Календарно тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с применением песочной терапии.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Заняти спланированны с усложнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

с применением песочной терапии.

Название занятия

Цели задачи

Методические рекомендации

сентябрь

Чудесный песок

Способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.

Упражнение «Здравствуй, песочек»

Формулировка правил поведения в песочнице

Эмоциональная пауза «Ласковый цветочек»

Упражнение «Нарисуй эмоцию»

Игра «Зарывание секретиков»

Беседа «Мои ощущения»

октябрь

Юные археологи

Вызвать спокойствие, сосредоточенность, развивать внимание, навыки самоконтроля, снять эмоциональнее напряжение. Формировать произвольность психических процессов, усидчивость, аккуратность. Сформулировать нормы и правила поведения в обществе.

Упражнение «Песочные часы»

Подвижная игра « Песчинки»

Упражнение «Раскопки»

Психомышечная тренировка «Жарко – холодно»

Игра «Построим город»

Упражнение «Правила города»

В гостях у осени

Способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, психофизической релаксации, развивать связную речь, тактильную чувствительность, слуховое восприятие.

Чтение стихотворения про осень, обсуждение

Релаксация «Осенние листья»

Рисование на песке «Сон листочков»

Упражнение «Звуки осени»

Творческая минутка «Размышления»

Эмоциональная пауза «Дождик»

Игра «Тучки»

ноябрь

В гости к Мишутки

Способствовать снижению психофизического напряжения, агрессивных проявлений, развитию фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, восприятия, навыков взаимодействия со сверстниками

Психомышечная тренировка «Медвежата»

Рисование на песке «Сны медвежат»

Познавательная игра «Собери эмоцию»

Игра «Тух-Туби-Дух»

Упражнение «Мыльные пузыри»

Упражнение «Искорка».

Кладоискатели

Развивать умение давать положительную оценку другому, ориентировку в пространстве, тактильную чувствительность, содействовать снижению психомышечного напряжения, тревожности, неуверенности в себе, способности различать эмоциональные состояния.

Упражнение «Мы такие хорошие»

Игра «Следы на песке»

Упражнение «Клад»

Психомышечная тренировка «Любопытная Варвара»

Игра-тренинг «Большие черепахи»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

декабрь

Оазис в пустыне

Создавать условия для повышения мыслительной активности, сообразительности, развития связной речи. Способствовать проявлению эмпатии, поиску конструктивных путей взаимодействия, снятию психомышечного напряжения, тревожности, развитию навыков самоконтроля.

Экспериментальная деятельность «В пустыне»

Игра «Волшебные дюны»

Беседа «Кто живёт в пустыне»

Упражнение «Оазис для друзей»

Психомышечная тренировка «Жарко – холодно»

Игра «Черепашки»

В гостях у тётушки Зимы

Создавать условия для психологического комфорта детей, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, психофизической релаксации, развивать связную речь, тактильную чувствительность.

Упражнение «Искорка»

Чтение стихотворения про зиму, обсуждение

Рисование на песке «Сказочный сон»

Беседа «Человек и дерево»

Упражнение «Сокровища под сугробами»

Релаксация «Снежная баба»

январь

В стране Вообразилии

Проективное исследование особенностей эмоциональной сферы, снижение агрессивных проявлений, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, обучение бесконфликтным способам поведения и взаимодействия со сверстниками, создание положительных эмоций.

Элемент тренинга «Сказочная страна»

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Проблемная ситуация «Как поступить с драконом»

Пальчиковая гимнастика «Помиримся»

Проективная методика «Несуществующее животное»

Конструктивная игра «Строим замок»

февраль

Проделки песчаной бури

Создавать положительный эмоциональный настрой. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений. Воспитывать чувство эмпатии. Совершенствовать коммуникативные навыки.

П. игра с бурей Шуршихой

Этюд «В пустыне»

Игра «Волшебный сундучок»

Загадки про животных

Игра-классификация «Дом для животных»

Упражнение «Искорка дружбы»

Кукольный город

Повышать самооценку, уверенность в себе, снижать мышечные зажимы, тревожность. Научить справляться с негативными эмоциями. Снять эмоционально напряжение.

Психомышечная тренировка «Солдат и тряпичная кукла»

Беседа «Как справиться со страхом»

Проективная игра «Победим страх»

Игра «Неваляшка»

Релаксация «Танец кукол»

март

Звенят ручьи

Способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию связной речи, слуховому и кинестетическому восприятию, мелкой моторики, познавательной сферы детей,; стабилизации положительного эмоционального фона.

Чтение стихотворения про весну, обсуждение

Упражнение «Весенние колокольчики»

Познавательная игра «Собери эмоцию»

Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»

Упражнение «Солнечный зайчик»

Облака настроений

Способствовать закреплению знаний об основных эмоциональных оттенках настроения, развитию тактильной чувствительности, фантазии; содействовать снижению тревожности, не защищённости, установлению положительного эмоционального состояния.

Упражнение «Облака» (стихотворение)

Релаксация «Облака»

Рисование на песке «Весеннее небо»

Дыхательное упражнение «Воздушное облако».

Игра «Сюрпризы песочных облаков»

Упражнение «Искорка»

апрель

Страна волшебников

Содействовать снижению психоэмоционального напряжения, установлению положительного эмоционального состояния, снижению агрессивных проявлений путём выхода эмоций; тренировка дыхательных мышц

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Психомышечная тренировка «Шалтай-Болтай»

Упражнение «Победитель злости»

Упражнение Воздушный шарик»

Упражнение «Искорка»

Сон бабочки

Способствовать снижению психоэмоционального напряжения, тревожности, развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, пополнению словаря добрыми словами, выражению позитивных эмоций; воспитывать гуманные чувства, способность к сопереживанию.

Релаксация «Полёт бабочки»

Рисование на песке «Сон бабочки»

Упражнение «Цветик – семицветик»

Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»

Игра «Добрые слова»

Упражнение «Секретик»

май

Вот оно какое наше лето

Развивать сенсорику, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира снижению импульсивности психофизической релаксации, демонстративности; вспомнить классификацию овощи-фрукты, различать эмоциональные состояния, развивать мелкую моторику.

Чтение стихотворения про лето, обсуждение

Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»

Игра «Посадим огород».

Упражнение «Цветной забочик»

Эмоциональная пауза «Подсолнух»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

Игра-тренинг на снятие напряжения «Песочная река».

Чудесный песок

Упражнение «Здравствуй песочек»

Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?...

Эмоциональная пауза «Ласковый цветочек» пр н 58

Упражнение «Нарисуй эмоцию»

Игра «Зарывание секретиков»

(коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений)

Цель: установление психологического комфорта.

Задачи:

  • Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.

Другой вариант.

Взрослый предварительно закапывает в песок "волшебные камешки доброты" (разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать "секретики" (по очереди). И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем взять "волшебный камешек доброты" в руку, подержать и передать другому - поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами ("камешек доброты" передается из рук в руки по кругу).

Беседа «Мои ощущения»

Занятие В гостях у осени

Вот мы и очутились в моём любимом времени года.

Шуршащей вереницей

За солнышком вдогонку

Летят над нами птицы

В далёкую сторонку.

Какое же это время года?

(Ответы детей.)

Чем встречает нас осень?

(Ответы детей – грибами, спелыми ягодами, листопадом.)

Психолог: Посмотрите, сколько листьев на полянке! А хотите сами превратиться в осенние листочки?

Раз, два, три – в осенние листочки ребят преврати!

Релаксация «Осенние листья»
Ой, мы уже листочки!
Вот как мы висим на веточке!
Руки подняты вверх, ладони сжаты
Нас качает осенний ветерок! Он так любит поиграть с нами!
Как он нас качает?
(Раскачиваются)

Дети вместе с психологом выполняют движения:
А теперь ветерок подул особенно сильно и оторвал листочки от веточки!
(Раскачиваются сильнее)
Листочки полетели, закружились, затанцевали с ветерком…
Раскачиваются сильнее
А теперь ветерок устал, стал дуть все тише, тише…
Листики успокаиваются, кружатся все медленнее, и …
Опускаются на землю.
(Останавливаются)
Ветерок улетел, а листочки остались лежать на земле и отдыхать. Они лежат тихо-тихо…
(Ложатся на пол)
Посмотрим, кто как настоящий листочек может лежать тихо-тихо?
(Дети лежат, закрыв глаза)
Скоро листочки укроет мягкий снежок, и они будут спать всю зиму.
А во сне они увидят лето: солнышко светит ласково, греет наши листочки…
Вот и вас оно согрело: ручки стали теплыми, ножки стали теплыми, спинки тоже стали теплыми, и животики согрелись…Хорошо быть листочками!
И ребятками тоже быть хорошо! И сейчас мы снова превратимся в ребят: вот моя волшебная палочка – раз, два, три – ребяток мне верни!
(Дети открывают глаза)

Психолог: Что же вам приснилось? Давай те подойдём к волшебным подносам. Здесь мы сможем нарисовать на наши сны.

Рисование на песке «Что снится осенним листочкам».
Психолог: Красив осенний листопад, листья словно кружатся под грустную мелодию вальса. Попробуйте создать свою музыку листопада с помощью песка.

(Дети подходят к песочнице, рядом с которой лежит фольга, бумага…)

Психолог: Какие звуки помогут нам сочинить мелодию листопада?

(Ответы детей. Психолог уточняет: шуршащие – сыплем песок на фольгу, шелестящие – сыплем на бумагу.)

Психолог: как интересно шуршит, скрипит, шелестит песок! Получаются совершенно разные звуки. Внимательно вслушайтесь в каждый звук. Может быть это шепчутся листья. Или капельки переговариваются между собой, или кто-то пробежал по опавшей листве?

Творческая минутка «Размышления…»

(Дети, фантазируя, рассказывают о возможных причинах возникновения осенних звуков.)

Психолог: Верно вы заметили, осенью идёт дождь. Я предлагаю вам превратиться в тучи и полить землю дождём.

Эмоциональная пауза «Дождик»

Дети повторяют за ведущим движения, имитирующие звуки дождя:

- шуршат, потирая ладони;

- щёлкают пальцами;

- негромко хлопают в ладоши;

- ударяют себя ладонями по бёдрам;

- топают ногами.

(Психолог предлагает детям пипетки и воду, дети поливают песок.)

Психолог: Дождь прошёл, и нам пора возвращаться домой. Раз, два, три – в детский сад ребят верни!

Рефлексия.

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не понравилось.)

В гостях у тётушки Зимы

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите в окно. На улице сегодня прохладно. Давайте улыбнемся друг другу и подарим частичку душевной теплоты.

Упражнение «Искорка».

Психолог: Сегодня я приглашаю вас совершить необычную прогулку в гости к тётушке Зиме. А в этом нам поможет моя волшебная палочка. Раз, два, три - в гости к тётушке Зиме нас отнеси!

( Звучит запись музыкального сопровождения. Психолог с детьми идут погруппе, смотрят на картины с изображением зимы.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Принакрылася сосна.

В какое время года попали мы с вами, ребята?

(Ответы детей.)

Ребята, чем отличаются зимние деревья от деревьев в другие времена года?

(Ответы детей. Затем следуют дополнения психолога: деревья как будто прозрачные. Веточки тонкие, нет листьев…)

Психолог: Давайте представим себя зимними деревьями, каждый каким захочет. Закройте глаза… (Звучит запись спокойной музыки.) Что снится деревьям во сне? Они спят под тёплой кружевной шалью. Сон их спокойный и ровный, лишь проказник – ветерок может нарушить их покой. Откройте глазки и расскажите свои сны.

Рисование на песке «Сказочный сон».

Психолог: Есть у меня волшебные подносы с песком, на которых можно нарисовать свой сон, а потом рассказать его.

(Дети подходят к столу, на котором стоят плоские подносы с просеянным песком. Пальчиками рисуют эпизод своего «сна».)

Психолог: Какие чудесные сны у деревьев! Дерево можно сравнить с человеком. Как вы думаете, почему?

(Ответы и рассуждения детей. Дополнения психолога: туловище у человека – ствол у дерева, руки – ветки, голова – крона, кожа – кора…)

Психолог: Человек и дерево – это живые существа. Нужно бережно относиться к живому миру!

Упражнение «Сокровища под сугробами»

Релаксация «Снежная баба»

Рефлексия.

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не понравилось.)

Звенят ручьи

Психолог:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц…

Дети: Март!

Психолог: В какое же время года мы с вами попали?

(Ответы детей, размышления о весне. Затем психолог подходит с детьми к песочнице.)

Психолог: Солнышко всё ярче светит, просыпаются звонкие ручейки. Возьмите колокольчики и помогите ручейкам пробудиться от сна. Природа оживает. Как можно охарактеризовать звон колокольчиков? Какой он?

(Ответы детей – радостный, мелодичный, весёлый…)

Психолог: А как вы думаете, какая эмоция самая весенняя? Давайте проверим ваши догадки, найдём самую весеннюю эмоцию в песочнице.

Познавательная игра «Собери эмоцию»

(Дети окапывают в песке пазлы и составляют из них пиктограмму радости.)

Психолог: Ребята, как вы думаете, почему эту эмоцию можно назвать весенней?

(Ответы и рассуждения детей.)

Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Психолог: Посмотрите, к нам спустился солнечный зайчик. Он хочет поиграть с вами.

Упражнение «Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он прыгнул вам на голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Соедините ладошки, вы чувствуйте, как от него согреваются ваши пальчики?

А теперь давайте отпустим его домой, к маме-солнышку.

Рефлексия.

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не понравилось.)

Вот оно какое наше лето

Психолог: Продолжим наше путешествие. Раз, два, три – в лето ребят перенеси!

Что ты мне подаришь, лето?

Много солнечного света!

В небе радугу – дугу!

И ромашки на лугу!

Летом всего в лесу много – и грибов, и ягод, и цветов.

Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Психолог: А в огороде созревают фрукты и овощи. Посмотрите, ребята, а огорода-то пока нет! Посадите огород и разместите в нём фрукты и овощи.

Игра «Посадим огород».

Педагог предлагает детям макеты овощей и фруктов в корзинке. Дети самостоятельно их классифицируют.)

Эмоциональная пауза «Подсолнух»60 пр нар

Психолог: Прекрасный огород у вас получился!

Давайте украсим наш огород «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»31

Психолог:А как вы думаете, какое самое приятное занятие летом?

(Ответы и рассуждения детей.)

Игра-тренинг на снятие напряжения «Песочная река».

Психолог: Приглашаю вас искупаться!

(Дети под руководством педагога делают в песочнице реку. Погружают ладони в песок и медленно двигают пальцами, стараясь не задеть закопанные фигурки.)

Психолог: Ребятки, представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки нарядного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-жёлтые. Вас подхватывает лёгкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно. Но необходимо быть осторожнее, под песчаной водой есть жители, которых нельзя задевать.

Рефлексия.

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не понравилось.)

В гости к Мишутке

Психолог: Ребята, сегодня Мишутка приглашает нас в гости.

Психомышечная тренировка «Медвежата»

  1. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. (2-3 раза)

  1. Игра с пчёлкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовёт золотую пчёлку поиграть с медвежатами. Дети сидят на полу. Сгибают ноги в коленях, делая «домики». Пчёлка пролетает под коленями. Мама медведица говорит: «Летит!» - и медвежата дружно распрямляют ножки. (2-3 раза)

  1. Холодно – жарко (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер. Медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Выглянуло солнышко. Стало жарко. Медвежата согрелись… Опять подул северный ветер… (2-3 раза)

  1. Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мёрзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

  1. Пчёлка мешает спать (игра лицевых мышц).

В берлогу снова прилетела пчёлка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчёлка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка приоткрыли рот. Язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Снова прилетела пчёлка. Медвежата не стали её прогонять, а покатали её у себя на лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчёлка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать

6. Отдых.

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись

Поудобнее, стали дремать.

Психолог: Вы слушаете прекрасную музыку, вам снится красивый, добрый сон… а сейчас просыпаемся и превращаемся в ребяток. Что снилось медвежатам? Предлагаю нарисовать свои сны на волшебных подносах.

Рисование на песке «Сны медвежат»

Психолог: А теперь нам пора отправляться домой. Но послушайте, кто-то шумит в лесу. Как вы думаете, кто это?

(Предположения детей)

Психолог: Это лесной дух Туби. Интересно в каком он сегодня настроении? Давайте проверим. В нашей песочнице зарыто настроение Туби.

Познавательная игра «Собери эмоцию»

(Дети окапывают в песке пазлы и составляют из них пиктограмму злости.)

Психолог: Оказывается Туби сегодня сердитый. Но я знаю, как избавить его от злости.

Игра «Тух-Туби-Дух»

Ведущий останавливается против игрока и сердито, нахмурив брови, говорит: «Тух-Туби-Дух». Игрок становится ведущим.

Психолог: А теперь, чтоб в нас не осталось ни капельки злости Туби, надуем волшебные мыльные пузыри и отправим нашу злость вместе с ними далеко-далеко.

Упражнение «Мыльные пузыри»

Психолог: Злость нас покинула. Скажите, что вы сейчас чувствуете? Какое настроение у вас?

(Ответы детей)

Психолог: Что ж, давай те поделимся частичкой своей доброты друг с другом.

Упражнение «Искорка».

Рефлексия.

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не понравилось.)

Оазис в пустыне

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами попали в пустыню.

Экспериментальная деятельность «В пустыне» 24

Психолог: Чего в пустыне бывает очень много? Песочное пространство в пустыне называют дюны.

Игра «Волшебные дюны»

Дети погружают руки в песок, начинают шевелить пальчиками и следят за изменеием ландшафта.

Беседа «Кто живёт в пустне»

Упражнение «Оазис для друзей»

Дети создают оазис при помощи камней, воды макетов деревьев.

Психолог: Если мы просто нальём воду на песок, получится ли у нас пруд? Что же можно сделать?

(Ответы и рассуждения детей с последующими действиями)

Психомышечная тренировка «Жарко – холодно» (на напряжение и расслабление мышц туловища)

Игра «Черепашки»

Детям нужно изобразить черепашку и как можно медленнее добраться до указанного места. Кто придёт к финишу последним, тот и победитель.

Рефлексия.

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не понравилось.)

В стране Вообразили

Элемент тренинга «Сказочная страна» пт70

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Дети становятся друг за другом и держатся за плечи.

Проблемная ситуация «Как поступить с драконом» 70

Пальчиковая гимнастика «Помиримся» семицв41

Проективная методика «Несуществующее животное»

Конструктивная игра «Строим замок» 71

Юные археологи

Упражнение «Песочные часы» пт11

Подвижная игра « Песчинки» пт60

Раскопки пт60

Психомышечная тренировка «Жарко – холодно»

Игра «Построим город» пт60

Упражнение «Правила города»

Кукольный город

Проблемная ситуация Солдат ушёл воевать со стархом

Солдат и тряпичная кукла

Беседа «Как победить страх»

"Победим страх"

(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Задачи:

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
  • Научить ребенка выражать положительные эмоции.
  • Побуждать к активным действиям.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

Игра «Неваляшка»

Релаксация «Танец кукол»

Стана волшебников

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки.

Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить наших друзей из темницы.

Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

Психомышечная тренировка «Шалтай-Болтай»

Упражнение «Победитель злости»

Музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля». (Метод игротерапии: снятие негативных эмоций и физической агрессии)

Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший). Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот)

Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.

Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?

Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Упражнение Воздушный шарик»42 пр н

Упражнение «Искорка»

Сон бабочки

Релаксация «Полёт бабочки»

Рисование на песке «Сон бабочки»

Упражнение «Цветик – семицветик»

Из сырого песка сделать цветок, украсить при помощи бросового материала

Игра «Добрые слова» пт 60

  1. Упражнение  "Секретик"

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .

Облака настроений

Упражнение «Облака»тн 29

Релаксация «Облака»

Рисование на песке «Весеннее небо»

Затерянный город

П. игра с бурей Шуршихой пт66

Этюд «В пустыне»66

Игра «Волшебный сундучок»

Загадки про животных пт60

Игра-классификация «Дом для животных» пт60

Упражнение «Искорка дружбы»

Кладоискатели

Упражнение «Мы такие хорошие»

Воспитатель. Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увлекательные игры, — он так и не появится!

Дети. Мы хорошие и добрые!

Воспитатель. Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты.

Милый Песочный Человечек! Я — Ирина Евгеньевна, я хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку. Благодаря Асе они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася!

А с я. Я расскажу о Роме?. Рома хороший, он конфеты всем дает

Игра «Следы на песке»

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

 

Упражнение «Клад»

Психомышечная тренировка «Любопытная Варвара»

Игра-тренинг «Большие черепахи» 32

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы с детьми.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) В группе для детей младшего возраста для детей с ТНР проводится в неделю 11 мероприятий непосредственно образовательной деятельности, согласно учебного плана ДОУ,...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПРР РАЗВИТИЯ 3-4 ЛЕТ...

Календарно-тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий с ребенком ОВЗ на 2019-2020 учебный год.

Календарно-тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий с ребенком ОВЗ на 2019-2020 учебный год. ...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ОНР (старший дошкольный возраст)

В планировании представлены темы по развитию лексико-грамматического строя речи и подготовки к обучению грамоте в школе....

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие бедующих первоклассник

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие бедующих первоклассников»....