Конспект образовательной деятельности по развитию речи со словом - доминантой "Мебель" в старшей группе (Технология обогащения лексического запаса дошкольников)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по развитию речи со словом – доминантой «Мебель» в старшей группе
(Технология обогащения лексического запаса дошкольников)
Задачи:
1.Познакомить детей со значением слова – доминанты «мебель» и его понятийным содержанием .
2. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений « часть - целое»,
на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.
3.Активизировать детей на осваивание смыслового значения слова – доминанты в словосочетаниях, предложениях, связанном высказывании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_mebeli_so_slovami.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе со словом – доминантой «Мебель»
(Технология обогащения лексического запаса дошкольников)
Задачи:
1.Познакомить детей со значением слова – доминанты «мебель» и его понятийным содержанием .
2. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений « часть - целое»,
на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.
3.Активизировать детей на осваивание смыслового значения слова – доминанты в словосочетаниях, предложениях, связанном высказывании.
Материал: видео письмо от Кроша ,картинки с изображением различных предметов мебели, алгоритм для составления описательных рассказов о мебели.
Технологическая карта работы со словом – доминантой.
«Мебель»
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1Этап Мотивационный | Сообщает детям о том, что в группу пришло видео - письмо от Кроша. Предлагает прочитать письмо на экране телевизора. Ребята к нам пришло письмо. Хотите его прочитать? Поможем Крошу выбрать необходимую мебель? | Принимают игровую ситуацию Читают текст письма. «Здравствуйте, ребята. У меня – новоселье. Но мой дом пуст, в нем нет мебели. Помогите мне, пожалуйста, выбрать мебель. Крош.» Принимают решение помочь Крошу. |
2Этап Ознакомления | Присаживайтесь на стулья. Отгадай те мои загадки. Предлагает детям отгадать загадки С ногами, а без рук. С боками, а без ребер. С сиденьем, а без живота, Со спиной, но без головы. (Кресло) У него спина большая И на ней он разрешает И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать. (Стол) Я удобный, очень мягкий, Вам не трудно угадать,- Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать (Диван) Меня в комнате Всякий приметит, А открыв меня, Зиму с летом встретит. (Платяной шкаф) Под крышей – четыре ножки, А на крыше - суп да ложки. (Стол) Задаёт вопросы: Как можно назвать, одним словом все отгадки? Что такое мебель? Обобщает, дает словесное объяснение слова-доминанты «мебель». Итак, что такое мебель? Мебель - предметы для размещения вещей, предметы для сна и отдыха. |
Дети дают ответы на загадки. Сообщают имеющиеся знания, представления о слове – доминанте. Принимают и осмысливают понятийное содержание слова – доминанты. |
3 Этап Осмысления | Вид отношений: часть - целое Сообщает, что для того , чтобы помочь Крошу выбрать мебель, необходимо вспомнить как называются части предметов мебели. А поможет нам в этом «Карусель». (Интерактивная технология «Карусель») Организует деление на пары (по желанию). Предлагает договориться, кто сначала будет во внутреннем круге, а кто во внешнем и взять картинки с изображением предмета мебели детям внутреннего круга. Подаёт сигнал. Осуществляет контроль, помощь во время игры. | Делятся на пары, договариваются. Встают парами по кругу спиной в круг. Ребёнок внутреннего круга выбирает и держит картинку. По сигналу дети внутреннего круга задают вопрос: «Какие части есть у (называют предмет мебели)». Дети внешнего круга отвечают «У (предмета мебели на картинке)есть сиденье ,спинка ножки, подлокотники» По сигналу дети переходят к другому ребёнку по кругу. А затем меняются кругами. Те дети, которые отвечали, теперь задают вопрос, взяв другую картинку. |
4 Этап Основной | Вид отношений – родовидовые отношения. Ребята, у Кроша в доме много комнат, значит ему нужна разная мебель. Как вы думаете, какая мебель необходима в гостиной?(диван, кресла, журнальный стол) Воспитатель подводит детей к умозаключению: «Если мебель находится в гостиной комнате, ее можно назвать гостиная мебель. Организует игру «Что в круге?». Воспитатель обращает внимание детей на обручи, в которых разложены картинки с изображением предметов мебели. Предлагает детям рассмотреть картинки и подумать, в каком обруче какая мебель находиться?( детская, кухонная, гостиная, мебель для спальной комнаты)
| Включаются в игру. Называют предметы мебели, находящиеся в гостиной. Дети рассматривают картинки с изображением предметов мебели , определяют правильное название видов мебели . |
Вид отношений – отношения качества. Ребята, а мебель вся одинаковая или чем- то отличается? Предлагаю детям, поиграть в игру «Из чего сделана мебель?» выяснить из какого материала, ответив на вопрос какая? Встаньте в круг. Я буду бросать мяч задавать вопрос, вы бросаете мне мяч и отвечаете. Побуждает также образовать относительные прилагательные, основываясь на знании свойств материалов – выявить и другие качества , подбирая определения.Предлагает встать в круг.В игре использует мяч(бросает ребёнку: мебель из дуба какая? - …; а дубовая мебель какая?- …, и т. д.). | Активизируют знания, называют слова, бросая мяч воспитателю. ( из дерева – деревянная, из кожи - кожаная, из стекла - стеклянная, из металла – металлическая, из пластика – пластиковая); (прочная, тяжелая, легкая, широкая, узкая, большая, комфортная, удобная , полированная и др.) | |
Вид отношений - отношения состояния Дети, мебель может быть разной. С ней может произойти что угодно. Какой же она тогда станет? Воспитатель организует игру: «Подбери слово» | Активизируют знания, называют слова (сломанная, испачканная, поцарапанная, треснутая, ржавая, грязная, тусклая и т. д.) | |
Вид отношений – отношения функциональности Ребята, к магазину «Мебель» подъезжают машины с разной мебелью. Вспомним, для чего необходима мебель? Теперь мы можем ответить, какую мебель привезли к мебельному магазину. Я буду говорить, для чего нужна мебель, а вы будете называть необходимые предметы мебели. Организует игру: «Подбери мебель»(интерактивная технология «Хоровод») Дети, вставайте в хоровод и скажите , какая нужна мебель для размещения вещей? ( платяной шкаф, комод, тумба, навесные шкафы, навесные полки и т. д.) Аналогично: мебель для сна, мебель для отдыха. Сообщает, что теперь, когда мы так много знаем о предметах мебели – мы сможем подобрать Крошу удобную и комфортную мебель. Распределитесь по парам и подберите Крошу мебель для гостиной, кухни, спальной комнаты. | Включаются в игру. Активизируют представления , называют слова ( мебель для размещения - платяной шкаф, комод, полка, стеллаж, шкаф-купе), аналогично с мебелью для сна и отдыха. Разбиваются на пары Подходят к столу и выбирают картинки с предметами мебели | |
5 Этап Итоговый ( рефлексивный) | А теперь давайте расскажем о мебели, которую вы выбрали для Кроша вот по этому плану. Договоритесь, кто из пары будет рассказывать и какая пара будет рассказывать первой. Предлагает детям рассказать Крошу( в видео записи) о мебели, которую выбрали для него. Оценивает. Обещаю отправить видеозапись Крошу по электронной почте. | Обговаривают в парах выбранные предметы мебели, договариваются, кто из пары будет рассказывать. |
Составила: Багрова.Н.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и речевого общения старших дошкольников с ОНР
Пересказ сказки В.Сутеева «Это что за птица?» в рамках лексической темы « Птицы»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста
тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ(на примере работы со словом-доминантой «Печь») ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по островам". Старшая группа.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок» Конспект откр...
План – конспект образовательной деятельности по развитию речи детей с ЗПР старшей группы 5-6 лет.
Тема « Зимушка – зимаЦель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:ОО «Речевое развитие»- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффи...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Случай в лесу», старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, в котором закрепляются лексические темы: Зима, Дикие животные зимой...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи “Наши любимые сказки.” (старшая группа)
Посредством сказок формируются такие нравственные качества, как: сочувствие, готовность прийти на помощь, стремление к добру, умение анализировать поступки свои и чужие....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов».
Путешествуя по стране слов, ребята расширяют свой словарный запас. Через словесно-речевые игры учатся рифмовать слова, согласовывая окончания, использовать в речи прилагательные, эпитеты, с...