Конспект образовательной деятельности по развитию речи со словом - доминантой "Мебель" в старшей группе (Технология обогащения лексического запаса дошкольников)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  со словом – доминантой «Мебель» в старшей группе

(Технология обогащения лексического запаса дошкольников)

 

Задачи:

1.Познакомить детей со значением слова – доминанты «мебель» и его понятийным содержанием .

2. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля  на основе отношений « часть - целое»,

    на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.

3.Активизировать детей на осваивание смыслового значения слова – доминанты в словосочетаниях, предложениях, связанном высказывании.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_mebeli_so_slovami.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе со словом – доминантой «Мебель»

(Технология обогащения лексического запаса дошкольников)

Задачи:

1.Познакомить детей со значением слова – доминанты «мебель» и его понятийным содержанием .

2. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля  на основе отношений « часть - целое»,

на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.

3.Активизировать детей на осваивание смыслового значения слова – доминанты в словосочетаниях, предложениях, связанном высказывании.

Материал: видео письмо от Кроша ,картинки с изображением различных  предметов  мебели, алгоритм для составления описательных рассказов о мебели.

Технологическая  карта  работы со словом – доминантой.

«Мебель»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1Этап

Мотивационный

 Сообщает детям о том, что в группу пришло видео -  письмо от  Кроша. Предлагает прочитать письмо на экране телевизора.

Ребята к нам пришло письмо. Хотите его прочитать?

Поможем  Крошу выбрать необходимую мебель?

Принимают игровую ситуацию  

Читают текст письма.      

«Здравствуйте, ребята.  У  меня  – новоселье. Но мой дом пуст, в нем  нет мебели. Помогите мне, пожалуйста, выбрать мебель.

Крош.»

Принимают решение помочь  Крошу.

2Этап

Ознакомления

 Присаживайтесь на стулья.

Отгадай те мои загадки.

Предлагает детям отгадать загадки

 С ногами, а без рук.

С боками, а без ребер.

С сиденьем, а без живота,

Со спиной,  но без головы.   (Кресло)

У него спина большая

И на ней он разрешает

И писать, и рисовать,

И лепить, и  вырезать.

(Стол)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать,-

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать

   (Диван)

 Меня в комнате

Всякий приметит,

А открыв меня,

Зиму с летом встретит.

  (Платяной шкаф)

Под крышей – четыре ножки,

 А на крыше  - суп да ложки.

    (Стол)

Задаёт вопросы:

Как можно назвать, одним словом все отгадки?

Что такое мебель?

Обобщает, дает словесное объяснение слова-доминанты «мебель».

Итак, что такое мебель?

Мебель -  предметы для размещения вещей,  предметы  для сна и отдыха.

   

 Дети дают ответы на загадки.

Сообщают имеющиеся знания, представления о слове – доминанте.

Принимают и осмысливают понятийное содержание слова – доминанты.

3 Этап

Осмысления

Вид отношений: часть - целое

Сообщает, что для того , чтобы помочь Крошу выбрать мебель, необходимо вспомнить как называются части предметов мебели. А поможет нам в этом «Карусель».

 (Интерактивная технология «Карусель»)

Организует деление на пары (по желанию). Предлагает договориться, кто сначала будет во внутреннем круге, а кто во внешнем и взять картинки с изображением предмета мебели  детям внутреннего круга.

Подаёт сигнал. Осуществляет контроль, помощь во время игры.

Делятся на пары, договариваются. Встают парами по кругу спиной в круг. Ребёнок внутреннего круга выбирает и держит картинку. По сигналу дети внутреннего круга задают вопрос: «Какие части есть у (называют предмет мебели)». Дети внешнего круга отвечают «У (предмета мебели на картинке)есть  сиденье ,спинка ножки, подлокотники» По сигналу дети переходят к другому ребёнку по кругу. А затем меняются кругами. Те дети, которые отвечали, теперь задают вопрос, взяв другую картинку.

4 Этап

Основной

Вид отношений – родовидовые отношения.

Ребята, у Кроша в доме много комнат, значит ему нужна разная мебель. Как вы думаете, какая мебель необходима в гостиной?(диван, кресла, журнальный стол)

Воспитатель подводит детей к умозаключению: «Если мебель находится в гостиной комнате, ее можно назвать гостиная мебель.

Организует игру «Что в круге?».

Воспитатель обращает внимание детей на обручи, в которых разложены картинки с изображением предметов мебели. Предлагает  детям рассмотреть картинки и подумать, в каком обруче какая мебель находиться?( детская, кухонная, гостиная, мебель для спальной комнаты)

 

Включаются в игру.  Называют предметы  мебели,  находящиеся в гостиной.

Дети рассматривают картинки с изображением предметов мебели ,  определяют правильное название видов мебели .

Вид отношений – отношения качества.

Ребята, а  мебель  вся одинаковая или чем- то отличается?

Предлагаю детям, поиграть в игру

«Из чего сделана мебель?»  выяснить из какого материала, ответив на вопрос какая? Встаньте в круг. Я буду бросать мяч задавать вопрос, вы бросаете мне мяч и отвечаете.

 Побуждает также образовать относительные прилагательные, основываясь на знании свойств материалов – выявить и другие качества , подбирая определения.Предлагает встать в круг.В игре использует мяч(бросает ребёнку:  мебель из дуба какая? - …;  а дубовая мебель какая?- …, и т. д.).

Активизируют знания,  называют слова, бросая мяч воспитателю.

( из дерева – деревянная, из кожи                                         - кожаная, из стекла     - стеклянная, из металла – металлическая,  из пластика – пластиковая);

  (прочная, тяжелая, легкая, широкая, узкая, большая, комфортная, удобная , полированная  и др.)

Вид отношений -   отношения состояния

Дети, мебель может быть разной. С ней может произойти что угодно. Какой же она тогда станет?

Воспитатель организует игру: «Подбери

слово»

  Активизируют  знания,  называют слова (сломанная,  испачканная,  поцарапанная, треснутая,  ржавая,  грязная, тусклая  и т. д.)

Вид отношений – отношения функциональности

Ребята, к магазину «Мебель» подъезжают

машины с разной мебелью. Вспомним, для чего необходима мебель?

  Теперь мы можем ответить, какую мебель привезли к мебельному магазину.

 Я буду говорить, для чего нужна мебель, а вы будете называть необходимые предметы мебели.

 Организует игру: «Подбери мебель»(интерактивная технология «Хоровод»)

Дети, вставайте в хоровод и скажите , какая нужна мебель для размещения вещей?

( платяной шкаф, комод, тумба, навесные шкафы, навесные полки и т. д.)

 Аналогично: мебель для сна, мебель для отдыха.

Сообщает, что  теперь, когда мы так много знаем о предметах мебели – мы сможем подобрать Крошу удобную и комфортную мебель.

 Распределитесь по парам и подберите Крошу мебель для гостиной, кухни, спальной комнаты.

Включаются в игру.

Активизируют представления , называют слова ( мебель для размещения -  платяной шкаф, комод, полка, стеллаж, шкаф-купе), аналогично с мебелью для сна и отдыха.

Разбиваются на пары

Подходят к столу и выбирают картинки с предметами мебели

5 Этап

Итоговый

 ( рефлексивный)

А теперь давайте расскажем о мебели,  которую вы выбрали для  Кроша  вот по этому плану. Договоритесь,  кто из пары  будет  рассказывать  и какая пара будет рассказывать первой.

Предлагает детям рассказать Крошу( в видео записи) о мебели, которую выбрали для него. Оценивает.

Обещаю  отправить  видеозапись Крошу  по электронной почте.

Обговаривают в парах выбранные предметы мебели, договариваются, кто из пары будет рассказывать.

     Составила: Багрова.Н.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и речевого общения старших дошкольников с ОНР

Пересказ сказки   В.Сутеева  «Это что за птица?» в рамках лексической темы « Птицы»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ(на примере работы со словом-доминантой «Печь») ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по островам". Старшая группа.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»             Конспект откр...

План – конспект образовательной деятельности по развитию речи детей с ЗПР старшей группы 5-6 лет.

Тема « Зимушка – зимаЦель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:ОО «Речевое развитие»- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффи...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Случай в лесу», старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, в котором закрепляются лексические темы: Зима, Дикие животные зимой...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи “Наши любимые сказки.” (старшая группа)

Посредством сказок формируются такие нравственные качества, как: сочувствие, готовность прийти на помощь, стремление к добру, умение анализировать поступки свои и чужие....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов».

Путешествуя по стране слов, ребята  расширяют свой словарный запас. Через словесно-речевые игры учатся рифмовать слова, согласовывая окончания, использовать в речи прилагательные, эпитеты, с...