"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Платонова Татьяна Уалентовна

В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opticheskaya_disgr.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика  оптической  дисграфии  у  дошкольников с нарушениями речи.

        Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных  несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.

Условно выделяют  пять форм дисгрфии. Но в данной работе речь пойдет об оптической дисграфии  как наиболее часто встречающейся в практике.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная  сформированность зрительно пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Все буквы русского алфавита состоят из набора  одних и тех же элементов: («палочки», «овалы»)  и несколько специфичных элементов. Одинаковые элементы по разному комбинируясь в пространстве,  образуют различные буквенные знаки:   И  Ш  Ц  Щ;    В  Б  Д   У….. и дети путают похожие по начертанию  буквы:   «Р» и «Ь»  «З»  и  «Э».  Например,  они могут не обратить внимания на одну из палочек в  букве  «Ш»   или  «хвостик» в букве  «Щ». Письмо у этих детей медленное, неровное.  Если ребенок не улавливает  тонких различий между буквами,  то это непременно приведет к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв  (связано с недоучетом их количества)

Х  вместо  Ж ;   Л  вместо  М ; и.т.д.;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при  соединении букв включающих  одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв;

          Работу по профилактике  оптической  дисграфии   необходимо  проводить  в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти: игры типа « Чего не стало?», «Что перепутал художник?»,  «Найди отличия», « Чем похожи?»

« Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различия»,

« Что изменилось», «Странный художник», картинки с наложением предметов и.т.п.

Проводить  игры  и упражнения  в которых необходимо :

- определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;

          - запомнить фигуры или  предметы  изображенные на одной карточке,   затем найти их на другой или же  найти новые предметы на другой;

- подобрать к  изображениям  предметов парные,  но  с противоположным значением;

- подобрать  карточки,  пользуясь приемом аналогии и.т.п.

 В процессе таких игр  зрительное внимание детей  становится более активным, целенаправленным, устойчивым.  Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия.

  1. Проводить игры направленные на  ориентировку в пространстве:

- «Сделайте шаг вправо, если услышишь звук» (предлагается определенный звук из ряда звуков);

-  « Подними руку вверх, если услышишь название» (предлагается определенный  предмет из ряда предметов);

- «Сделай столько прыжков,  сколько слогов в слове» (предлагается слово);

- Выполняются упражнения на координацию речи с движением;

В процессе этих упражнений дети  учатся ориентироваться в пространстве, быстро действовать по инструкции.

  1. Проводить  различные упражнения  на конструирование букв  и их элементов из разного материала, восстанавливать букву по заданному  элементу.

- Выкладывание букв с фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

- Определение букв, написанных на карточках, где правильно, а где ложные ( изображенные зеркально).

- Ощупывание букв  с закрытыми глазами,  сделанных из разных материалов.

- Нахождение букв в геометрических фигурах.

- Демонстрация букв в разном положении.

-Конструирование букв, которые можно выложить из 2-х, из 3-х палочек и.т.д.

        Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится  в играх: « Расставь буквы правильно», « Куда смотрит буква», и. т. п.  Для работы  можно и  удобно использовать готовые рабочие тетради для развития  графических  навыков.

        Таким образом, в ходе выполнения игр и игровых упражнений, практических заданий, у детей формируются устойчивые представления об образе букв алфавита, что в дальнейшем поможет им легко различать близкие по написанию буквы и успешно овладеть  навыками письма. Проведение подобных занятий является хорошим способом профилактики оптической  дисграфии,  суть  которой  состоит  именно в  неустойчивом  представлении об образе букв алфавита.

Библиография:

  1. Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова «Диагностика и нарушения чтения и письма». Союз. СПБ. 2001
  2. Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма».СПБ.1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике оптической дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста

Дети, с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной работе по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, что хорошо воспринимается детьми на ...

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии для ребенка старшего дошкольного возраста.

Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии. Расчитан на учебный год ( 35 недель- одно занятие 20 мин в неделю)....

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...

Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "

В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....