ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оптическая дисграфия — дисграфия , связанная с недоразвитием зрительного гнозиса , анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения.
« Виды оптической дисграфии » К оптической дисграфии относится зеркальное письмо , которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга. Выделяют литеральную форму оптической дисграфии , при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
Причинами возникновения оптической дисграфии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений. Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям: Развитие зрительного восприятия ( гнозиса ) Расширение объема и уточнение зрительной памяти Формирование пространственных представлений Развитие зрительно-моторной координации
Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса 4-5 лет Игры и упражнения Цели и задачи 1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. -Развитие зрительного гнозиса : развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Д/И «Слушаем внимательно» Задание: Предложите детям: -закрыть фишками только мебель (бытовую технику); - закрыть фишками не мебель; -закрыть фишками то, на чем можно сидеть; -закрыть фишкой мягкую мебель.
«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени» .
«Зашумленные картинки»
« Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй»
Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая) Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д. Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?» Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
«Работа над пространственными предлогами»
Развитие зрительно-моторной координации Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-7 лет Развитие буквенного гнозиса : развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др. Развитие зрительного анализа и синтеза - Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса ): - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; - развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по профилактике оптической дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста
Дети, с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной работе по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, что хорошо воспринимается детьми на ...
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии для ребенка старшего дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии. Расчитан на учебный год ( 35 недель- одно занятие 20 мин в неделю)....
"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....