Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"
методическая разработка по обж на тему
Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных условий жизнедеятельности-первостепенные задачи нашего государства. Однако на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.Программа по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников представляет собой краткое тематическое изложение включающего сведения об элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека (пожарная безопасность, обучение правилам дорожного движения, личная безопасность), об опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях.Программа по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников представляет собой краткое тематическое изложение включающего сведения об элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека (пожарная безопасность, обучение правилам дорожного движения, личная безопасность), об опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.doc | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в деятельном подходе, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается путем познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Цель программы: формировать познавательные способности детей дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности. Воспитывать интерес к процессу познавательно-исследовательской активности.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-формировать у воспитанников умение распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
-формировать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
- привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
По разделу «Дорожная азбука»
- Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
- Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы (стоять), зеленый цвет как разрешающий движение (идти)
- Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть
- Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движение транспорта на проезжей части
- Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»);
- Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;
- Учить правилам поведения в общественном транспорте;
- Довести до сознания детей, к чему может привести нарушения правила дорожного движения;
- Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;
- Воспитывать грамотного пешехода.
По разделу «Мой дом»
- Учить называть свой домашний адрес.
- Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
- Знакомить с электроприборами.
- Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам;
- Закрепить правила вызова пожарной службы;
- Учить правила безопасного обращения с лекарствами;
- Формировать правила безопасного поведения в быту;
- Учить вызову скорой медицинской помощи;
- Ознакомить детей с действиями при пожаре.
- Знакомить, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями.
- Познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
По разделу «Я и природа»
- Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
- Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
- Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
- Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
- Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле.
- Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду.
- Закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе;
- Формировать элементарные представления об инфекциях и их возможных возбудителях;
По разделу «Я и другие люди»
- Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
- Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
- Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
- Научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию;
- Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем формирования умения объясняться.
- Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.
- Рассказать о видах и назначении одежды,
- Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.
- Развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного возраста «Азбука Безопасности» -3 учебных года.
Принципами построения программы являются:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность программного материала игровыми заданиями.
Форма организации деятельности по реализации программы:
Для общения выбирается мягкий доверительный тон. Самостоятельность и активность детей, каждая попытка решить творческую задачу, желание выполнить дополнительное задание - положительно оцениваются.
В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности, что поддерживает интерес детей в течение всего времени.
Формы образовательной деятельности:
-ситуативные беседы;
-словестные игры;
-чтение художественной литературы;
-дидактические и подвижные игры;
- экскурсии;
- виртуальные экскурсии;
-презинтации;
-ситуативные игры;
- сюжетно – ролевая игра.
Структура образовательной деятельности:
- Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Каждый ребенок принимает участие в игре.
- Затруднение в игровой ситуации. В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения. С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия
- Повторение и развивающие задания. Проводятся при наличии свободного времени
- Итог занятия. Дети фиксируют в речи, что нового узнали.
Для снижения утомляемости происходит смена видов деятельности детей, проводятся физминутки средствами релаксационных упражнений, динамическими паузами.
Объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Дополнительная образовательная деятельность предусматривает одно занятие в неделю продолжительностью: для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 20 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 25 минут, во вторую половину дня. Занятия организуются в групповом помещении.
Ожидаемые результаты:
1 год реализации программы:
В результате дети средней группы (4-5 лет) будут уметь:
По разделу «Дорожная азбука»
- ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
- понимать понятия как «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта».
- соблюдать правила дорожного движения.
- различать виды городского транспорта.
- называть знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»
По разделу «Мой дом»
- пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницы.
- правильно пользоваться бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.)
- знать о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
- пользоваться правилами безопасного поведения во время игры.
По разделу «Я и природа»
- правила поведения в природе.
- понятия «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
- опасные насекомые и ядовитые грибы.
По разделу «Я и другие люди»
- знать о самих себе (свое имя, фамилию и возраст, представления о здоровье и здоровом образе жизни).
- обсуждать опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.
- сказать «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
2 год реализации программы:
В результате дети старшей группы (5 – 6) лет будут уметь:
По разделу «Дорожная азбука»
- различать дорожные знаки: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
- называть ближайшие к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- использовать правилами дорожного движения.
-пользоваться элементами дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), движения транспорта, работу светофора.
По разделу «Мой дом»
- пользоваться правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
- знать о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
- понимать источники опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
По разделу «Я и природа»
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано.
- выделять явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга).
- оказывать первую помощь при ушибах и укусах насекомых.
По разделу «Я и другие люди»
- закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
- формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
3 год реализации программы:
В результате дети подготовительной группы (6 – 7) лет будут уметь:
По разделу «Дорожная азбука»
- пользоваться знаниями об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомы с понятием «площадь», «бульвар», «проспект».
- формировать знания о дорожных знаках.
- соблюдать правила дорожного движения.
-развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
- расширять представления о работе ГИБДД.
- воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
По разделу «Мой дом»
- формировать правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился».
По разделу «Я и природа»
- Формировать основы экологической культуры.
- Знать правила поведения на природе.
- Знакомить с Красной книгой.
- знакомить с правилами поведения человека в природе при аномальных явлениях.
По разделу «Я и другие люди»
- знать свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
-Закреплять правило безопасного поведения во время игр в разное время года.
- подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
2. Учебно – тематический план
Учебный план
№ п/п | Наименование образовательной услуги (программы) | Кол-во занятий в неделю | длительность занятия в мин | ||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |||
1. | Дополнительная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного возраста «Азбука Безопасности» | 1 | 20мин | 25мин | 30мин |
№ | Содержание тематических разделов программы | Объем образовательной нагрузки | ||
Количество заниятий | Количество часов | |||
Средняя группа (1год реализации программы) | ||||
1 | Дорожная азбука | 9 | 3 ч | |
2 | Мой дом | 7 | 2,3 ч | |
3 | Я и природа | 6 | 2 ч | |
4 | Я и другие люди | 8 | 2,7 ч | |
Всего | 30 | 10 ч | ||
Старшая группа (2год реализации программы) | ||||
1 | Дорожная азбука | 9 | 3,8 ч | |
2 | Мой дом | 7 | 2,9 ч | |
3 | Я и природа | 6 | 2,5 ч | |
4 | Я и другие люди | 8 | 3,3 ч | |
Всего | 30 | 12,5 ч | ||
Подготовительная к школе группа (3год реализации программы) | ||||
1 | Дорожная азбука | 10 | 5 ч | |
2 | Мой дом | 6 | 3 ч | |
3 | Я и природа | 6 | 3 ч | |
4 | Я и другие люди | 8 | 4 ч | |
Всего | 30 | 15 ч | ||
Итого | 90 | 47,5 ч |
Программа реализуется в течении трех учебных лет (с сентября по май), включает в себя занятия. Каждый тематический раздел завершается обобщающим занятием. В мае проводятся итоговые занятия, всего за курс - 4 занятия. Формы подведения итогов реализации программы: участия в конкурсах, олимпиадах для дошкольников; открытый показ итогового занятия. Календарно – тематический план представлен в приложении 1.
3. Содержание.
Средняя группа (4-5 лет) – 1 год реализации программы
По разделу «Дорожная азбука»:
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Учит понимать понятия как «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарные правила поведения на улице. Осознавать необходимость соблюдать правила дорожного движения.
Различать виды городского транспорта, особенности их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
Учить называть знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
По разделу «Мой дом»:
Учить пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницы.
Правильно пользоваться и знакомить с назначением бытовых электроприборов (пылесос, электрочайник, утюг и др.)
Знакомить с работой пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Учить пользоваться правилами безопасного поведения во время игры. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
По разделу «Я и природа»:
Дать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, правила поведения в природе.
Учить понятия «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
Учить понимать опасные насекомые и ядовитые грибы.
По разделу «Я и другие люди»:
Дать элементарные знания детей о самих себе (своих имени, фамилии и возраста, представления о здоровье и здоровом образе жизни; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни; формировать положительную самооценку, дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.
Сказать «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Старшая группа (5-6 лет) –2 год реализации программы
По разделу «Дорожная азбука»:
Различать дорожные знаки: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Называть ближайшие к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Пользоваться правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Знать элементы дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), движения транспорта, работу светофора.
По разделу «Мой дом»:
Пользоваться правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
Знать о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомы с работой службы спасения – МЧС. Знать о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Понимать об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
По разделу «Я и природа»:
Учить формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлением неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
По разделу «Я и другие люди»:
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) –3 год реализации программы
По разделу «Дорожная азбука»:
Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомы с понятием «площадь», «бульвар», «проспект».
Формировать знания о дорожных знаках – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными.
Соблюдать правила дорожного движения.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Расширять представления о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
По разделу «Мой дом»:
Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Расширять знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
По разделу «Я и природа»:
Формировать основы экологической культуры.
Знать правила поведения на природе.
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представлениями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
По разделу «Я и другие люди»:
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Закреплять правило безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
4. Уровни достижения детьми планируемых результатов.
Средняя группа | |||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
-Самостоятельно осуществляет правила поведения в бытовых ситуа- циях, на занятиях, в свободной дея- тельности и элементарные моральные нормы самостоятельно; стремится к социально одобряемому поведению в корректной ситуации; избегает социально неодобряемых действий; положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, выполняет их; замечает нарушения правил и норм другими детьми и обращается ко взрослому с соответствующим жалобами-заявлениями; понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм. -Участвует совместно со взрослым в разных видах деятельности, в том числе по своей инициативе. -Самостоятельно действует в повседневной жизни, в игре, инициирует и самостоятельно выполняет разные виды детской деятельности, достигая результата: постоянно чем-то занят: уверен. | -Осуществляет правила поведения в бытовых ситуа- циях, на занятиях, в свободной дея- тельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого; как правило, положительно относится к соответствующим требованиям взрослого; замечает нарушения правил и норм другими детьми; при помощи взрослого осознает положительные и отрицательные последствия своих поступков; испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил, норм под влиянием оценки взрослого. -Участвует в совместных со взрослым разных видах деятельности. -Самостоятельно действует в повседневной жизни и привычной обстановке: в ситуации постановки новой задачи, в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого; в детские виды деятельности преимущественно включается по предложению взрослого, может инициировать деятельность, но для достижения результата нуждается в помощи взрослого; в большинстве привычных ситуаций уверен, в новых ситуациях может проявлять неуверенность. | -Под руководством взрослого соблюдает отдельные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы; чаше положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, но может проявить негативизм, не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми; не испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил, норм. -Не стремится участвовать в совместной со взрослым деятельности. -Самостоятельность если проявляет, то молопродуктивную, сам не может достигать качественного результата деятельности; или проявляет неадекватную ситуации самостоятельность; не уверен даже в некоторых привычных ситуациях. |
Старшая группа | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
-Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, испытывает чувства вины и стыда при нарушении норм и правил, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения/соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение, при нарушении норм и правил поведения испытывает чувство вины и стыда, стремится исправиться. | - Поведение определяет правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях; моральные нормы формулирует слишком обобщенно или слишком конкретно, может их нарушать в реальной ситуации, однако позитивно реагирует на замечания взрослого, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении норм и правил, хотя не может четко определить свое состояние и его подлинные причины; последствия нарушения норм и правил осознает и объясняет, ссылаясь на имеющий опыт и соответствующую оценку взрослым поведения; чаще старается себя вести социально одобряемым образом. | -Поведение зависит не столько от норм и правил, сколько от непосредственных желаний; нормы и правила обобщенно не называет и развернуто не объясняет, дифференцируя только как «хорощо», «плохо»; нормы и правила выполняются достаточно успешно при их совпадении с желаниями и потребностями ребенка, в иных случаях требуется в их выполнении помощь взрослого; при нарушении норм и правил не испытывает выраженного дискомфорта; понимает те последствия нарушений; не стремится себя вести социально одобряемым образом. |
Подготовительная группа | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
-Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, испытывает чувства вины и стыда при нарушении норм и правил, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения /соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение. | - Поведение определяет правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях; моральные нормы формулирует слишком обобщенно или слишком конкретно, может их нарушать в реальной ситуации, однако позитивно реагирует на замечания взрослого, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении норм и правил, хотя не может четко определить свое состояние и его подлинные причины; последствия нарушения норм и правил осознает и объясняет, ссылаясь на имеющий опыт и соответствующую оценку взрослым поведения. | -Поведение зависит не столько от норм и правил, сколько от непосредственных желаний; нормы и правила обобщенно не называет и развернуто не объясняет, дифференцируя только как «хорощо», «плохо»; нормы и правила выполняются достаточно успешно при их совпадении с желаниями и потребностями ребенка, в иных случаях требуется в их выполнении помощь взрослого; при нарушении норм и правил не испытывает выраженного дискомфорта; понимает те последствия нарушения норм и правил, которые имеют отношение к его собственным интересам. |
Диагностический инструментарий
С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).
Приложение 2
Используются следующие методы:
-беседа;
-игра;
-наблюдение;
-игровые ситуации;
-анкетирование родителей
5. Информационно-методическое обеспечение
Центр «Познания» в группе;
Технические средства обучения
1. Магнитофон;
2. CD и аудио материал
Наглядно – образный материал
1. Наглядно - дидактический материал;
2. Игровые атрибуты;
3. Стихи, загадки; сказки
Ресурсное обеспечение:
Информационно – методическое:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 160 c.
- Анастасова, Л. П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л. П. Анастасова, И.В. Иванова, П.В. Ижевский - М.: Просвещение, 1996. -144 с.
- Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей /Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
- Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.
- Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.
- Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2006., - 200 с.
- Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.
- Нуждина О.Е. Профилактика дорожного травматизма в детском саду // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – 2006 . - № 5. – С. 40 – 44 План – программа по профилактике дорожного травматизма.
- Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольное носпитание. 1999. № 10. – С. 44-52.
- Познаем, общаемся, играем: Методическое пособие /Сост. Н.А.Олюнина / Под научн. ред. Т.И.Софроновой. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования», 2007. – 192 с.
- Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.- С. 111 – 113.
- http://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»
- http://festival.1september.ru/articles/517441/ - Диагностический материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
Календарно – тематический план
средняя группа
Дата проведения | Тема | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | Диагностика (2 недели) | Выявить уровень знаний по ОБЖ | 1.Ознакомительная беседа; 2.Рассматривание иллюстраций, видео слайдов; 3.Д/И «Что такое безопасность?» |
Дорожная азбука | |||
«Путешествие по улице» | Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома разные – для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы, движение может быть односторонним и двусторонним и разделяется линией. | 1. Рисование «Дорога для автомобилей»; 2. Мультимедийные презентации «Пешеходный переход», «Улицы нашего города» 3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей». 4. Конструирование: дорожки разной длины. | |
«Правила для пешеходов». | Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход». | 1. Беседа: «Правила для пешеходов». 2. Д/И «К своим флажкам», «Красный – зеленый», «Поезд». 3. Наст.-печ игра «Юный пешеход». | |
Октябрь | «Наблюдение за светофором». | Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы. | 1. «Наблюдение за светофором» 2. Игры «Лошадки», «Стоп», «Светофорчик». 3. Д/и «Кто быстрее» . |
«В городском транспорте». «Дорожные знаки». | Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте. Расширять знания о пассажирском транспорте, о том, что ожидать транспорт необходимо на специальных площадках. Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность. | 1. Беседа «В городском транспорте»; 2.Д/И «Пешеходы и транспорт»; 1. Д/И «Найди такой же знак». 2. Настольно-печ. игра «Дорожные знаки». | |
«Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом». | Дать представления об особенностях движения троллейбуса и автобуса (троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляют бензином). | 1. Отгадывание загадок по видам транспорта; 2.Д/И «Разрезные картинки». | |
Ноябрь | «Что такое перекресток?». | Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | Просмотр видеофильмов: «Уроки тетушки Совы», «Смешарики «Уроки безопасности»». |
«Виды транспорта». | Закрепить знания о видах транспорта. | Д/и «Разрезанные картинки» . | |
Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков». | Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движения, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. | ||
Мой дом | |||
«Опасные предметы дома». | Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | 1.Д/И «Что можно, что нельзя?»; 2.Д/И «Раз, два, три, что может быть опасное найди». | |
Декабрь | «Электроприборы». | Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования. | 1. Беседа «Правила обращения с электроприборами. 2. Д/и «Электроприборы». |
«Чем опасен пожар». | Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами. | «Опыт со свечей»-показать, что свеча дает нам тепло, свет, но и может обжечь и от нее могут загореться предметы. | |
«Профессия пожарного». | Знакомить детей с профессией пожарного , с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии. | 1.Показ видеофильма «Уроки тетушки Совуньи»; 2. . Чтение стих-я С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». | |
«Пожар – это опасно». | Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону – 01 | 1.С/Р игра «Знает каждый гражданин это номер – 01»; 2.П/И «Кто быстрее?» | |
Январь | «Играем во дворе» | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности | 1.Д/И « «Опасно – не опасно»; 2.Д/И «Как избежать неприятностей?». |
Развлечение «Безопасность дома» | Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими. | ||
Февраль | Я и природа | ||
«Не собирай незнакомые грибы». | Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека. Научить различать их по внешнему виду(по картинкам) и по тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя; - дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). | 1. Чтение рассказов И. Андреенко «Грибной посёлок», Г. Новицкая «Боровик». 2. Беседы о грибах, рассматривание плаката «Грибы», муляжей грибов. 3. Наст.-печ. игра «Полное лукошко». | |
«Осторожно, ядовито!». | Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность | 1. Ситуативная игра «Осторожно, ядовито!». 2. Наст. игра «Каждый грибок в свой кузовок». 3. Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» . | |
«Правила безопасности на льду». | Дать детям знания о правилах поведения на льду. | 1. «Правила безопасности на льду». 2. Беседа «Что такое метель». | |
«Как был наказан любопытный язычок» | Систематизировать знания детей, о том, что железные предметы зимой очень опасны, к ним нельзя прикасаться языком, губами т голыми руками. | 1.П/И «Два мороза»; 2.Беседы по теме. | |
Март | «Осторожно, сосульки и снег с крыши!» | Дать детям о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Учить предвидеть опасности не ходить вблизи крыш, на которых есть сосульки. | |
Ситуативная игра «Праздник природы» | Закрепить знания о культуре поведения в природе. Расширить представление о понятие « красная Книга». Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите. | ||
Я и другие люди | |||
«Знаешь ли ты свое имя и фамилию?» | Уточнить знания детей правильно называть свое имя и фамилию. | 1.Тематическая беседа; 2.Д/И «Кто я?» | |
«В гостях у Айболита». | Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. | 1. «Выбери правильно» (предметы ухода за собой) 2. Д/и «Продукты питания, помогающие укрепить организм» | |
Апрель | «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
«Контакты с животными» | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. | Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой». | |
«Если чужой приходит в дом» | Знакомить детей с правилами личной безопасности; формировать чувство самосохранения. | 1.Д/И «Вызови полицию; 2.Д/И «Наблюдайка»; 3.Беседа «Гости званные и незваные». | |
«Когда нельзя слушать старших» | Обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми. | 1.Д/И «Добрый или злой?»; 2.Д/И «Можно – нельзя». | |
Май | «К кому нужно обратиться если ты потерялся» | Объяснить детям, к каким взрослым нужно обратиться за помощью, если ты потерялся. | 1.Игровая ситуация: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить где живешь?»; 2.Игра «Ищу тебя» |
Развлечение «Как стать Неболейкой» | Формирование представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. | ||
Диагностика (2 недели) | Обобщение и повторение изученного материала по ОБЖ. Проведение тематических заданий и беседы по пройденным темам. |
Календарно – тематический план
старшая группа
Дата проведения | Тема | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | Диагностика (2 недели) | Выявить уровень знаний по ОБЖ | 1.Ознакомительная беседа; 2.Рассматривание иллюстраций, видео слайдов; 3.Д/И «Что такое безопасность?» |
Дорожная азбука | |||
«Мы знакомимся с улицей» | Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу. | 1. Конструирование «Наша Улица»; 2.Мультимедийные презентации «Улицы нашего города» 3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей». | |
«В городском транспорте» | Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте | 1.Д/И «Пешеходы и транспорт»; 2.С/р игра «Автобус». | |
Октябрь | «Дорожные знаки» | Формирование знаний о дорожных знаках. Расширять представления о дорожных знаках и их назначении. | Картинки «Дорожные знаки»: подземный переход, пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, место остановки общественного транспорта, дети, железнодорожный переезд, пункт первой медицинской помощи, больница, пункт питания, въезд запрещен, велосипедная дорожка. |
«Пора, не пора – не ходи со двора» | Уточнить знания детей о правилах поведения на улице (не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке). | 1.Иллюстрации с изображением дорожных ситуаций. 2.Д.и. «Закончи строчку» | |
Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход» | Совершенствовать знания «Дорожной грамоты». Дать представления о «предупреждающих», «запрещающих», «информационных» знаках. | Презентация «Учим дорожные знаки» | |
«Опасный перекресток» | Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора. | 1.Д/и «Путешествие по городу». 2.С/р игра «Шоферы» | |
Ноябрь | «Пешеходный переход» | Формировать представление о пешеходном переходе, учить определять пешеходный переход по его основным признакам, учить правильному поведению на пешеходном переходе при отсутствии светофора. | Просмотр видеофильмов: «Уроки тетушки Совы», «Смешарики «Уроки безопасности»». |
Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад» | Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. | Д/и «Улица, на которой расположен наш детский сад»; составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада» | |
Театрализированная игра «Как дети научили Бабу Ягу правилам дорожного движения» | Формирование и закрепление знания об опасностях, которые ожидают на улице, повторение правил поведения на улице, воспитание интереса к театрализованной деятельности. | ||
Мой дом | |||
Декабрь | «Электрические приборы» | Знакомить детей с предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, учить осторожно обращаться с электроприборами; воспитывать привычку слушать старших. | 1.Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок. 2.Д/и «Так – не так» |
«Зимние забавы» | Сформировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр; научить детей пользоваться лыжами, коньками, санками; воспитывать интерес к спортивным играм; продолжать воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу. | Презентация «Безопасность во время зимних каникул» | |
«Пожарный – профессия героическая» | Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами. | 1.Беседа «Пожарный – профессия героическая»; 2.Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»; 3. П/и «Кто быстрее?». | |
«Огонь – друг, огонь - враг» | Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку; закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем; знать и соблюдать правила поведения при пожаре; воспитывать у детей уважение к труду пожарных. | 1.Презентация «О добром и злом огне» 2.Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины. 3.Рисование «Пожарная машина» | |
Январь | «Служба 01» | Познакомить детей со службой 01; сформировать представления о правилах поведения с огнем, электроприборами | Просмотр мультфильма «Игры с огнем» из серии «Смешарики. Азбука ОБЖ», рисование на тему «Огонь – друг и враг» |
«В мире опасных вещей» | Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту. | Рассматривание картинок с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок, циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка, ножовки, клещей | |
Ситуативная игра «История про девочку Леночку» | Формирование безопасного поведения в быту, закрепление знаний о том, что с огнем шутки плохи | ||
Я и природа | |||
«Чем полезен снег для человека» | Знакомство с оздоровительными свойствами снега. | 1. Опыты со снегом и льдом. 2. Практические задания «Оказание первой медпомощи с помощью снега и льда» 3.Чтение Суриков «Зима». | |
Февраль | «Безопасность на льду весной» | Рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. | Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд». Чтение худ/ литературы: «Дед Мазай и зайцы» Д/игра «Да-нет» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. |
« Правила оказания первой помощи – при ушибах, порезах» | Закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах. С/ ролевая игра « Травмпункт» | |
«Съедобные и несъедобные грибы» | Знакомить детей с разновидностью грибов, учить отличать ядовитые от съедобных. | Беседа о грибах. Рассматривание картинок с изображением грибов. Д/И «Съедобное, не съедобное». Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами». | |
«Лекарственны е и ядовитые растения» | Познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться | Беседа «Лекарственные и ядовитые растения». Д/И « растительный мир». Рассматривание картинок. | |
Март | Развлечения «Здравствуй, матушка Природа!» | Формировать экологическую культуры детей, формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.; Расширять знания детей о растительном и животном мире леса; Воспитывать у детей любовь к природе. | |
Я и другие люди | |||
«Опасность контактов с незнакомыми взрослыми» | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02. | 1.Чтение худ. литературы: Шарль Перро « Красная шапочка». 2.Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей. 3. Д/игра «Узнай по описанию». | |
«Чтобы не было беды» | Уточнить представление детей о правилах пожарной безопасности дома и в детском саду, Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | 1.Беседа: «Действия при пожаре» с использованием иллюстраций, плакатов. 2.Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. 4.Д/и «Средства пожаротушения» | |
«Скорая помощь» | Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду. | 1.Беседа «Как доктор лечит детей», «Как вести себя во время болезни». 2.Экскурсия в медицинский кабинет. 3.Д/и « Что нужно для работы врачу?». С/и «поликлиника» | |
Апрель | « Опасные предметы вокруг нас» | Познакомить детей с опасными предметами; Объяснить технику безопасности при их использовании. | 1.Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопкой и т. д. 2.Д/И « Можно- нельзя», « Отбери предметы, которые нельзя трогать». |
«Если ты потерялся на улице» | Учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02.. | 1.Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей. 2.Подвижная игра «Беги ко мне». 3. Рисование (цветными карандашами) « Мой дом» | |
«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и , что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь | 1.Беседа «Беседы с незнакомцами». 2.Д/И « Что можно, что нельзя». | |
«Уроки безопасности» | Познакомить с опасностями, которые встречаются в жизни. | Видеофильмы «Уроки тетушки Совы». | |
Май | Сказкотерапия «Я и другие» | Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. | 1.Чтение сказки «Роза и Ромашка». О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. 2.Комуникативная игра «Подари камешек» 3. Релаксационная игра: «На полянке» |
Диагностика (2 недели) | Обобщение и повторение изученного материала по ОБЖ. Проведение тематических заданий и беседы по пройденным темам. |
Календарно – тематический план
подготовительная группа
Дата проведения | Тема | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | Диагностика (2 недели) | Выявить уровень знаний по ОБЖ | 1.Ознакомительная беседа; 2.Рассматривание иллюстраций, видео слайдов; 3.Д/И «Что такое безопасность?» |
Дорожная азбука | |||
«Зачем нужны дорожные знаки» | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками. | 1.Беседа « Значение знаков». 2.Целевая прогулка по улице. 3.Наблюдение за транспортом. 4.Д/И «Найди и назови», «Найди такой же». 5.С/И «Транспорт». | |
«Правила поведения в транспорте» | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | 1.Беседа «Как правильно входить и выходить из транспорта», «Как обходим транспорт, переходя через дорогу». 2.Игра «Автобус». | |
Октябрь | «Правила безопасного перехода через дорогу, правила поведения на улице» | Уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала. | 1.Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер» В.Суслов «Его сигнал – для всех закон». 2.Загадки о правилах дорожного движения. 3.Подвижная игра «Стоп». |
«Моя дорожная Грамота» | Закрепление знаний об информационно-указательных, запрещающих дорожных знаках. | 1.Беседа «Моя дорожная грамота». 2.Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих дорожное движение в зимний период. 3.Д/и «дорожные знаки» | |
«Проведу маму по опасному перекрёстку» | Формирование представлений о том, как переходить улицу на перекрёстке, где нет указателей. | 1.Викторина «Пешеход на улице» Беседа по картине «Улицы города». 2.Рассматривание сюжетных картинок по теме. 3.Чтение и заучивание пословиц по правилам дорожного движения. | |
Площадь, бульвар, проспект. | расширять знания детей о площади, бульваре, проспеке., развивать познавательные процессы. | 1.Беседа: «Что такое и зачем » | |
Ноябрь | «Кто самый грамотный» | Закреплять знания детей как ориентироваться на дороге, совершенствовать умение по использованию правил дорожного движения в различных ситуациях, | 1.Беседа: «Мы на улице» |
«Детский сад моего микрорайона» | Дать представление о безопасном пути от дома к детскому саду. Учить использовать свои знания правил дорожного движения. Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин по проезжей части и во дворе. | 1.Дидактическая игра: «Дорога в детский сад» 2.Рисование «Маршрут из дома в детский сад» | |
«Ребенок на улице города» | Закреплять знания об ориентировке на дороге, применяя правила дорожного движения для пешеходов и водителей. Машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; закрепить знания детей о светофоре. Упражнять внимание и память. | 1.Чтение « Как Веселые человечки учили правила дорожного движения» 2.Литературная викторина «Дорожная безопасность в стихах» | |
Развлечение "Я – примерный пешеход" | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения на улице, о дорожных знаках (предупреждающих, запрещающих, о знаках особых предписаний), о значении сигналов светофора. | ||
Декабрь | Мой дом | ||
«Службы «01», «02», «03» всегда на страже. | Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных служб. Воспитывать нравственные качества, вызвать желание помочь людям в беде. Учить детей обращаться с телефоном, суметь набрать номер и объяснить ситуацию. Повторить правила поведения с огнём, на дороге, на природе, в общественных местах. Показать детям простые способы оказания помощи пострадавшим. | 1.Беседа о службах, помогающих людям в беде. (милиция, пожарные, скорая). «Безопасность в нашей группе». 2.Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа». В.Маяковский «Кем быть?» С.Маршак «Пожар». Загадывание загадок об опасных предметах. 3.Настольно – печатные игры « Как избежать неприятности». «Чрезвычайные ситуации в доме». 4.Д/игры « Я знаю, что можно, а что нельзя». 5.С/Р игра «Служба спасения». 6. Продуктивная деятельность: изготовление книги «Пожароопасные предметы» | |
«Предметы, требующие осторожного обращения». | Уточнить знания детей о предметах, опасных для жизни и здоровья. Помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Познакомить детей с предупреждающими знаками, указанными на предметах. Уточнить знания детей о службах, которые могут прийти на помощь. Обогащать речь детей новыми словами. | 1.Беседа о предметах ближайшего окружения, опасных для здоровья. 2.Чтение Е.Воробьёв «Обрывок провода». 3.Рассматривание картин о предметах ближайшего окружения, электрических приборах. 4.Д/игры «Что было раньше, что теперь». «Как избежать неприятности». «Найди и назови». «Лото». «Из чего сделано?» 5.Н/печатные игры «Чрезвычайные ситуации» «Эволюция обычных вещей» 6.С/Р игра «Спасатели»
| |
«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». | Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного поведения. Закрепить знания о значке «Опасность». Уточнить знания детей о службах, которые могут прийти на помощь. Закреплять знания о свойствах стекла. | 1.Беседа «Мой дом», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность в нашей группе». 2. Целевая прогулка по улицам города, рассмотреть высотные дома, какие опасности подстерегают людей. 3.Загадывание о предметах ближайшего окружения. 4.Д/игры «Я знаю - это опасносто». «Бывает – не бывает?» 5.Н/печатные игры «Чрезвычайные ситуации» «Как избежать неприятности» 6.Рассматривание плакатов «Безопасность дома и на улице». 7.С/Р игра «Семья» (проигрывание опасных ситуаций). | |
Январь | «К кому можно обратиться, если ты потерялся». | Уточнить знания детей о большом городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми. Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью | 1.Беседа «Моя семья». 2.Рассматривание фотографий о городе Новокузнецк, о семье. 3. Просмотр телепередачи «Жди меня». 4.Настольно – печатные игры «Профессии». «Где я что видел?» «Как избежать неприятности». 5.Д/игра «Бывает – не бывает?» «Почтальон» (иметь назвать Ф.И., свой адрес) 6.С/Р игра «Бюро находок». |
«Как вести себя дома» | Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. | 1.Д/игра « Высоко – низко». 2. С/ ролевая игра «Семья». 3.Аппликация « Опасные предметы». 4.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. | |
Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома») | Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами | ||
Я и природа | |||
«Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды». | Уточнить представления о том, что Земля наш общий дом – для людей и живых существ. Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой и живыми существами. Познакомить с правилами поведения на природе во время дождя, грозы, пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Воспитывать у детей доброе отношение к живым | 1.Беседы «Я знаю, что можно, а что нельзя» «Безопасность при общении с животными». «Съедобные и несъедобные грибы» 2.Чтение Г.Новицкая «Дворняжка» А.Дмитриев «Бездомная кошка». Экологические сказки «Кто дал Земле жизнь?» «Загадочный зверёк» (Грехов астр.83.) 3.Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных. 4.Загадывание загадок о животных, насекомых. 5.С/игра «Юные экологи». 6.Продуктивная деятельность: изготовление табличек, оберегающих природу от загрязнения. | |
Февраль | "Знакомство с Красной книгой" | Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу. | 1.Проведение бесед о жизни животных, 2.Чтение художественной литературы о природе 3.Разучивание стихотворений. 4.Просмотр слайдов. |
«Как избежать обморожения» | Рассказать детям, что такое обморожение;, дать советы, чтобы его избежать и как оказывать первую помощь. Учить детей беречь свою жизнь и здоровье. | 1.Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой. 2.Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи. 3.С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека». 4. Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь». | |
«Безопасность на льду весной» | Рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. | 1.Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд». 2.Чтение худ/ литературы: «Дед Мазай и зайцы» 3.Д/игра «Да-нет» 4.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. | |
«Будем беречь и охранять природу» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | С/р игры «Мы спасатели», «Юные экологи» | |
Март | Сказка про мудрого филина | Расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки. | |
Я и другие люди | |||
«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Расширить знания детей о безопасности; учить правильно вести себя с незнакомыми людьми, знать, к кому можно обратиться за помощью в случае насилия со стороны взрослого. | 1.Чтение худ. литературы: Шарль Перро « Красная шапочка». 2.Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей. 3. Д/игра «Узнай по описанию». | |
«Не садитесь с незнакомцем» | Расширять знание детей о безопасности, учить правильно вести себя с незнакомыми людьми, воспитывать бережное отношение к своей жизни. | 1.Беседа «Беседы с незнакомцами». 2.Д/И « Что можно, что нельзя». | |
« Правила безопасного поведения». | Повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в доме, на водоеме, во время купания; выяснить какие опасности могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; расширить кругозор детей. | 1.Д/игра «Домашние опасности». 2. Беседа«Как нужно купаться?» | |
Апрель | «Зимние забавы и безопасность» | Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени. | 1.Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило» 2.Дидактическая игра «На прогулке» 3.Дидактическая игра «Опасности зимы» |
«Как вести себя, чтоб не попасть в беду» | Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, продолжать обучать детей правилам безопасности и умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. | 1.Беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице. 2.Чтение русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка». | |
«Сохрани своё здоровье сам» | Учить детей следить за своим здоровьем. Знать несложные приёмы самооздоравливания. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь. Уточнить представления детей о профессиях врача, медсестры. Прививать любовь к физическим нагрузкам и самомассажу. | 1.Беседа о здоровом образе жизни. 2.Опыты. Определить частоту сердечных сокращений до и после бега, определить роль отдельных частей тела (пройти с закрытыми глазами, послушать, зажав уши и т.д.) 3.Чтение С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык» В.Бондаренко «Уши и язык». 4. Загадывание загадок о частях тела. Рассматривание энциклопедий «Моё тело» 5.Настольно – печатные игры « Определи предмет». 6.Д/игры « Запомни и повтори движения». | |
Май | «Сто бед». | Учить правильно действовать в сложившейся ситуации. | 1.Ситуация : «Что делать если ты оказался заложником?» 2.С/р игра: «Спасатели» |
Игра – тренинг «Моя безопасность» | Закрепить представления детей об источниках опасности, Учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных, Закреплять представления о правильных действиях в конкретных опасных ситуациях; | ||
Диагностика (2 недели) | Обобщение и повторение изученного материала по ОБЖ. Проведение тематических заданий и беседы по пройденным темам. |
_____________ ________________________________средняя__группа
Имя, фамилия ребёнка | Различает виды городского транспорта | Умеет пользоваться столовыми приборами(вилка, нож), ножницы. | Знает правила поведения в природе. | Знает свое имя, фамилию и возраст. | Знает о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. | Понимает понятие как «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта». | Называет опасных насекомых и ядовитые грибы. | Итоговый результат | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | к | н | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 |
Оценка уровня развития:1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;2 балла – отдельные компоненты не развиты;3 балла – соответствует возрасту
__________________________________________старшая______группа
Имя, фамилия ребёнка | Использует правила дорожного движения. | Знает как оказать первую помощь при ушибах и укусах насекомых | Понимает источник опасности в быту. (электропртборы, утюг и др.) | Пользуется элементами дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), работу светофора, движение транспорта. | Умеет обращаться за помощью к взрослым. | Называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. | Пользуется правилами безопасного поведения во время игр | Итоговый результат | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | к | н | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 |
Оценка уровня развития:1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;2 балла – отдельные компоненты не развиты;3 балла – соответствует возрасту;
__________________________________________подготовительная ______группа
Имя, фамилия ребёнка | Имеет представления о работе ГИБДД | Соблюдает меры предосторожности, оценивает свои возможности по преодолению опасности.. | Сформированы навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». | Соблюдает правила дорожного движения. | Знает культуру поведения на улице и в общественном транспорте. | Знает о том, что в случае необходимости нужно звонить по телефонам «01», «02», «03». | Знает правила поведения на природе. | Итоговый результат | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | к | н | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 |
Оценка уровня развития:1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;2 балла – отдельные компоненты не развиты;3 балла – соответствует возрасту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасная дорога детства».
Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД, а также воспитание у дошкольников культуры поведения ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Островок безопасности»
Данная программа направлена на формирование у детей умение применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем мире, правильно вести себя в опасных ситуациях....
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети»
Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети»...