Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса дошкольника.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

В этой статье изложен мой опыт работы по использованию исследовательских заданий в проектной деятельности в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста и формы взаимодействия с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса.»

(из опыта работы.)

Хотелось бы начать с особенностей группы, в которой я работаю. Группа №4 старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) с ОНР. Это дети со сложным речевым расстройством, при котором отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и слоговой культуры слов. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Познавательная деятельность детей с ОНР характеризуется неустойчивостью внимания; выраженными нарушениями произвольного внимания; снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставанием в развитии словесно-логического мышления: трудности классификации и обобщения, установления причинно-следственных отношений. Учитывая результаты входящего обследования детей на начало учебного года: из 19 детей с ОНР – у 80% - крайняя бедность лексического запаса; 69% - имеют низкую мотивацию к познанию окружающей действительности; у 85% - низкий навык диалогической и монологической речи.

Исходя из этого определились задачи развития детей интеллектуального и речевого. Задачи обучения: 1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; 2. Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; 3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Формирование предпосылок учебной деятельности: 1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности; 2. Потребности в создании собственной картины мира; 3. Навыков коммуникативного общения. Познавательное развитие: 1. Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; 2. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

При планировании работы с детьми учитывалась интеграция задач образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.

Задачи, которые стояли перед педагогами на тематической неделе «Путешествие в мир книг», осуществлялись в форме детско-взрослой проектной деятельности через следующие формы взаимодействия с детьми: беседы, определение поискового вопроса, сюрпризный момент, конкурсы, викторины. Конкурсы: «Моя любимая книга» (дети приносили из дома и рассказывали о своей любимой книге); «Моя первая книжка-малышка» (изготовление совместно с родителями маленьких книжек с тематическими загадками – обложка отражает лексическую тему загадок). Дети демонстрировали свои книжки-малышки и загадывали своим товарищам в группе загадки из своих книжек.

Викторина «В гостях у дедушки Корнея», в ходе которой дети систематизировали свои знания о сказках Чуковского (узнавали сказку по набору предметов, по стихотворному отрывку), о стихах и песенках («Котауси и Мауси») – поиграли в весёлые подвижные игры.

Формы взаимодействия с родителями: консультации по конкретизации проектных заданий, по подбору материала, выставка детских работ, изготовленных вместе с родителями, оформление фотомонтажей – отчётная выставка фотографий о прошедшей тематической неделе «Путешествие в мир книг» - на стенде группы №4 «Весело живём»; альбом с фотографиями (детей с книжками-малышками); создание музея «Откуда книга пришла».

Итогом взаимодействия с детьми за тематическую неделю явилось занятие с использованием компьютерной презентации «Откуда книга пришла», в которой участвовали дети и создание музея «Откуда пришла книга» и «экскурсия» по музею.

Результатом же явилось решение задач: 1. Обогащение лексического запаса детей (лексический словарь по теме «Книги»: обложка, титульный лист, переплёт, переплётчик, папирус, береста, писатель, рукопись, художник, иллюстрация и т.д.). 2. Пробуждение интереса к познавательной деятельности. Это систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям; 3. Повышение уровня диалогической и монологической речи.

Хочется подчеркнуть эффективность работы в данной системе взаимодействия с детьми с использованием проектно-исследовательских заданий так же и в области социализация: 1. Развитие самопознания и положительной самооценки; 2. Овладения способами внеситуативно-личностного общения; 3. Высокий уровень коммуникативной компетентности; 4. Осознание функции речи.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

В нашей практике использовались следующие виды проектов:

Семейные проекты – «Эти полезные продукты» (сахар – семья Сокк Дани, молочные продукты – Осипов Кирюша, мучные продукты – семья Мартынович Леры) с дегустацией блюд из этих продуктов – шарлотки, сырников, салата из макаронов).

«Наши увлечения» («Шахматы» - семья Бабкина Вовы, «Военная техника» (с созданием музея) – семья Карцова Артёма, «Моя прекрасная дача» - семья Кирилловой Вероники;

«Профессии наших мам» («Врач» - семья Жабровской Киры, «Продавец» - семья Воронцова Никиты, «Учитель» - семья Калугина Филиппа, «Парикмахер» - семья Сарраф Максима.)

Исследовательские проекты – «Как появились лыжи?», в экспериментальной части участвовали все дети группы, защищал проект на окружном конкурсе – фестивале «Маленький исследователь» Петренко Степан. Наш проект в естественно-научной секции занял 1-е место.

 «Как в игре кёрлинг управлять камнем, не прикасаясь к нему?» - диплом за 3место в Фестивале детских проектных и исследовательских работ «Узнайки и Умейки -2014».

Информационно-практико-ориентированные проекты – «История возникновения шахмат» - Мыславский Родион (продукт – макет шахматной доски с фигурами), «Мой папа – строитель» - Акалын Серген (продукт – компьютерная презентация).

Творческие проекты – «Как люди одевались на Руси в старину» (русский национальный костюм, связанные с ним обрядовые песни, игры, танцы). Отмечен дипломом на Фестивале детских проектов и исследовательских работ «Узнайки и умейки».

Комплексный проект «Путешествие в мир книг». (Продукты - выставка «Книжки-малышки», музей «Откуда книга пришла», компьютерная презентация «Откуда пришла книга»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности» / консультация для воспитателей/

«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности»/  консультация  для  воспитателей/...

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности. 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11985524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"224","width":"480"}}]]...

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Они обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблен...

Презентация «Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности»

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят...

«Проектная деятельность, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции реб...

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"...