Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей деятельности, процедура формирования целей и задач, отражающиеся в перспективном планировании, с применением современных педагогических методов и технологий. Методы нестандартных, проблемных ситуаций, взаимодействия, активной рефлексии способствуют индивидуализации обучения, развивают способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, оказывают эмоциональное воздействие на детей, и, тем самым, повышают эффективность обучения.
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждениях, работающим с детьми старшего дошкольного возраста имеющими недостаточно сформированные навыки звукопроизношения и словопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_perspektivnoe_planirovanie.docx | 150.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»
Автор – составитель:
учитель-логопед
Яськова М.М.
2023г.
Содержание
Актуальность |
Введение |
Основная часть методической разработки |
Содержание методической разработки |
Перспективное планирование старшая группа |
Перспективное планирование подготовительная к школе группа |
Заключение |
Литература |
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «формирование звуковой культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие». Данная задача предполагает: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.
Для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей деятельности, процедура формирования целей и задач, отражающиеся в перспективном планировании, с применением современных педагогических методов и технологий. Методы нестандартных, проблемных ситуаций, взаимодействия, активной рефлексии способствуют индивидуализации обучения, развивают способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, оказывают эмоциональное воздействие на детей, и, тем самым, повышают эффективность обучения.
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждениях, работающим с детьми старшего дошкольного возраста имеющими недостаточно сформированные навыки звукопроизношения и словопроизношения.
Введение
В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня речевой активности. Однако дети дошкольного возраста имеющие тяжелые нарушения речи, отличается не только недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, бедностью словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, а так же, нарушением звукопроизношения. Недостаточное развитие или нарушение в звукопроизношении, словопроизношении, ведет к скованности ребенка, замкнутости, отсутствию желания полноценно пользоваться своей речью, высказывать свои мысли.
Для преодоления перечисленных недостатков требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функций речи.
Данная разработка является - структурированным подходом к формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, как неотъемлемой части овладения основами родного языка, нормализации звукопроизносительных навыков и освоения всех компонентов речи, что позволит обеспечить готовность детей к обучению в школе.
Основная часть
Цель разработки: Формирование умений и навыков правильного звукопроизношения и словопроизношения в процессе совместной деятельности.
Задачи формирования звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах).
2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада.
3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.
Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений.
4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространено диалектное произношение. Педагог должен предоставить детям образцы устной речи
5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Педагог должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики.
Педагог должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.
Использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).
6. Воспитание выразительности речи. Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
1) естественная выразительность повседневной детской речи;
2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию педагога, пересказа, стихотворения).
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить
7. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Педагог должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями — капризными, грубыми, плаксивыми.
8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в перспективном планировании прослеживается нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции к формированию фонематического слуха, выразительности.
Содержание перспективного планирования
Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи основывается на принципах дидактики:
- Систематичность.
- Последовательность
- Доступность
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные принципы работы:
-Создание интереса.
-Формирование практических навыков и умений.
- Формирование самостоятельности.
Перспективное планирование содержит обучающий курс рассчитанный на два года обучения. Первый год обучения - 33 занятия, второй год - 65 занятий.
Основным направлением в формировании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка.
Обучение проводится поэтапно, сохраняя структуру занятия, развитие основных компонентов речи.
В начале обучения предусмотрено знакомство и закрепление произношения гласных звуков, согласных: м, м’, п, п’ ,б, б’, н, н’, д, д’, т, т’, ф, ф’, в, в’. А также проводится работа по уточнению и закреплению свистящих звуков с, с’, з, з’, ц, затем шипящих : ш, ж, ч, щ и звуков л, л’,р, р’.
При ознакомлении с новыми звуками используются сначала различные звукоподражания: гудение комара – звук з, жужжение жука – звук ж, уточнение их артикуляции, затем проводятся игры и упражнения на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в словах, т.е. предлагаются задания на развитие фонематического восприятия.
Следующим этапом является закрепление звуков в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звуков голосом упражняются в четком и правильном произношении звуков, а также учатся определять наличие звука в слове на слух. Например, среди игрушек нужно выбрать и назвать ту, в названии которой есть звук С: собака, кошка, лиса, медведь. Закрепление правильного произношения осуществляется в процессе произношения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок.
Далее работа по развитию произносительной стороны речи и фонематического восприятия проводится опираясь на дифференциацию следующих пар звуков с-з: с –ц; ш-ж; ч –щ; с - ш; з –ж; ц - ч; с’ – щ, л –р. Сначала дети учатся различать звуки внутри одной группы (например, свистящие: с, з, ц). затем разные группы (свистящие и шипящие), уточняем и закрепляем особенно у тех детей, у которых они еще недостаточно четко сформировались.
Затем упражняю детей в различении изолированных звуков на слух. Например, при дифференциации звуков с и з предлаю поднять руку, когда дети услышат звук с, и хлопать в ладоши, когда дети услышат звук з, затем обучаю умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками, выделяя их голосом.
Отрабатывается правильное звукопроизношение и умение дифференцировать звуки при ознакомлении с грамотой. Сначала дети учатся вычленять каждый звук из слов, состоящих их 3-х звуков (лук, дом, лес), указывать последовательность звуков в слове. Затем обращается внимание детей на то, что в этих словах есть звуки, которые можно петь, тянуть, указывали, что рот при произнесении их широко открыт. Понятие «глассного звука» и обозначение красным цветом. Умение узнавать и называть гласные звуки закрепляются в дидактических играх. Так при произношении гласного звука дети должны хлопнуть в ладоши, поднять руку вверх и т. д.
В последствии задания усложняются. Совместно с педагогом проводится звуковой анализ слов, состоящих из 4-х звуков (аист, роза, гуси). Обращается внимание на то, что в словах встречаются и другие звуки, которые нельзя тянуть, петь, при произношении губы, зубы, язык могут мешать , отмечается артикуляция звука. Дается понятие «согласного звука», «звонкого и глухого согласного звука», «твердого и мягкого согласного звука». Дети учатся не только находить эти звуки, но и подбирать им пару. Проводятся дидактические игры « Подбери братца», «Найди пару», где дети подбирают твердые и мягкие согласные звуки. Твердые согласные звуки обозначают синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым. Умение различать твердые и мягкие согласные звуки, воспитывается при проведении игр «Назови слово с заданным звуком», « Поймай конец и продолжай» В конце года дети разбирают слова из 5-ти звуков (мышка, мишка). Отрабатывают умение определять твердые, мягкие согласные звуки, гласные.
Упражнение детей вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков, потом усложняется задание, предлагается поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так например, при дифференциации звуков с и з, дети сначала в вычленяют из фраз слов, в которых есть звук с в начале, в конце и середине слова: «Нина подарила Соне куклу», «По дороге едет автобус», «Рома чинит колесо», а потом звук з. затем произносят предложения, включающие в себя оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук з, потом со звуком с. Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи. При обучении детей умению правильно произносить смешиваемые звуки подбираются фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации. Предлагаются чистоговорки, дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции, нужной громкости голоса, темпа речи.
При знакомстве с грамотой совершенствование речевого слуха. Детям предлагаются небольшие потешки, стихотворения, дидактические игры, где нужно определить, какой звук потерялся, заблудился.
Перспективный план
(старшая группа, дети 5-6 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Цель коррекционно-развивающей работы | Игры и упражнения | Цель игр и игровых упражнений | Предметно-развивающая среда |
Сентябрь | III | Развитие слухового внимания и восприятия не неречевых звуков | Развитие фонематических процессов | «Узнай инструмент» «Что шуршит, что звенит?» «Кто голос подает» | Формирование слухового внимания и восприятия на неречевые звуки. | Картинка «Бременские музыканты». Музыкальные инструменты: бубен маленький, бубен большой, колокольчик, маракасы, трещотка. Аудиозапись «Голоса животных». |
IV | Развитие слухового внимания и восприятия речевых звуков | Формирование восприятия речи в процессе произношения слогов, слов, коротких предложений | «Дополни стихотворение» (голоса животных) «Хлопай не зевай» «Звук заблудился» «Слушай и показывай» «Какое слово лишнее» | Формирование восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений Развитие фонематического восприятия Развитие слухового внимания | Аудиозапись стихотворения «На ферме» (Сысоева Н) Карточки-паронимы Музыкальные инструменты: бубен маленький, бубен большой, колокольчик, маракасы, трещотка. | |
Октябрь | I | Звук и буква «У» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука; с понятием «гласный звук» | Игра «Самолет» «Поиграй на дудочке» «Запомни и повтори» «Назови первый звук» «Составь предложение со словом: утка, узор» | Развитие общей моторики; дыхания и голоса Знакомство с звуком «У»; с понятием «гласный звук» Закрепление понятия «слово» | Дудочки (для каждого ребенка) Предметная картинка со звуком «У» Картинки для звукоподражания Односюжетные картинки для составления предложений Цветные фишки Схемы для составления слов |
II | Звук «А» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука; с понятием места звука в слове | «Кто плачет?» «На что похоже?» «Выложи букву из палочек» «Хлопай не зевай» «Какой звук первый?» «Составь предложение со словом: аист, Аня» | Знакомство со звуком и буквой «А», его характеристикой Развитие фонематических процессов Развитие умения выделять ударный гласный звук в начале слова Закрепление понятия «слово», «гласный звук» | Предметная картинка со звуком «А» Счетные палочки Картинки для звукоподражания Односюжетные картинки для составления предложений Цветные фишки красные Схемы для составления слов Корзина с муляжами овощей. | |
III | Звуки «У-А» | Обучение сравниванию звуков по характеристикам; подпору слов на заданный звук | «Произнеси звук» «Выложи букву» «Хлопай, топай, не зевай» «Какой звук первый?» «Назови картинку» «Назови фрукты» | Развитие моторного праксиса, просодической стороны речи Закрепление звукового и графического содержания звука Развитие слухового внимания Обучение выделению первого звука из состава слогов, слов Обучение подбору слова (с опорой на картинку) на заданный звук | Предметные картинки со звуками «А» и « У» в начале слов Счетные палочки Корзина с муляжами фруктов Цветные фишки для обозначения звуков Схема для характеристики звуков | |
IV | Звук «П» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука; с понятием «Согласный глухой звук» с понятием места звука в слове | «Самовар пыхтит» «Портрет» «Повтори за мной» «Выложи букву» «Домик» | Развитие голоса и дыхания Знакомство с характеристикой звука «П» Знакомство с понятием «согласный глухой звук» Обучение связи звука с буквой Развитие умения выделять глухой согласный звук в конце слова | Сюжетная картинка «Самовар пыхтит» Предметные картинки со звукам «П» Картинка-опора «Шляпа» Счетные палочки Фишки для обозначения звуков синие Схемы для характеристики звуков Дидактическое пособие «Домик» Предметные картинки (Суп, , укроп, микроскоп) | |
Ноябрь | I | Звук «О» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука, графическим обозначением | «Пропой на звук «О» «Выбери слово» «Айболит» «Веревочка» «Что ты слышишь?» «Звуковой поезд» | Развитие голоса и дыхания Развитие фонематических процессов Развитие артикуляции Обучение связи звука с буквой Закрепление понятия «звук» и «слово» Развитие умения выделять гласный звук в начале слова | Предметные картинки со звуком «О» (окунь, облако, обруч, осень) Сюжетная картинка «Айболит лечит зверей» Цветные веревочки Речевой ряд звуков и слов Дидактическая игра «Звуковой поезд» |
II | Звук «И» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука, графическим обозначением | «Отгадай звук» «Выложи букву и произнеси звук» «Выложи из фишек слог» «Посчитай сколько слогов?» «Помоги Ире» Игра «Встань по порядку» | Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой Закрепление понятий «гласный звук», «слог», «слово» Автоматизация звука «И» в слогах, словах Знакомство с понятием «предложение» | Схема для характеристики звука Зеркала Предметная картинка для звукоподражания Счетные палочки Цветные фишки и схемы для обозначения звуков Набор для составления слоговой схемы Полоски (для обозначения кол-ва слогов в слове) Сюжетная картинка (девочка собирает игрушки) Каждый ребенок обозначает отдельное слово | |
III | Звук «М» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука, с понятием «согласный звонкий звук», с графическим обозначением | «Назови слова со звуком «О», «И», «А» Игра «Буренушка» Игра «Рассели жильцов» «Слоговой дом» | Развитие фонематических процессов Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой Закрепление понятия о месте звука в слоге, слове Обучение делению слов на слоги с заданным звуком | Предметная картинка (корова) Картинка буквенное изображение звука «М» Слоговой ряд МА, АМ, ПА, АП Цветные фишки и схемы для обозначения звуков красные и синие Полоски | |
IV | Звук «Н» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Гармошка» «Назови последний звук» «Опиши звук» с опорой на артикуляцию «Хлопай, не зевай» «Живые слоги» Игра «Рассели жильцов» «В каких словах спрятался звук «Н» ? | Развитие дыхания и голоса Развитие фонематических процессов Закрепление умения деления слов на слоги Закрепление понятия «место звука в слове» Обучение составлению звуковых схем и их анализу Закрепление понятия «предложение» | Губная гармошка Предметные картинки (диван, лимон, клен, трон) Зеркало Речевой ряд слогов, слов со звуком «Н» Шапочки-маски (красные, синие) Цветные фишки и схемы для обозначения звуков Чистоговорка: Колун колол, колол. Колун полено да не расколол | |
Декабрь | I | Звук «Т» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука Знакомство с понятием «согласный твердый звук» Закрепление понятия «звук в конце слова», «звук в начале слова» | «Шарик» Упражнения «Окошко», «Обезьянка», «Болтушка» «Напиши в воздухе букву «Т» «Хлопай, не зевай» Игра «Живые слоги» Д/и «Домик» «Сосчитай слова» | Развитие дыхания и голоса Развитие артикуляционных навыков Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой Развитие фонематических процессов Закрепление понятия о месте звука в слоге, слове «в начале», «в конце» Закрепление понятия «слог», «слово», «предложение» | Стихотворение: Вот мы шарик надуваем А рукою проверяем… Картинки для звукоподражания Зеркало Предметные картинки со звуком «Т» Цветные фишки и схемы для обозначения звуков синие и красные Дидактическое пособие «Домик» Наборы для выкладывания слоговой схемы |
II | Звук «Ть» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука Знакомство с понятием «согласный мягкий звук» | «Сдуй снежинку» «Болтушка» «Футбол» «Часы» «Выложи букву и назови звук» «Хлопай, не зевай» «Выложи из фишек слоги ИТ,ТИ» «Определи место звука в слове» | Развитие дыхания и голоса Развитие артикуляционных навыков Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой мягкого звука Развитие фонематических процессов Закрепление звукового анализа слогов Закрепление звукового анализа слов Закрепление понятия «места звука в слове» | Картинки для звукоподражания Зеркало Карандаши Предметные картинки со звуком «Ть» Фишки зеленые Дидактическое пособие «Домик» Картинки: сеть, кость, тюлень, тень, телефон | |
III | Звук «К» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука Закрепление понятия «согласный твердый звук» | «Под дождем» «Узнай звук» «Повтори» «Покажи звук» «Где спрятался звук?» Игра «Живое предложение» | Закрепление понятия «гласный звук» и «согласный твердый звук» Упражнять в определении места звука в слове Упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схем | Зонтик Картинки для звукоподражания Зеркало Слова: мак-бак-так клетка-плетка-пленка тыква-буква-будка Фишки синие и красные Дидактическое пособие «Согласный звук» Слоги: АК, КА Наборы для выкладывания слоговой схемы Предметные картинки со звуком «К» | |
IV | Звук «Кь» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука Закрепление понятия «согласный мягкий звук» | «Град-капелька» «Выложи букву из фасоли и назови звук» «Подели слово» «Слоги перевертыши» «Собери слова» | Закрепление понятия «согласный мягкий звук» Учить определять место звука в слове Упражнять в делении слогов на слоги Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов Развивать умение составлять предложения и анализировать их | Картинки для звукоподражания Зеркало Банка с фасолью Полоски Предметные картинки со звуком «Кь» Фишки зеленые и красные Дидактическое пособие «Согласный звук» Наборы для выкладывания слоговой схемы Предложения: Игрушки дети собирают; Валенки Ваня надел теплые | |
V | Звук «К-Кь» | Научить различать звуки «К» и «Кь» по артикуляционным и акустическим признакам | «Ныряльщики» Пиктограммы «Обезьянки» «Лошадка фыркает» «Лопатка» «Горка» «Хлопай, не зевай, за мной повторяй» «Собери снежинки» «Подели слово» «Наряди елку» | Развитие дыхания, голоса и мимической мускулатуры лица Развитие артикуляционных навыков Развитие фонематического восприятие и внимание Упражнять в выделении звуков из слов Упражнять в делении слов на слоги Обучать составлению предложения из слов | Картинки для звукоподражания Предметные картинки со звуком»К» и «Кь» Фишки зеленые, синие и красные Дидактическое пособие «Согласный звук» Наборы для выкладывания схемы предложения | |
Январь | III | Звук «Б» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Чайник» «Лишнее слово» «Собери слог» «Определи место звука в слове» «Составь предложение» «Ныряльщики» «Птичка» | Развитие фонематического восприятие и внимание Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука С опорой на различные виды контроля Упражнять в делении слов на слоги Закрепление звука в предложениях Развитие общей и мелкой моторики, дыхательных и голосовых функций | Картинка «Чайник» Предметные картинки со звуком «Б» Слова: Бобачка, чабочка,бабочка,кабабочка Рабабан, барабан, бабаран, набараб Цветные фишки Предметные картинки со звуком «Б»: банка, табуретка, барабан, забор Дидактическое пособие «Домик» Наборы для выкладывания схемы предложения |
IV | Звук «Бь» | Научить различать звуки «Б» и «Бь» по акустическим признакам | «Автомобиль» «Воробышек» «Обезьянки» «Улыбка-трубочка» «Лопатка» «А ну, ка повтори» «Собери слог» «Определи место звука в слове» «Составь предложение» «Повтори чистоговорку» | Развитие дыхания, голоса и мимической мускулатуры лица Развитие артикуляционной моторики Развитие фонематического слуха Закрепление звука в слогах, звуковой анализ: -сколько звуков - назови первый звук - назови второй звук Закрепление звука в словах Деление слова на слоги Закрепление звука в предложении Закрепление звука в тексте | Картинки с опорой на артикуляцию Ряд слогов: бда-бдо-бду-бды Предметные картинки со звуком «Бь»: Ряд слогов: би-бе-бё; би-би-бё Цветные фишки Слог: БИ Дидактическое пособие «Домик» Слова: бигуди, береза, лебедь Наборы для выкладывания слоговой схемы Чистоговорка: Би-би-би-гудит машина Не поеду без бензина. Бе-бе-бе - сидели галки на трубе Бя-бя-бя-сколько братьев у тебя и т.д. | |
Февраль | I | Звук «Э» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Звуки танцуют» «Выложи букву из веревочки» "Хлопай, не зевай «Собери слог» «Определи место звука в слове» | Закрепление понятия «гласный звук» Развитие фонематического слуха, фонематического анализа изолированных гласных и согласных звуков Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха, умения выделять слог с заданным звуком из ряда других слогов Учить звуковому анализу в слоге Учить определять место звука в слове | Синие и красные флажки Картинки для звукоподражания Зеркало Цветные веревочки Слоги: по,пэ,ма,то,тэ ак,эк... Цветные фишки Предметные картинки со звуком «Э»: эскимо, экскаватор, эму |
II | Звуки «Г-Гь» | Научить различать звуки «Г» и «Гь» по акустическим признакам | «Срываем яблоки» «Расческа» «Чистим нижние зубки» «Горка» Игра «Гуси на лугу» «Твердый-мягкий звук» Дидактич.игра «Домик» Подв.игра «Построй башню» (командная) «Выдели из текста слова со звуком Г и Гь» | Развитие дыхания и голоса Развитие артикуляционной моторики Упражнять в различении характеристик звуков: артикуляционной и акустической Закрепление понятия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук» Развитие фонематического слуха Дифференциация звуков в слогах, словах и предложениях | Предметная картинка «Яблоня» Картинки с опорой на артикуляцию Предметная картинка «Гуси» Флажки: зеленые и синие Фишки: зеленые, синие и красные Слоги: ГА, ГИ Предметные картинки: гусь, гимнаст, бумага, груша, сапоги, гитара. | |
III | Звук «Ль» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Самолет» «Повтори» «Собери слог» «Домик» | Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Звуковой анализ слога -сколько звуков - назови первый звук - назови второй звук Закрепление звука в слове Деление слов на слоги Закрепление звука в предложении, тексте | Предметная картинка «Самолет» Слоги: ля-лю-ля-лё... Слог: ЛИ Цветные фишки Слова: лес, пеленка, пыль, земляника Наборы для выкладывания Слоговой схемы Наборы для выкладывания схемы предложения | |
IV | Звук «Ы» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука Познакомить с понятием «предложение» | «Дудочка» «Лошадка» «Грибок» «Слово заблудилось» «Угадай какая схема подходит» «Раздели слово» «Раздели предложение» «Найди слова со звуком Ы» | Развитие дыхания и голоса Развитие артикуляционной моторики Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Звуковой анализ слогов, слов Деление слов на слоги Деление предложений на слова Закрепление звука в тексте | Предметная картинка «Дудочка» Предметная картинка для звукоподражания «Мишка» Зеркала Слова: Мак-бак-мышка-так Том-дом-сынок-ком Лимон-вагон-сыр-бутон Цветные фишки Слоги: ЫМ, МЫ Дидактическое пособие «Домик» Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений Текст: «Три хозяйки» | |
Март | I | Звук «С» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | Подв.игра «Насос» «Дровосек» «Вкусное варенье» «Улыбка-трубочка» «Чистим нижние зубки» «Собери пару» «Собери слово» «Собери предложение» | Развитие дыхания и голоса Развитие артикуляционной моторики Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Звуковой анализ слогов, слов Деление слов на слоги Составление из слов предложения | Предметная картинка для звукоподражания «Насос» Зеркала Цветные фишки Слоги: ОС, СА Предметные картинки: санки, сосулька, нос Дидактическое пособие «Домик», «Согласный звук» Слово: Осы Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы Предложений Слова: Скворец, птицы, ласточка, и. |
II | Звук «Сь» | Научить различать звуки «С» и «Сь» по акустическим признакам | «Произнеси по разному» Подв.игра «Ручеек» «Прибавляй слог СИ» «Разбери слово» «Составь предложение» «Собери предложение» | Развитие дыхания и голоса Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Звуковой анализ слова Упражнение в составление предложения с заданным словом Закрепление звука в предложении (работа над деформированной фразой) | Предложение: Я люблю свою маму (повествовательно, вопросительно, восклицательно) Предметная картинка для звукоподражания «Кран с водой» Зеркала Слова: так(си), не(си), ко(си)... Цветные фишки Слово: СИМА Наборы для выкладывания схемы предложений Предложение: Слив, съела, десять Сима; Под, спит, кустом зайчик серый. | |
III | Звук «Ш» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Почистим верхние зубки» «Маляр» «Змейка» «Хлопни» «Подбери пару» «Собери слово» «Найди слова со звуком Ш» | Развитие артикуляционной моторики Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Развитие звукового анализа слогов Закрепление умения деления слов на слоги, выделение слога с заданным звуком «Ш» Закрепление умения выделять из текста слова с заданным звуком | Предметная картинка для звукоподражания «Змея» Зеркала Счетные палочки Слова: мапка, тапка, шапка, капка; балыши, малыши, кавыши, табыши.... Схемы, слоги АШ, ША Цветные фишки Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы Предметные картинки: шапка, машина, ковш. Текст: Скачет зверушка- Не рот, а ловушка. Попадут к лягушке И комар и мушка. | |
IV | Звуки «С-Ш» | Научить различать звуки «С» и «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам | «Петух» «Подарим картинки Шуре и Соне» «Выложи из фишек слоги» «Собери из слогов слово САША» «Составь со словом САША предложение» | Развитие дыхания и голоса Развитие фонематического восприятие и внимание Закрепление умения различать звуки «С и Ш» Упражнять в выделении звуков из слов Закрепление умения звукового анализа и синтеза слогов Обучать составлению предложения из слов | Предметная картинка «Петух» Предметная картинка для звукоподражания «Змея» и «Насос» Зеркала Куклы Предметные картинки: санки, сосулька, нос; шапка, машина, ковш. Цветные фишки Слоги: СА и ША Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений | |
Апрель | I | Звуки «Х-Хь» | Научить различать звуки «Х» и «Хь» по акустическим признакам | «Поиграем в хоккей» «Хлопай, топай, не зевай» «Собери слово» «Домик» «Составь предложение со словами пух, мох, хоккей» - сколько слов в предложении | Развитие дыхания и знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического восприятие и внимание Закрепление умения звукового анализа и синтеза слов Закрепление понятия «звук в конце слова» Упражнение в анализе предложения | Предметные картинки для звукоподражания «Ладошки» и «Хоккеист» Зеркала Предметные картинки: пух, сук, ток, мох... Цветные фишки Слова: пух, мох Дидактическое пособие «Домик» Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений |
II | Звуки «В-Вь» | Научить характеризовать звуки «В» и «Вь» в сравнительном плане по акустическим признакам | Подв.игра «Мельница и вентилятор» «Повтори» «Выложи из фишек слоги» «Собери из слогов слово ВАТА, ВИШНЯ» - назови первый звук - сколько в слове слогов «Составь предложение со словами вата, вишня» - сколько слов в предложении | Развитие дыхания и знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического восприятие и внимание Закрепление умения звукового анализа и синтеза слогов и слов Упражнение в анализе предложения | Предметные картинки для звукоподражания «Мельница» и «Вентилятор» Зеркала Слоги: ва-во-ву-ви ви-ва-ву-ве Слоги: ВА, ВИ Предметные картинки: сова, вишня Цветные фишки Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений | |
III | Звук «З» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Улыбка-трубочка» «Почистим нижние зубки» «Лопатка» «Комарик» «Хлопни» «Четвертый лишний» «Какой звук подходит?» «Найди слова со звуком З» «Составь предложение со словом ЗУБЫ» | Развитие артикуляционной моторики Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Развитие звукового анализа слов Закрепление умения выделение слов с заданным звуком «З» Закрепление умения составлять предложение с заданным словом | Предметная картинка для звукоподражания «Комар» Зеркала Цветные веревочки Слова: коза, коса, пороша... Слоги: за-зо-за-за зу-зу-зу-за... Слова: Ко-...(на,за,ла) Ва-...(па,ха,за).... Предметные картинки: коза, ваза, коса, санки, зубы, кошка, мороженое... | |
IV | Звук «Зь» | Научить различать звуки «З» и «Зь» по акустическим признакам | «Большой и маленький комарик» «Хлопай, не зевай» «Раздели на два ряда» - сколько слов посчитай «Домик» - закрепление понятия «звук в начале и конце слова» «Найди слова со звуками З и Зь» | Развитие дыхания и голоса Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического восприятие и внимание Закрепление понятия «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» Упражнение в закрепление различения звуков «З-Зь» в тексте | Предметная картинка для звукоподражания «Комар и комарик» Слоги: се, осе, зе, ше, езе... Предметные картинки: коза, зубы, зонт; зебра, корзина, земляника Дидактическое пособие: «Согласный звук» Текст: У Зины и Зои Зеленые глаза, Смотрят Зина и Зоя В зеркало с утра | |
Май | I | Звук «Ж» | Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука | «Жук жужжит» «Закончи предложение» «Собери слово» «Придумай предложение со словом жук и книжки» | Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Закрепление умения деления слов на слоги -анализ слогов - умения выкладывать графическую схему | Предметная картинка для звукоподражания «Жук» Зеркала Цветные полоски Текст: Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке.. (нос, мяч, жук) Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (конфеты, книжки, сыр) Слова: жук, книжки Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений |
II | Звуки «З-Ж» | Научить различать звуки «З» и «Ж» по артикуляционным и акустическим признакам | «Кто громче?» (командная) «Чем похожи?» «Чем отличаются?» «Выдели лишнее» «Скажи наоборот» «Четвертый лишний» «Собери предложение» | Развитие дыхания Упражнять в различении характеристик звуков: артикуляционной и акустической Развитие фонематического слуха Закрепление умения Дифференцировать звуки в слогах (замена первого звука на оппозиционный) Закрепление звука в словах (по наличию, отсутствию звука в словах) Закрепление понятия «деление слов на слоги» Упражнение в анализе предложения Закрепление понятия «предложение» | Предметные картинки для звукоподражания «Комар» и «Жук» Зеркала Слова: жаба, жук,зуб, жадина; заяц, зоопарк, журнал, забор Слоги: За-за-за...(Жа-жа-жа)... Жи-жи-жи...(Зы-зы-зы)... Предметные картинки: коза, жук ,зуб, береза журнал, пожар, жираф, зонт Наборы для выкладывания слоговой схемы В, живет , Африке, жираф Растет, в, кудрявая, поле, береза Наборы для выкладывания схемы предложения | |
III | Звуки «Д-Дь» | Научить различать звуки «Д» и «Дь» по акустическим признакам | Подв.игра «Дятел» «Повтори» «Покажи флажок» «Выложи из фишек слоги» «Домик» - на каком месте звук - сколько в слове слогов «Составь предложение со словами дом и дерево» - сколько слов в предложении | Развитие дыхания и знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического восприятие и внимание Закрепление умения звукового анализа и синтеза слогов и слов Упражнение в анализе предложения | Предметные картинки для звукоподражания «Большой дятел» и «Маленький дятел» Зеркала Слоги: да-ду-до-ди... де-дё-ди-да... Флажки зеленые и синие Слоги: ДО, ДИ Цветные фишки Предметные картинки: дом, ведро; дерево, будильник Дидактическое пособие «Домик» Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений | |
IV | Звуки «Ф-Фь» | Научить различать звуки «Ф» и «Фь» по акустическим признакам | Подв.игра «Филин» «Подними флажок» «Прибавляй нужный слог» Игра «Подарки для Феди и Фаины» «Составь предложение со словами конфета, конфетти» - сколько слов в предложении | Развитие дыхания и знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука Развитие фонематического слуха Закрепление умения проводить фонематический анализ на заданный звук Закрепление звука в словах Закрепление умения составлять предложения с заданным словом Закрепление звука в предложении | Предметные картинки для звукоподражания «Филин» Предметная картинка: «Воздушный шар» Зеркала Слова: милин, пилин, филин, килин... мея, фея, пея, тея Флажоки красные Слова: Со..(фа), ко...(фе), дро...(фа), ка...(фе) Куклы Предметные картинки: фен, кофта, футболист; филин, конфетти, кофеварка Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложений |
Перспективный план
(подготовительная у школе группа, дети 6-7 лет)
Заключение
Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в формировании у детей звуковой культуры речи.
В ходе всей работы ребенок учится правильному произношению, и понимаю к той речи, которой к нему обращаются, можно увидеть значительный рост словарного запаса, овладение грамматическими конструкциями языка. Воспитанники сами не подозревая того потихоньку овладевает речью, осознавая, что из звуков состоят слова, из слов фразы и предложения. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные задачи по овладению дошкольниками основ родного языка, звукопроизносительных навыков и освоению всех компонентов речи, что позволит обеспечить готовность их к обучению в школе.
Список литературы.
- Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», М., 2014г. - О.С. Гомзяк.
- Учебная программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г. - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- Учебно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения, подготовительная группа, М., 1993 г. - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений «"Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников», Мозаика-Синтез, 2007 г. - А.И. Максаков.
- «Выготский Л.С. Педагогическая психология. -- М., 1991.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. -- СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1999.
- Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, -- № 8.
- Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, - №8.
- Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А., Соловьева И. Г., Титков Т. В. Настольная книга педагога-дефектолога. -- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
- Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Т. И. Ерёменко // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). -- СПб.: Реноме, 2013г.
- Катаева А. А.. Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.
- Тумакова Г.А. Формирование представлений о звуковой стороне слова/ Подъяков и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1988г.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 «Дошк.воспитание». - М.:Просвещение, 1989г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: 1981 г.
- Яшина В.И. Методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. - М.,1998.
- Янушко Елена. Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания.
- Кудашева Е.В. Работа над формированием качеств голоса и темпа речи - Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/06/rabota-nad-formirovaniem-kachestv-golosa-i-tempa-rechi- Загл.с экрана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...
Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...