Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема «Веселые загадки» в старшей группе в форме игры «Брейн-ринг»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Стрельцова Лидия Павловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №39

городского округа-город Камышин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие»

тема «Веселые загадки»

с детьми старшей группы

 

 

Цели: Учить самостоятельно составлять загадки, способствовать развитию познавательной активности, внимания, 
мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр 
развивающей направленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

 «Веселые загадки»

 в форме игры

 «Брейн-ринг»

Выполнил:

Воспитатель

 МБДОУ Дс №39

 г. Камышин

Стрельцова Л.П.

г. Камышин 2017

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

 «Веселые загадки»

 в форме игры «Брейн-ринг»

Цели: Учить самостоятельно составлять загадки, способствовать развитию познавательной активности, внимания, 
мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр 
развивающей направленности. 

Задачи: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание
играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь; учить составлять образные характеристики предметов путем 
загадывания загадок ; дать представление о жанровых особенностях загадок; учить осмысливать загадки; учить составлять предложения с противительным союзом “но”; воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: «Сундучок загадок», разрезные картинки, таблица с изображением модели составления загадки, карточки с геометрическими фигурами и овощами, схемы-загадки, жетоны, эмблемы для команд ,предметы для награждения.

Предварительная работа: составление описательных рассказов, д, и «Какой?»«Подбор эпитетов»«Подбор действий», чтение и разгадывание загадок.

Ход занятия

1. Организация.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие «Страну загадок», но для начала я предлагаю вам друг с другом поздороваться.

Вхождение в игру – «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

 Зашагали ножки осеннею дорожкой.

       Весело гуляли и друга повстречали.

 Здравствуй, здравствуй, милый друг!

       Посмотри скорей вокруг.

       Ты мне только улыбнись!

        Обнимись!

Гуляют врассыпную

Находят себе пару – друга

Пожимают руки друг другу

Разводят руки в стороны

Улыбаются друг другу

Обнимаются

Дети кружатся в парах, держась за руки

Цель игры: разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.(игра детей)

Сюрпризный момент.

-Ребята, посмотрите какую посылку я нашла у нас в группе. Какая она яркая и красивая. Послушайте, что в ней напечатано: «Сундучок загадок» для детей старшей группы от Королевы Загадочной страны» 

-А что же такое загадка? (ответы детей)

Мотивация.

-А хотите сами научиться составлять загадки?

Ребята мы будем играть в интеллектуальную игру «Брейн - Ринг», отгадывать и составлять загадки, а наш «Сундучок загадок» нам в этом поможет. Играют две команды: «Почемучки», «Любознайки» (на ринг выходят все ребята и капитаны команд демонстрируют эмблему и произносят девиз ).

Команда «Почемучки»                    Девиз: Мы пытливые умы,

Мы с вопросами на «ты»!  

 Команда «Любознайки»               Девиз: «Хотим все знать». 

Мы готовы отвечать!

Прошу командам занять свои места. Наш сундучок будет нам давать задания, чтобы его открыть нам нужно сказать волшебные слова: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!» (Дети проговаривают слова)

ХОД БРЕЙН- РИНГА.

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

I тур - «Разминка» (Вопросы задаются поочередно каждой команде за правильный ответ команде даётся жетон).

1 Группа

2 Группа

1

Назови три осенних месяца. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В каком месяце кончается лето? (август)

2

Кто больше – маленький слон или большая мышка? (маленький слон)

Кто больше – маленький бегемот или большой муравей? (маленький бегемот)

3

Назови маму ягненка. (овца)

Назови маму жеребенка. (лошадь)

4

В какое время года бывает листопад? (осень)

Сколько дней в неделе? (семь)

5

Что делают из муки? (хлеб…)

Что делают из молока? (сметану, кефир и др.)

6

Кто рисует картины? (художник)

Кто лечит больных? (врач)

7

Скажи наоборот «день» (ночь)

Скажи наоборот «друг» (враг)

8

Скажи наоборот «храбрый» (трусливый)

Скажи наоборот «здоровый» (больной)


«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

II тур – «Огородный» ( детям нужно отгадать загадки и принести команде жетон)

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется... (огурец).

Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее... (морковка).

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

Огурцу сей овощ брат,

Так в народе говорят.

Вот улегся на бочок.

Полосатый... (кабачок)

Овощ сочный, горький, едкий.

Дети любят его редко.

Стрелки собраны в пучок,

И зовется он... (лучок).

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
 
(Баклажан)
 

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

III тур – «Схематический»

В:-Загадки бывают разные. Бывают коротенькие в одну строчку, бывают в виде стихов. В каждой загадке предмет не называется, и нужно самому угадать о чем речь. Что бы легко догадаться, в загадке говориться на что похож предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.

-А ещё в загадках сравнивают предмет с другими. Например: Овальная, но не яйцо. Коричневая, но не картошка. Шершавая, но не кора. На сосне растет, но не иголка.

-Что это? Правильно. Как догадались?

-Давайте, опираясь на эту загадку рассмотрим схему по которой будем составлять загадки. Про что вначале загадки говорилось(Овал — это что? Форма). Во втором предложении (Цвет) В третьем говорилось про то, какая она на? (ощупь) А последнее предложение в загадке о чем(О действии)

В нашем сундучке имеются схемы загадок, которые вы должны отгадать. (Схемы и картинки –ответы разрезаются)

C:\Users\MIRF\Desktop\ЗАГАДКИ\7.jpg  C:\Users\MIRF\Desktop\ЗАГАДКИ\1334819811_2.jpgC:\Users\MIRF\Desktop\ЗАГАДКИ\1334819797_3.jpg

Физминутка.

С детьми проводится игра «Дождик»

Цель игры: учить детей работать в команде.

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит:

«Дети, на улице пошел мелкий дождик», - и начинает постукивать одним пальцем правой руки по левой ладони. Дети повторяют.

«Дождик стал сильнее», - дети стучат двумя пальцами, потом – тремя, четырьмя.

«Пошел сильный дождь», - дети хлопают ладошками.

«Загремел гром!» - дети стучат ногами.

«Гроза прошла, но дождь еще очень сильный», - дети хлопают в ладоши.

«Дождь постепенно стихает», - дети постукивают пальчиком по ладошкам.

«На улице – светло и сухо, можно идти гулять»

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

IV тур – «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

В: В «Черном ящике» находится предмет о котором говорится в загадке:

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)

Дети собирают разрезные картинки и разгадывают загадку.

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

V тур – «Геометрический»

В: Перед вами волшебные карточки — символы, используя их, найдите свой овощ. 
Воспитатель показывает карточку с геометрической фигурой. 
Дети находят на столе соответствующий овощ. 
В: Почему Катя взяла помидор? 
Катя: Потому, что на карточке красный круг, и помидор красный и круглый. 
(Другие ответы детей) 


http://ya-uchitel.ru/_ld/31/s87111270.jpg http://ya-uchitel.ru/_ld/31/s21150147.jpg

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

Вместе с детьми считаем количество баллов (жетонов). Команды награждаются отличительными знаками («пятерки» - золотые и серебряные)

Ребята, вам понравилась игра? Получать пятерки? Скажите, что вам было легче всего? А что трудно было для вас?

- Молодцы. Вы все старались и победили!!!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Для чего нужны руки» (старшая группа)

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.Задачи:1. Образовательные:- расширять представлени...

Конспект по познавательному и речевому развитию «Человек. Части тела» в старшей группе

развивать познавательный интерес ;закрепить представления детей о строении человеческого тела,...

Конспект НОД по речевому развитию "Мы - веселые лесные зверята" (старшая группа)

ЦЕЛИ: - Закрепить представление детей о лесных зверятах: зайце, белке, лисе, волке и медведе - об особенностях внешнего вида (уметь найти на картинке), передвижения, питания, местообитания.- Выучить н...

Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Дикие животные»Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):Образовательные:• расширить и акти...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию "Книга- друг человека" в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию  "Книга- друг человека" в старшей группе...