Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявление повышенной двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы
«Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявление повышенной двигательной активности.
Задачи:
1. Развивать такие свойства внимания, как концентрация на деталях и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.
2. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
3. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое, гармонизация эмоциональных состояний. Передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
4. Развивать мышление, память, наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию, произвольность психических процессов, согласованность совместных действий и развитие координации.
5. Корректировать поведение с помощью игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие детей». Развивать творческое воображения, внимание, речь.
2. «Физическое развитие». Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, снимать мышечное напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние.
3. «Речевое развитие». Снижение скованности в речи, развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.
4. «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь. Воспитывать умение играть дружно, выслушивать своих друзей и выполнять инструкцию.
5. «Художественно-эстетическое развитие». Способствовать творческой самореализации.
Методы и приемы:
• Практические (игровая ситуация)
• Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр)
• Словесные (рассуждения, беседа, объяснение)
• Проблемно-поисковые: самостоятельное выполнение творческого задания
На занятии использованы следующие технологии:
• Игровые
• Технологии арттерапии
• Здоровьесберегающие
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, изобразительно-художественная, творческая подгрупповая работа.
Планируемые результаты: Наличие у детей положительных эмоций, новых впечатлений, активизация воображения. Понимание детьми причинно-следственных связей, умения выделять и озвучивать проблему, которую необходимо решить, поиск решений, усовершенствование умений делать выводы. Повышение у детей мотивации к познавательной деятельности и экспериментированию с песком.
Количество участников (4 человека)
Возраст: 5-6 лет.
Продолжительность мероприятия: 25-30 минут.
Необходимые материалы: интерактивная песочная коробка, магнитофон с музыкальным сопровождением, наборы игрушек фрукты-овощи, песок – кварцевый, миниатюрная игрушка «Фея», влажные салфетки, Бизиборд «Текстуры» и Бизиборд «Замочки», угощения детям, колокольчик. Набор Фребеля. «Чаепите друзей».
Важное условие: У детей не должно быть аллергии на пыль от песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Данное развивающее занятие выстроено в соответствии со структурой:
Организационно-мотивационная часть:
- Приветствие
- Упражнение «Касалки»
Упражнения для развития тактильных ощущений
- Игровая ситуация «Путешествие в страну песочных фантазий»
Основная часть:
- Ознакомление с песочными техниками
- Подгрупповая творческая работа
- Презентация своей работы
Заключительная часть.
- Рефлексию
- Ритуал прощания (завершения занятия)
Организационно-мотивационный этап занятия был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя (упражнение Приветствие «Касалки»); переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса помочь фее в подготовке ко дню рождения - эта цель была достигнута при помощи выполнения игровых заданий. Вхождение в «волшебный мир» у детей происходило, при помощи заклинания, что позволило более глубокому эмоциональному проникновению в этот новый неизведанный для детей мир.
Основной этап опирается на ознакомление и применение песочных упражнений, где совместная творческая деятельность становится средством гармонизации внутреннего мира дошкольников. Также стимулируется развитие совместного творчества в подгруппах. Результативным аспектом на этом этапе стало создание «Песочного торта» и украшение дополнительными средствами (самостоятельное создание композиции, презентация творения, способствующее нормализации эмоционально-психического состояния детей.
Заключительная часть позволила закрепить полученное детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение друг к другу и к подгрупповой работе (Ритуал прощания). Развитие элементарных навыков самооценки (Рефлексия).
Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило создать атмосферу взаимопонимания и доброжелательности, обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.
Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психолог . Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцам и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)
2. Эмоциональная настройка детей.
Психолог. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы в кругу опять
Дружно будем мы играть.
Приветствие «Касалки». Чтоб нам стало веселее, поиграем в «Касалки». (Дети по очереди подходят к Доске Бизиборд (Текстура). Касаются различных текстур. Ребенок закрывает глаза и прикасается к предметам разной фактуры . Ребенку нужно угадать и назвать предметы. Прикосновения не должны вызывать у ребенка неприятных ощущений.
Педагог: - Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?
Дети прислушиваются и отвечают: - Звук доносится из домика! (Бизиборд «Замочки»)
Педагог: - Давайте же скорее посмотрим, кто же зовёт нас?
Педагог и дети подходят к домику с замочками.
Все замочки закрыты, Ребята, давайте их откроем и посмотрим, кто же нас зовет.
Педагог: - Странно! Здесь никого нет! Нужно посмотреть внимательнее. (Открывают замочек ключиком.)
2. Основная часть.
Педагог: - Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея – дочка волшебника Песочной страны. Она что-то говорит? Я немного понимаю фейский язык. (Педагог делает вид, что прислушивается к словам Принцессы и выражает эмоции удивления.) - Ребята, она говорит, что её зовут фея Динь-динь и сегодня у неё день рождения. Она вместе с друзьями хотела его отпраздновать на каруселях, а потом устроить праздничный обед, но в Песочной стране случилась беда. Злой джин устроил песочную бурю и распугал всех слуг, и они ушли, она боится остаться без угощений в свой день рождения. Она просит вас о помощи в приготовлении праздничного угощения, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии. Поможем Динь-динь спасти её день рождения?
Дети: - Да, конечно!
Педагог: - Но сначала нам необходимо встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова, чтобы мы смогли оказаться в Песочной стране. (Дети вместе с педагогом встают в круг и проговаривают слова)
Раз, два, три
В Песочную страну нас перенеси!
Педагог: - Вот мы и очутились в Песочной сказочной стране. Отгадайте ребята загадку.
Кто же мастер щей, борщей
И рагу из овощей?
Вкусный сварит нам бульон,
Торт испечь сумеет он
И нажарит нам котлетки.
Кто же он?
Отгадайте, детки. (Повар)
Дети: - Повар!
Педагог: - Какие молодцы! - Скажите ребята. Кем вам нужно стать, что бы приготовить угощения для гостей на день рождения феи?
Дети: - Поварятами.
Педагог: - Да, вы верно думаете. Но не так - то просто стать поваренком в волшебной стране песочных фантазий. Нужно обладать определёнными знаниями и навыками. Фея передала мне задания для вас в конверте. Вы готовы их выполнить, а Динь-динь за вами будет наблюдать и помогать.
Дети: - Да!
Педагог: - Молодцы. Тогда я называю вам первое задание. Фея еще не знает ваших имен и хочет с вами познакомиться. Я знаю, что вы все любите сладенькое и легко справитесь с упражнением «Сладкое имя». Внимательно слушайте задание! Каждый по кругу говорит свое имя и называет любой сладкий продукт, и так до конца круга. Желательно что бы название продуктов не повторялось.
Педагог: - Молодцы. Как хорошо у вас получается, ну, тогда продолжим. Каждый уважаемый поваренок песочной страны должен знать четыре основных вкуса. А вы знаете, какие бывают вкусы? (Дети называю, какие вкусы бывают: сладкий, кислый, солёный и горький).
Дети: - Сладкий, кислый, солёный и горький.
Педагог: - Хорошо! Тогда вы с легкостью справитесь со вторым заданием. Упражнение «Движение вкуса». Внимание, слушаем здание. Я буду называть, и показывать продукты, а вы будете демонстрировать движения. Если продукт сладкий, то вы хлопаете в ладоши, кислый топаете, горький прыгаете на месте, соленый приседаете в пружинку.
Педагог: - Я вижу, вы были очень внимательны и все у вас получилось. У нас впереди еще задания. Фея предлагает нам станцевать веселый танец поварят. Слушайте музыку и повторяйте движения за мной. (Психолог включает музыку и показывает танцевальные движения, дети повторяют).
Я начну стихи читать, вы заданья выполнять.
Дружно в круг скорей вставайте и за мною повторяйте.
Слышишь, музыка играет, на зарядку приглашает.
Ребята встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, потом, потом, грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп, хлоп тут и там и немножко по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Ребята дружно скажут «Да», прыгать весело, друзья!
Педагог: - Весёлый танец. Фея приглашает нас подойти к песочной коробке и вспомнить правила обращения с песком.
1. Песок нельзя сыпать на стол, нельзя им бросаться.
Если просыпали песок - попроси помощи у взрослого.
2. Песок нельзя трогать мокрыми и грязными руками.
Руки должны быть всегда чистыми и сухими.
3. Песок нельзя брать в рот.
Педагог: - Вспомнили правила обращения с песком, а теперь давайте с ним поздороваемся.
1. Упражнение «Здравствуй, песок!» Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, влажный, шершавый, мягкий). Послушайте. Вы все слышите? Ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Вы слышите, как он смеется?
Педагог: - А сейчас ребята давайте сделаем разминку для наших ручек. Наши ручки на время превратятся в животных и насекомых.
2. Упражнение «Кто это был?» (разминка для рук)
«Идут бегемоты» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают кенгуру» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными, то напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок)
Педагог: - Ребята, мы с вами познакомились с песком, но теперь пришла пора помочь нашей Песочной Фее. Какое самое главное угощение для праздничного стола?
Дети: - Торт, конфеты
Педагог: - Молодцы, ребята давайте приступим к изготовлению угощений.. Вы знаете из чего можно сделать тесто для торта? (Дети перечисляют) Яйцо, сахар, соль, мука, молоко. Психолог показывает движения, дети повторяют за ним. А сейчас все смешаем, тесто замесили, и делаем форму торта. (Дети готовят угощение самостоятельно, для этого они используют дары Фребеля). Мы придали форму, чего нам не хватает для торта?
Дети: - Да. Молодцы украшений.
Педагог: - На этом столе находятся все для оформления. Подходите и берите все необходимое. Как только услышите звон колокольчика, вы заканчиваете вашу работу. Нужно украсить и конфетку. Двое детей украшают торт, двое конфетку (работают в парах)
Педагог: - Как называется ваш торт, и какого он вкуса? А ваша конфетка?
Педагог: - Ребята, посмотрите, как обрадовалась Песочная Фея, как ярко светятся у неё глазки, какая у неё красивая улыбка. Она говорит вам спасибо и хочет вас отблагодарить за помощь. Она приготовила для вас сюрприз. Давайте встанем в круг. В этой коробочке сладости от феи, она вас угощает сладкими подарками. Сейчас закроем все глазки и произнесём волшебные слова:
Раз, два, три
Из песочной страны нас перенеси!
Педагог: - Вот, ребята мы снова с вами в детском саду.
Рефлексия.
• В какой стране мы с вами сегодня побывали?
• Кому мы помогали?
• Что случилось в этой стране?
• Чем вам запомнилась эта страна?
• Ребята вам понравилось играть с песком?
Благодарю вас за работу. Давайте попрощаемся с Феей и нашими гостями.
До свидания!!! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Родной Язык/ Художественная лит-ра. « Чтение стихотворений детьми». ( старшая группа)
Цели: - Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.- Учить выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения....
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики на тему: "В гости к Снеговику" (старшая группа)
Данное занятие было показанно на районном конкурсе "Учитель года" в номинации "Воспитатель" и получило высший бал всех членов жюри....
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики на тему: "В гости к Снеговику" (старшая группа)
Данное занятие было показанно на районном конкурсе "Учитель года" в номинации "Воспитатель" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2918991","attributes":{"alt":"","class":"media-image...
Использование песочной терапии педагога-психолога в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общатьс...
Конспект музыкального занятия с элементами ритмопластики "Сказки гуляют по свету..."для детей старшей группы
В конспект раряду с разнообразными видами музыклаьной деятельности включены и элкменты ритмопластики: упражнения на развитие ритмического чувства, двигательного творчества, этюды и ритмопластические з...
Конспект открытого занятия с элементами нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной к школе группы «Весна»
Цель: формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать мелкую...
Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации «В гостях у сказки» (для детей старшей группы детского сада.)
Примерная структура интегрированного занятия с элементами кооперации:1. Вводная часть. Задача – заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Вводится определенная мотивация. Она может б...