Разработка конспекта занятия по развитию речи по теме "Лиса и журавль" с использованием сюжетны картинок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Занятие для детей старшей группы.
Цель: учить детей пересказывать: сказку с помощью серии сюжетных картин.
Задачи:
- продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, иллюстраспользуя в качестве плана иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий; образовывать и употреблять прилагательные;
- развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память, внимание;
- воспитывать умения работать в коллективе, чуство уважения друг к другу.
Тип занятия: занятие по усвоению новы знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_konspekta_po_razvitiyu_rechi.doc | 54.5 КБ |
lisa_i_zhuravl.ppt | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ "Школа № 1468"
Дошкольное отделение 2580
Разработка конспекта занятия по развитию речи
по теме
«Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин»
Автор:
Бельтепетерова Людмила Александровна
Москва
2017
1. Цель занятия: учить детей пересказывать сказку с помощью серии сюжетных картин.
2. Задачи:
- продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий; образовывать и употреблять прилагательные;
- развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память, внимание;
- воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
3. Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний и умений.
4. Форма занятия: традиционная.
5. Продолжительность: 25 минут.
6. Участники: воспитатель и дети старшей группы.
7. Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, доска, 4 картинки – иллюстрации к сказке Л.Н.Толстого «Лиса и журавль», раздаточный материал, состоящий из таких же 4 картинок – иллюстраций, аудиозапись сказки http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html, выставка книг с русскими сказками, портрет Л.Н.Толстого.
9. Предварительная подготовка.
Изучение русских народных сказок, рассказ воспитателя о русских писателях-сказочниках, рисунки по русским народным сказкам.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: демонстрация и подбор картинок, подбор слов, беседа, уточнений слов, игра, объяснение, слушание, воспроизведение, повторное проговаривание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организация детей |
| 5 минут |
Основная часть занятия | 1.Работа с новыми словами. Пополнение словарного запаса слов. 2. Чтение сказки воспитателем. 3. Расстановка иллюстраций к сказке в нужном порядке. Работа в парах. Проверка выполнения задания на доске. 4.Ответы детей на вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций. 5. Разные ответы на один и тот же вопрос (смысл сказки). 6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь прилагательное» 7. Слушание сказки (аудиозапись) с целью подготовки пересказа. 8. Пересказ сказки с использованием картинок. | 17 минут |
Окончание занятия |
2. Переключение детей на другой вид деятельности. | 3 минуты |
12. Ход занятия.
- Организация детей.
- Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).
2.Создание мотивации, интереса к занятию.
- Ребята, какие книжки представлены сегодня на выставке?О чем они?
Воспитатель предлагает детям вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится. (Примерный ответ: Сказка «Колобок» о том, как Лиса перехитрила Колобка.).
- Кто изображен на портрете? (Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, который написал для детей много сказок. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль», которую записал для нас Л.Н.Толстой).
- Основная часть занятия.
- Воспитатель выставляет на доску серию из четырех сюжетных картин к сказке «Лиса и Журавль» и уточняет с детьми значение понятий окрошка, званый (обед), стряпать, потчевать, кум, кума, врозь и др.
- Воспитатель читает текст сказки:
Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
- Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
- Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
- Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает поработать в парах.
- Расставьте картинки в соответствии с сюжетом сказки (в нужном порядке).
Воспитатель просматривает правильность выполнения задания в группах.
Для проверки вызывает по одному ребенку к доске и предлагает восстановить порядок расположения картин.
- Воспитатель задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением (к каждому фрагменту рассказа воспитатель задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка, предлагает использовать картинки):
- Для чего Лиса пригласила Журавля?
- Она действительно хотела его угостить?
- Для чего Журавль пригласил Лису?
- Можно сказать, что они были друзьями?
- Когда говорят знакомому «голубчик, дорогой, куманек»?
- Почему Журавль не мог есть кашу?
- Почему Лиса не могла есть окрошку?
- Как Журавль ел окрошку?
- Какая часть тела помогла ему?
- В какое горлышко Журавль просунул клюв?
- Как помогли Журавлю длинные ноги?
- Воспитатель просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба Лисы и Журавля?
Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется.
6. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Воспитатель просит детей продолжить начатую фразу и обязательно добавить в нее прилагательные; затем бросает мяч, говоря: Лиса подружилась… (с высоким, гордым Журавлем); Лиса наварила…; Журавль пригласил…; Журавль наготовил…; Лиса размазала…; Журавль налил…; Журавль стоял…; Лиса махнула….
7. Воспитатель предлагает учащимся прослушать аудиозапись сказки http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках. Обращает внимание на то, что поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа.
8. В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, воспитатель опрашивает 4—5 детей. Дети при пересказе используют картинки. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка.
- Окончание занятия.
1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).
2. Переключение детей на другой вид деятельности.
13. Литература.
- Аудиосказки для детей http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html
- Калинина Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 532-535.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. http://www.cow-leech.ru/docs/index-610.html?page=9
- Пыхова О. Структура занятия в ДОУ по ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/struktura-zanjatija-v-dou-po-fgos.html
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. / Издательство: Академия, 2014 г.
- Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ. / Издательство: Сфера, 2017 г.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Методическое пособие. / Издательство: Сфера, 2015 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. / Издательство: Владос, 2013 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе" Рассказывание по сюжетным картинкам".
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе"Расказывание по сюжетным картинкам"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."
Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....
Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста с использованием ИКТ технологий
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста с использованием ИКТ технологий«В гостях у зверей»Цель: формирование представлений о диких животных (заяц, лиса, волк, б...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)
Цель: развитие связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...
Занятие по развитию речи во второй младшей группе по сюжетным картинкам «В гостях у сказки»
Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках, развитие речевой деятельности детей.Задачи:Развивающие: - развивать и активизировать речь детей;- узнавать и назы...
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картинки « Лиса с лисятами»
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картинки « Лиса с лисятами»....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассказ по сюжетным картинкам
Цель. Обучение рассказыванию по набору картинок с последовательно развивающимися действиями.Задачи. 1.Познакомить детей с сюжетными картинками "Новогодние приготовления";-Активизировать слов...