Использование техники ниткография в практике учителя-логопеда.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Кружковая деятельность по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nitkografiya.docx | 112.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ НИТКОГРАФИЯ В ПРАКТИКЕ ЛОГОПЕДА.
В своей деятельности логопеды нередко используют различные изобразительные технологии с целью повышения эффективности коррекционного воздействия. Я в своей практике также использовала данное направление. Опыт работы был представлен на городской конференции.
При выборе изобразительной техники я опиралась на следующие предположения:
Во-первых, использование не должно было требовать углубленных знаний методики изобразительной деятельности дошкольников, а также требовать высокого уровня сформированности изобразительных умений и навыков у детей.
Во-вторых, деятельность с включением нетрадиционных техник должна была быть приближена к игре, которая на данном этапе развития ребёнка является ведущей.
В-третьих, данный вид деятельности должен был быть эффективным приёмом развития мелкой моторики.
В-четвёртых, было необходимо совмещение изобразительной деятельности и речевых упражнений, что способствует на нейрофизиологическом уровне формированию межполушарных взаимодействий.
Помимо этого изобразительная деятельность должна оказывать влияние на коррекцию неречевых процессов, что способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, то есть психической базы речи.
Таким образом, ниткография легла в основу системной кружковой работы, которая выстраивалась с учётом следующих принципов:
1. Принцип развивающего обучения, которое должно вести за собой развитие ребёнка;
2. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей;
3.Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующихся умений и навыков;
4. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем;
5. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач.
Рассчитывая рабочую программу на учебный год, я была заинтересована, чтобы у детей не пропало желание заниматься данным видом деятельности. Поэтому главным спутником и участником всех занятий стал вымышленный персонаж «Верёвочка». Верёвочка умеет превращаться в предметы и образы, соответствующие лексическим темам, с которыми дети знакомились в течении недели. Исходя из рекомендаций, длительность кружковой деятельности не должна превышать более 20 минут. Каждая непосредственно организованная деятельность имеет общую структуру:
- Знакомство детей с новым приключением «Верёвочки».
- Пальчиковая игра.
- Рассматривание образца.
- Выполнение рисунка.
- Двигательная пауза.
- Раскрашивание рисунка.
- Упражнение на развитие психических процессов.
- Итог.
Весь цикл по освоению техники ниткографии подразделяется на сеть этапов: от простого к сложному.
- На первом этапе, учитывая слабость и несформированность ручной умелости, мы подготавливаем руку ребёнка, обучаем простым действиям с нитью.
- На втором - учим выкладывать петельки.
- Далее лёгкие рисунки и изображения животных.
- С первого по четвёртый этапы мы работаем на бархатной бумаге, т.к. данный материал наиболее подходит, имеет ворсистую поверхность, что удерживает нить.
- Начиная с пятого этапа, значительно усиливаем нагрузку на мелкую мускулатуру. Бархатная основа заменяется картонной, обучаем детей самостоятельно обводить трафареты, наклеивать верёвочку по намеченному контуру.
- Завершает цикл кружковой деятельности седьмой этап, который подразумевает овладение ручной умелостью в достаточном объёме и выполнение работы самостоятельно, заканчивая рисунок раскрашиванием.
Данная система работы с использованием нетрадиционных изобразительных технологий стала дополнительным и связующим звеном в общей системе коррекционной работы.
Перспективный план кружковой деятельности «Волшебная веревочка»
по развитию мелкой моторики с использованием техники – ниткография.
Период проведения | Цель занятия | Тема | Название работы |
Октябрь | Познакомить с технологией выполнения работ. Формировать умение выкладывать простые узоры на бархатной бумаге. | Подготовительный этап | Узор из петелек Волны Петельки Цветок |
Октябрь ноябрь | Формировать умение выкладывать лёгкие рисунки, по образцу; выкладывать верёвочку по намеченному контуру, предварительно прорисованному педагогом. | Осень | Осенний листок |
Я - человек | Ладошка | ||
Здоровей-ка | Груша | ||
Моя семья | Ромашка | ||
Мой город | Дерево | ||
Моя страна | Боровик | ||
Ноябрь декабрь | Развивать умение выполнять работы по образцу с дополнениями по желанию ребёнка, учить выкладывать изображения животных. | Народная культура и традиции | Лебедь |
Домашние животные | Конь | ||
Кто как готовится к зиме? | Ёжик | ||
Январь февраль | Формировать умение выполнять работу на картоне по готовому контуру, самостоятельно наносить клей на линию. | Новогодний калейдоскоп | Ёлочка |
Зимние забавы | Снеговик | ||
Транспорт | Грузовик | ||
Зимующие птицы | Снегирь | ||
Февраль | Формировать умение переносить нужный образец на картон с помощью трафаретов. | Профессии | Кувшин |
Защитники Отечества | Корабль | ||
Март | Развивать умение выполнять этапы работы самостоятельно. | 8 Марта | Верба |
Фольклор | Медведь | ||
Животные морей и океанов | Рыбка | ||
Животные холодных стран | Пингвин | ||
Апрель | Развивать полученные умения и навыки; завершать выполнение работы этапом раскрашивания получившегося рисунка. | Красная книга | Белый медведь |
Встречаем птиц | Ласточка | ||
Космос | Загадочный космос | ||
Май | Доставить детям радость удовольствие от возможности продемонстрировать свои умения в ходе открытых занятий, выставке для родителей. | Итоговое занятие. Выставка детских работ. |
Учитель-логопед I категории
Новожилова М.А
МБДОУ «Детский сад № 30»
Г.Троицк 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда
нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда...
статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...
Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.
Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
использование светогово стола в работе логопеда...
Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОМЕШОЧКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДОУ»
Мастер класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения и изготовления кинезиомешочков....
«Использование IT-технологий в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе»
В данной статье представлена классификация IT-технологий, которые могут быть использованы в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе....
Использование здоровьесберегающих технологий в практике учителя - логопеда ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это такие технологии, которые направлены на решение главной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, подде...