«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
статья по математике (старшая группа) по теме

Рыбак Наталия Владимировна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

                                         социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

                                   Комитета по социальной политике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Работа по формированию представлений о цвете

 на занятиях по развитию элементарных математических представлений».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила

                                                                   Рыбак Наталия Владимировна,

воспитатель.

                                                          Заслушано

на методическом объединении

24.01.2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петергоф

 

 

 

У всех воспитанников нашей группы имеется диагноз «Тяжелая умственная отсталость» и в связи с этим  у значительного большинства из них снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает беспокойства, крикливости, раздражительности. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослым на основе совместных действий. Нарушение эмоционального контакта приводит к несформированностизрительно-двигательной координации и восприятия свойств предметов.

У детей с тяжелой умственной отсталостью развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные сенсорные эталоны оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую; у них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире. Наши воспитанники имеют зрение, но не умеют видеть, имеют слух, но не умеют слышать. Поэтому они не могут выделить и различить свойства предметов (цвет, форма, величина).

Возрастной состав воспитанников нашей группы – от 10  до 14 лет. В практической работе с детьми и в процессе наблюдения за ними мы видим подтверждение научных выводов о том, что для детей с тяжелой умственной отсталостью возраст 7 – 10 лет оказывается лишь началом развития перцептивных действий, т.е. действий рассматривания, ощупывания, выслушивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_emp.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

                                         социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

                                   Комитета по социальной политике

«Работа по формированию представлений о цвете

 на занятиях по развитию элементарных математических представлений».

                                                                  Подготовила

                                                                   Рыбак Наталия Владимировна,

воспитатель.

                                                          Заслушано

на методическом объединении

24.01.2013 г.

г. Петергоф

У всех воспитанников нашей группы имеется диагноз «Тяжелая умственная отсталость» и в связи с этим  у значительного большинства из них снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает беспокойства, крикливости, раздражительности. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослым на основе совместных действий. Нарушение эмоционального контакта приводит к несформированностизрительно-двигательной координации и восприятия свойств предметов.

У детей с тяжелой умственной отсталостью развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные сенсорные эталоны оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую; у них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире. Наши воспитанники имеют зрение, но не умеют видеть, имеют слух, но не умеют слышать. Поэтому они не могут выделить и различить свойства предметов (цвет, форма, величина).

Возрастной состав воспитанников нашей группы – от 10  до 14 лет. В практической работе с детьми и в процессе наблюдения за ними мы видим подтверждение научных выводов о том, что для детей с тяжелой умственной отсталостью возраст 7 – 10 лет оказывается лишь началом развития перцептивных действий, т.е. действий рассматривания, ощупывания, выслушивания.

На основе появляющегося у детей интереса к предметам, игрушкам мы начинаем знакомить ребят со свойствами и отношениями предметов, игрушек. На данном этапе дети уже могут делать выбор по цвету. Но все-таки  этопроявляется лишь как тенденция развития. Только некоторые наши воспитанники могут приблизиться или достичь такого уровня восприятия цвета, как дошкольники с нормой в развитии.

Цвет является значимым свойством предметов окружающего мира. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что это свойство  нельзя выделить практически, осязательно, в ходе действий с предметами, путем проб и ошибок. К тому же цвет не всегда влияет напрямую на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, цвет – это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.Цвет нужно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной перцептивной ориентировкой.

Дети нашей группы имеют возможность воспринимать цвет  в повседневной жизни (в игре, в режимных процессах, на прогулке и т.п.), но планомерную работу, направленную на формирование представлений о цвете  мы проводим на специально организованных занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Работа по формированию представлений о цвете проводится  поэтапно.

На 1 этапепри определении цвета используются задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету  при их непосредственном сближении (примеривании), сопоставлении.Главная задача – сформировать ориентировку на цвет. Основной прием  на данном этапе – приложение. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. Дети с тяжелой умственной отсталостью часто не видят даже такого сходства или различия. Поэтому работа в этом направлении проводится долго.

Сначала мы даем цветовые карточки, плоскостные объекты, а потом уже предлагаем для сопоставления предметы, игрушки, т.е. учим выделять цвет в объемных объектах.Примеривание позволяет увидеть наличие или отсутствие цветового перепада между двумя цветами. Первые игры-задания проводим сконтрастными цветами: красным и желтым, а когда дети их освоят, предлагаем другие.Словесное обозначение признака цвета на первом этапе: «такой, не такой, такой же».Название цвета на первом этапе не вводится.Поскольку цвет как признак предмета  дети осваивают  путем совместных действий и действий по образцу, для работы на первом этапе мы используем такие игры: «Найди такой», «Такой – не такой», «Цветные кубики», «Соберем букеты», «Привяжем ленточки к шарикам», «Построим башенку», «Дорожка», «Ленточки цветные», «Закроем окошки», «Найдем цветок для бабочки».

 Дидактические, коррекционные и воспитательные  задачи на данном этапе:

- учить выделять цвет как признак предмета; учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; действовать совместно, по подражанию; понимать результат соотнесения, выраженный в словах педагога «такой, не такой»; развивать зрительное восприятие на основе соотнесения предметов по цвету; формировать положительное эмоциональное отношение к занятию.

Как результат коррекционно-развивающей работы на первом этапе мы можем выделить способность ребенка различать цвета, ориентироваться на цвет как значимый признак.

Постепенно мы переходим ко 2 этапу обучения.

С учетом расширения зоны ближайшего развития ребенка мы постепенно учим выбирать цвет на глаз с последующей проверкой и с включением слова-названия цвета («такой же, красный»).

На данном этапе, более сложном, мы учим зрительному соотнесению предметов не только тогда, когда они находятся  рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. При этом дети могут и не знать названий цветов. Только в процессе действий с цветом дети начинают запоминать и сами цвета и их названия. Для нас важно, чтобы ребенок мог выделить цвет зрительно, отличить его от другого. Поэтому соблюдаетсяпоследовательность игр-заданий, чтобы ребенок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. После этого дается название цвета.Последовательность названий цветов, которые даются детям: красный, желтый, зеленый, синий. На этом этапе происходит группировка, сортировка по цвету и выбор по образцу. Для работы на данном этапе мы используем игры: «Разложи по местам», «Накроем стол», «Оденем кукол», «Бусы».

Дидактические задачи:

- продолжать учить осуществлять выбор и группировку предметов по цвету;

 учить зрительносоотносить цвет предметов; учить воспринимать названия основных цветов; развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания; воспитывать интерес к результату действий.

На 3 этапепроисходит закрепление представлений о цвете, выбор предметов по словесной инструкции. Задания направлены на запоминание, связанное с представлением о цвете.

Игры на данном этапе основаны на том, что уже было усвоено детьми при проведении занятий с использованием цвета. Постепенно, в результате коррекционно-развивающей работы у детей формируется  более устойчивое представление о цвете, которое закрепляется в слове-названии.

Здесь мы используем игры по типу «Я назову, а ты дай», «Узнай и покажи», «Запомни и найди», «Какого цвета нет?», «Накроем стол для чаепития кукол».

Дидактические задачи:

- учить соединять представления о цвете со словом-названием;  учить производить выбор цвета по словесной инструкции; активизировать внимание; развивать внимание с опорой на представления о цвете.

Организуя занятия по формированию у детей  представлений о цвете, мы руководствуемся следующими принципами коррекционно-развивающей работы:

- взаимодействие и координация между специалистами: воспитатель, учитель-дефектолог, логопед, музыкальный руководитель. Создание обстановки, насыщенной сенсорными (цветовыми) стимулами в группе, в кабинете специалиста, в музыкальном зале, на занятии по развитию движений, - все это способствует активизации познавательного интереса, обогащению сенсорного опыта;

- деятельностный подход, предусматривающий формирование представлений о цвете в процессе деятельности детей, в частности, игровой деятельности;

- учет зоны ближайшего развития ребенка;

- систематичность игр-заданий предполагает повторяемость материала, последовательное его использование;

- вариативность заданий позволяет при формировании представлений о цвете  использовать разнообразные игры-задания;

- принцип постепенного усложнения заданий.

По результатам работы в 1 и 2 полугодиях проводятся мониторинги с целью выявления уровня  представлений о цвете и уточнения дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута.

Таким образом, целенаправленная работа педагога на занятиях по развитиюэлементарных математических представлений позволяет научить детей с тяжелой умственной отсталостью выделять цвет  как признак предмета на основе сопоставления предметов 2-х цветов; сравнивать, соотносить предметы по цвету и выполнять определенные действия (группировать, выбирать по образцу); находить цвет по словесной инструкции.

Литература:

  1. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2005.
  2. Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.
  3. Закревская О. В. Развивайся, малыш!- М.: Изд-во ГНОМ и Д,2010.
  4. Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред.Н.В.Серебряковой.- СПБ.: КАРО, 2008.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Нефедова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития: Учебное пособие / Под ред. Зарин А. П.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
  7. Проскура Е.В. Под ред. Венгера Л.А. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Отзыв

о проведении открытого занятия

воспитателем Рыбак Наталией Владимировной.

Тема занятия: «Найди предмет такого же цвета». Раздел «Элементарные математические представления». Дата проведения: 29.01.2013г.

Занятие проведено с подгруппой детей, возрастной состав которых 10-14 лет. При организации занятия педагогом были соблюдены санитарно-гигиенические и педагогические требования: проветренное помещение, рациональное рассаживание детей, занятие выдержано по времени. Демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с педагогическими требованиями. В течение занятия обеспечивалась смена деятельности детей, проведена физминутка, дети перемещались в разные зоны группы (учебная, игровая, двигательная). Для снятия эмоционального напряжения педагогом была использована аудиозапись музыкальной композиции.

      На данном занятии грамотно поставлены дидактические задачи, которые соответствуют особенностям и уровню развития детей. В течение всего занятия проводилась коррекционно-развивающая работа, направленная на обучение и коррекцию восприятия цвета. С этой целью педагогом  использованы приемы сравнения, сличения, приложения. Для активизации внимания детей, воспитания интереса использовалась наглядность, песенки, игровые действия.

      Каждый ребенок имел возможность выполнять действия под руководством воспитателя, по образцу, с помощью, по инструкции.

      Занятие построено в игровой форме. Эмоциональный фон положительный, темп проведения занятия достаточный, что способствовало поддержанию интереса у детей.

 Структура занятия четко выдержана. Во вводной части использованы приемы активизации внимания (игровой персонаж Кошка, ритуал приветствия), проведено коррекционное упражнение на восприятие цвета (игра с красными трубочками и ленточками). В основной части занятия проведена работа по обучению детей выбору предметов одинакового цвета. Педагогом  использованы обучающие игры-упражнения с приемами сравнения, сличения, приложения «Выложим дорожку из полосок», «Разложим шарики», «Подберем ленточки к шарикам». В заключительной части занятия подведен итог, прощание с игровым персонажем Кошкой.

         После каждой части занятия подводились итоги, все переходы были логичными. Дети работали активно, результативно.

         Дидактические задачи занятия реализованы. Воспитатель Рыбак Н.В. провела занятие на высоком профессиональном уровне.

31.01.2013г.            Воспитатель                                                 Цветкова Л.Г.

Отзыв

о заслушанном  сообщении, подготовленном воспитателем

Рыбак Наталией Владимировной.

Сообщение на тему «Работа по формированию представлений о цвете на занятиях по развитию элементарных математических представлений» было заслушано на заседании методического объединения педагогов отделения милосердия.

 В данном сообщении описаны особенности восприятия цвета  детьми, имеющими диагноз «Тяжелая умственная отсталость» и в связи с этим четко раскрыты этапы работы по формированию представлений о цвете.

      Педагогом описывается последовательность работы по выделению одного из признаков предметов – цвет, уточняется порядок введения основных цветов спектра в процессе обучения детей, приводятся вербальные обозначения названий цвета, а также инструкции для каждого этапа обучения.

      Практическую значимость данное сообщение представляет  тем, что в нем содержится конкретный материал, который можно использовать при планировании игр-занятий: указаны дидактические, коррекционные, воспитательные задачи для каждого этапа обучения; приводятся примеры конкретных дидактических игр и упражнений; обозначены приемы обучения детей. Предусмотрена взаимосвязь коррекционно-развивающей работы как на специально организованных занятиях по развитию элементарных математических представлений, так и в повседневной жизни (в игре, в режимных моментах, на прогулке). Педагог раскрывает принципы, на которых строится работа с детьми по формированию представлений о цвете.

       Представленный материал адаптирован к особенностям конкретной группы детей, доступен для восприятия, четко изложен, интересен и имеет практическую ценность для работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.

30.01.2013г.                        Воспитатель

  высшей квалификационной категории                   Белых А.Г.

Отзыв

о заслушанном  сообщении, подготовленном воспитателем

Рыбак Наталией Владимировной.

      Сообщение на тему «Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» было заслушано на заседании методического объединения педагогов отделения милосердия.

      В данном сообщении представлены интересные материалы с точки зрения практической значимости. В нем раскрыты особенности двигательно-моторной сферы детей с тяжелыми множественными нарушениями, показаны трудности при организации предметно-практической деятельности.

      Планируя работу по развитию моторики рук детей, педагог предлагает определенную последовательность в выполнении движений (движение от плеча, локтя, кисти, пальцев). В такой последовательности предлагаются задания детям. Кроме того, указаны основные направления по развитию двигательного компонента: развитие хватания, развитие соотносящих действий, развитие подражания движениям рук, развитие движений кистей и пальцев рук.

 При подборе игр и упражнений для развития тонкой моторики рук предложены 4 блока упражнений и игр. Это зарядка (разминка) для рук, игры с предметами и материалами, игры и игры с пальчиками.

Для каждого блока задач педагог подобрал дидактические задачи, указал необходимые материалы, а также предложил перечень игр и упражнений с конкретным речевым материалом.

       В процессе представления данного сообщения педагогом были продемонстрированы некоторые наглядные пособия и игры для работы, а также приемы их использования.

       Материалы, которые содержатся в сообщении Рыбак Н.В., интересны и доступны для работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии, их использование в практической работе позволит осуществлять коррекционно-развивающую работу и положительно влиять на общее развитие каждого ребенка. Данное сообщение заслуживает внимания воспитателей и других специалистов.

06.03.2012г.                       Учитель-дефектолог                              Н.М.Щемелева

Отзыв

о проведении открытого занятия

учителем-дефектологом

Макеевой Валентиной Михайловной.

Тема занятия: «Страна звуков».

Раздел «Игра и игрокоррекция». Дата проведения: 19.02.2013г.

      Форма проведения – индивидуальное занятие. При организации занятия педагогом продуманы и соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветренное помещение, рациональное размещение ребенка, достаточная освещенность, занятие выдержано по времени. Демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с педагогическими требованиями: эстетичные, яркие, доступные, удобные в использовании. В течение занятия обеспечивалась смена деятельности ребенка, проведена физминутка, направленная на снятие мышечного и эмоционального напряжения.

     На данном занятии грамотно поставлены дидактические задачи, которые соответствуют особенностям, возможностям и уровню развития ребенка. В течение всего занятия проводилась сенсорная стимуляция, коррекционно-развивающая работа, направленная на стимулирование, развитие и коррекцию слухового восприятия. Для активизации внимания ребенка, воспитания эмоции радости, интереса использовались звучащие игрушки, «волшебная коробочка», песенки, игровые действия.

Ребенок имел возможность выполнять действия под руководством педагога, с помощью, совместно,самостоятельно.

      Занятие построено в игровой форме. Эмоциональный фон положительный, темп проведения занятия достаточный, что способствовало поддержанию интереса у ребенка.

        Структура занятия четко выдержана. Во вводной части использованы приемы активизации внимания (ритуал приветствия, разминка для ладошек, рассматривание «волшебной коробочки»), проведено коррекционное упражнение на восприятие звуков (игра с «волшебной коробочкой»). В основной части занятия проведена работа по стимуляции и активизации зрительно-слухового восприятия, обучению ребенкаконцентрации на звуковых раздражителях, а также тактильной стимуляции. Педагогом  использованы стимулирующие  игры-упражнения с приемами показа, называния,совместного действия со звучащими игрушками, поощрения попыток действовать совместно, побуждения к самостоятельным действиям. В заключительной части занятия подведен итог, дана положительная эмоциональная оценка деятельности ребенка, проведен ритуал прощания.

         После каждой части занятия подводился итог, все переходы были логичными. Ребенок работал активно, результативно, был эмоциональным, отзывался на предложенные виды деятельности, материал доступен для него.

         Дидактические задачи занятия полностью и успешно реализованы. Учитель-дефектолог Макеева В. М. провела занятие на высоком профессиональном уровне.

20.02.2013г.            Воспитатель высшей кв. категорииН. В. Рыбак

Отзыв

о проведении летнего праздника

для учащихся младших классов

учителем Рыбак Наталией Владимировной.

Летний праздник на тему «Здравствуй, лето!»  проведен 11.06.2013г.Праздник проведен с учащимися 1 «Г» класса.

 При организации праздникаучителем были соблюдены санитарно-гигиенические и педагогические требования: проветренное помещение зала, рациональное размещение учащихся, мероприятие выдержано по времени.

Элементы костюмов детей, костюмы ведущих, украшение зала, элементы декораций, пособия и раздаточные материалы для детей подобраны в соответствии с педагогическими требованиями.

В течение праздника обеспечивалась смена деятельности детей: слушание песенок и стихотворений игры-имитации, хороводные игры, спортивные игры с элементами соревнований. Дети активно двигались в зале: танцевали совместно с ведущими, играли в музыкально-ритмические игры, соревновались.

 Для создания праздничного настроения и развития положительных эмоций педагогом были использованы аудиозаписи музыкальные композиции, доступные восприятию детьми.

На данном празднике  грамотно поставлены задачи, которые соответствуют особенностям и уровню развития детей.

 В течение всего праздника проводилась работа, направленная на уточнение полученных знаний и сформированных представлений о лете, о природных явлениях, а также на совершенствование и коррекцию двигательной деятельности.

 Для активизации двигательной деятельности детей, воспитания интереса  и эмоций радости использовалась наглядность, песенки, игровые действия.

 Каждый ребенок имел возможность выполнять действия под руководством учителя, совместно, с помощью.

Мероприятие построено в игровой форме. Эмоциональный фон положительный, темп проведения праздника достаточный, что способствовало поддержанию интереса и хорошего настроения у детей.Дети были активны, эмоциональны.

Педагогические задачи мероприятия реализованы. Учитель Рыбак Н.В. провела занятие на высоком профессиональном уровне.

11.06.2013г.                         Воспитатель      Белых А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».

Семинар-практикум  для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный способ развития детей, наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Они представляют собой своеобразный массаж и ги...

Использование нетрадиционной техники –пластилинографии для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями)

Использование нетрадиционной техники –пластилинографии для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями)Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой мот...