Технологическая карта со словом - доминантой "Ткани" (Технология обогащения лексического запаса дошкольников)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Технологическая карта со словом - доминантой "Ткани"  по развитию речи - используется технология обогащения лексического запаса дошкольников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_so_slovom-dominantoy.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая  карта  работы со словом –доминантой:

« Ткани»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1Этап

Мотивационный

 Сообщает детям о том, что в группу пришло электронное письмо от  Кроша. Предлагает прочитать письмо на экране телевизора.

Ребята к нам пришло письмо. Хотите его прочитать?

Поможем  Крошу выбрать необходимую ткань?

Принимают игровую ситуацию  

Читают текст письма.      

«Здравствуйте, ребята.  Я вчера ходил в магазин «Ткани», но  не смог подобрать ткань для пошива новой одежды. Помогите мне ,пожалуйста, подобрать необходимую ткань.

Крош.»

Принимают решение помочь  Крошу.

2Этап

Ознакомления

 Присаживайтесь на стулья. Отгадайте загадку .

           Тут и там,  везде есть я

          И такая разная

         Из меня одежду шьют,

        На диван обивку бьют

       Угадали , кто такая?

 

Воспитатель предлагает детям объяснить, что  такое ткань.

Обобщает, дает словесное объяснение слова-доминанты «ткань».

Итак, что такое ткань?

Ткань -  это изделие, полученное путем плотного  соединения накрест переплетенных нитей, расположенных продольными и поперечными рядами.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть под лупой переплетение нитей       в   небольших отрезках  льняной ткани

   

Дети отгадывают загадку

 

Сообщают имеющиеся знания, представления о слове – доминанте.

Принимают и осмысливают понятийное содержание слова – доминанты.

3 Этап

Осмысления

   Вид отношений: часть – целое

 Дети, рассматривая ткань, вы увидели что она состоит из нитей. А из чего получают нити?

 Воспитатель уточняет представления детей, из чего же  изготавливают нити.

Нити получают из шерсти животных или из волокон  растений – хлопка, льна.

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадки

                Голубой глазок,

              Золотой стебелек,

            Кормит, одевает,

               И дом украшает.   /Лен/

              В высоком дворце

             Маленькие ларцы

            Кто их открывает,

           Белое золото добывает.    /Хлопок/

  Вид отношений: отношения качества

 

Дети, чтобы  Крош смог выбрать ткань для пошива одежды,  его надо научить отличать

 натуральные ткани  от искусственных , рассказать, чем они отличаются.  Предлагает помощнику воспитателя записать на видео игры и опыт с тканями для Кроша.

 

  Из чего же изготовлены натуральные ткани?  

 

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: «Назови правильно» ( с мячом)-   Я буду бросать мяч  и  называть материал, из которого изготовлена ткань . А вы бросаете мне мяч и называете ткань.

Побуждает детей образовывать относительные прилагательные. ( Ткань из шелка какая? – Шелковая. и т.д.)

  Из чего  люди изготавливают искусственные ткани?

          Воспитатель подчеркивает, что натуральные ткани  сделаны из того , что дает нам природа.

      Воспитатель предлагает потрогать образцы тканей из природного материала Какие они  на ощупь?

Также воспитатель предлагает на ощупь определить качества  искусственных тканей

 

Воспитатель организовывает опыт по водонепроницаемости образцов тканей.

Воспитатель спрашивает детей о том, какие ткани  удерживают тепло и не пропускают холод – натуральные или искусственные?

Воспитатель  сообщает, что для каждого вида одежды  необходима определенная ткань . И научить  Кроша подбирать ткань

 для пошива одежды    поможет игра «Карусель»

   

 (Интерактивная технология «Карусель»)

Организует деление на пары (по желанию). Предлагает договориться, кто сначала будет во внутреннем круге, а кто во внешнем и взять  образцы  тканей  детям внутреннего круга.

Подаёт сигнал. Осуществляет контроль, помощь во время игры.

Дети сообщают имеющиеся представления

 о том, из чего изготавливают нити

            Дети отгадывают загадки

Дети перечисляют, из чего изготовлены натуральные ткани – из хлопка, льна, шерсти животных.

Активизируют знания , называют слова, бросая мяч воспитателю.

(из хлопка – хлопчато – бумажная,  изо льна – льняная, из шелка – шелковая, из шерсти – шерстяная,   из синтетики   - синтетическая)

Дети на ощупь определяют качества  образцов натуральных тканей. Называют качества натуральных тканей: мягкие,  приятные на ощупь, теплые.

Дети определяют и называют качества искусственных тканей -  легкие, не мнутся.

Дети по окончании опыта делают вывод о водонепроницаемости искусственных тканей.

Делятся на пары, договариваются. Встают парами по кругу спиной в круг. Ребёнок внутреннего круга выбирает и держит образец ткани. По сигналу дети внутреннего круга задают вопрос: « Как называется ткань? Ткань натуральная или искусственная? Какую одежду можно сшить из этой ткани?». Дети внешнего круга отвечают « Лен, льняная ткань – натуральная ткань. Из льняной ткани можно сшить  сарафан, рубашку, платье» По сигналу дети переходят к другому ребёнку по кругу. А затем меняются кругами. Те дети, которые отвечали, теперь задают вопрос, взяв образец ткани.

4 Этап

Основной

 

Вид отношений -   отношения состояния

Дети, ткань может быть разной. С ней может произойти что угодно. Какой же она тогда станет?

Воспитатель организует игру: «Подбери

слово»

  Активизируют  знания,  называют слова  (мокрая,  грязная,  старая, ветхая, дырявая, рваная,  и т. д.)

Вид отношений – отношения  действия

Воспитатель предлагает детям рассказать Крошу, что происходит с тканью и что она дает людям. Воспитатель организовывает словесную игру «Что происходит с тканью»

Включаются в игру. Активизируют знания, называют слова(  сохраняет тепло, защищает, не промокает, намокает, украшает, укрывает, стареет, рвется, ветшает).

5 Этап

Итоговый

 ( рефлексивный)

А теперь давайте расскажем о  тканях,  которые вы выбрали для Кроша, вот по этому плану. Договоритесь, кто будет рассказывать в паре и какая пара будет рассказывать первой.

Предлагает детям рассказать Крошу о тканях, которые выбрали для него. Оценивает.

Приглашаем Кроша приехать за образцами тканей.

Обговаривают в парах выбранную ткань. Предлагает договориться, кто расскажет для Крошу о ткани по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса дошкольника.

В этой статье изложен мой опыт работы по использованию исследовательских заданий в проектной деятельности в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста и формы взаимодействия с родителями....

Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи со словом - доминантой "Мебель" в старшей группе (Технология обогащения лексического запаса дошкольников)

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  со словом – доминантой «Мебель» в старшей группе(Технология обогащения лексического запаса дошкольников) Задачи:1.По...