"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.
Условно выделяют пять форм дисгрфии. Но в данной работе речь пойдет об оптической дисграфии как наиболее часто встречающейся в практике.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов: («палочки», «овалы») и несколько специфичных элементов. Одинаковые элементы по разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: И Ш Ц Щ; В Б Д У….. и дети путают похожие по начертанию буквы: «Р» и «Ь» «З» и «Э». Например, они могут не обратить внимания на одну из палочек в букве «Ш» или «хвостик» в букве «Щ». Письмо у этих детей медленное, неровное. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества)
Х вместо Ж ; Л вместо М ; и.т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв;
Работу по профилактике оптической дисграфии необходимо проводить в следующих направлениях:
- Развитие зрительного внимания, зрительной памяти: игры типа « Чего не стало?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», « Чем похожи?»
« Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различия»,
« Что изменилось», «Странный художник», картинки с наложением предметов и.т.п.
Проводить игры и упражнения в которых необходимо :
- определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;
- запомнить фигуры или предметы изображенные на одной карточке, затем найти их на другой или же найти новые предметы на другой;
- подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением;
- подобрать карточки, пользуясь приемом аналогии и.т.п.
В процессе таких игр зрительное внимание детей становится более активным, целенаправленным, устойчивым. Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия.
- Проводить игры направленные на ориентировку в пространстве:
- «Сделайте шаг вправо, если услышишь звук» (предлагается определенный звук из ряда звуков);
- « Подними руку вверх, если услышишь название» (предлагается определенный предмет из ряда предметов);
- «Сделай столько прыжков, сколько слогов в слове» (предлагается слово);
- Выполняются упражнения на координацию речи с движением;
В процессе этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, быстро действовать по инструкции.
- Проводить различные упражнения на конструирование букв и их элементов из разного материала, восстанавливать букву по заданному элементу.
- Выкладывание букв с фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.
- Определение букв, написанных на карточках, где правильно, а где ложные ( изображенные зеркально).
- Ощупывание букв с закрытыми глазами, сделанных из разных материалов.
- Нахождение букв в геометрических фигурах.
- Демонстрация букв в разном положении.
-Конструирование букв, которые можно выложить из 2-х, из 3-х палочек и.т.д.
Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится в играх: « Расставь буквы правильно», « Куда смотрит буква», и. т. п. Для работы можно и удобно использовать готовые рабочие тетради для развития графических навыков.
Таким образом, в ходе выполнения игр и игровых упражнений, практических заданий, у детей формируются устойчивые представления об образе букв алфавита, что в дальнейшем поможет им легко различать близкие по написанию буквы и успешно овладеть навыками письма. Проведение подобных занятий является хорошим способом профилактики оптической дисграфии, суть которой состоит именно в неустойчивом представлении об образе букв алфавита.
Библиография:
- Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова «Диагностика и нарушения чтения и письма». Союз. СПБ. 2001
- Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма».СПБ.1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-226797-1365320507.jpg)
Занятие по профилактике оптической дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста
Дети, с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной работе по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, что хорошо воспринимается детьми на ...
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-579024-1422908493.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии для ребенка старшего дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии. Расчитан на учебный год ( 35 недель- одно занятие 20 мин в неделю)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-866609-1481731260.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-340788-1384766734.jpg)
Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083344-1542639785.jpg)
Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....