Конспект интегрированного занятия с применением песочной терапии в старшей разновозрастной группе "Добрые песчинки"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме
Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
Возрастные группы : старшая , подготовительная
Тема НОД : «Добрые песчинки»
Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»
Цель : Развитие речи, творческого воображения, познавательных способностей у детей дошкольного возраста через различные формы работы с песком.
Дать ребенку возможность быть самим собой, способствовать раскрытию индивидуальности , социальной успешности детей.
Образовательные: расширять представления об окружающем мире, формировать экологически грамотное поведение, совершенствование предметно-игровой деятельности.
Развивающие : развивать фонематический слух , связную, диалогическую и монологическую речь детей , совершенствовать грамматический строй речи ; развивать мелкую моторику рук ,тактильную чувствительность путём различных движений и упражнений с песком ;развивать познавательные функции (мышление, память, воображение)
Воспитательные : воспитывать в детях отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу , самостоятельность,
Здоровье сберегающие: стабилизировать эмоциональное состояние детей, способствовать избавлению от психологического напряжения.
Виды деятельности : игровая , коммуникативная , проективная , познавательно-исследовательская , изобразительная , двигательная , самообслуживание и элементы бытового труда , конструирование из различных материалов .
Форма организации : фронтальная , групповая , парная , индивидуальная.
Формы реализации : словесные игры ; творческие игры; динамические паузы; игры со строительным материалом (бросовый, природный материал), игры- фантазирование; дидактические игры; подвижные игры с предметами; ситуативно-деловая игра (взаимодействие со сверстниками и взрослыми); ручной труд; лепка; художественный труд.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие », «Физическое развитие»
Оборудование : цветной и кинетический песок; контейнеры и ящик для песка; музыкальное сопровождение; дидактические картинки ; прищепки ; перышки; ; искусственные цветные камни ;пуговицы; мяч; набор фигурок людей, игрушек ,предметов, фигурок животных; насекомых; Фея- гелевый шар; фантики, веточки (мусор); влажные салфетки; коктейльные трубочки ; пластиковые контейнеры с песком, посылка с песком.
Природные элементы: камни, ветки, цветы, коряги, ракушки, интересные сучки деревьев, семена гороха , фасоли, макароны .
Предварительная работа : словесные игры; игры-упражнения с песком; познавательные беседы; экологические игры ; познавательные игры ;логопедические игры; работа по картинкам; чтение художественной литературы; песочная аппликация; упражнения -релаксация.
Ход занятия
1.Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель :(звучит музыка для релаксации)
-Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встали с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать с хорошим настроением.
Приветствие «Солнечные лучики»( сплочение группы)
Дети протяните руки вперед и соедините их вместе, как лучи солнца,. почувствуйте себя теплым солнечным лучом, поделитесь своим теплом друг с другом .Мы всем желаем доброго дня!
Мотивация : Сегодня в наш детский сад принесли необычную посылку без обратного адреса . Кто нам ее прислал мы не знаем ? Что же делать ? (ответы детей)
Давайте посмотрим содержимое нашей посылки ( песок , в песке спрятано «звуковое письмо»-диск)
Воспитатель : Дети , что это ? (песок) Вы любите играть в песок ?
Как можно играть с песком? (ответы детей)
Упражнение «Здравствуй , песок» ( на развитие тактильной чувствительности )
Положите руки на песок, погладьте его. Какой песок ? (ответы детей).
Упражнение« Песочный дождик» (на регуляцию мышечного напряжения, расслабление)
Ребенок медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь. Что песок делает?( ответы детей)
Воспитатель предлагает игру с песком «Секрет»
Погружаем в сухой песок кисти рук , начинаем ими шевелить(находят «письмо-диск») Как вы думаете , что это такое? (ответы детей) Ребята, да это «звуковое письмо». Но чтобы прослушать его, нужно сыграть в интересную игру и узнать , из какой страны пришло это загадочное письмо.
Речевая игра с мячом «Семейка песочных слов».
Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но добавляйте к нему нужную форму слова «песочный, песчаный».
Слова: дождь, фигура, берег , печенье ,часы, ветер , торт, горы , фея , солнце, ручей , буря, река.
Воспитатель: Ребята , в какой стране светит «песочное солнце», идет «песочный дождь»( ответы детей )
Из какой страны нам прислали письмо ? ( Из Песочной страны)
Озвучивание письма :
Здравствуйте ребята, вы, добрые , отзывчивые , настоящие друзья природы ! Мы .жители Песочной страны , обращаемся к вам за помощью . Наша страна была очень красивой, с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми реками и солнечными городами. Мы, погубили нашу прекрасную страну. Засорили реки ,разорили горы , Песочная фея покинула нас . И стала песочная страна темной и безжизненной. А мы, жители страны, грустим и плачем. Ребята , помогите нам вернуть красоту природы и добрую волшебницу- Фею.
Воспитатель: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь жителям песочной страны?..(Да) Тогда в путь , а нашими помощниками будут знания , умения, доброта, смелость и дружба.
Но перед тем , как мы отправимся на помощь , мы должны вспомнить правила Песочной страны: (дети повторяют за воспитателем)
Песок — мирная страна! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять! Жителей не обижать. Можно строить и чудить,
Можно много сотворить: Горы, реки и луга,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?(Да)
2. Основная часть
Воспитатель: Представьте , что вы маленькие добрые песчинки , сейчас мы соберемся вместе и образуем песочный ручеек . который поспешит на помощь нашим друзьям , а чтобы наш ручей двигался быстрее , мы позовем помощника. Ребята, с помощью чего песчинки могут передвигаться быстрее ? (ответы детей)
Игра «Подберите эпитеты к словам» Какой бывает ветер ?(ответы детей) Давайте споем песенку «теплого, ласкового ветра» - С-С-С , «холодного , колючего ветра - Ш-Ш-Ш»
Дыхательное упражнение «Ветерок и песчинки» (индивидуальные контейнеры с песком , трубочки)
А сейчас ,ветерок поиграет с песчинками , сделайте глубокий вдох и выдохните в контейнер с песочком через трубочку. Наши песчинки отправляются в путь.
Физминутка : ( звчит музыка « ручья» )
Друг за другом мы пойдем, (ходьба)
Станем добрым ручейком . (бег)
Мы построим горы , реки оживим, (руки вверх ,вперед-волнообразные дв.)
А в лугах зеленых , посадим мы цветы (приседание)
На помощь наш спешит ручей , (бег)
В беде не бросим мы друзей ! (ходьба)
Воспитатель: ( звучит тоскливая музыка)
Дети , вот мы и очутились в песочной стране . Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо.
Что мы видим ? (ответы детей) Горы мусора , горы песка , а ведь была красивой , сказочной - песочная страна. ( воспитатель обращает внимание на рабочие столы с песком) Вот здесь, цвели красивые луга , когда то тут стояла высокая , с камнями самоцветными гора, а там журчала быстрая и чистая река. Ребята , почему в песочной стране случились такие перемены ? ( ответы детей) Это случилось , потому что жители страны забыли правила бережного отношения к природе. Вы, сейчас напомните жителям о правильном поведении в природе.
Работа по дидактическим карточкам «Берегите природу» (воспитатель показывает карточку -дети говорят правило)
Давайте, ребята ,частицу любви и добра отдадим , природу песочной страны оживим , чтобы она стала такой же красивой, какой и была раньше. ( скрещенные ладошки дети прижимают к груди, произносят слова, глядя в ладошки)
Ритуал «входа» в Песочную страну
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Песочную Фею вернуть помоги !
Чтобы этот песок снова стал волшебным ,чтобы он мог чувствовать прикосновения ваших добрых рук , мог слышать и запоминать ваши действия , мы должны очистить его от мусора. Вашими помощниками станут прищепки , щипцы и ваши добрые руки.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Помощники» (дети с помощью прищепок и щипцов собирают мусор на песке ) Проективная деятельность на песке: « Мы создаем мир» ( дети работают в подгруппах)
Дети , скажите. что обозначает цвет песка ? Что можно создать на песке зеленого цвета?( лес , луга, цветочные полянки) На синем песке ? ( река , море , океан, небо) На желтом ,оранжевом песке ? (пустыня , город) А что можно сделать из кинетического песка ?(горы , замки , фигуры)(ответы детей)
( Дети самостоятельно распределяются по подгруппам)
1 стол : «Горы и луга» (цветной песок и кинетический песок)
2 стол : «Песочный город и его жители» ( обычный песок)
3 стол : «Река и лес» (цветной песок)
А сейчас , начнем создавать цветущую, сказочную Песочную страну.
Вы выберете себе те предметы , фигурки животных, насекомых, которые вам нужны для создания той или иной природной зоны. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома, фигурки людей — все, что понадобится вам для создания сказочной страны.
Вы должны быть дружными, помогать друг другу во всем и помнить правила песочной страны.
(дети приступают к работе, звучит музыка «релаксация»)
Воспитатель: (в процессе работы детей задает вопросы)
Что растет на лугах ? Какие луговые цветы вы знаете? (ответы детей)
Какие животные живут в лесу? Назовите обитателей реки ?(ответы детей)
Какие бывают горы ? ( высокие , крутые , каменные)Зачем нужны камни? (Из камня строят дома, мосты, выкладывают дороги , изготавливают украшения.
Пальчиковая игра «Стоит гора» (отряхнуть руки от песка, руки на уровне груди)
Стоит гора-Старушка – До небес макушка.
Ее ветер обдувает, ее дождик поливает.
Стоит гора страдает и камешки теряет
И каждый день и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.( дети продолжают работать)
Воспитатель : (обращается к детям , которые создают «город») – Что называется городом? (ответы детей) В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Киев-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово?(Ответы детей). Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город». Много на нашей планете городов и у каждого есть свое название. Как называется город ,в котором мы живем?(ответы детей) Как бы вы хотели назвать свой город? (ответы детей) ( дети заканчивают работу , вытирают руки влажными салфетками, рассматривают , делятся впечатлениями)
Воспитатель : Ребята , вам нравится новая Песочная страна? Да) Какая она была? (Разрушенная, грустная, грязная) Какая она сейчас? (Красивая, зеленая, чистая) (ответы детей) ( дети слышат шум порывистого ветра) Что вы слышите ? (ответы детей) Приближается сильный ветер , чем опасен он для людей в стране песка?( песок попадет в глаза)Что нужно сделать ,чтобы уберечь свои глаза?(ответы детей) Сюрпризный момент : ( дети закрывают глаза, появляется Песочная Фея на воздушном шаре- звучит запись голоса Феи)
Воспитатель : Дети , это добрый ветер , он принес к нам волшебницу Фею.
Песочная Фея : Здравствуйте , ребята! Здравствуй , моя чудесная Песочная страна !
Дети, вы такие молодцы!! Вы так старались! Посмотрите, как светятся глазки у жителей , они радуются и улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.
(Эмоциональное упражнение «Радость») Я вас всех благодарю и совет вам всем даю: Берегите планету! Другой такой на свете нету. В обиду ее никому не давайте. Берегите птиц, насекомых, зверей! От этого станете только добрей! 3. Заключительная часть . Рефлексия :
Воспитатель : Спасибо добрая Фея, мы обещаем тебе беречь и уважать свою Землю.
Ребята , путешествие нашего «доброго ручейка» заканчивается . Нам пора возвращаться. Что, вам, сегодня понравилось больше всего ? Какие трудности вы испытывали? (ответы детей) Я очень горжусь вами! Вы помогли жителям Песочной страны, вы умеете беречь природу , знаете правила игры в песок, умеете дружно трудиться и играть . Жители вас благодарят за помощь и дарят вам цветные кристалики , только в добрых руках эти кристалики начинают светиться. Ритуал «выхода» из страны : В ладоши наши посмотри –мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
До свиданья, песок.
До свиданья, дружок.
Воспитатель : (раздает детям в ладошки кристалики)
Дети ,поднимите руки вверх, пусть в ваших добрых руках они засияют , дорогу домой нам пусть освещают ( игра света- под музыку дети уходят из группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с использованием песочной терапии в 1 младшей группе
Материал занятия помогает развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, мышление, фантазию. Помогает закреплять знание цветовой гаммы....
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Космическо-математическое путешествие"
Цель: воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.Задачи:- закрепить знания о составе чисел в пределах 10...
Календарно тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с применением песочной терапии.
Заняти спланированны с усложнением....
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»
Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...
Конспект интегрированного занятия с применением методов ТРИЗ в старшей группе.
Конспект интегрированной НОД с применением методов ТРИЗ в старшей группе....
Конспект занятия «Путешествие жучка по Песочной стране» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.
Цели:Коррекционно-образовательные:-закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;-закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;-умение давать хара...