Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по профилактике оптической дисграфии в ДОУ | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. По статистике с каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.
Чаще всего о дисграфии начинают говорить в школьные годы, хотя предпосылки её уже проявляются в детском саду. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. Поэтому, вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание.
Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Так А.Н.Корнев выделяет следующие основные признаки детей «группы риска»:
«цепочка» пери- и постнатальных вредностей;
позднее и аномальное развитие устной речи;
задержка психического развития;
выраженная незрелость изобразительных способностей;
Билингвизм.
По мнению Р.И. Лалаевой оптическая дисграфия - это стойкое, специфическое нарушение письма, обусловленное неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
В литературе оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
На мой взгляд средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения, направленные на:
выработку концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия;
развитие зрительной памяти;
развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве;
автоматизацию зрительных представлений графических образов букв, дифференциацию букв, имеющих оптические сходства.
Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений при письме я включаю в плановые фронтальные занятия по
формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
С целью развития буквенного гнозиса, автоматизации смешиваемых букв, дифференциации графически сходных букв в занятия по обучению грамоте мною используются карточки на подбор зрительного образа к букве, конструирование и реконструирование букв из различных элементов (палочек, камушков, ракушек). Дошкольникам предлагаю знакомиться с объёмным вариантом буквы, закрепляю её образ при лепке, вырезании, складывании из палочек при помощи наглядного пособия «Буквы из палочек». Также осуществляется развитие тактильного образа буквы – дети обводят буквы из наждачной бумаги, выкладывают их из шнурочков.
В целом вся работа по профилактике оптической дисграфии направлена на развитие буквенного гнозиса. На занятиях использую картотеку игр «Узнай букву». Это позволяет детям упражняться в узнавании букв в усложнённых условиях – на зашумлённом фоне, наложенном изображении, в выделении недописанных, неправильно написанных букв.
Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, мною целенаправленно проводится работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом. Надо стараться своевременно выявить и устранить причины появления оптической дисграфии до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он просто «не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в «моторную память руки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...
Устранение предпосылков оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв, и особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако ...
Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...