Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, а также, совершенствовует речь детей как средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_poznavatelno-rechevomu_razvitiyu_dary_oseni.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы.
Тема: "Дары осени. Фрукты-овощи".
Цели: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1.Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2.Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3. Совершенствовать речь детей как средства общения.
4. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Фрукты-овощи».
4. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
5. Образовывать имена существительные в форме родительного падежа во множественном числе.
6. Учить словообразованию имен существительных путем сложения двух слов и пониманию слов с переносным значением.
7. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование:
Муляжи фруктов и овощей. Картинки с изображением осени, фруктов, овощей, ягод и геометрических фигур (фиолетовый овал, зеленый круг, оранжевый треугольник, коричневый овал).Корзина с грибами, орехами, шишками и осенними листьями.
Ход НОД.
1.Орг.момент (учитель-дефектолог):
Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце, хоть светит, но всё же не греет,
Не зеленеет трава
Птицы все в стаи собрались поскорее,
Что за пора к нам пришла?
2..Беседа (показ картины)
Посмотрите на картину и скажите, что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? Расскажите про раннюю, золотую и позднюю осень.
Ребята, а как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?(Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)
Какая погода бывает осенью?
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая..."
Ещё про осень говорят -щедрая! Это значит что осенью мы получаем богатый урожай и в саду ( фруктов) и в лесу ( грибов и ягод, орехов) и на поле, и в городе ( овощей)
3. Игра «Отгадай овощ по картинке» ( учитель-логопед)
Входит хозяйка с полной корзиной овощей, накрытых салфеткой.
Логопед:
«Здравствуйте, ребята! Я была на огороде, собрала целую корзину овощей. Хочу приготовить вам вкусный обед. Как вы думаете, что у меня в корзине?»
Ответы детей.
Логопед:
«Вы назовете овощи, если отгадаете мои загадки. А отгадки в моих рисунках. Посмотрите, что это?»
Выставляются картинки с изображением геометрических фигур разного цвета.
Ответы детей: «В корзине капуста».
Логопед:
«Почему вы так думаете?»
Ответы детей: «Потому, что капуста – зеленая и круглая»
Так же отгадываются другие овощи.
Логопед:
«Молодцы, все овощи отгадали. Да, на огороде все поспело.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла и горох,
А картофель разве плох?»
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
2. Игра «Собери слова» (словообразование)
Логопед:
«Чтобы вырастить такой урожай, хозяйке приходится много потрудиться. А чтобы сохранить урожай, все хозяйки заготавливают фрукты и овощи на зиму. Какими же способами хозяйки заготавливают их на зиму? Что они делают?»
Ответы детей:
«Замораживают. Засаливают, маринуют, заквашивают…»
Логопед:
«Правильно. А какие приспособления облегчают труд хозяек? Что получится, если соединить два слова – овощи и резать?»
Ответы детей: «Овощерезка»
Аналогично образовываются слова: соковыжималка, соковарка, чеснокодавилка, овощехранилище, картофелекопалка.
Логопед:
«Молодцы, ребята!»
3. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»
Логопед:
«Да, дети много нужно потрудиться, чтобы вырастить, собрать, заготовить и сохранить урожай. Почему говорят, что у хороших хозяек «золотые руки»?»
Ответы детей.
Логопед:
«Чтобы наши ручки тоже были умелые и ловкие мы с вами сейчас сделаем гимнастику для них».
«У Лариски - две редиски»:
У Лариски –
Две редиски.
У Алешки –
Две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки –
Две хвостатых редьки»
4. Игра " Соковыжималка " (педагог-психолог)
Приходит к ребятам в образе осени:
- Здравствуйте, ребята! Я – осень. Я прихожу после теплого лета. Некоторые люди говорят, что осень приносит с собой только дожди и слякоть. Это не так. Конечно, бывает, что осенью идут дожди. Но бывают и теплые солнечные дни. А еще осенью люди собирают урожай. Я приношу много даров: фрукты, овощи, грибы, орехи. Меня очень любят хозяйки, потому, что именно осенью можно заготовить много вкусного на всю зиму. Я вижу, что сегодня к вам в гости пришла хозяйка (здоровается с хозяйкой).
- А сейчас я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Соковыжималка». Мы будем делать сок.
Каждый ребенок придумывает, каким фруктом или овощем он будет. По очереди становятся в круг. Из этого фрукта или овоща мы выжимаем сок. Например: Катя будет яблоком, значит, будем делать сок (какой?) яблочный. Психолог хлопает в ладоши – включается «соковыжималка». Дети аккуратно со звуком «ж-ж-ж-ж», слегка надавливая ладонями, дотрагиваются до ребенка, который стоит в центре круга. Предупреждаем детей, что наша соковыжималка работает очень аккуратно и если вдруг она начнет выжимать сок слишком сильно, то придется отнести ее в ремонт.
- Молодцы, сколько разного сока мы заготовили на зиму: яблочный, морковный, томатный, свекольный. Славно потрудились! А теперь нам надо отдохнуть. Я вас приглашаю к себе в гости, в осенний лес.
5. Загадки (учитель –дефектолог)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад )
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(Капуста)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчатая, вкусна!"
(Картошка)
6.Физминутка (учитель-логопед)
Меж еловых мягких лап, дождик тихо кап, кап, кап. (Дети поочерёдно поднимают и опускают руки перед собой ладонями вверх.)
Где сучок давно засох, вырос серый мох, мох, мох. (Дети медленно приседают, кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят вниз»)
Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб. (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашёл его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я. (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой).
7. Задачи (учитель-дефектолог):
- Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на мои вопросы. «На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке? ( ответы детей и показ числа- ответа)
Задача № 2 «На ветке висели 6 яблок, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (4)
Задача № 3 «На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: 3 матрёшки, Буратино, И весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке Сосчитать игрушки. (5)
Задача № 4 «Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 3 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!» (5)
8.Игра " Собери картинку"
9. Упражнение на релаксацию «Отдых в осеннем лесу» (педагог-психолог)
Включаем запись музыки для релаксации
Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе теплый осенний день. Вы находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Вы лежите на мягкой теплой траве. Над вами высокое голубое небо. Всем телом вы ощущаете тепло, которым вас согревает солнце. Вы спокойны и счастливы. Вам не хочется шевелиться. Воздух чист и прозрачен. Слышен тихий шелест листьев. Щебечут птицы, где-то далеко стрекочет кузнечик. Вы отдыхаете. Недалеко вы видите тихое озеро. Вода в нем очень теплая и прозрачная. Ваше лицо обдувает легкий теплый ветер. Вам тепло и спокойно. Вы отдыхаете. … Пришло время возвращаться в детский сад. Открываем глаза. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение. Приятные ощущения будут с вами в течение всего дня.
10.Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле
Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"
В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога - психолога в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР и ЗПР по теме: «Семья»
Интегрированное занятие для детей средней комбинированной группы по лексической теме "Семья"...
Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках реализации общесадового проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель: закрепление и пополнение знаний детей о своей малой Родине. Задачи: - коррекционно-образовательные: • расширить и актуализировать словарный запас по теме «Мой город»; • упражнять в образова...