Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мироненко Ольга Владимировна

Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых навыков личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mironenko_kruzhok.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы  ДОУ………….. 3 - 4

I. Целевой раздел …………………………………………………………..… 5 - 8

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………... 5

1.2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………. 5

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………….……..… 6

1.4. Возрастные особенности детей…………………………………………….. 7

2. Планируемые результаты усвоения программы………………...…….……. 8

II. Содержательный раздел

(учебный план, календарный учебный график)……………………….….. 8 - 11

III.  Организационный раздел……………………………………………… 11-19

1. Кадровое обеспечение……………………………………………………..… 11

2. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса…. 11

3. Методы, приемы и формы воспитательно-образовательного процесса…. 11

4. Время в режиме дня организации и проведения НОД…………………..… 12

5. Санитарно-гигиенические требования……………………………………... 13

6. Материально-техническое обеспечение………………………………….… 13

7. Методическое обеспечение Программы……………………...………….… 13

8. Комплексно-тематическое планирование……………………...…..…….… 13

9. Форма оценивания результатов освоения Программы……………………. 17

Паспорт

дополнительной общеразвивающей программы ДОУ

Наименование Программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Уровень/

направленность Программы

Дошкольное образование

Возраст

воспитанников

6 - 7 лет

Нормативно-правовая

основа для разработки

Программы

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. № 30384);

Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26г. Москва от «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30  августа 2013г.  № 1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013г. № 30038);

Устав МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк» г. Петровска Саратовской области.

Аннотация

содержания

Программы

Дополнительная общеразвивающая программа (далее по тексту Программа) – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Функции дополнительного образования:

•        Развивающая функция

•        Обучающая функция

•        Воспитательная функция

•        Социокультурная функция

Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в ДОУ на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.

Воспитательная функция дополнительного образования в ДОУ заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений образовательного учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания мы ориентируемся на реальные процессы развития личности ребёнка и учитываем необходимость превращения его в субъект социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально-педагогическую деятельность детского сада.

Социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре детского сада. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.

В Программе содержится материал для организации дополнительного образования в группах МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк» г. Петровска Саратовской области.

Реализация Программы осуществляется за рамками основной образовательной программы.

Реализация Программы предусматривает исполнение дополнительной программы по следующему направлению:

- Речевое развитие (формирование элементарных навыков чтения).

Текущий статус программы

Для детей старшего дошкольного возраста

I. Целевой раздел

Обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет,

так как в этом возрасте развито в определенной степени

самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки,

элементарные навыки в художественных видах деятельности,

а также появляется интерес к буквам

и желание научиться читать.

М.Монтессори

  1. Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ к будущим первоклассниками.

Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом до поступления в школу.

Букварный период в 1 классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что дети, овладевшие грамотой, чувствуют себя уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Дети подготовительной группы многое умеют, знают и еще больше хотят узнать. Некоторые дошкольники посещают не только детский сад, но и занимаются в подготовительных классах.

Это большая нагрузка для дошкольника, и чтобы как-то разгрузить ребенка-дошкольника, посещающего детский сад, от уроков в подготовительных классах, возникла необходимость разработать Программу дополнительного образования по обучению грамоте «По дороге к Азбуке».

Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

За основу построения Программы взята методическая разработка по обучению грамоте детей 6 – 7 лет Е.В. Колесниковой.

Новизна обучения грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых навыков личности ребенка.

Поэтому своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы

Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей воспитанников и развития их индивидуальных склонностей и способностей. Формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи Программы

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;

2) развитие фонематического восприятия;

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;

4) двигательное развитиеразвитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;

5) развитие артикуляционной моторики;

6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу. Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т.п.;

7) формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное воспитателем, по слогам;

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

При организации дополнительного образования детей ДОУ опирается на следующие приоритетные принципы:

Принцип научности. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого.

Принцип наглядности. Дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами.

Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако, доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

Принцип активности и сознательности. Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей "разжевывает" сам, не опираясь на активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только "проглотить" очередную дозу материала.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную "дозу" учебного материала. Каждая такая "доза", часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип развивающего обучения. В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении. Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

1.4. Возрастные особенности детей

Дети 6 – 7 лет не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).

В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

Активно развивается диалогическая и монологическая формы речи. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. К 7 годам появляется речь-рассуждение.

Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель.

В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. В условиях общения со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу из числа предложенных; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребёнка 7 лет.

2. Планируемые результаты усвоения программы

Результаты освоения детьми Программы (формирование элементарных навыков чтения):

- Присутствует правильное произношение всех звуков родного языка;

- Дети правильно строят предложение и согласовывают в нем слова;

- Дети умеют ориентироваться на листе бумаги, печатать слова;

- Имеют элементарные навыки чтения.

Для проверки результативности используются следующие методы: беседа, игровые ситуации, наблюдение.

Итоговое мероприятие: развлечение «По дороге к Азбуке».

II. Содержательный раздел

Дополнительное образование представлено следующим направлением:

Речевое развитие - комплексный подход к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: формирование коммуникативной культуры, элементарных навыков чтения.

Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме, в специально оборудованных помещениях, имеют гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей.

Организация воспитательно-образовательной работы предусматривает создание условий с учётом возможностей, потребностей и интересов детей.

Данная программа рассчитана для детей 6 -7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Режим работы: 1 занятие в неделю, длительность 30 минут, всего 32 занятия.

Режим занятий устанавливается в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):

Проведение в ДОУ дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Занятия реализуются в ДОУ в течение учебного года, согласно утверждённого годового учебного календарного графика.

Занятие включает в себя вводную, основную и заключительную часть.

Организация деятельности детей

Индивидуально-групповая.

Формы и методы проведения

Формы проведения: занятие – игра.

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, метод практических действий.

Учебный план Программы

на 2016-2017 уч.г.

п/п

Разделы программы

Кол-во часов (академические)

Всего

Теория

Практика

1.

Различение гласных и согласных звуков

5

1

4

2.

Различение твердых и мягких согласных

5

1

4

3.

Составление предложений с определенным словом

6

1

5

4.

Чтение и составление открытых и закрытых слогов

15

3

12

5.

Итоговое мероприятие: развлечение «По дороге к Азбуке»

1

1

Итого по курсу

32

6

26

1. Различение гласных и согласных звуков. Слушая взрослого, друг друга и себя, дети понимают, что для произнесения гласных звуков можно использовать только голос, а при произнесении согласных участвуют губы, зубы, язык, небо.

2. Различение твердых и мягких согласных. Дети учатся определять мягкость и твердость согласных звуков на слух, а также во время произношения изолированного звука и находящегося в словах.

3. Составление предложений с определенным словом. Дети получают понятие, что предложения состоят из слов, учатся считать слова в предложении и определять место слова в предложении.

4. Чтение и составление открытых и закрытых слогов. Дошкольники учатся соединять в слоги два звука – согласный и гласный, гласный и согласный.

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Содержание годового календарного учебного графика включает в себя следующее:

- количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности  в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Календарный учебный график на 2016-2017 уч.г.

п/п

Месяц

Объем времени НОД  в неделю

(академические)

Объем времени НОД  в месяц

(академические)

Объем времени

НОД в минутах

Объем времени НОД

в неделю

(астрономические)

Объем времени НОД в месяц

(астрономические)

1.

Сентябрь

1

4

30 минут

30 мин.

2ч.

2.

Октябрь

1

4

30минут

30мин.

3

Ноябрь

1

3

30минут

30 мин.

1ч.30 мин.

4.

Декабрь

1

4

30 минут

30 мин.

2ч.

5.

Январь

1

3

30минут

30 мин.

1ч.30 мин.

6.

Февраль

1

3

30 минут

30 мин.

1ч.30 мин.

7.

Март

1

5

30 минут

30 мин.

2ч.30 мин.

8.

Апрель

1

4

30 минут

30 мин.

2ч.

9.

Май

1

2

30 минут

30мин.

1ч.

ИТОГО

по курсу

Объем времени НОД по курсу  

(астрономические часы)

16ч.

Объем времени НОД по курсу (академические часы)

32

Взаимодействие с семьей.

ФГОС рассматривает семью как полноправного участника образовательного участника образовательного процесса, поэтому Программа строится с учетом потребности детей и заказов родителей.

Задачи:

- познакомить с интересными играми для развития речи;

- вызвать у родителей осознанное отношение к обучению грамоте, познакомить с путями ее воплощения.

Выбор Программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора Программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и Программы.

Формы ознакомления с Программой:

- индивидуальные консультации;

- родительские собрания;

- использование ресурсов официального сайта ДОУ.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации Программы осуществляется в формах:

- открытый просмотр занятий;

- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;

- тематические родительские собрания;

- праздники, развлечения;

- ежегодный публичный доклад заведующего ДОУ.

Прекращение реализации Программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:

- признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми Программы;

- нежелания воспитанником осваивать Программу;

- неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;

- противопоказания по состоянию здоровья.

Процедура реализации Программы включает:

- подача личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о прекращении реализации Программы или направление образовательным учреждением письменного уведомления родителям (законным представителям) о нецелесообразности дальнейшей реализации данной Программы;

- ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ с процессом и результатами освоения детьми Программы.

Освоение или не освоение ребенком Программы не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем.

III.  Организационный раздел

1. Кадровое обеспечение

Педагог ДОУ, работающий по Программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по специализации «Дошкольная педагогика».

2. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечерний отрезок времени; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.

Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительной образовательной программы.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагог учитывает:

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач;

- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

- нормы нагрузки на ребенка.

3. Методы, приемы и формы воспитательно-образовательного процесса

Объяснительно-иллюстративный метод используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями.

Репродуктивный метод – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания – методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.

Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества воспитательно-образовательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний, умений и навыков.

Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).

Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.

Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.

Занятия проводятся в групповой комнате.

Занятия не дублируют ни одно из занятий общей программы.

Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала.

4. Время в режиме дня для организации и проведения НОД

Возраст

Время

Дни недели

Продолжительность

6-7 лет

15.15-15.45

Пятница  

30 минут

Название курса

Количество воспитанников

Руководители

Речевое развитие

12 чел.

Воспитатели ДОУ

5. Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в группе детского сада, соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам.

Помещение хорошо освещается и периодически проветривается.

Имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

6. Материально-техническое обеспечение

Оснащение помещения для занятий:

Помещение для занятий представляет собой помещение с температурой воздуха 20-21° С.

Имеются двухместные столы, стулья по росту детей, двухсторонний мольберт, розетки с фишками 3 цветов, тетради в клетку, простые карандаши, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов.

Рабочая  тетрадь «От А до Я» Е.В.Колесниковой.

7. Методическое обеспечение Программы

  1. «Обучение дошкольников грамоте». Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. – Москва.: «Школьная пресса», 2002.
  2. Готовим руку к письму / Дошкольное воспитание, 1996, №2.
  3. Федина О., Федина С. «Самая веселая азбука». – М. 2004.
  4. Колесникова Е.К. От звука к букве. М., 2003
  5. Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь. М., 2012.

8. Комплексно-тематическое планирование

Структура занятий: I – Вводная часть; II – Основная часть: обучение грамоте, работа в тетради; III – Заключительная часть.

Сентябрь

Занятие №1

Вводное. Дать понять, что такое алфавит. Познакомить с алфавитом. Знакомство с рабочей тетрадью Е.В. Колесниковой «От А до Я», условными обозначениями заданий.

Цель: Учить ориентироваться в тетради, самостоятельно определять выполнение заданий.

Занятие №2.

Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.

Цель: Дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии, обозначение их на письме (согласные – синий квадрат, гласные – красный квадрат).

Занятие №3.

Звук А, буква А.

1. Четко произносить звук А (кратко – длительно, тихо – громко).

2. Учить выделять звук А в словах.

3. Дать представление о букве А, ее отличии от звука.

4. Познакомить с буквой А.

Занятие №4.

Звук и буква О

1. Продолжать формировать навыки различия гласных и согласных звуков.

2. Четко произносить звук О, выделять его в словах.

3. Знакомство с буквой О.

Октябрь

Занятие №5.

Звук и буква У.

1. Четко произносить звук У.

2. Находить звук У в словах (в начале, в середине, в конце).

3. Познакомить с буквой У.

Занятие  №6.

Звук и буква Ы.

1. Четко произносить звук Ы (кратко – длительно, тихо – громко).

2. Учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков.

3. Познакомить с буквой Ы.

Занятие №7.

Звук и  буква Э.

1. Четко произносить звук Э.

2. Учить выделять звук Э в ряду звуков.

3. Познакомить с буквой Э.

Занятие №8.

Закрепление звуков А, О, У, Ы.

Цель: Выполнение заданий в рабочей тетради.

Ноябрь

Занятие №9

Звук и буква Л.

1. Четко произносить звук Л.

2. Формировать навык подбора слов со звуком Л.

3. Познакомить с буквой Л.

Занятие №10.

Звук и буква М.

1. Четко произносить звук М.

2. Определять место звука в слове, учить обозначать звук.

3. Познакомить с буквой М.

Занятие №11.

Звук и буква Н.

1. Продолжать формировать навык различия гласных и согласных звуков.

2. Познакомить с буквой Н.

3. Формировать навык печатания буквы Н.

Декабрь

Занятие №12.

Звук и буква Р.

1. Четко произносить звук Р.

2. Формировать навык подбора слов со звуком Р.

3. Вспомнить, что такое предложение.

Занятие №13.

Закрепление.

Цель: закрепление пройденных гласных и согласных звуков и букв.

Занятие №14.

Буква Я.

1. Дифференцировать твердые и мягкие согласные в слогах и словах по картинкам.

2. Познакомить с буквой Я.

Занятие №15.

Буква Ю.

1. Дифференцировать твердые и мягкие звуки в слогах, словах и по картинкам.

2. Познакомить с буквой Ю.

3. Составлять из разрезной азбуки слоги и слова.

Январь

Занятие №16.

Буква Е.

1. Дифференцировать твердые и мягкие согласные в слогах, в словах.

2. Учить придумывать предложение из трех слов, обозначать их прямоугольниками.

3. Познакомить с буквой Е.

Занятие №17.

Буква Ё.

Познакомить с буквой Ё.

2. Дифференцировать твердые и мягкие согласные в слогах, словах.

Занятие №18.

Звук и буква И.

1. Четко произносить звук И (кратко – длительно, тихо – громко).

2. Познакомить с буквой И.

Февраль

Занятие №19.

Закрепление.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Печатание слов.

Занятие №20.

Звуки Г – Х. буквы Г, Х.

1. Различать на слух 2 звука.

2. Печатание слогов.

Занятие №21.

Звуки Д – ДЬ, Т – ТЬ. Буквы Д, Т.

1. Познакомить с буквами Д, Т.

2. Находить место звуков в словах.

3. Печатание слогов.

Март

Занятие №22.

Звуки В – ВЬ. Буквы В, Ф.

1. Познакомить с буквами В и Ф.

2. Четко произносить звуки В, Ф.

3. Обозначать в схеме мягкий звук зеленым цветом.

Занятие №23.

Звуки З – ЗЬ, С – СЬ. Буквы С, З.

1. Познакомить с буквами З, С.

2. Обозначение мягкости звуков зеленым цветом.

3. Печатание слогов.

Занятие №24.

Звуки Б – БЬ, П – ПЬ. Буквы Б, П.

1. Познакомить с буквами Б, П.

2. Печатание слогов, обозначение мягкости.

Занятие №25.

Звуки Х – ХЬ. Буква Х.

1. Познакомить с  буквой Х.

2. Печатание буквы Х.

3. Чтение слов с буквой Х.

Занятие №26.

Звуки и буквы Ж, Ш.

1. Познакомить с буквами Ж, Ш.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3. Правописание слога ЖИ .

Апрель

Занятие №27.

Звуки и буквы Ч, Щ.

1. Знакомство с буквами Ч, Щ.

2. Находить эти звуки в словах.

3. Печатание слогов. Чтение предложения.

Занятие №28.

Звук и буква Ц.

1. Четко произносить звук Ц.

2. Находить звук Ц в словах.

3. Печатание слогов, чтение предложений.

Занятие №29.

Звук и буква Й.

1. Четко произносить звук Й.

2. Знакомство с буквой Й.

3. Печатание слов, зарисовка слов в клетках.

Занятие №30.

Буква Ь.

1. Познакомить с буквой Ь.

2. Дифференцировать твердые и мягкие согласные.

3. Печатание слов в Ь.

Май

Занятие №31.

Буква Ъ.

1. Знакомство с Ъ.

2. Печатание Ъ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Занятие 32

Итоговое мероприятие: развлечение «По дороге к Азбуке»

9. Форма оценивания результатов освоения Программы

Мониторинг развития практических навыков в области речевого развития осуществляется в форме наблюдения за детьми и оценивания уровня приобретения практических знаний, умений (низкий, средний, высокий) и навыков.

На каждого ребенка заполняется карта освоения программы «По дороге к Азбуке» (формирование элементарных навыков чтения).

Таблица 1

КАРТА

освоения программы «По дороге к Азбуке»

(речевое развитие)

Ф.И. ребёнка_______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________________________

Оценка уровня:

«высокий» уровень - все показатели отмечены знаком «+»;

«средний» уровень - большинство показателей отмечены знаком «+»;  

«низкий» уровень - большинство показателей отмечены знаком « - ».

п/п

Показатели

Отметка о развитии

«+»/« - »

Методы

диагностики

Примечание

1

Владеет всеми средствами звукового анализа слов

Беседа

2

Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слове)

Игровая ситуация, беседа

3

Проводит сравнительный звуковой анализ слов

Игровая ситуация, наблюдение

4

Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям

Игровая ситуация

Результат

Методика оценки

1. Владеет всеми средствами звукового анализа слов.

Инструкция к проведению: звуковой анализ слов (начало года 3-4 звука - конец 3-6 звуков). Упражнение «Выполни звуковой анализ слова» на примере слов: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д.

Принцип отбора слов, предлагаемых для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например, [С], [Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом отношении.

Оценка:

  1. балла – Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов.

1 балл – Самостоятельно проводит анализ пятизвучных слов без стечения согласных.

0 баллов – Допускает ошибки в звукопроизношении, при проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги.

2. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слове).

Инструкция к проведению: обозначь гласные звуки – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым (рыба, лиса, сани, паук).

Упражнение «Назови и выдели звук в слове».

«Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?» И т.д.

Упражнение «Назови и выдели начальный гласный звук в слове».

Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? ИРА?

Какой звук ты слышишь в слове МАК? КОТ?

Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК?

Звук, необходимый для выделения, произносится интонировано, т. е. выделяя его голосом.

Упражнение  «Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС , ЛИСА?» Затем более точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?»

Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором месте; в слове НОС на третьем месте».

Звук [С]  произносится интонировано в изолированном положении и в составе слов.

Оценка:

2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).

1 балл – Упражнения выполняет. Затрудняется в определении места звука в слове, в определение основных качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные).

0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Не дает основные качественные характеристики звуков (безударный – ударный гласный, твердый – мягкий согласный)

3. Проводит сравнительный звуковой анализ слов.

Инструкция к проведению: Упражнение «Подбери слова к схеме».

Из предложенных разных картинок ребенку предлагается отобрать те, названия которых подходят к данной схеме.

Упражнение «Раздели слова на слоги» (роза, луна, дом, носок).

Оценка:

2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

1 балл – Упражнения выполняет. Проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит слоговой анализ с помощью взрослого.

0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. С помощью подбирает слова к схемам и деление слов на слоги.

4. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

Инструкция к проведению:

Упражнение «Придумай предложение из 3 (4, 5) слов» по картинке, по заданным слова, самостоятельно. Составить схему выдерживая грамматические правила (большая буква в начале предложения, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка).

Упражнение «Составь предложение по схеме».

Придумай предложение со словом «яблоко» (употребляя слова действия и признаки).Составь схему своего предложения.Сколько в нем получилось слов?Назови первое слово, второе, третье и т. д.

Оценка:

2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним.

1 балл – Упражнения выполняет. Составляет предложения с заданным количеством слов, с помощью воспитателя  составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.

0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Ребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним, определения количества слов в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»

Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель программы – Отликова Т. В.;педагог, реализующий программу – Отлик...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет

Цель- формирование  у  старших  дошкольников  интереса к  техническим  видам  творчества  и  развитие конструктивного  мышления  средствами робот...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Азбука финансов"

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы       Финансовая грамотность, это н...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по дороге творчества»

Дополнительная общеобразовательная программа -дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие по дороге творчества"...