием их в обществе, важным является взаимоотношение «взрослый-ребенок» в системе партнерства, равенства. В эпоху новейших технологий, возникла возможность использовать компьютерные технологии для обучения детей, как в учебном процессе, так и дистанционно. Основой обучения продолжают оставаться здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые технологии, создание проблемных ситуаций, требующие принятия конкретного решения или выбора из нескольких возможных.
Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями при развитии звуковой стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Автор – составитель:
учитель-логопед
Яськова М.М.
2017г.
Содержание
Актуальность |
Введение |
Основная часть методической разработки |
Содержание методической разработки |
Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность по теме: Автоматизация звука [л] в словах. «Путешествие в сказку» |
Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш]. «Морское приключение» |
Заключение |
Литература |
Аннотация
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные образовательные технологии. Для детей имеющих тяжелые нарушения речи, встречающихся часто с непониманием и непринятием их в обществе, важным является взаимоотношение «взрослый-ребенок» в системе партнерства, равенства. В эпоху новейших технологий, возникла возможность использовать компьютерные технологии для обучения детей, как в учебном процессе, так и дистанционно. Основой обучения продолжают оставаться здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые технологии, создание проблемных ситуаций, требующие принятия конкретного решения или выбора из нескольких возможных.
Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями при развитии звуковой стороны речи.
Введение
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, о чем свидетельствуют статистические данные.
Коррекция речи на основе логопедической работы – специальная работа, задача которой – способствовать естественному стремлению ребенка преодолеть психологический барьер общения, патологические недостатки речи.
Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей его речевого развития. Индивидуальные занятия выстраиваются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения ребенка в соответствии с логопедическими методиками и методическими рекомендациями.
Индивидуальное логопедическое занятие может основываться на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами могут быть мотивы сказок, мультипликационные герои, занятие-путешествие, тематика близкая и понятная детям.
Таким образом, в конспектах прослеживается четко выдержанная структура занятия с взаимосвязанными этапами. Это помогает реализовывать максимально продуктивные индивидуальные логопедические занятия.
Основная часть
Цель разработки: Формирование умений и навыков правильного звукопроизношения и словопроизношения в процессе индивидуальной деятельности.
Задачи
- Образовательные:
Дать понятие или уточнить представление ребенка о звуке
Дать представление об акустико-артикуляционной характеристике звука
- Коррекционно – развивающие:
Развивать понимание речи
Формировать коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих голоса животных
Развивать подвижность речевого аппарата
Уточнить представление об артикуляционном укладе звука
Развивать фонематический слух
Развивать фонематическое восприятие
Развитие речевого дыхания
Развитие мелкой моторики
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, стихах
Воспитательные:
Формировать положительную мотивацию на занятии
Воспитывать самоконтроль за речью
Основной принцип работы по формированию правильного звукопроизношения - принцип индивидуального подхода, но при автоматизации звука не исключается и подгрупповая форма организации занятий. Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносятся изменения. Построение занятий определяется каждым логопедом, исходя из учёта индивидуальных особенностей ребёнка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.
Подготовительный этап:
Целью этого этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. При этом работа ведется сразу в нескольких направлениях:
- Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
- Формирование направленной воздушной струи.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие фонематического слуха.
- Отработка опорных звуков.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую - для определенного звука. Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над выработкой направленной воздушной струи.
На данном этапе необходимо работать над воспитанием у ученика умения улавливать разницу между правильными и искаженными звуками. Если имеет место замена одного звука другим, необходимо провести дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя.
Для того, чтобы научить кого-либо правильно произносить тот или иной звук необходимо выработать новые навыки и затормозить неправильно сформированные ранее. С этой целью проводится работа по отработке опорных звуков.
Этап постановки звука:
Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.
Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, О.В.Правдиной, Л.С.Волковой.
Различают три основных способа постановки звука:
- По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
- Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т.е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.
- Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
Этап автоматизации звука:
Цель этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:
- Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце);
- Автоматизация звука в предложениях;
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
- Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
- Автоматизация звука в разговорной речи.
Этап дифференциации звуков:
Цель этапа - учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Дифференциацию звуков проводят на следующем речевом материале:
- Слоги.
- Слова.
- Предложения.
- Потешки, чистоговорки, скороговорки.
- Стихотворения, рассказы.
- Самостоятельная речь.
Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности
Методика коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по формированию правильно звукопроизношения и словопроизношения, как составляющей основы звуковой культуры речи, основывается на принципах дидактики:
- Систематичность.
- Последовательность
- Доступность
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные принципы работы:
-Создание интереса.
-Формирование практических навыков и умений.
- Формирование самостоятельности.
Этапы занятия Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решаются в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Организационный момент. | Педагог предлагает отправиться в путешествие, приключение и т.д. | Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Игровая ситуация | |
2.Закрепление произношения звука . | Логопед предлагает ребенку посмотреть или вспомнить, как правильно произносить звук . | Ребенок повторяет, проговаривает артикуляционный уклад звука. Произносит звук на выдохе сначала отрывисто, затем плавно. | Знакомство или закрепление артикуляционной позиции звука |
3.Артикуляцион ная гимнастика. | Выполняет артикуляционные упражнения | Развитие артикуляционного аппарата | |
4. Акустико-артикуляционный образ звука. | Дает характеристику звука | Закрепление акустико-артикуляционного образа звука. | |
5 . Развитие фонематического слуха. | Логопед произносит звуки, слоги, слова, стихотворение. | Ребенок на слух определяет нахождение звука среди других звуков, слов, в тексте | Формировать фонематическое восприятие. |
6.Закрепление звука в изолированном виде. | Давай покажем, как ты уже научился произносить звук . | Ребенок произносит длительно звук | Совершенствование навыков четкого произношения звука |
7.Закрепление звука в слогах. | Дается речевой материал в виде слогов. | Воспроизводит слоговой ряд из 3 слогов. | Правильное произношение звука в слогах. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3 элементов. |
8.Закрепление звука в словах. | Дается речевой материал в виде слов. | Ребенок определяет нахождение звука в словах | Правильное произношение звука в словах. Закреплять навыки определения заданного звука в словах. |
9.Пальчиковая гимнастика | Педагог дает образец выполнения | Выполняет упражнения | Развитие мелкой моторики рук. Развития координации речи с движениями |
10.Закрепление звука в предложениях. | Дается речевой материал в виде предложений. | Определяет положение предмета по отношению к другому предмету и по данному образцу сам составляет вопрос | Правильное произношение звука в предложениях. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3 -4 слов. Находить слова на заданный звук |
11.Закрепление звука в скороговорках. | Проговаривает скороговорку | Совершенствование навыков четкого произношения звука в скороговорках | |
12.Подведение итогов. | Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание тебе было трудно выполнять? | Ответы ребенка | |
13.Домашнее задание. | Задание. |
Индивидуальноаяй коррекционно-развивающая деятельность
по теме: Автоматизация звука [л] в словах. «Путешествие в сказку».
Цель: автоматизировать звук [л] в словах
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах;
продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
- Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
развивать память, внимание, мышление
- Коррекционно-воспитательные:
воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля
Оборудование: Предметные картинки - слоненок, колдун, попугаи, попугаи, полянка, бесцветный цветок, цветные лепестки .
1. Организационный момент
Сегодня мы с тобой отправимся в сказку.
Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он его заколдовал. Слоненка нужно спасать.
Перед тем как отправимся в путь разомнемся.
Д/упражнение «Выполни инструкцию»
Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т.д.
- Посмотри колдун заколдовал попугайчиков.
2. Автоматизация звука [л] в слогах
Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.
Д/упражнение «Попугайчики».
Ла-ло; ло-ла; лу-лы; лы-ло; ло-ла-ло; лу-лы-ла.
- Посмотри колдун заколдовал и цветы на поляне. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной цветок, нужно произнести правильно два слога со звуком [л]:
Игра «Бесцветные цветы».
ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал,
ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла
3. Автоматизация звука [л] в словах
Д/упражнение «Добавь слог».
Инструкция: я назову часть слова, а ты добавь слог -ЛА-.
упа-ЛА, чита-ЛА, шко-ЛА, кида-ЛА, носи-ЛА, обиде-ЛА, увиде-ЛА.
Д/упражнение «Повтори за мной».
Инструкция: я буду произносить слова со звуком [л], а ты их повторяй.
Лампа, лапша, ласточка, Луша, лавина, лопата, ландыш, халат, палатка.
4. Физминутка.
– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.
(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом)
В лес пришёл волшебник злой. | Шагают на месте Показывают злость на лице и обводят руками большой круг Машут руками, будто колдуют
Весело шагают вприпрыжку
Показывают, что думают
Показывают, что решили задание
Берутся за руки и пляшут |
Д/упражнение «Ромашка».
Инструкция: перед тобой ромашка. Назови столько слов со звуком [л] , сколько лепестков у цветика-семицветика.
Д/упражнение «Доскажи словечко».
Инструкция: я буду читать стихотворение, а ты по смыслу будешь договаривать слово.
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки).
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло).
5. Развитие фонематического слуха.
Д/упражнение «Охотник»
Инструкция: Я буду называть слова, а ты хлопни, если услышишь слово со звуком [л].
Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.
- А теперь давай поможем Слону, постараемся правильно произнести все слова со звуком [л]:
Ла-ла-ла - как то Мила пол мела Ло-ло-ло - вот лежит стекло
Лу-лу-лу - лужи на полу Лы-лы-лы - подметем полы
6. Итог занятия. Рефлексия.
Оценка деятельности ребенка.
- Тебе понравилось путешествие?
– Какой звук учились произносить в словах? (Звук [л])
– Придумай слова на звук [л]
– Молодец! Все задания ты выполнил правильно и помог Слоненку.
Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность
по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш]. «Морское приключение».
Цель – закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с]-[ш] изолированно, в слогах при стечении согласных звуков, в словах, словосочетаниях.
- Закреплять умение называть предметы, объединённые по определённому признаку, обобщающим словом.
- Упражнять в согласовании числительных со словосочетанием: существительное + прилагательное.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия.
- Развивать речевое дыхание, тонкую и общую моторику.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
- Развивать само- и взаимоконтроль за правильным произношением звуков.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение средств ИКТ.
- Воспитывать коммуникативные умения и навыки.
- Воспитание умения совершать добрые поступки.
- Создавать ситуацию успеха.
Материалы и оборудование:
Ноутбук (демонстрация презентации); аудиозапись шума моря, грозы, грома; игрушка попугай; ватки; картинки с изображением тёплого (с солнышком), и холодного (со снежинкой) ветерка; схемы артикуляторного уклада звуков [с] и [ш]; деревья с о стрелками; картинки «4-й лишний»; картинки на звуки [с] и [ш]; сюжетная картинка - остров, корабль.
I. Подготовительный этап.
- Организационный момент (слайд 1 – солнышко).
Включена аудиозапись морского бриза / шум (спокойного) моря.
- Сегодня тебя ждет морское приключение! Но прежде чем отправиться в путешествие, давай встретим новый день улыбкой. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнёшься мне в ответ.
- Дыхательная гимнастика. «Поднять паруса». Слайд 2 – паруса.
Давай покажем, какой у нас сильный ветер. Сдунем ватку с ладони, высунув язык лопаткой (логопед вместе с ребенком выполняет упражнение на силу и направленность воздушной струи). И дуем на «вертушки».
- Пальчиковая гимнастика. «Лодочка». (Слайд 3 – руки – лодочка).
Две ладошки прижму, и по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, – это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединённых вместе рук в форме «лодочки», поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой»)
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова
волнообразные движения руками – «рыбки плывут»).
II. Основной этап.
Аудиозапись звуков грома и молнии. Слайд 4 – туча, молния.
- Не пугайся, это тёплый и холодный ветер столкнулись друг с другом, и ругаются. Каждый хочет занять место другого. На нашем «звуковом» море так часто бывает, когда кто-то путает звуки и говорит неправильно.
-Подумай, а какие это звуки? При произнесении какого звука струя воздуха холодная (дует холодный ветерок)? Ответ: звука [с]. Проверяем. Поднеси тыльную сторону ладони ко рту.
-А при произнесении какого звука струя воздуха тёплая (дует тёплый ветерок)? Ответ: звука [ш]. Проверяем. Поднеси тыльную сторону ладони ко рту.
Показ картинок с изображением тёплого (с солнышком), и холодного (со снежинкой) ветерка.
Характеристика и сравнение звуков.
- Посмотри на экран (слайд 5, 6 – схемы правильного артикуляторного уклада звуков [с] и [ш]). Давай вспомним, как мы произносим эти звуки, опираясь на схемы.
Ответ: когда произносим звук [с] – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твёрдый.
-Когда произносим звук [ш] – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, тёплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твёрдый.
-Чем отличаются эти звуки друг от друга? Ответ: Звуки отличаются положением губ и языка, и струёй выдыхаемого воздуха.
Изолированное произнесение звуков [с] и [ш]. (слайд 7 – остров, деревья со стрелками)
- Я и не заметила, как мы приплыли на остров. И у нас закончился запас питьевой (пресной) воды, может, поищем на острове? А вот и указатели ( на деревьях изображены стрелки в разном порядке).
-Как ты думаешь, что может обозначать стрелка вверх (вниз)? Ответ: я думаю, что стрелочка вверх, показывает, что нужно язычок поднять к вверху, и получится звук [ш] – подует тёплый ветерок. А стрелочка вниз показывает, что язычок нужно опустить к низу, за зубки, и получится звук [с] – подует холодный ветерок. (Ребенок произносит звуки, в соответствии со схемой, сопровождая показом руки).
-Ура! Вот и источник пресной воды. Слайд 8 – водопад с озером. Аудиозапись звуков воды / водопада.
-Тёплый и холодный ветерок очень хотят поиграть с нами.
Игра «Хлопай, топай»! Фонематическая разминка.
-Чтобы правильно произносить звуки нужно быть внимательным! Сейчас я произнесу ряд звуков, если услышишь звук [с], то хлопни в ладоши, а если звук [ш] –топни. Звуки: С, Ш, П, С, Т, Ш, С, К, Ш.
Игра «4-й лишний». Слайд 9 – изображения предметов и животных.
Шапка, мышка, шуба, носки.
Сапоги, автобус, самокат, машина.
Шкаф, стенка, стакан, софа.
Собака, кошка, свинья, соболь.
Физ. минутка «Моряки» / «Морской мир». Движения по тексту.
Слайд 10 – моряки. Аудиозапись (без слов) «Эх, яблочко».
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще Через левое плечо!
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Показ картинок с изображением тёплого (с солнышком), и холодного (со снежинкой) ветерка.
- Мы говорим вам спасибо, за то, что примирили нас! Нам очень понравилось с вами, весело, но нам пора лететь в страну звуков и слов!
Дидактическая игра «Научим попугая говорить».
Дифференциация в слогах, словосочетаниях.
- Посмотри, кто к нам прилетел? Показ игрушки попугая.
- Давайте научим попугая говорить слоги, а затем слова со звуками [с], и [ш], ведь теперь ветерки помирились, и живут дружно.
Сна-шна-шна
Сно-шно-шно
Шну-сну-шну
Сны-шны-сны
Саша, сушки, шесть, шоссе, спешка, смешок, сынишка, смешинка.
Дидактическая игра «Сосчитай-ка».
Счет от 1 до 5 со словосочетаниями: пушистая кошка, сосновая шишка.
Слайд 11.
Смотри, кто-то перепутал все картинки. Что изображено на них? Предлагаю разложить их в правильном порядке и сосчитать. Разложи картинки, правильно проговаривая звуки [с] и [ш].
- Одна пушистая кошка, две пушистые кошки, три пушистые кошки, четыре пушистые кошки, пять пушистых кошек.
-Одна сосновая шишка, две сосновые шишки, три сосновые шишки, четыре сосновые шишки, пять сосновых шишек.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Каким звукам мы сегодня помогали подружиться?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что будет, если мы их будем путать в речи?
- Где нам они могут пригодиться?
- Тебе понравилось морское приключение?
- Ты сегодня молодец, у тебя многое получилось.
Заключение
Результат таких индивидуальных занятий:
Дети учатся:
- правильно произносить «трудный» звук
- называть в последовательности звуки в словах
- находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове
- сопровождать игровую деятельность речью
- активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;
- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий
- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Проведение индивидуальных занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании «трудных» звуков.
Хочется отметить, что данные занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции звукопроизношения у детей.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные задачи по овладению дошкольниками основ родного языка, звукопроизносительных навыков и освоению всех компонентов речи, что позволит обеспечить готовность их к обучению в школе.
Используемая литература:
Индивидуальноаяй коррекционно-развивающая деятельность
по теме: Автоматизация звука [л] в словах. «Путешествие в сказку».
Автоматизация звука Л. Составитель О.В. Епифанцева – Волгоград: ООО “Экстремум”. 2006. – 192 с.
Смирнова М.В. Программа развития и обучения дошкольника. 2500 скороговорок. – Спб.: Издательский дом “Нева”, М.: “ОЛМА-ПРЕСС Образование”, 2003.- 240 с.
Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/автор-составитель: Большакова С.Е.- М.: А.П.О., 1996. 28 с.
Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность
по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш]. «Морское приключение».
Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.
Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.
Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.
Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.
6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.
7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»
Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
План работы по теме самообразования...