Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег»
Этап | Цель | Дидактическое содержание | Методические приемы |
1 Этап ознакомления | Знакомство детей со словом-доминантой и его понятийным содержанием (значением) | Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов. | Чтение рассказа З.Трофимова «Снег – что это такое?» Проблемный вопрос: «Что такое снег?» Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег» |
2 Этап ориентации – осмысления | Знакомство детей с семантическим полем на основе одного вида отношений доминанты | Доминанта – снег. Вид отношений – отношения качества. Семантическое поле – полезный, красивый, липкий, защитный, согревающий, мягкий, талый, твердый, воздушный. | Воспитатель показывает иллюстрации с изображением полезных качеств снега и совместно с детьми обсуждает. |
3. Этап организации | Моделирование детьми семантического поля (составление семантических полей на основе разных видов отношений доминанты) | Доминанта – снег. А) Вид отношений – отношения состояния. Семантическое поле – холодный, мокрый, талый, сырой, белый, грязный, пушистый, воздушный, рыхлый, красивый. | Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует проведение опыта «Свойства снега» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты. |
Б) Вид отношений – отношения действия. Семантическое поле – летает, тает, кружится, радует, украшает, защищает, белеет, освежает, хрустит, скрепит. | Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты. | ||
В) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные). Семантическое поле – снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снегурочка, снегоступ, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, подснежник. | Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты. | ||
Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный»). Семантическое поле – баба, гора, вьюга, равнина, погода, долина, королева, пурга, тропа, зима. Семантическое поле – дом, ком, сугроб, вихрь, ураган, город, шар. | Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежный», «снежная») слова-доминанты. | ||
Д) Вид отношений – отношения сказочности. Семантическое поле – снежная королева, снегурочка, снежный кот, снежный заяц, снеговик-почтовик, падал прошлогодний снег. | Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты. | ||
4 Этап применения | Овладение детьми смысловой стороной слова-доминанты | А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «снег». Семантическое поле – снег, снегоступ, снеговой, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, снежок, снежковый, снежный, снежинка, снегурка, снегурочка, подснежный, подснежник. | Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации. |
Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: «Как снег на голову», «Искать прошлогодний снег», «Снежный человек». | Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова. | ||
Домашнее задание | Предложить детям поучаствовать в конкурсе «Лучшая снежинка» | Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)
С помощью технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-543984-1418478290.jpg)
Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).
Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-543984-1418478290.jpg)
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».
Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-394735-1391361166.jpg)
«Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «Молоко»)
Методическая разработка: технологическая карта и совместная деятельность воспитателя с детьми, НОДы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835837-1477219354.jpg)
Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)
Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-616347-1464785443.jpg)
Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)
Конспектсовместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности) (работа со словом-доминантой «снег»)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-503180-1413833495.jpg)
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)...