Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых навыков личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironenko_kruzhok.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы ДОУ………….. 3 - 4
I. Целевой раздел …………………………………………………………..… 5 - 8
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………... 5
1.2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………. 5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………….……..… 6
1.4. Возрастные особенности детей…………………………………………….. 7
2. Планируемые результаты усвоения программы………………...…….……. 8
II. Содержательный раздел
(учебный план, календарный учебный график)……………………….….. 8 - 11
III. Организационный раздел……………………………………………… 11-19
1. Кадровое обеспечение……………………………………………………..… 11
2. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса…. 11
3. Методы, приемы и формы воспитательно-образовательного процесса…. 11
4. Время в режиме дня организации и проведения НОД…………………..… 12
5. Санитарно-гигиенические требования……………………………………... 13
6. Материально-техническое обеспечение………………………………….… 13
7. Методическое обеспечение Программы……………………...………….… 13
8. Комплексно-тематическое планирование……………………...…..…….… 13
9. Форма оценивания результатов освоения Программы……………………. 17
Паспорт
дополнительной общеразвивающей программы ДОУ
Наименование Программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Уровень/ направленность Программы | Дошкольное образование |
Возраст воспитанников | 6 - 7 лет |
Нормативно-правовая основа для разработки Программы | Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. № 30384); Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564); Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013г. № 30038); Устав МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк» г. Петровска Саратовской области. |
Аннотация содержания Программы | Дополнительная общеразвивающая программа (далее по тексту Программа) – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Функции дополнительного образования: • Развивающая функция • Обучающая функция • Воспитательная функция • Социокультурная функция Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в ДОУ на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей. Воспитательная функция дополнительного образования в ДОУ заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений образовательного учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания мы ориентируемся на реальные процессы развития личности ребёнка и учитываем необходимость превращения его в субъект социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально-педагогическую деятельность детского сада. Социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре детского сада. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами. В Программе содержится материал для организации дополнительного образования в группах МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк» г. Петровска Саратовской области. Реализация Программы осуществляется за рамками основной образовательной программы. Реализация Программы предусматривает исполнение дополнительной программы по следующему направлению: - Речевое развитие (формирование элементарных навыков чтения). |
Текущий статус программы | Для детей старшего дошкольного возраста |
I. Целевой раздел
Обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет,
так как в этом возрасте развито в определенной степени
самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки,
элементарные навыки в художественных видах деятельности,
а также появляется интерес к буквам
и желание научиться читать.
М.Монтессори
- Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ к будущим первоклассниками.
Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом до поступления в школу.
Букварный период в 1 классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что дети, овладевшие грамотой, чувствуют себя уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Дети подготовительной группы многое умеют, знают и еще больше хотят узнать. Некоторые дошкольники посещают не только детский сад, но и занимаются в подготовительных классах.
Это большая нагрузка для дошкольника, и чтобы как-то разгрузить ребенка-дошкольника, посещающего детский сад, от уроков в подготовительных классах, возникла необходимость разработать Программу дополнительного образования по обучению грамоте «По дороге к Азбуке».
Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
За основу построения Программы взята методическая разработка по обучению грамоте детей 6 – 7 лет Е.В. Колесниковой.
Новизна обучения грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых навыков личности ребенка.
Поэтому своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы
Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей воспитанников и развития их индивидуальных склонностей и способностей. Формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи Программы
1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;
2) развитие фонематического восприятия;
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;
5) развитие артикуляционной моторики;
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу. Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т.п.;
7) формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное воспитателем, по слогам;
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При организации дополнительного образования детей ДОУ опирается на следующие приоритетные принципы:
Принцип научности. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого.
Принцип наглядности. Дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами.
Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.
Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.
Однако, доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.
Принцип активности и сознательности. Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.
Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей "разжевывает" сам, не опираясь на активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только "проглотить" очередную дозу материала.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную "дозу" учебного материала. Каждая такая "доза", часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
Принцип развивающего обучения. В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка.
Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении. Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.
Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.
1.4. Возрастные особенности детей
Дети 6 – 7 лет не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
Активно развивается диалогическая и монологическая формы речи. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. К 7 годам появляется речь-рассуждение.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель.
В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребёнка 7 лет.
2. Планируемые результаты усвоения программы
Результаты освоения детьми Программы (формирование элементарных навыков чтения):
- Присутствует правильное произношение всех звуков родного языка;
- Дети правильно строят предложение и согласовывают в нем слова;
- Дети умеют ориентироваться на листе бумаги, печатать слова;
- Имеют элементарные навыки чтения.
Для проверки результативности используются следующие методы: беседа, игровые ситуации, наблюдение.
Итоговое мероприятие: развлечение «По дороге к Азбуке».
II. Содержательный раздел
Дополнительное образование представлено следующим направлением:
Речевое развитие - комплексный подход к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: формирование коммуникативной культуры, элементарных навыков чтения.
Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме, в специально оборудованных помещениях, имеют гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей.
Организация воспитательно-образовательной работы предусматривает создание условий с учётом возможностей, потребностей и интересов детей.
Данная программа рассчитана для детей 6 -7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Режим работы: 1 занятие в неделю, длительность 30 минут, всего 32 занятия.
Режим занятий устанавливается в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
Проведение в ДОУ дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Занятия реализуются в ДОУ в течение учебного года, согласно утверждённого годового учебного календарного графика.
Занятие включает в себя вводную, основную и заключительную часть.
Организация деятельности детей
Индивидуально-групповая.
Формы и методы проведения
Формы проведения: занятие – игра.
Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, метод практических действий.
Учебный план Программы
на 2016-2017 уч.г.
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов (академические) | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Различение гласных и согласных звуков | 5 | 1 | 4 |
2. | Различение твердых и мягких согласных | 5 | 1 | 4 |
3. | Составление предложений с определенным словом | 6 | 1 | 5 |
4. | Чтение и составление открытых и закрытых слогов | 15 | 3 | 12 |
5. | Итоговое мероприятие: развлечение «По дороге к Азбуке» | 1 | 1 | |
Итого по курсу | 32 | 6 | 26 |
1. Различение гласных и согласных звуков. Слушая взрослого, друг друга и себя, дети понимают, что для произнесения гласных звуков можно использовать только голос, а при произнесении согласных участвуют губы, зубы, язык, небо.
2. Различение твердых и мягких согласных. Дети учатся определять мягкость и твердость согласных звуков на слух, а также во время произношения изолированного звука и находящегося в словах.
3. Составление предложений с определенным словом. Дети получают понятие, что предложения состоят из слов, учатся считать слова в предложении и определять место слова в предложении.
4. Чтение и составление открытых и закрытых слогов. Дошкольники учатся соединять в слоги два звука – согласный и гласный, гласный и согласный.
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующее:
- количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Календарный учебный график на 2016-2017 уч.г.
№ п/п | Месяц | Объем времени НОД в неделю (академические) | Объем времени НОД в месяц (академические) | Объем времени НОД в минутах | Объем времени НОД в неделю (астрономические) | Объем времени НОД в месяц (астрономические) |
1. | Сентябрь | 1 | 4 | 30 минут | 30 мин. | 2ч. |
2. | Октябрь | 1 | 4 | 30минут | 30мин. | 2ч |
3 | Ноябрь | 1 | 3 | 30минут | 30 мин. | 1ч.30 мин. |
4. | Декабрь | 1 | 4 | 30 минут | 30 мин. | 2ч. |
5. | Январь | 1 | 3 | 30минут | 30 мин. | 1ч.30 мин. |
6. | Февраль | 1 | 3 | 30 минут | 30 мин. | 1ч.30 мин. |
7. | Март | 1 | 5 | 30 минут | 30 мин. | 2ч.30 мин. |
8. | Апрель | 1 | 4 | 30 минут | 30 мин. | 2ч. |
9. | Май | 1 | 2 | 30 минут | 30мин. | 1ч. |
ИТОГО по курсу | ||||||
Объем времени НОД по курсу (астрономические часы) | 16ч. | |||||
Объем времени НОД по курсу (академические часы) | 32 |
Взаимодействие с семьей.
ФГОС рассматривает семью как полноправного участника образовательного участника образовательного процесса, поэтому Программа строится с учетом потребности детей и заказов родителей.
Задачи:
- познакомить с интересными играми для развития речи;
- вызвать у родителей осознанное отношение к обучению грамоте, познакомить с путями ее воплощения.
Выбор Программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора Программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и Программы.
Формы ознакомления с Программой:
- индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- использование ресурсов официального сайта ДОУ.
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации Программы осуществляется в формах:
- открытый просмотр занятий;
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
- тематические родительские собрания;
- праздники, развлечения;
- ежегодный публичный доклад заведующего ДОУ.
Прекращение реализации Программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:
- признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми Программы;
- нежелания воспитанником осваивать Программу;
- неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;
- противопоказания по состоянию здоровья.
Процедура реализации Программы включает:
- подача личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о прекращении реализации Программы или направление образовательным учреждением письменного уведомления родителям (законным представителям) о нецелесообразности дальнейшей реализации данной Программы;
- ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ с процессом и результатами освоения детьми Программы.
Освоение или не освоение ребенком Программы не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем.
III. Организационный раздел
1. Кадровое обеспечение
Педагог ДОУ, работающий по Программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по специализации «Дошкольная педагогика».
2. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса
Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечерний отрезок времени; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительной образовательной программы.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагог учитывает:
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
3. Методы, приемы и формы воспитательно-образовательного процесса
Объяснительно-иллюстративный метод используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями.
Репродуктивный метод – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания – методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.
Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества воспитательно-образовательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний, умений и навыков.
Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).
Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.
Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.
Занятия проводятся в групповой комнате.
Занятия не дублируют ни одно из занятий общей программы.
Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала.
4. Время в режиме дня для организации и проведения НОД
Возраст | Время | Дни недели | Продолжительность |
6-7 лет | 15.15-15.45 | Пятница | 30 минут |
Название курса | Количество воспитанников | Руководители |
Речевое развитие | 12 чел. | Воспитатели ДОУ |
5. Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в группе детского сада, соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Помещение хорошо освещается и периодически проветривается.
Имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
6. Материально-техническое обеспечение
Оснащение помещения для занятий:
Помещение для занятий представляет собой помещение с температурой воздуха 20-21° С.
Имеются двухместные столы, стулья по росту детей, двухсторонний мольберт, розетки с фишками 3 цветов, тетради в клетку, простые карандаши, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов.
Рабочая тетрадь «От А до Я» Е.В.Колесниковой.
7. Методическое обеспечение Программы
- «Обучение дошкольников грамоте». Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. – Москва.: «Школьная пресса», 2002.
- Готовим руку к письму / Дошкольное воспитание, 1996, №2.
- Федина О., Федина С. «Самая веселая азбука». – М. 2004.
- Колесникова Е.К. От звука к букве. М., 2003
- Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь. М., 2012.
8. Комплексно-тематическое планирование
Структура занятий: I – Вводная часть; II – Основная часть: обучение грамоте, работа в тетради; III – Заключительная часть.
Сентябрь
Занятие №1
Вводное. Дать понять, что такое алфавит. Познакомить с алфавитом. Знакомство с рабочей тетрадью Е.В. Колесниковой «От А до Я», условными обозначениями заданий.
Цель: Учить ориентироваться в тетради, самостоятельно определять выполнение заданий.
Занятие №2.
Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Цель: Дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии, обозначение их на письме (согласные – синий квадрат, гласные – красный квадрат).
Занятие №3.
Звук А, буква А.
1. Четко произносить звук А (кратко – длительно, тихо – громко).
2. Учить выделять звук А в словах.
3. Дать представление о букве А, ее отличии от звука.
4. Познакомить с буквой А.
Занятие №4.
Звук и буква О
1. Продолжать формировать навыки различия гласных и согласных звуков.
2. Четко произносить звук О, выделять его в словах.
3. Знакомство с буквой О.
Октябрь
Занятие №5.
Звук и буква У.
1. Четко произносить звук У.
2. Находить звук У в словах (в начале, в середине, в конце).
3. Познакомить с буквой У.
Занятие №6.
Звук и буква Ы.
1. Четко произносить звук Ы (кратко – длительно, тихо – громко).
2. Учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков.
3. Познакомить с буквой Ы.
Занятие №7.
Звук и буква Э.
1. Четко произносить звук Э.
2. Учить выделять звук Э в ряду звуков.
3. Познакомить с буквой Э.
Занятие №8.
Закрепление звуков А, О, У, Ы.
Цель: Выполнение заданий в рабочей тетради.
Ноябрь
Занятие №9
Звук и буква Л.
1. Четко произносить звук Л.
2. Формировать навык подбора слов со звуком Л.
3. Познакомить с буквой Л.
Занятие №10.
Звук и буква М.
1. Четко произносить звук М.
2. Определять место звука в слове, учить обозначать звук.
3. Познакомить с буквой М.
Занятие №11.
Звук и буква Н.
1. Продолжать формировать навык различия гласных и согласных звуков.
2. Познакомить с буквой Н.
3. Формировать навык печатания буквы Н.
Декабрь
Занятие №12.
Звук и буква Р.
1. Четко произносить звук Р.
2. Формировать навык подбора слов со звуком Р.
3. Вспомнить, что такое предложение.
Занятие №13.
Закрепление.
Цель: закрепление пройденных гласных и согласных звуков и букв.
Занятие №14.
Буква Я.
1. Дифференцировать твердые и мягкие согласные в слогах и словах по картинкам.
2. Познакомить с буквой Я.
Занятие №15.
Буква Ю.
1. Дифференцировать твердые и мягкие звуки в слогах, словах и по картинкам.
2. Познакомить с буквой Ю.
3. Составлять из разрезной азбуки слоги и слова.
Январь
Занятие №16.
Буква Е.
1. Дифференцировать твердые и мягкие согласные в слогах, в словах.
2. Учить придумывать предложение из трех слов, обозначать их прямоугольниками.
3. Познакомить с буквой Е.
Занятие №17.
Буква Ё.
Познакомить с буквой Ё.
2. Дифференцировать твердые и мягкие согласные в слогах, словах.
Занятие №18.
Звук и буква И.
1. Четко произносить звук И (кратко – длительно, тихо – громко).
2. Познакомить с буквой И.
Февраль
Занятие №19.
Закрепление.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
2. Печатание слов.
Занятие №20.
Звуки Г – Х. буквы Г, Х.
1. Различать на слух 2 звука.
2. Печатание слогов.
Занятие №21.
Звуки Д – ДЬ, Т – ТЬ. Буквы Д, Т.
1. Познакомить с буквами Д, Т.
2. Находить место звуков в словах.
3. Печатание слогов.
Март
Занятие №22.
Звуки В – ВЬ. Буквы В, Ф.
1. Познакомить с буквами В и Ф.
2. Четко произносить звуки В, Ф.
3. Обозначать в схеме мягкий звук зеленым цветом.
Занятие №23.
Звуки З – ЗЬ, С – СЬ. Буквы С, З.
1. Познакомить с буквами З, С.
2. Обозначение мягкости звуков зеленым цветом.
3. Печатание слогов.
Занятие №24.
Звуки Б – БЬ, П – ПЬ. Буквы Б, П.
1. Познакомить с буквами Б, П.
2. Печатание слогов, обозначение мягкости.
Занятие №25.
Звуки Х – ХЬ. Буква Х.
1. Познакомить с буквой Х.
2. Печатание буквы Х.
3. Чтение слов с буквой Х.
Занятие №26.
Звуки и буквы Ж, Ш.
1. Познакомить с буквами Ж, Ш.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
3. Правописание слога ЖИ .
Апрель
Занятие №27.
Звуки и буквы Ч, Щ.
1. Знакомство с буквами Ч, Щ.
2. Находить эти звуки в словах.
3. Печатание слогов. Чтение предложения.
Занятие №28.
Звук и буква Ц.
1. Четко произносить звук Ц.
2. Находить звук Ц в словах.
3. Печатание слогов, чтение предложений.
Занятие №29.
Звук и буква Й.
1. Четко произносить звук Й.
2. Знакомство с буквой Й.
3. Печатание слов, зарисовка слов в клетках.
Занятие №30.
Буква Ь.
1. Познакомить с буквой Ь.
2. Дифференцировать твердые и мягкие согласные.
3. Печатание слов в Ь.
Май
Занятие №31.
Буква Ъ.
1. Знакомство с Ъ.
2. Печатание Ъ.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Занятие 32
Итоговое мероприятие: развлечение «По дороге к Азбуке»
9. Форма оценивания результатов освоения Программы
Мониторинг развития практических навыков в области речевого развития осуществляется в форме наблюдения за детьми и оценивания уровня приобретения практических знаний, умений (низкий, средний, высокий) и навыков.
На каждого ребенка заполняется карта освоения программы «По дороге к Азбуке» (формирование элементарных навыков чтения).
Таблица 1
КАРТА
освоения программы «По дороге к Азбуке»
(речевое развитие)
Ф.И. ребёнка_______________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________________________
Оценка уровня:
«высокий» уровень - все показатели отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство показателей отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство показателей отмечены знаком « - ».
№ п/п | Показатели | Отметка о развитии «+»/« - » | Методы диагностики | Примечание |
1 | Владеет всеми средствами звукового анализа слов | Беседа | ||
2 | Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слове) | Игровая ситуация, беседа | ||
3 | Проводит сравнительный звуковой анализ слов | Игровая ситуация, наблюдение | ||
4 | Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям | Игровая ситуация | ||
Результат |
Методика оценки
1. Владеет всеми средствами звукового анализа слов.
Инструкция к проведению: звуковой анализ слов (начало года 3-4 звука - конец 3-6 звуков). Упражнение «Выполни звуковой анализ слова» на примере слов: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д.
Принцип отбора слов, предлагаемых для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например, [С], [Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом отношении.
Оценка:
- балла – Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов.
1 балл – Самостоятельно проводит анализ пятизвучных слов без стечения согласных.
0 баллов – Допускает ошибки в звукопроизношении, при проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги.
2. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слове).
Инструкция к проведению: обозначь гласные звуки – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым (рыба, лиса, сани, паук).
Упражнение «Назови и выдели звук в слове».
«Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?» И т.д.
Упражнение «Назови и выдели начальный гласный звук в слове».
Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? ИРА?
Какой звук ты слышишь в слове МАК? КОТ?
Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК?
Звук, необходимый для выделения, произносится интонировано, т. е. выделяя его голосом.
Упражнение «Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС , ЛИСА?» Затем более точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?»
Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором месте; в слове НОС на третьем месте».
Звук [С] произносится интонировано в изолированном положении и в составе слов.
Оценка:
2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
1 балл – Упражнения выполняет. Затрудняется в определении места звука в слове, в определение основных качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные).
0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Не дает основные качественные характеристики звуков (безударный – ударный гласный, твердый – мягкий согласный)
3. Проводит сравнительный звуковой анализ слов.
Инструкция к проведению: Упражнение «Подбери слова к схеме».
Из предложенных разных картинок ребенку предлагается отобрать те, названия которых подходят к данной схеме.
Упражнение «Раздели слова на слоги» (роза, луна, дом, носок).
Оценка:
2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
1 балл – Упражнения выполняет. Проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит слоговой анализ с помощью взрослого.
0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. С помощью подбирает слова к схемам и деление слов на слоги.
4. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
Инструкция к проведению:
Упражнение «Придумай предложение из 3 (4, 5) слов» по картинке, по заданным слова, самостоятельно. Составить схему выдерживая грамматические правила (большая буква в начале предложения, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка).
Упражнение «Составь предложение по схеме».
Придумай предложение со словом «яблоко» (употребляя слова действия и признаки).Составь схему своего предложения.Сколько в нем получилось слов?Назови первое слово, второе, третье и т. д.
Оценка:
2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним.
1 балл – Упражнения выполняет. Составляет предложения с заданным количеством слов, с помощью воспитателя составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.
0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Ребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним, определения количества слов в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»
Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель программы – Отликова Т. В.;педагог, реализующий программу – Отлик...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «По дороге к Азбуке» для детей 6-7 лет
Подготовка детей к чтению...
Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет
Цель- формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развитие конструктивного мышления средствами робот...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Азбука финансов"
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы Финансовая грамотность, это н...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по дороге творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа -дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие по дороге творчества"...