Фрагмент рабочей программы. Образовательная тема недели " В гостях у сказки"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutsevolova_o.i.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент рабочей программы
Образовательная тема недели: « В гостях у сказки»
Воспитатель ДОО
Куцеволова Ольга Ивановна
МКДОУ « Краснобратский детский сад»
с. Пришиб, Калачеевского района
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы «От рождения до школы», разработанной авторским коллективом под руководством Н.Е. Вераксы; парциальных программ: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной, «Старт» Яковлевой, «Музыкальные шедевры» Радыновой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой, Маханевой». Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на:
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
-предметно-пространственную развивающую образовательную среду;
-характер взаимодействия со взрослыми;
-характер взаимодействия с другими детьми;
-систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
От 4 до 5 лет
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья.
Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков.
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое.
Развивается моторика дошкольников.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы).
Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.
Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка.
Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале.
В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.
Речь становится более связной и последовательной.
В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании.
Цепкая память позволяет ребёнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности.
Цель: развитие познавательной, творческой и элементарной активности детей в процессе чтения, умения слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному, сопереживать героям произведения.
Задачи:
-Обогащения активного словаря;
-Развитие речевого творчества;
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
-Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
-Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок;
-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
-развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-приобретение опыта в двигательной деятельности (развитие физических качеств);
-овладение подвижными играми с правилами;
-формирование целеустремленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в средней группе.
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем.
Образовательная тема недели «В гостях у сказки»
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами |
Поне дель ник | Двигательная деятельность в интеграции с игровой. | Развивающая образовательная ситуация на игровой основе с Мойдодыром. Беседа о здоровом образе жизни, о важности для здоровья гигиенических процедур, закаливания, движений. Обсуждение «Как помочь грязнуле»? (по произведению К.И. Чуковского «Мойдодыр». Двигательная деятельность детей, иллюстрирующая поведение героев сказки. Игры на ориентировку в пространстве «Найди, где спрятано «Мыло душистое, полотенце пушистое, густой гребешок, зубной порошок». Ходьба по дорожкам здоровья с героями сказки. | Чтение и обсуждение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр». Подвижные игры с правилами «Бездомный заяц», «Перелет птиц». пальчиковая игра «В гостях у сказки» | Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в процессе НОД. Уроки «Мойдодыра» - формировать навык самостоятельности в уборке и складывании одежды в шкафчик. | Предметно-пространственная среда насыщена предметами и игрушками по данной теме. Выставка литературных произведений, иллюстраций к сказкам. | Консультация на тему: Литературное воспитание ребенка в семье» Совместные рисунки детей и взрослых по сказкам. Подготовка к участию в итоговом мероприятии. |
Втор ник | Восприятие художествен-ной литературы в интеграции с изобразитель-ной деятельно-стью | Пальчиковая игра «Будем пальчики считать, Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Создание иллюстраций по прочитанному. | Развивающая игра «Какая посуда спряталась» (кухонная, столовая, чайная) С/р игра «Столовая» Подвижные игры «Птички и кошка»,« Не забегай в круг». | Работа с детьми с незаконченными иллюстрациями. Упражнение на развитие внимания «Дорисуй…» | ||
Среда | Познаватель-но-исследовательская деятельность в интеграции с элементарной трудовой | Беседа: «Где живут сказочные герои»? (избушка на курьих ножках, избушка лубяная и ледяная, теремок, дворец) Экспериментирование с ветками, песком, камнем, глиной, соломой (ломаются, рассыпаются, разлетается) Совместный труд со взрослыми «Починим книжки малышам» | Чтение и обсуждение сказки «Три поросенка» перевод С.Маршака Подвижные игры «Убеги от волка», «Лиса в курятнике» Пальчиковая игра «Домашние животные» С/р игра «Строители» | Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в процессе НОД. «Фантазёры» Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей. Предложить ребёнку пофантазировать и закончить предложение. | ||
Четверг | Конструиро-вание в интеграции с коммуника-тивной деятельно-стью | Приветствие «Круг радости» Совместный пересказ сказки «Лиса и кувшин». Предложите детям провести коллективный пересказ сказки «Лиса и кувшин». При пересказе каждый ребенок говорит по 1—2 предложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. По ходу пересказа последовательно выставлять декорации и фигурки персонажей, совершать с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей возникают затруднения, то задать ему наводящий вопрос или начать следующую фразу самой. Конструирование из счетных палочек. Предложите детям сложить из счетных палочек кувшин. (Если дети не справятся, то поместить на доске образец изображения кувшина из восьми счетных палочек | Чтение и обсуждение сказки «Лиса и кувшин». Подвижные игры «Лови-бросай», «Котята и щенята». С/р игра «Детский сад» | Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в процессе НОД. «Загадай загадку» Пробуем описать знакомый ребенку предмет, не называя его | ||
пятница | Музыкальная деятельность в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью | Д/и «Узнай песенку из сказок». Выразительное пение. Игра на музыкальных инструментах. «Звериная гимнастика» | Ситуация «Готовимся встретить гостей» Чтение или рассказывание сказки по просьбе детей. П/игры по выбору детей | Итоговое меропри-ятие | ||
Итоговое мероприятие совместно с родителями «Путешествие по сказкам». Оформление выставки рисунков детей Организация чаепития |
План- конспект итогового мероприятия:
- Встреча гостей.
- «Путешествие по сказкам»
- Организация чаепития. Закрепление способов действий при сервировке стола, правил поведения за столом
Итоговое мероприятие по теме:
«Путешествие по сказкам».
Средняя группа.
Цель: выявить и обобщить знания по произведениям, формировать умение определять содержание литературного произведения по отрывкам из книг, вызвать желание узнавать героев произведения, принимать участие в инсценировке сказок, формировать положительные эмоции.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, различные атрибуты из сказок: мыло, расческа, полотенце, посуда, кочерга, ухват, чугун, русская печка, кувшин, мыльные пузыри, волшебная шкатулка.
Предварительная работа: чтение сказок: «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Три поросенка», «Лиса и кувшин»
Формы, методы, приемы: наглядный, словесный, игровой, упражнения речевого дыхания, художественное слово, практическая деятельность.
Содержание
Дети входят в зал.
В: Ребята, посмотрите, волшебная коробочка пришла к нам в гости. Вы хотите узнать, что же в ней? Тогда давайте заглянем в нее?
В: Ой, да в ней лежит волшебный клубок! Я думаю, что клубочек поможет нам попасть в волшебную страну. Вы хотите туда попасть?
Ответы детей.
В: Давайте мы его покатим, а он нам поможет - укажет путь-дорожку.
"Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток,
Только сильно не спеши,
К сказке в гости приведи".
Воспитатель показывает несколько слайдов по сказке Мойдодыр.
В. Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
Входит Мойдодыр (родитель одного из детей).
Мойдодыр:«А и вправду все меня знают. Да и я вас знаю.
Выбегает Грязнуля.
В: А это еще кто такой грязный?
Г: Да чем я вам не понравился? Я все ваши правила выполняю.
- Полотенцем помыл руки!
- Расческой расчесал шнурки.
- Зубной щеткой намылился.
- Пасту покушал.
- Мылом намазался.
(Дети объясняют Грязнуле правила гигиены).
Игра с мячом «Полезно-вредно» (Играют дети с грязнулей)
- Пользоваться мылом…
- Делать регулярно зарядку…
- Грызть ногти…
- Кушать кашу по утрам…
- Причесываться пальцами…
- Давать свою расческу другу…
- Одежду складывать вместе с обувью…
(Выходит Мойдодыр)
Мойдодыр: В гости к Мойдодыру все скорей спешите,
Вместе с Мойдодыром весело пляшите. (Дети выполняют движения по показу Мойдодыра).
(Игры с мыльными пузырями (дыхательная гимнастика)).
В: Какие вы молодцы! Но нам пора в путь дальше отправляться.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток,
Только сильно не спеши,
В гости к сказке приведи.
В: Ой, посмотрите, мы с вами пришли на полянку. Может, полянка тоже волшебная? Взгляните, ребята, полянка раскрыла для нас книжку сказок и приглашает вместе с ней отправиться в гости к сказке. Вы готовы узнать, что в ней?
(Дети, рассматривая слайды, выбирают слайды к сказке «Федорино горе».)
Игра «Поможем Федоре» (Девочки расставляют чайную посуду, мальчики столовую, а родители кухонную).
Хозяюшка (мама одного из детей) рассказывает детям о предназначении чайной, столовой, кухонной посуды
В: Ребята, давайте подарим Федоре новую посуду, но чтобы она ей понравилась, давайте её разукрасим. (Дети разрисовывают красками сделанные заранее блюдца и чашки).
В: Ребята! Нам пора в путь дальше отправляться.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток,
Только сильно не спеши,
В гости к сказке приведи.
В: Ребята, следующая сказка тоже приготовила нам задачу. На карточке изображен разбитый кувшин. Вы узнали, из какой он сказки? (Лиса и кувшин) Надо помочь лисе — собрать и склеить ее кувшин. Внимательно посмотрите на картинку и выберете из осколков тот, который подойдет по форме к разбитому кувшину. (Дети выполняют задание. Игра «Танграм»)
В: А сейчас мы попросим помощи у родителей. Мы построим прочный домик для трех братьев. Знаете, о какой сказке пойдет речь?
Д: «Три поросенка».
В: Да, это сказка «Три поросенка» (Родители строят домик из конструктора)
В: Ребята, понравилось вам в Стране Сказок? Почему вам нравятся эти сказки? (веселые, добрые, поучительные, смешные).
Чему научили нас эти сказки? (быть добрыми, аккуратными, вежливыми, смелыми, сильными).
В: Ребята, нам уже пора возвращаться обратно. Давайте вместе скажем:
Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток.
Только сильно не спеши, в детский сад нас приведи.
В: Вот мы и вернулись домой, в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)
Под фонограмму песни «Сказки гуляют по свету» родители вместе с детьми образуют круг.
В: В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
(Импровизированный танец детей и родителей вместе с героями сказок).
Литература.
1..Главные герои любимых писателей/ Тематический словарь в картинках. – Программа «Я и человек». – М.: Школьная Пресса, 2011.
2.Ребенок в мире сказок, сост. О.П.Власенко, Волгоград. 2009 г.
3. М.Осокина. Сказка с песней повстречались, 2010 г.
4.Горькова Л.Г., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников: Средняя группа. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2009.
5.Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; Под ред.В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012 г.
6.Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
7.Развивающие занятия с детьми 4-5 лет; Под ред. Л.А. Парамоновой. – М. 2013.
8.Хрестоматия 4-5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового мероприятия По теме недели «В гостях у сказки» в старшей группе Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с разными видами сказок.ЗАДАЧИ:Познавательное: Формировать представление об окружающем мире, развивать любознательность, закрепить знания детей о русских на...
Фрагмент рабочей программы по теме "Если хочешь быть здоров."
Представление о ЗОЖ...
Фрагмент рабочей программы на тему "Я и мой город"
Фрагмент рабочей программы...
фрагмент рабочей программы по теме "Неделя здоровья" в средней группе
План работы разработан для работы с дошкольниками в средней группе....
фрагмент рабочей программы по теме "Неделя здоровья" в средней группе
Этот материал разработан для работы в средней группе по теме "Неделя здоровья"...
Рабочая программа по театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуаль...
План воспитательно-образовательной деятельности подготовительная к школе группа. Тема недели: «В гостях у сказки. Книжная неделя»
План воспитательно-образовательной деятельности с 03.10.2022г. по 07.10.2022г. Подготовительная к школе группа Тема недели: «В гостях у ска...