Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»
Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;
составитель программы – Отликова Т. В.;
педагог, реализующий программу – Отликова Т. В.;
направленность программы – художественная.
Цель программы: обучение детей пению, развитие их певческих и общих музыкальных способностей, формирование и воспитание интереса к музыкальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vokala.docx | 118.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Республики Крым
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом и. о. генерального директора
протокол № 1 ГБОУ ДО РК
от «26» августа 2014 г. «МЦТИ «Золотой ключик»
_________Н.П. Пермякова
приказ № 30
от «02» марта 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ВОКАЛА»
Для реализации в студии раннего развития дошкольников
«Эксперимент»
Возраст обучающихся – от 4 до 6 лет
Продолжительность освоения программы – 2 года
СОСТАВИТЕЛЬ
Отликова Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования
ЕВПАТОРИЯ 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна; тембровый и динамический слух; музыкальное мышление и память. Во время занятий пением успешно осуществляется общее развитие ребенка: формируются высшие психические функции, обогащаясь представлениями об окружающем; развивается речь; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем: дыханием, кровообращением, эндокринной и другими системами, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, ребенок должен чувствовать себя комфортно, петь легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Актуальность программы в том, что занятия способствуют развитию у ребят интереса к вокальному искусству; это повышает их музыкальную культуру, развивает эстетическое восприятие, способствует успешной социализации и развитию коммуникативных навыков. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают стимулирующее влияние на обменные процессы: у поющего ребенка улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается тонус и общая сопротивляемость организма, возрастает качество иммунных процессов.
Педагогическая целесообразность программы
Программа сформирована на принципах целостного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам вокала в тесной взаимосвязи с изучением элементарной теории музыки; кроме того на занятиях дети знакомятся с назначением и использованием звуковоспроизводящей аппаратуры.
Программа «Азбука вокала» (далее программа) направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства; она составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 4 – 6 лет. Особое внимание уделяется бережному отношению к голосу в процессе воспитания юных певцов, постоянному внимательному наблюдению за состоянием певческого аппарата ребенка.
Наиболее важным в программе представляется положение о единстве вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся в системе учебно-педагогической работы.
Программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
СанПин 2.4.4. 3172 – 14.
Программа по виду является модифицированной, она разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцев.
По содержанию программа имеет художественную направленность;
по функциональному предназначению является учебно-познавательной;
уровень усвоения программы – начальный;
возраст обучаемых от 4 до 6 лет.
Полный объем учебных часов – 144;
количество часов по годам обучения:
1-й год обучения: 72 часа в год;
2-й год обучения: 72 часа в год.
Недельная нагрузка и режим занятий:
1-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю);
2-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).
Программа предназначена для реализации в студии раннего развития «Эксперимент» и входит в ее комплексную программу в качестве одного из курсов. Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия, длительностью до 30 минут с оптимальным количеством обучающихся 12-18 человек.
Цель программы
Развитие у дошкольника интереса к вокальному искусству; формирование эстетической и певческой культуры ребенка.
Задачи:
формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);
развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
развитие умений различать звуки по высоте;
развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;
развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон, выразительно передавая характер песни;
становление певческого дыхания.
Особенности слуха и голоса детей 4-6 лет.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие оказывает положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат ребенка по-прежнему отличается xpупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 4-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. При вокальной работе с детьми этого возраста следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с средним дошкольным возрастом надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон;
хоровыми группами (дуэт, трио и т. д);
при включении в хор солистов;
пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений;
активная концертная деятельность детей;
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
атрибуты для занятий:
шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия;
звуковоспроизводящая аппаратура: аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD диски (чистые и с записями музыкального материала);
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького исполнителя.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; нужно постоянно проводить работу с детьми и родителями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка.
При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Результаты освоения программы
К концу первого года обучения дети будут знать:
элементарные музыкальные термины:
(мажор, минор, тембр, нота, композитор, дирижер);
принципы работы голосового апарата;
понятия музыкальной грамоты и сольфеджио;
произведения, входящие в «Детский альбом» П. И. Чайковского.
К концу первого года обучения дети будут уметь:
исполнять вокальные произведения различных жанров
(народная песня, современная, эстрадная) с использованием приобретенных вокальних навыков (правильное дыхание, звукообразование);
правильно и чисто интонировать;
правильно брать и распределять дыхание;
определять на слух мажор и минор;
определять на слух произведения, предусмотренные программой для слушания,
правильно называть произведение, знать имя композитора.
К концу второго года обучения дети будут знать:
элементарные музыкальные термины: оркестр, дирижер, хор, хормейстер, солист, гамма;
принципы работы голосового апарата;
понятия музыкальной грамоты и сольфеджио;
знают и определяют на слух произведения из «Детского альбома» и балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, Э. Грига «Пэр Гюнт», А. Вивальди «Гроза».
К концу второго года обучения дети будут уметь:
исполнять вокальные произведения различных жанров: народной песни, современной эстрадной, с использованием приобретенных вокальних навыков (правильное дыхание, звукообразование);
правильно и чисто интонировать;
определять на слух лады ( мажор, минор);
анализировать прослушанные музыкальные произведения;
различать песню, танец и марш;
петь под фонограмму минус.
Программа может быть доработана на третий и последующие годы обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
(2 часа в неделю)
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное адаптационное занятие | 1 | - | 1 | |
1 | Пение как вид музыкальной деятельности | - | 5 | 5 |
1.1 | Ансамблевое пение и сольное пение | - | 3 | 3 |
1.2 | Слушание вокально-хоровой музыки | 2 | 2 | |
2 | Формирование детского голоса | 4 | 17 | 21 |
2.1 | Основные певческие навыки | 3 | 10 | 13 |
2.2 | Дыхательная гимнастика | 1 | 7 | 8 |
3 | Музыкальная грамота и сольфеджио | 10 | 10 | 20 |
3.1 | Элементарная теория музики | 10 | - | 10 |
3.2 | Пение упражнений | - | 8 | 8 |
3.3 | Ритмические упражнения | - | 2 | 2 |
4 | Разучивание и исполнение песен | - | 20 | 20 |
4.1 | Народная песня | - | 6 | 6 |
4.2 | Произведения русских композиторов-классиков | - | 4 | 4 |
4.3 | Произведения современных композиторов. | - | 10 | 10 |
5 | Концертно-исполнительская деятельность | - | 5 | 5 |
5.1 | Открытые уроки | - | 4 | 4 |
5.2 | Концерты | - | 1 | 1 |
ВСЕГО: | 15 | 57 | 72 |
Календарно-тематическое планирование первого года обучения в приложении 1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения
(2 часа в неделю)
№ | Название раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное адаптационное занятие | 1 | - | 1 |
1 | Пение как вид музыкальной деятельности | - | 5- | 5 |
1.1 | Сольное и ансамблевое пение | - | 5 | 5 |
2 | Формирование детского голоса | 3 | 18 | 21 |
2.1 | Певческая установка | 3 | - | 3 |
2.2 | Дыхательные упражнения по А. Стрельниковой | - | 9 | 9 |
2.3 | Вокальные упражнения | - | 9 | 9 |
3 | Музыкальная грамота и сольфеджио | 10 | 10 | 20 |
3.1 | Элементарная теория музыки | 10 | - | 10 |
3.2 | Понятие о вокально-интонационном слухе | - | 5 | 5 |
3.3 | Слушание классической музыки | - | 5 | 5 |
4 | Разучивание и исполнение песен | 2 | 18 | 20 |
4.1 | Песни современных композиторов | 2 | 15 | 17 |
4.1 | Народные песни | - | 3 | 3 |
5 | Концертно-исполнительская деятельность | - | 5 | 5 |
5.1 | Открытые уроки | - | 4 | 4 |
5.1 | Участие в спектаклях | - | 1 | 1 |
ВСЕГО | 16 | 56 | 72 |
Часы, не вошедшие в программу
Беседы:
Цикл бесед «Музыка и ее эстетическо-моральный аспект»
Цикл бесед для дошкольников по безопасности:
Безопасность собственной жизнедеятельности:
Правила безопасного поведения на улицах.
О правилах дорожного движения.
Правила поведения на воде.
Правила пожарной безопасности.
Правила психологической безопасности.
Цикл бесед «Бережем свое здоровье»:
«О правильном питании и пользе витаминов», «Соблюдаем режим дня».
Воспитательно - досуговые мероприятия: (по плану работы).
Посещение спектаклей детского театра «Золотой ключик».
Календарно-тематическое планирование второго года обучения в приложении 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Вводное адаптационное занятие (1 ч.)
Содержание:
знакомство с детьми;
ознакомление с целями и задачами обучения, с правилами поведения на занятии,
с правилами поведения в ДХТ.
Техника безопасности.
Проведение адаптационных вокальних тренингов.
Раздел 1.Пение как вид музыкальной деятельности (5 ч.)
Темы:
1.Ансамблевое и сольное пение
2.Слушание вокально-хоровой музики
Содержание:
понятие о сольном и ансамблевом пении;
Диагностика:
прослушивание детских голосов;
правила охраны детского голоса;
вокально – певческая установка.
Понятие о средствах музыкальной выразительности (звуковысотность, ритм , темп, динамика ).
Слушание вокально – хоровых произведений;
слушание произведений композиторов-классиков для детей.
Раздел 2. Формирование детского голоса (21 ч.)
Темы:
1.Основные певческие навыки
2.Дыхательная гимнастика
Содержание:
звукообразование; певческое дыхание;
дикция и артикуляция; речевые игры и упражнения;
Вокальные упражнения:
попевки, распевки, логопедические распевки.
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
Раздел 3. Музыкальная грамота и сольфеджио (20 ч.)
Темы:
1.Элементарная теория музыки
2.Пение упражнений
3.Ритмические упражнения
Содержание:
элементарные музыкальные термины;
сравнительная характеристика музыкальных произведений для детей;
упражнения на развитие навыков вокально-интонационного слуха;
Раздел 4. Разучивание и исполнение музыкальных призведений (20 ч.)
Темы:
1.Народная песня.
2.Произведения русских композиторов-классиков.
3.Произведения современных композиторов.
Содержание:
логопедические распевки, попевки, песни.
Раздел 5.Концертно-исполнительская деятельность (5 ч.)
Содержание:
репетиции, класс – концерт, концерт для родителей,
участие в различных тематических мероприятиях ДХТ.
Репертуар
Песня «Бабка Ёжка», сл.и муз. Е.Яворовская.
Песня «Ёжик», муз. А.Чарльз.
Песня «Дид-дон стучат часы», из реп. группы «Солнышко».
Песня «В лесу родилась елочка», сл. Р. Кудашева , муз. Л.Бекман.
Песня «Мамочка милая моя», сл. и муз. И.Бейня.
Песня «Бабушка моя», сл. и муз. А.Кудряшова.
Песня «В огородном царстве», сл. и муз. А.Емельянова.
Песня «Мы запели песенку» Л. Миронова.
Песня «Песочница» Л.Гуцалюк.
Второй год обучения
Вводное адаптационное занятие (1 ч.)
Знакомство с вновь прибывшими детьми; цели, задачи обучения.
ТБ. Правила поведения на занятии и в ДХТ.
Раздел 1.Пение как вид музыкальной деятельности (5ч.)
Темы:
1.Ансамблевое и сольное пение
2.Слушание вокально-хоровой музики
Содержание:
понятие о сольном и ансамблевом пении;
диагностика; прослушивание детских голосов; правила охраны детского голоса.
Вокально-певческая установка.
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
Использование средств музыкальной выразительности (звуковысотность, ритм, темп, динамика, штрихи).
Раздел 2. Формирование детского голоса (21 ч.)
Темы:
1.Певческая установка
2. Дыхательные упражнения по А. Стрельниковой
3. Вокальные упражнения.
Содержание:
звукообразование, певческое дыхание;
дикция, артикуляция; речевые игры и упражнения, вокальные упражнения.
Раздел 3. Музыкальная грамота и сольфеджио (20 ч.)
Темы:
1.Элементарная теория музыки.
2.Понятие о вокально-интонационном слухе.
3.Слушание классической музыки.
Содержание:
элементарные музыкальные термины;
анализ музыкальных произведений;
упражнения на развитие навыков вокально-интонационного слуха
(пение гаммы до-мажор и др.упражнений).
Раздел 4. Разучивание и исполнение песен (20 ч.)
Темы и содержание:
1.Народная песня.
2.Произведения русских композиторов-классиков.
3.Произведения современных композиторов.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность (5 ч.)
Репетиции, класс – концерт, концерт для родителей,
участие в различных тематических мероприятиях ДХТ.
Репертуар
Песня «Бабка Ёжка», сл..и муз. Е.Яворовская.
Песня «Ёжик», муз. А.Чарльз.
Песня «Дед Мороз», из реп. группы «Улыбка».
Песня «В лесу родилась елочка», сл. Р.Кудашева , муз. Л.Бекман.
Песня «Мама моя», сл. и муз. И.Бейня.
Песня «Бабушка», сл. и муз. А.Добрынина.
Песня «В огородном царстве», сл.. и муз. А.Емельянова.
Песня «Лягушата», муз. А.Сысоевой.
Народная песня «Калинка-малинка».
Народная песня «Березонька».
Песенка о гамме. Муз. Г. Струве.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Азбука вокала» включает подразделы:
элементарная теория музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
певческая установка;
формирование певческих навыков (артикуляции, слуховых навыков; навыков эмоционально-выразительного исполнения; певческого дыхания; звукообразования; навыка выразительной дикции).
Навык артикуляции. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
«а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
слуховой самоконтроль;
слуховое внимание;
дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песенки).
Он достигается:
выразительностью мимики лица;
выражением глаз; выразительностью движения и жестов;
тембровой окраской голоса: динамическими оттенками и особенностью фразировки;
наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Навыки певческого дыхания. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха (детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами);
спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
не очень сильно прикусить кончик языка;
высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
постукивая пальцами сделать массаж лица;
делать нижней челюстью круговые движения вперед-вправо- назад- влево - вперед;
сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт);
выдох – губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 – 5 раз.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Структура учебного занятия
Распевание
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
Пауза
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка), включающие игровые упражнения.
Основная часть
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
Заключительная часть
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………………………….2
- Учебный план………………………………………………………………....5
- Содержание программы ……………………………………………………..7
- Методическое обеспечение программы……………………………………10
- Списки литературы……………………………………………… ………….12
- Приложения………………………………………………… …………………14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
первый год обучения
I семестр
№ | Тема | Содержание занятия: (слушание музыки, музыкальные игры) | Распевки, попевки, песни | К-во час. | |||
1 | Адаптационный урок | Знакомство с детьми, беседа по Т.Б. экскурсия по ДХТ, правила поведения в ДХТ | 1 | ||||
2 | Тема: «Музыка-мир прекрасного» | Муз игра «Мы скакали» | Музыкальное приветствие | 1 | |||
3 | Откуда приходит музыка | Кто и как создает музыку | Попевка «Паровоз» | 1 | |||
4 | Композитор | П. И. Чайковский «Мама» | Попевка «Паровоз» с ходьбой паровозиком | 1 | |||
5 | Музыкант | Муз игра. | Дыхательное упр. «Насос» | 1 | |||
6 | Исполнитель-инструменталист. | И. Бах. «Шутка» | Попевка «Горошина» Сольно | 1 | |||
7 | Исполнитель-вокалист | А. Пахмутова. «Кто пасется на лугу» | Логопед. Распевка «Оса» | 1 | |||
8 | Движение мелодии по ступеням вверх и вниз | Муз игра «Мы скакали» | Распевка «Лесенка» с жестом | 1 | |||
9 | Тема: «Музыка имеет настроение» | П. И. Чайковский «Мама» | Дыхательное упр. «Надувайся, наш пузырь». Разучивание песни «Угощенье» | 1 | |||
10 | Лад | Муз игра | Распевки, попевки,раб. над песней «Угощенье» | 1 | |||
12 | Мажорный лад | П. Чайковский «Новая кукла» | Попевка «Коза», распевка «дай мне цветок» пение сольно | 1 | |||
13 | Минорный лад | П. И. Чайковский «Болезнь куклы» | Попевка «Заяц» сочетание мажора и минора | 1 | |||
14 | Определение ладов на слух | Муз игра «Автобус» | Разучивание песни И. Конвенан «Зверята» | 1 | |||
15 | Сочиняем мелодии в мажоре и миноре | Муз игра «Жираф» | Попевка «Щука» | 1 | |||
16 | Занятие закрепления теоретических знаний | Муз игра «Ти-ти-та» | Песня «Зверята»- работа над дикцией | 1 | |||
17 | Закрепление знаний о ладах | П. И. Чайковский «Баба-Яга» | Песня «Зверята»- пение с жестами | 1 | |||
18 | Тема: «Времена года в музыке» | П. Чайковский « Осенняя песнь» | Тиличеева «Осень» | 1 | |||
19 | Легато | Вивальди. « Осень» фрагмент | Логопедическая распевка «Коза» с жестами | 1 | |||
20 | Стаккато | Муз игра « Овощи» | Распевки «Оса», «Коза» с жестами | 1 | |||
21 | Мажор и минор- повторение. | Муз игра « Прятки» | Работа над песнями ( дыхание, дикция) Песня « Дождик» | 1 | |||
22 | Нота - буква композитора. | П. Чайковский. «Осенняя песнь» | Песня «Осень» работа над характером( легато) | 1 | |||
23 | Пауза | Муз. игра. «Птички» | Логопед. распевка «Жуки» | 1 | |||
24 | Смена настроения в одном произведении | Д. Кабалевский «Клоуны» | Распевка «Щука» С движениями | 1 | |||
25 | Повторение: мажор, минор, нота, пауза, стаккато, легато | Сравнительная хар-ка песен «Осень» и «Угощенье» | Пение в концертном исполнении песен «Осень», «Зверята», «Угощенье» | 1 | |||
26 | Тема: «Веселый праздник Новый год» | П. И. Чайковский «Святки» | Распевка «Лед». Разучивание песни «Возле елочки пушистой» | 1 | |||
27 | Занятие - подготовка к новогоднему утреннику | Игра «Снеговик» | Распевка «Зима» | 1 | |||
28 | Занятие - подготовка к новогоднему утреннику | Фрагменты из балета «Щелкунчик» | Работа над песней «Возле елочки…» | 1 | |||
29 | Занятие - подготовка к новогоднему утреннику | Танец феи Дражже | Разучивание песни «Дин-дон», работа над песней «Возле елочки» | 1 | |||
30 | Занятие - подготовка к новогоднему утреннику | Марш из балета «Щелкунчик» | Разучивание хороводной песни «В лесу родилась елочка» | 1 | |||
31 | Занятие - подготовка к новогоднему утреннику | Муз. Игра «Снежный ком» | Работа над песнями (дикция, дыхание). | 1 | |||
32 | Занятие - подготовка к новогоднему утреннику | Игра «Снеговик» | Работа над песнями с жестами | 1 | |||
33 | Повторение всех муз. Терминов и их значение | Муз игра «Снежки» | Повторение всех песен. выученных за 1-й семестр | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
первый год обучения
II семестр.
№ | Тема урока | Содержание занятия (слушанье музыки, музыкальные игры) | Распевки, попевки, песни | К-во час. |
1 | «Сказка в музыке» Нота - музыкальная буква | П. И.Чайковский. «Нянина сказка» | Логопед. распевка «Щука», попевка «Небылица» | 1 |
2 | Нотоносец | Р-Корсаков «Снегурочка» фрагменты | Разучивание песни И. Конвенан «Белка» | 1 |
3 | Скрипичный ключ | П.И. Чайковский «Баба-Яга» | Попевка «Небылица», песня «Белка» | 1 |
4 | Тактовая черта | Э. Григ. «Шествие гномов» | Логопед. Распевка «Оса» | 1 |
5 | Такт | Э. Григ. «В пещере Горного короля» | Распевка «Лед» Песня «Воробей» | 1 |
6 | Пауза | П.И. Чайковский «Щелкунчик» фрагменты | Песни И. Конвенан «Воробей», «Белка» | 1 |
7 | Повторение: композитор | Муз игра «Снеговик» | Работа над песнями | 1 |
8 | Пьеса - (понятие) | Муз. игра «Снежный ком» | Работа над дыханием в песнях | 1 |
9 | «Мама, папа, я- дружная семья».Ритм | Определение на слух знакомых пьес | Песенка про папу-разучивание | 1 |
10. | Ритмические упражнения | П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Игра «Автобус» | Работа над песней | 1 |
11 | Темп | П. И. Чайковский «Мама»-характеристика. Игра «Жираф» | Попевка «У кота». Песня «Мы запели песенку»- разучивание | 1 |
12 | Ритмические упражнения в разных темпах | Игра «Пугало» с пением | Попевка «Уж как шла лиса дорожкой». А. Гуцалюк «Песочница» | 1 |
13 | Дыхательное упражнение «Пузырь» | Э. Григ «В пещере Горного короля» характеристика темпа | Распевка «Песок», «Жуки»- с движениями | 1 |
14 | Дыхательное упражнение «Насос | Детские песенки про маму в исполнении детских коллективов. Игра «Прятки» | Работа над песнями - дикция, дыхание | 1 |
15 | Повторение: что такое нота | П. И. Чайковский «Мама»- муз портрет-характеристика. Игра «На диване» | Распевка «Оса» | 1 |
16 | Повторение: темп, ритм | Игра «Мы скакали» | Песни «Песочница», «Мы запели песенку» | 1 |
17 | «Родная природа в музыке» | П. Чайковский «Зимнее утро» Игра «Жираф» | Повторение песен «Белка», «Воробей»» Мы запели песенку» | 1 |
18 | Мелодия | Э. Григ «Утро». | Сольная распевка «Цветок» Песня «Песочница». | 1 |
19. | Постепенное движение мелодии вверх | Игра «Мы скакали» | Распевка «Лесенка» | 1 |
20 | Постепенное движение мелодии вниз | П. Чайковский «Подснежник» | Попевка Е. Горбина «Над березою» | 1 |
21 | Повторение: пауза | А. Вивальди «Гроза». Игра «Угадай, чей голосок» | Упражнение «Эхо» Распевка «Коза» Песня «Две собачки» разучивание | 1 |
22 | Повторение: нота | Игра «Привет» под муз Делиба | Работа над песней «Две собачки». Р. Н. «Тень-тень»- разучивание | 1 |
23 | Такт | Сравнительная характеристика пьес «Подснежник» и «Гроза» | Логопедические распевки «Оса», «Коза», работа над песнями | 1 |
24 | Ритмические упражнения – хлопки под чтение стихов | Игра «Автобус» | Попевка «Над березою». Распевка «Сам». Песни | 1 |
25 | «Песня, танец, марш» | Игра «Червячки» | Логопедические распевки: «Щука», «Жуки», Песня «Две собачки»- работа | 1 |
26 | Песня - совместный труд композитора и поэта | Песни для детей. Игра «Пугало» | Попевка «Паровоз», «Горошина». Песня «Гуси» | 1 |
27 | Танец | Танцевальная музыка Игра «Мы ногами топаем» | Логопедическая распевка «Песок». Песня «Гуси»-работа над дыханием по фазам | 1 |
28 | Марш | П Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» . Маршируем под маршевую музыку | Логопедическая распевка «Лиса». Работа над песней «Тень- тень» | 1 |
29 | Тембр - это окраска звука | Фрагменты муз сказки «Волк и 7 козлят на новый лад» | Песни « Две собачки», «Гуси»- работа над текстом и дикцией | 1 |
30 | Определение на слух тембров инструмент | Игра «Угадай, чей голосок» | Песенки – повторялки «Эхо», «Воробей» | 1 |
31 | Темп | П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» | Сольная распевка «Горошина». Работа над песнями | 1 |
32 | Занятие повторения музыкальных терминов | Определение на слух песни, танца и марша | Логопедические распевки. Попевка «Над березою» | 1 |
33 | «Три кита, на которых держится музыка» | Игра «Танец - марш» | Разучивание песни «Ладошка» | 1 |
34 | Песня перерастает в оперу | А Пахмутова « Кто пасется на лугу» | Распевка «Лесенка», попевка «Заяц» Песня «Ладошка» | 1 |
35 | Повторение: мажор | Игра «Повернемся без труда». П. Чайковский «Новая кукла» | Песенка о дружбе _ разучивание | 1 |
36 | Повторение: минор | П. Чайковский «Болезнь куклы» | Распевка «Жуки», песня «Пчелка» | 1 |
37 | Танец перерастает в балет | П. Чайковский «Танец маленьких лебедей», определение на слух маж. и мин | Работа над песнями | 1 |
38 | Тембр - повторение | Игра» Мы скакали» | Попевки «Паровоз», «Заяц». | 1 |
39 | Пауза повторение | Игра «Жираф» | Распевка «Песок» Песни «Ладошка», песенка о дружбе, «Пчелка» | 1 |
40 | Урок - концерт | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
второй год обучения
I семестр.
№ | Тема | Слушание музыки, муз.игры | Распевки, попевки, песни | К-во часов. |
1 | Адаптационный урок | Музыкальная игра «Лимпопо» | Муз. приветствие, распевки, повторение песен, выученных в 2013-2014 уч. г. | 1 |
2 | Тема: «Оркестр» | П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» | Распевка «Печка» | 1 |
3 | Оркестр - большой инструмент. | Игра «Автобус» | Скороговорки, пение на одной ступени с повыш. на полтона вверх и вниз | 1 |
4 | Дирижер | Показ видео с записями оркестра | Разучивание песни «Море хохочет» | 1 |
5 | Духовые инструменты | Э. Григ «Шествие гномов» | Попевка «Небылица» | 1 |
6 | Смычковые инструменты | П Чайковский «Вальс цветов». | Распевка соло «Милая Оля, дай мне цветок» | 1 |
7 | Ударные инструменты. | Игра с колокольчиком | Работа над дыханием в песне «Море хохочет» | 1 |
8 | Становимся оркестром ударных инструментов | Игра «На диване» | Работа над дикцией в песне | 1 |
9 | «Что изображает музыка» | Римский-Корсаков «Океан-море синее» (фрагмент) | Распевка «Печка» песня «Почемучки» | 1 |
10 | Музыкальный портрет | П Чайковский «Мама» | Дыхательные упр., Скороговорки. Распевки | 1 |
11 | Сказочные образы | «Баба-Яга» | Распевка «Ой - да, ай-да» с хлопками | 1 |
12 | Пейзаж | Э Григ «Утро» | Работа над дикцией в песнях. Попевка «Над березою» | 1 |
13 | Явления природы | Вивальди «Гроза» | Логопед. распевка «Сам» | 1 |
14 | Сказочные образы | Э. Григ «В пещере Горного короля» | Попевка «Небылица» | 1 |
15 | Стаккато (элементарная теория муз) | Муз игра «Мы ногами топ-топ» с движ. и пением. | Работа над песнями - образ, характер, дыхание | 1 |
16 | Легато (эл. теория муз.) | Игра «Пугало» с пением, движениями | Логопедическая распевка «Лиса» | 1 |
17 | Тема «Картины природы в музыке» | П. Чайковский «Осенняя песня» (фрагмент) | Распевка «Дождик». Песня «Скворушка» | 1 |
18 | Музыкальный прием крещендо (восход солнца) | Э. Григ «Утро» | Попевка «Бабочка и Корова» | 1 |
19 | Музыкальные оттенки | П. И. Чайковский «Подснежник» Игра «Лягушата» | Логопед распевка «Песок» с жестами | 1 |
20 | Тема: «Сказка в музыке» | Римский -Корсаков «Полет шмеля». | Попевка «Небылица», распевка «Уж как шла лиса дорожкой» | 1 |
21 | Ачелерандо (ускорение) | Э Григ «В пещере Горного короля» | «Скворушка» пение под фонограмму-минус | 1 |
22 | Повторение: мажор, минор. | П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».) | Песня «Почемучки» работа над жестами и мимикой. | 1 |
23 | Композитор, поэт, песня | Песни в исполнении детских коллективов. | Распевки на мажор Трезвучие « Миша, Маша, Мила» | 1 |
24 | Нота - буква композитора | П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» | Распевка «Зеленая песенка» | 1 |
25 | Тема «Здравствуй, зимушка-зима» | П.И. Чайковский | Распевка Дон-дири-дон | 1 |
26 | Занятие-подготовка к новогоднему утреннику | Игра «Снеговик | Распевки «Зима», «Лед» | 1 |
27 | Занятие-подготовка к новогоднему утреннику | Игра «Снежный ком» | Разучивание песни «Кто же это?» | 1 |
28 | Занятие-подготовка к новогоднему утреннику | П.И. Чайковский «Зимнее утро» | Раб над текстом песни «Кто же это?» | 1 |
29 | Занятие-подготовка к новогоднему утреннику | Игра «Дед-Мороз» | Разучивание песни «Тик- так» | 1 |
30 | Повторение темы «Оркестр» | Муз игры | Работа над песнями | 1 |
31 | Группы инструментов симфонического оркестра | Ритмические игры, чтение текстов песен с отстукиванием ритма | Разучивание хороводной песни «В лесу родилась елочка» | 1 |
32 | Арфа | Муз игры «Снеговик», «Снежный ком» | Песни «Кто же это», « Тик-так»- пение под фонограмму- минус | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
второй год обучения
II семестр.
№ | Тема и содержание урока | Слушание музыки и музыкальные игры | Пение | К-во час. |
1 | Хор | А. Пахмутова «Кто пасется на лугу». Игра Снежный ком» | Повтор песен, выученных в 1 семестре | 1 |
2 | Гамма -музыкальная азбука | Песни в исполнении детских коллективов. Игра «Мы скакали» | Логопедическая распевка «Краб». Гамма до - мажор | 1 |
3 | Хормейстер | Игра «Угадай, чей голосок» | Распевка «Часики», дых упр. «Насос». Песня о папе -разучивание | 1 |
4 | Аккапела | П. Чайковский «Святки» Игра «Снеговик» | Логопедическая распевка «Гол» | 1 |
5 | Солист | Игра «Прятки». Сольно детское пение. | Гама до-мажор -нисходящая .Песенка «Воробей», С. Струве. «Песенка о гамме» разучивание | 1 |
6 | Становимся хористами Повторение - лады | П. Чайковский «Болезнь куклы» | Дыхательное упр. «Надувайся, пузырь». Распевка «Уж как шла лиса». Песня «Мамочка, родная» | 1 |
7 | «Музыка - мир прекрасного» | П. Чайковский. «Новая кукла» | Распевка «У кота» с ритмическим сопровождением (хлопки в ладоши). | 1 |
8 | Повторяем: темп. | Э Григ « В пещере Горного короля». Игра «На диване». | Логопедическая распевка «Песок». Песенка о гамме | 1 |
9 | «Что изображает музыка». | П. Чайковский «Мама» портрет | Работа над песенкой о гамме – дыхание, интонирование гаммы | 1 |
10 | Повторяем: тембр | Э Григ. «Утро» - пейзаж | Логопедическая распевка «Оса», Песенка « Бабушка»- разучивание | 1 |
11 | Повторяем: пауза | П. Чайковский «Баба-Яга»- сказка Игра «Пугало» | Распевка «Эхо». Работа над песней «Бабушка» | 1 |
12 | Такт | П. Чайковский. «Болезнь куклы»- душевное состояние | Распевка «Печка». Песенка о гамме, работа над дикцией | 1 |
13 | Ритм | Э Григ «Шествие гномов». Игра под музыку Длиба | Сольная распевка «Звонок» | 1 |
14 | «Времена года в музыке» | П. Чайковский «Святки». Игра «Жираф» | «Печка» -логопедическая распевка. Песня «Зайчик»- разучивание» | 1 |
15 | Времена года в музыке» | П. Чайковский « Подснежник». Игра « Паровозик» | Логопедическая распевка «Сам» | 1 |
16 | Гамма - музыкальная азбука | Моцарт «Азбука». | Распевка «Жуки». Работа над песнями | 1 |
17 | Урок - концерт, посвященный бабушкам и мамам | 1 | ||
18 | Ансамбль (слаженность) | Слушаем песню в исполнении детского ансамбля «Саманта» | Попевка «Гармошка». Е. Зарицкая «Солнышко» | 1 |
19 | Вокальный ансамбль | Слушаем дет. Ансамбль «Барбарики». Игра «Угадай, чей голосок» | Работа над текстом песни «Солнышко» | 1 |
20 | Инструментальный ансамбль | Слушаем пьесу «Баба - Яга» в инструментальном изложении | Распевка «Хорошо поем», «Здравствуй, музыка!» | 1 |
22 | Дуэт | Гладков Дуэт Принцессы и Трубадура. | И. Конвенан. «Облака»- разучивание | 1 |
23 | Трио | Игра «Автобус». «Жираф» | Распевка «Гол», «Хорошо поем» Песня «Солнышко»- текст, дикция | 1 |
24 | Квартет | Определение на слух знакомых произведений | Работа над песнями | 1 |
25 | Повторение: мажор, минор | Определение на слух мажорной и минорной музыки | Распевка «Дон-дири-дон.» | 1 |
26 | « Характеристика музыкального звука» | Игра « Мы ногами топаем…» | Работа над песней «Облака» | 1 |
27 | Тихо – громко | П. Чайковский «Подснежник» | И. Конвенан «Пчелка» | 1 |
28 | Форте - пиано | А. Вивальди «Гроза» | Распевка «Здравствуй, музыка!» | 1 |
29 | Фортепиано (от слияния терминов - название инструмента) | П. Чайковский « Марш деревянных солдатиков | Распевка «Миша, Маша…». Работа над песнями | 1 |
30 | Протяжно - коротко | Игра «Коротко - протяжно» | Рапевка «Коза», «Лиса». Работа над фразами в песнях | 1 |
31 | Высоко - низко | П. И. Чайковский. Песня жаворонка. Лядов «Музыкальная шкатулка» | Разучивание песен из спектаклей | 1 |
32 | Ансамбль - повторение | Игра «Мы скакали» | Распевка «Краб». Песни из спектаклей | 1 |
33 | Соло, дуэт, трио, квартет - повторение | Гладков Дуэт Принцессы и Трубадура. Игра «Прятки» | Распевка «Миша, Маша…» А Ермолов «Веселая песенка» | 1 |
34 | «Откуда приходит музыка» | П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» Игра «Прятки» | Работа над текстом песни «Веселая песенка» | 1 |
35 | Композитор-музыкант, который сочиняет музыку | Игры «Пугало», «Мы скакали» | Песня «Светит солнышко для всех»- знакомство | 1 |
36 | Исполнитель | П. И.Чайковский. «Нянина сказка» Игра «Привет!» | Распевка «Звонок». Разучивание песни. Припев | 1 |
37 | Исполнитель - инструменталист | Делб «Пициккато» - игра | Работа над 1-м куплетом песни «Светит солнышко» | 1 |
38 | Исполнитель - вокалист | Игра «Жираф» | А Ермолов «Веселая песенка» | 1 |
39 | Много инструменталистов - оркестр | П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» | Работа над песнями | 1 |
40 | Много певцов - хор | А. Пахмутова «Кто пасется на лугу». Игра «Автобус» | Работа над песнями | 1 |
41 | Слушатель: каков он? | Игры | Песни 2-го семестра | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...
Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"
Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособн...
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» для детей 5 – 8 лет
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука пешехода" для детей 5 - 8 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Азбука безопасности» в рамка...
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука маленького пешехода»
Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образован...