бусины для Осени
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Королева Ирина Николаевна

Закрепление представлений об осени и ее приметах, расширение представлений о фруктах, овощах, грибах, диких животных, птицах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл businy_dlya_oseni.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Закрепление представлений об осени и ее приметах, расширение представлений о фруктах, овощах, грибах, диких животных, птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

-уточнение, расширение и активизация словаря по  лексическим темам.

- совершенствование грамматического строя  речи  (образование существительных единственного и множественного числа во всех падежах; согласование прилагательных с существительными в родительного падежа  множественного числа; образование относительных прилагательных);

-согласование  числительных с существительными;

- формирование математических представлений.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие связной речи: совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог;        

-развитие зрительного  и слухового внимания и памяти;

- развитие

-слухового восприятия;

-развитие логического мышления;

-развитие общей и мелкой  моторики.

-развитие фонематического восприятия : дифференциация  гласных  звуков  [А]-[У] и гласных букв: А-У; развитие просодической стороны речи.

Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

- наглядные (показ, демонстрация)

- словестные (беседы, диалоги)

- игровые (сюрпризный момент, дидактические игры, координация речи с движением)

Педагогические технологии:

- интеграция деятельности специалистов (логопед – воспитатели)

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» ;

-личностное-ориентированная модель взаимодействия;

-игровая  деятельность;

-здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)

Оборудование:

-предметные картинки для игр: «Веселые поварята», «Соберём и поиграем», «Собери грибы в корзинку»

-бумажные  и пластиковые корзинки

-ковралин

- разноцветные бусинки (плоскостные)  

-прищепки

- паутина (веревочная)

-зонт

-ворона (игрушка)

- магнитофон с СD дисками  cо звуками природы, фонограммы с репертуаром детских песен.

- костюмы (фермера, белки, тучки, лесовика, паука, осени)

Предварительная работа:

-Беседа, наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание картин, иллюстраций  (с комментариями) по темам (овощи, фрукты, лес, деревья,  грибы, ягоды, профессии);

- Чтение сказок и рассказов: Заплатная С, Курникова Т «Мы идем в лес», В Бианки «Кладовая леса», «Синичкин календарь»,  Скребицкого Г.А «Календарь природы», стихи, загадки;

-Прочтение мнемотаблицы  «Осенние приметы» и составление коротких рассказов по схеме «Осень», «Фрукты – Овощи»;

-Разучивание речи с движением «Лес», «Паучата»;

-Разучивание  песни  «Осень раскрасавица», танец «Тучка»  с музыкальным руководителем.

Персонажи-взрослые:

  1. Ведущий – логопед Ольга Яковлевна
  2. Фермер, Лесовик, ворона (игрушка)  -  воспитатель Марина Олеговна
  3. Белка, тучка , Осень –  воспитатель Ирина Николаевна

Ход занятия.

Логопед:

Дети:

Дети под музыку (минусовка Осенние листочки. Слова и музыка М.В.Сидоровой) входят в зал.

                                 Приветствие:

Ребята, посмотрите, как много гостей собралось в нашем зале.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Давайте поприветствуем наших гостей!

Доброе утро, здравствуйте!

Логопед:

Дети:

Садитесь и поудобнее устраивайтесь на своих местах.

Отгадайте-ка загадку:

 - Перестали птички петь.

 Солнце плохо греет.

И на улице теперь

Стало холоднее.  

Дождик часто поливает,

А когда это бывает?

Осенью.

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Сюрпризный момент.

Раздается фонограмма (звуки природы) и в зал влетает зонтик.

Ребята, посмотрите, ветер принес нам зонтик, а к нему письмо привязано. Давайте прочитаем?

(Читает письмо)

Несу я  урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я – Осень

Свои бусы разорвала

Бусины я потеряла,

И теперь меня не стало.

Посмотрите на картинки

И найдете вы тропинки.

По тропкам вы пройдите

Бусинки мои найдите.

Бусинки легко считать,

У меня их ровно пять!

 Ребята, Осень потеряла свои бусы и исчезла. Что произойдет, если не будет осени?

 Осень помогает природе подготовиться к зиме. Если не будет осени -все живое погибнет.

Нам надо срочно вернуть бусы осени. Согласны?

Да.

Ребята, давайте посмотрим наши подсказки.

Логопед вместе с детьми рассматривает зонтик.

 Что нарисовано на   картинке под цифрой 1?

 Это ГРУЗОВИК.

Посмотрите, что везет этот грузовик?

 Он везет овощи и фрукты.

Правильно. А кто выращивает и собирает урожай  овощей и фруктов, как называется эта профессии?

 Это фермер, овощевод , колхозник.

Давайте с вами отправимся в гости к фермеру и поищем бусы Осени у него.

Дети выстраиваются друг за другом и под музыку (под фонограмму «Паровозик» ) совершаю круг.

   

Выходит фермер с корзинами овощей и фруктов.

Фермер

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки  осени. Ты их не видел?

Фермер

Может и видел, но не помню где, работы у меня много.  

Логопед:

 Какой  работы много?

Фермер

Дети:

Фермер:

Логопед:  

Фермер:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

Логопед:

 

Фермер:

Дети:

 Вот, пусть ребята сами скажут какая у меня работа осенью.  

 Нужно собирать урожай, подготавливать  почву к весне.

Верно. Смотрите, какой богатый урожай я собрал!

Мне нужно сделать заготовки на зиму.

Наши ребята помогут тебе сделать заготовки., А, ты, поищешь нашу бусинку.

Согласен .

Фермер уходит.

 Ребята поможем фермеру?  

 Поможем .

Эстафета «Веселые поварята» (на ковралин прикреплены 2 банки.)

Что приготовим  из овощей?

Овощные салаты.

Что хотите приготовить из фруктов?

Соки.

Начинайте.

(Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает из корзины овощи и прикрепляет их к миске, а другая команда выбирает фрукты и прикрепляет их к банке.)

Молодцы ребята, вы готовы?

Появляется фермер.

Что вы мне успели приготовить?

Мы приготовили овощные салаты: из огурцов, капусты, моркови, перца и помидоров(ответы 1 команды)

Мы приготовили соки: яблочный, грушевый, апельсиновый, персиковый, сливовый (ответы 2команды). 

Фермер:

Дети:

 Какие вы молодцы. Вот вам ваша бусинка.

Спасибо.

Уходит.

Логопед:

Дети:

Логопед:

Да, это она. Ребята, мы нашли одну из бусинок. (прикрепляет бусинку на ковралин) Нам нужно найти остальные. Давайте посмотрим на зонтик. Что нарисовано на второй картинке?

ЛЕС.

 Друг за другом вы вставай, потихоньку в лес шагайте.

С вами мы пойдем гулять, в лес зверушек навещать.

Этот лес-не просто лес, этот лес-страна чудес.

И если с кем-то нам в пути придется повстречаться,

В того и будем мы, друзья, с вами превращаться.  

Идем, ребята?!

 

Друг за другом мы идём – раз, два, три. Раз, два, три.

(обычная ходьба)

На носочках мы идём – раз, два, три. Раз, два, три.

(ходьба на носочках)

Ноги выше поднимаем – раз, два, три. Раз, два, три

.(ходьба с высоко поднятыми коленями)

Веселей теперь шагаем – раз, два, три. Раз, два, три.

(обычная ходьба)

Мы заходим с вами в лес, сколько здесь вокруг чудес!

(широко развести руки в стороны, повороты вправо – влево)

Головы мы вверх подняли, птичек в гнёздах увидали, сами птичками мы стали.

(дети изображают, как птички проснулись – поднялись на носочки, руки в стороны, вверх, в стороны, машут «крылышками», лёгкий бег друг за другом)

Дальше по лесу шагаем, мышку серую встречаем.

(обычная ходьба)

 

Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт.

( мягкий пружинистый шаг, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, да как начал реветь: «У-У! У-У! Я вразвалочку иду!»

(руки полусогнуты в локтях, ходьба  по - медвежьи.)

А теперь мы все зайчата – длинноухие ребята.

(прыжки на двух ногах, руки на поясе)

Ну вот мы и в лесу

(остановились)

Воздух свежий мы вдохнули, руки к солнцу протянули,

Выдохнули, опустили и ещё раз повторили.

Все мы медленно подышим, тишину вокруг услышим

(упражнение на восстановление дыхания)

Ведущий

. Только слышу, кто-то к нам сюда идет.

 

Выход Белки (корзинка с орешками)

Белка

Здравствуйте, ребята,  зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусы осени. Ты их не видела?

Белка

Может и видела, только работы у меня много.  

Логопед:

Какой работы?

Белка:

Дети:

Белка:

Дети:

 Пусть ребята сами и расскажут. Чем занимаются дикие животные осенью?

Звери меняют свои шубки, делают запасы на зиму, впадают в спячку.

 Я тоже делаю запасы на зиму. Вот только какие?

Запасаешься орехами, сушишь грибы, ягоды.

Белка:

Правильно. Ой, все орешки просыпала!

Логопед:

Дети поможем белочке собрать орешки.

Белка:

Логопед:

Белка:

Это не обычные орешки.

На орешках в серединке

Нарисованы картинки

Мне скорее помогите

И картинки соберите.

                      Игра: «Соберём и поиграем»

Картинки со звуком [А] вначале слова кладите в корзиночку с буквой «А» (аист, арбуз, абрикос, апельсин и т.д.). а со звуком [У] в начале слова- корзиночку с буквой «У» (усы, ухо, укроп, утюг и т.д.)

(Дети выполняют задание)

-Молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки

(проверяет задание)

Спасибо, ребята, помогли мне. Вот вам за это бусинка.

Уходит (забирает с собой зонтик)

Логопед

У нас есть еще одна бусинка! (прикрепляет вторую бусинку)

Давайте посмотрим, куда нас зонтик дальше отправит? Ой, а где же зонтик?

          Появляется воспитатель в костюме Лесовика

Лесовик:

Дети:

Логопед:

Лесовик:

Дети:

 Где, где, я его нашел! Он висел на суку, рядом с дуплом. Вы не знаете, кто его туда повесил?

Белка.

Как хорошо, что ты принес нам зонтик. Он нам очень нужен. Без него мы не сможем отыскать бусинки для Осени.  Лесовичок, ты их не находил?

Нашёл одну. Но отдам, если вы расскажите, как надо вести себя в лесу?  

Нельзя шуметь в лесу, ветки ломать, без надобности рвать цветы, громко кричать, разводить костер.

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Логопед:

Молодцы! А, грибы собирать умеете!

Да.

Давайте поиграем! Соберите в моем лесу грибочки.

Детям раздаются корзинки с прищепками.

Игра: «Собери грибы в корзинку»

Раз, два, три, все грибочки собери?

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Дети:

Дети собирают грибы в корзинки.

Сколько вы грибов вы насобирали? А почему вы мухоморы не собрали?

Потому что он не съедобный гриб.

Давайте посмотрим, какие вы грибы собрали.

-Я собрала 1 белый гриб, а я много белых грибов

- Я собрал 3 подберезовика, а я 1 подберезовик

- Я собрала 2 подосиновика, а я 1 подосиновик

- Я собрал много сыроежек, а я 3 сыроежки

- Я собрала много лисичек, а я 3 лисички.

Лесовик

Молодцы!  Возьмите свой зонтик и бусинку.

Уходит

Логопед

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Ну вот, у нас уже три бусинки (Прикрепляет бусинку). Давайте посмотрим на зонтик, какая еще там есть подсказка…Что же это за картинка?

ТУЧКА с дождем. 

Что она может означать? Куда же нам следует отправиться?

К тучке.

 Как нам туда попасть?

Можно на самолете, воздушном шаре, вертолете.

 Давайте, мы поднимемся на паутинке, ведь осенью паучки летают именно на паутинках.

Вокруг себя повернитесь, в паучков превратитесь.

Звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля» дети выполняют упражнение «Паутинка» (Логопед выносит паутину)

 Дети натягивают паутину и движутся по кругу со словами: :

Паучата в нашем зале

Дружно спицами стучат:

Чики-чики-чики-чок,

Чики-чики-чики-чок,

Научится делать сетку

Может каждый паучок.

Поскорей берите нити,

Спицы, ножницы, крючки.

Нити крепче натяните,

Завяжите узелки!

Выходит Тучка

Логопед:

Вот мы и взлетели. Смотрите, да это же осенняя тучка!

Тучка:

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки осени. Ты их не видела?

Тучка:

Видела. Потанцуете со мной и я отдам  вам бусинку.

Дети:

С удовольствием потанцуем. Мы любим танцевать.

Дети исполняют танец вместе с Тучкой (Музыка Д. Тухманова «Виноватая тучка)

Тучка:

Логопед:

Тучка:

Логопед:

Тучка:

Логопед:

Молодцы. Держите бусинку!

Спасибо, нам пора возвращаться. А где же наша паутинка?

 Вашу паутинку ветер унес.

А как же нам тогда вернуться обратно?

У Вас есть волшебный зонтик, он вам поможет вернуться обратно.

Логопед берет в руки зонтик, дети становятся вокруг него  (звучит музыка  

Получилось. Вокруг себя повернитесь, в детей снова превратитесь. (прикрепляет бусинку на ковралин)

Логопед:

Дети:

 У нас уже 4 бусинки! Осталось найти последнюю! Давайте посмотрим на картинку- подсказку. Кто это?

Ворона! (птица)

Появляется Ворона (игрушка)

Ворона:

Кар-кар! Здравствуйте, ребята,  зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки осени. Ты их не видела?

Ворона:

Видела. Отдам, если скажите, что происходит с птицами осенью. 

Игра «Правда - не правда»

Я вам буду называть, что делают птицы осенью. Если это правда, то вы хлопаете в ладоши, если не правда, топаете ногами:

1.  У птиц длинный нос?

2. У птиц две лапы?

3. Осенью птицы улетают в теплые края?

4. Осенью птицы выводят птенцов?

5. Осенью птицы к отлету собираются в стаи?

 

Молодцы ребята. Вы правильно ответили на все мои вопросы.

 Вот ваша бусинка!

(логопед прикрепляет последнюю бусинку)

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

.

 Ребята, мы собрали с вами все бусинки осени. Значит, теперь Осень к нам  вернется?

Да.

Давай те ее позовем?

Осень, осень в гости просим!

Что-то ее не видно. Может быть мы неправильно собрали бусы, давайте проверим .

(подходят к ковралину на котором прикреплены бусинки )

 Вспомните и назовите у кого мы нашли наши бусы (дети отвечают на вопрос логопеда).  

(Логопед выкладывает перед детьми цветные картинки с изображением названных персонажей)

Логопед:  Поместите под каждой бусинкой нужную картинку

(дети выполняют задание)

 

Логопед:  Правильно мы собрали бусы?

Дети: Нет, нужно поменять местами 4и 5 бусинки.

Логопед: Молодцы, что нашли ошибку! Поменяйте бусинки местами.(дети меняют бусинки местами)

:

Выходит Осень под музыку ( Вивальди «Глория» )                                              

Осень

Здравствуйте мои друзья

Всех вас видеть рада я.

Спасибо, что вы помогали

Бусы для меня искали.

Вас теперь я награжу (передает логопеду  корзину с фруктами л)

И на песню приглашу!

Песня: « Осень раскрасавица» (стихи и музыка Г. Азаматовой-Бас)

Дети:

Осень золотая!
Спасибо, что ты есть.
Будь всегда такая.
Даров твоих не счесть.

(Осень прощается с детьми и покидает зал под музыку В. Вивальди «Глория» )

Логопед:

Вот ребята, какое доброе дело мы сегодня сделали! Теперь Осень будет радовать всех своими разноцветными  бусами.. Нам понравилось, как вы справились с трудной задачей. Теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Выход под музыку  (под фонограмму «Паровозик» )  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Волшебные бусины»

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей  через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия....

Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...

Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству "Цветная бусина"

Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству"Цветная бусина"...

Интегрированное занятие "Бусины для Осени"

Интергрированное занятие для закрепления тем для обобщения знаний об осени....

«Освобождение бусин из ледяного плена»

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе....

Краткосрочная образовательная практика "Браслет из бусин и ленты"

Программа краткосрочной образовательной парктики....