Игровые приемы для развития диалогической речи с использованием техники ниткография
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Степанова Ксения Юрьевна

Игровые приемы для развития диалогической речи

с использованием техники ниткография

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_priemy_dlya_razvitiya_dialogicheskoy_rechi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы для развития диалогической речи

с использованием техники ниткография

В своей деятельности логопеды нередко используют различные энергосберегающие технологии с целью повышения эффективности коррекционного воздействия. Я в своей практике также использовала данное направление использование нетрадиционных технологий.

Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь.

Один из методов, который я использую в своей работе – это техника Ниткография.

Ниткографии - yarn painting. - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.

Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.

"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

  1. совершенствовать зрительное восприятие детей;
  2. развивать зрительно-моторную координацию;
  3. формировать плавность, ритмичность и точность движений;
  4. подготавливать руку ребенка к письму;
  5. развитие речи;
  6. расширение знаний детей по основным лексическим темам.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Для работы с детьми эту технику несколько упростили. Выкладывается только контур изображения, который не нужно приклеивать. 
Для того чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, их выкладывают на специальных экранах. В качестве экрана могут быть использованы: листы бархатной бумаги, отрезы ковролина или фланели. Сами нитки для ниткографии могут быть любыми по цвету и толщине. Размеры индивидуального экрана для ниткографии как предлагает О.А. Новиковская 20 на 20 см. 

Толщина нитей подбирается в зависимости от возраста ребенка, чем младше ребенок, тем нить толще. Длина нити для работы приблизительно 25-30 см. Но в некоторых случаях требуются более длинные или короткие нити.

Техника ниткография используются в организации коррекционной образовательной деятельности:

-  при ознакомлении с лексической темой.

-  при ознакомлении с буквенным обозначением изучаемого звука.

- в развитии творческого воображения, мышления, внимания, пространственной ориентировки.

Игровые приемы для развития диалогической речи с использованием техники ниткография

Игра «Выложи фигуру по контуру» 

Оборудование: Вырезанные из бархатной бумаги геометрические фигуры, наклеенные на картон, клубочки или обрезки нитей.

Просим ребенка выложить нить по контуру фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер.

Игра «Спор (сравнения)»

Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, предметные картинки по теме.

Ребенку предлагается выложить контур любого изображения на картинке предмета. Назвать предмет, рассказать какой он. Затем двое детей сравнивают  (описывают) свои картинки.

Игра «Да и нет»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда (любая лексическая тема).

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Выложите на бархатной бумаге контур выбранного предмета с помощью ниток. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет».

Игра «Расскажи сказку» 

Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, книга со сказками.
Дети слушают сказку, например, «Лиса и журавль». Выкладывают на экране «портреты» главных героев, затем рассказывают сказку самостоятельно. С опорой на собственный «рисунок» описывают главных героев.

Игра «Отгадай и нарисуй» 

Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, загадки и картинки-отгадки к ним.

Ход: Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Затем выложить контур изображенного на картинке предмета.

Пересказываем сказки и рассказы с помощью ниткографии.

Оборудование: нити разного размера и цвета, экран для ниткографии.
Взрослый читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту, уточняет сложные слова. После этого ребенок выкладывают контурное изображение главных героев. Текст прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывают рассказ с опорой на свои «рисунки». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

Использование игровых приемов для развития диалогической речи.

В статье представлены некоторые игровые приемы  для развития диалогической речи  у детей с элементами сюжетно-ролевой игры.  Раскрывается важное значение использования такой формы работ...

Использование техники ниткография в практике учителя-логопеда.

Кружковая деятельность  по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи....

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

Использование техники ниткографии в работе с дошкольниками.

Ниткография — проклеивание контура цельной нитью и заполнение силуэта нитями или мелко нарезанными кусочками ниток.Особенности техникиЭтапы выполнения работы:На плотную бумагу или картон перенес...