Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programma.docx | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Московской области
Комитет образования Администрации городского округа Королёв
Московской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр Гармония»
Рекомендовано Педагогическим советом МАУ ДО «Центр Гармония» Протокол №____от________________ | Утверждено Директор МАУ ДО «Центр Гармония» Н.Е.Чернова___________________ |
Дополнительная
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Азбука моего досуга»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
педагог-организатор В.С.Кваша
Королёв, 2016
Пояснительная записка
В современной педагогике социальному развитию личности уделяется большое внимание. Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Другими словами, это процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения.
Младший школьный возраст детей называют вершиной детства. Современная периодизация психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-10 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода.
Социальное развитие личности детей младшего школьного возраста выполняет важную задачу этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям.
Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес указывает на удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. Готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем. Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (6-10 лет)
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя.
Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Как ни странно, что в этот момент возрастает роль семьи. Естественно, эта роль важна во все этапы жизни ребенка. Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период тоже была крайне актуальна. Именно в этот период шло формирование здоровья и здравия ребенка, его базовых личностных образований.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
Организация досуга является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа работы педагога-организатора педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия детей в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система работы с ребенком младше школьного возраста представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, тематических часов. На занятиях раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
4. Должностная инструкция педагога-организатора.
5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
8. Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011;
9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение. 2011.
Новизна программы
Особенность программы досуговой деятельности в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа - это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса. В процессе реализации данной программы развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности, которая направленна на духовное развитие обучающихся.
Культурно – досуговая деятельность является частью социально - культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.
Цель программы:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи :
- Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
- Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
- Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
- Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
- Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
- Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
- Углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Сплочение детей объединения.
Ожидаемый результат
- Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
- Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
- Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
- Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
- Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
- Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
- Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
- Укрепление традиций образовательного учреждения.
План воспитательной работы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
«С чего начинается Родина?» | 4 | 2 | 2 | ||
Права и обязанности | 4 | 2 | 2 | ||
Спорт в моей семье | 4 | 1 | 3 | ||
Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 | ||
День знаний | 1 | 1 | |||
«Безопасные пути» | 2 | 1 | 1 | ||
Первые шаги по родному краю | 4 | 2 | 2 | ||
«Горжусь тобой, моя Россия» | 4 | 2 | 2 | ||
Я уколов не боюсь | 4 | 2 | 2 | ||
«Перед старостью склоним колени» | 4 | 1 | 3 | Акция | |
День учителя | 4 | 2 | 2 | ||
«Королева Осени» | 4 | 1 | 3 | ||
«День матери» | 4 | 1 | 3 | ||
«Мы – граждане!» | 4 | 2 | 2 | ||
Мои здоровые зубки | 4 | 2 | 2 | ||
«Мы идем в гости и гостей принимаем» | 4 | 2 | 2 | ||
«Наши знаменитые земляки» | 4 | 3 | 1 | ||
«Символы России» | 4 | 3 | 1 | ||
«Утром зарядка, весь день в порядке» | 3 | 1 | 2 | ||
«Рождественское чудо» | 3 | 1 | 2 | ||
«В минуте от Нового года» | 4 | 1 | 3 | Праздник | |
«Я люблю свой город» | 4 | 2 | 2 | ||
Зимний спорт | 4 | 1 | 3 | ||
«Конституция РФ» | 3 | 2 | 1 | ||
«Полезная и вредная еда» | 4 | 2 | 2 | ||
Старый Новый год | 4 | 2 | 2 | ||
«Земля наш общий дом» | 4 | 2 | 2 | ||
Уроки мужества | 4 | 4 | |||
«Мы против наркотиков» | 3 | 2 | 1 | Акция | |
Умники и умницы | 3 | 1 | 2 | ||
Защитники отечества | 4 | 1 | 3 | ||
«Широкая масленица» | 3 | 1 | 2 | ||
«Дом, в котором я живу» | 4 | 1 | 3 | ||
«Компьютер друг или враг» | 4 | 3 | 1 | ||
«Что спасет мир?» | 4 | 2 | 2 | ||
Праздник наших мам | 4 | 1 | 3 | ||
Космическое путешествие | 4 | 2 | 2 | ||
В мире доброты | 4 | 1 | 3 | ||
«Пасхальный благовест» | 4 | 2 | 2 | ||
«Весна идет, весне дорогу» | 4 | 1 | 3 | ||
Птичьи трели | 2 | 1 | 1 | ||
«Родной Королёв» | 4 | 3 | 1 | ||
«Их Имена в памяти вечно» - | 4 | 4 | |||
Тимур и его команда | 4 | 1 | 3 | ||
День Победы | 4 | 1 | 3 | ||
Я и моя семья | 4 | 1 | 3 | ||
Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья | 4 | 2 | 2 | ||
| Здравствуй, лето! | 4 | 1 | 3 | Праздник |
Итого | 180 часов |
Содержание программы
Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из пяти направлений:
– патриотическое воспитание»
– гражданско-правовое воспитание \
- воспитание культуры здоровья:»
- нравственное воспитание
– художественно-эстетическое воспитание
1.Патриотическое и гражданско-правовое воспитание
Цели:
-сохранение и развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.
-активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
-воспитание для ребёнка уважения к подвигу отцов.
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.
- воспитание патриота России,
- накопление опыта правомерного поведения
Формы работы:
- мероприятия, посвященные важным историческим датам;
- деловые игры;
- классные часы, круглые столы;
- беседы, диспуты, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- соревнования;
- экскурсии, поездки, походы;
- встречи с известными жителями города.
3. Воспитание культуры здоровья:
Цели:
- привить детям бережное отношение к своему здоровью;
- профилактика вредных привычек;
- совершенствование физической культуры, форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;
4. Нравственное воспитание
Цели:
- воспитание народной культуры в духе национальных традиций;
- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;
- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;
Основные формы работы:
- лекции, дискуссии, тематические беседы;
- кинопросмотры, книжное обозрение;
- изучение исторического наследия;
- детские тематические утренники;
- ролевая игра;
- ситуативный час общения;
- спортивные праздники;
- тесное общение учитель – родитель – ребенок.
5. Художественно-эстетическое воспитание
Цели:
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;
- сплочение детей в объединении.
В процессе занятий используются различные методы и приемы:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные (показ иллюстраций и демонстраций);
• игровые
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Формы работы:
- игры
- аппликация;
- рисование;
- лепка;
- конструирование из бумаги;
- смотры-конкурсы, выставки,
- праздники.
Обучение рассчитано на 1 год.
Количество часов в неделю – 5
Количество часов в год – 180.
Возраст обучаемых: 7 - 12 лет (младше школьный возраст)
Группа учащихся – 15 человек
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- различные формы организации досуга;
- способы урегулирования конфликтов;
- способы организации коллективной деятельности
должны уметь:
- организовывать свою деятельность;
- выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные
- работать в группе и индивидуально;
- отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
- представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
- формировать свой портфолио;
- выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности
Литература:
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
- Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
- Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
- Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
- 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
- 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
- Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
- Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
- Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
- Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
- Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
- Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
- Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
Интернет-ресурсы:
- http://school77.irkutsk.ru/SPD.html
- http://festival.1september.ru/articles/532566/
- http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
- http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...