Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, произвольного внимания способствуют обогащению знаний детей о жилище человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Мы построим новый дом»

Задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире;

- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

- уточнять и расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома;

-  развивать внимание, уметь сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки;

-развивать связную речь, учить выражать свои мысли в форме сложных распространенных предложениях;

- совершенствовать грамматический строй речи;

-  помогать в практическом усвоении предлога  «в», «во», «на», «за», «перед», «между»;

- закреплять навык образования имен существительных в форме родительного падежа  множественного числа;

- продолжать учить образовывать сложные слова;

- совершенствовать звуковую культуру речи, автоматизировать поставленные звуки, развивать ритмическую структуру слова;

- развивать  диалогическую речь;

- обогащать  активный  словарь;

- развивать групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение  друг к другу;

- развивать  произвольное  поведение;

- воспитывать уважение к труду строителей, библиотекаря;

- воспитывать бережное отношение к своему дому;

Необходимые материалы:

- аудиозапись песни «Наш дом»;

- мягкие модули;

- костюм строителя и строительная каска;

- картинки с изображением домов (деревянный, каменный, панельный, бревенчатый и т.д.;

- картинки с изображением  1,2,3,4,5 этажного дома с окнами, одно из которых выделено желтым цветом («горит свет»);

- стойка с книгами и надписью «Библиотека»;

- Текст сказки «Дом, который любил чистоту и уют» , авт. М.Шкурина)

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Учитель-логопед: «Дети, сегодня мы с вами  отправимся на экскурсию по улицам нашего города».

Звучит аудиозапись песни «Наш дом»

Дети идут по залу и подходят к месту, где «строитель»  (учитель-дефектолог, одетый в костюм строителя) строит  из мягких модулей дом.

Основная часть занятия

Логопед: « Как вы думаете, что делает этот человек? Как называется его профессия?

Дети: « Этот человек строит дом, он – строитель».

Логопед: «Правильно, это – строитель. Профессия строителя очень важная и нужная».

Строитель:

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Строитель: « Посмотрите, какие мы, строители, строим дома! »

Здесь и там построен дом!

Дом с трубою и  окном.

Этот домик выше,

Ну а этот ниже,

Этот дом совсем большой,

Этот  - с красной крышей.

Мы по улице пойдём и

И  рассмотрим каждый дом!

Строитель: «Быть строителем непросто. Ведь дома надо строить на совесть. Каждая часть дома должна быть крепкой и надежной. Ребята, а какие части дома вы знаете?»

Дети называют части дома, изображенные на слайдах. (Потолок, пол, стены, крыша, лестница, балкон)

Строитель: «Давайте вместе построим дом. Повторяйте и делайте вместе со мной».

Будем строить новый дом,

Нам уютно будет в нем.

Будет в нем фундамент крепкий,

Крыша, стены, потолок,

Будет пол в нем непременно,

Дверь, а на двери замок.

Мы замочек отворим,

В гости всех вас пригласим.

Строитель: «Как вы усердно работали, молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. Мы сейчас поиграем в игру «Пол, нос, потолок». Я буду называть и показывать, а вы повторяйте за мной. Будьте внимательны, иногда я буду вас путать».

После игры: «Спасибо, уважаемый строитель,  за ваш рассказ и за игру. Но нам пора идти дальше. Наша экскурсия продолжается».

Дети проходят к стойке с картинками, на которых изображены дома.

Логопед: «Дети, а что такое дом?»

Дети:  «Это там, где живут люди» .

Логопед: «А каким словом можно заменить слово «дом»?

Дети: «Помещение, жилище, здание».

Логопед: «Совершенно верно. А из чего строят дома?»

Ответы детей: «Из кирпичей, из дерева…». Дети образовывают относительные прилагательные (кирпичные, панельные, деревянные, бревенчатые дома).

Логопед рассказывает детям, что на улицах городов стоят высотные,  кирпичные, бетонные и панельные дома, в которых много этажей. А на улицах деревень и сел часто строят деревянные и бревенчатые дома с одним этажом.

Игра «Какой дом?» (словообразование)

«Если в доме много этажей, как называется такой дом?»

Ответы детей: «Многоэтажные». Аналогично (одноэтажные, двухэтажные, пятиэтажные…)

Логопед: «Я живу в пятиэтажном доме,  на втором этаже. А вы?».

Ответы детей.

Игра «Веселый счет»

Учитель-логопед  рассматривает с  детьми рисунки домов с разным количеством этажей, в одном из окон «горит свет» (желтое окошко). Надо сосчитать:

а) Сколько этажей в доме?

б) На каком этаже ты живёшь? (Показывает на дом,  где «горит свет»: « Я живу в трехэтажном доме на первом  этаже».)

Игра «Где спрятался Буратино?»

Логопед: «Дети, сегодня утром я получила конверт с фотографией от одного сказочного героя. Он тоже путешествует по городу. Посмотрите, вы его узнаете?».  

Логопед показывает слайды, где изображен Буратино: «Посмотрите внимательно на картинки и скажите, где находится  Буратино?»

Ответы детей: «За  домом, перед домом,  между домами».

Логопед: «Вы очень внимательные! Молодцы! А сейчас  мы с  вами отправимся дальше. Посмотрите на это здание.  Здесь не живут  люди, здесь живут книги. Как называется это здание? Правильно, библиотека. А  человек, который работает в библиотеке, называется библиотекарь».

Библиотекарь (психолог): «Здравствуйте! Рада вас приветствовать в нашей библиотеке. На полках в читальном зале стоит много книг со сказками, стихами,  рассказами об  интересных путешествиях. Скажите, а в какое путешествие отправились сегодня вы? Что интересного вы видели?»

Дети: « Мы путешествовали  по улицам нашего города и видели разные дома».

Библиотекарь: «Вы, наверное,  знаете, что в каждом доме, в котором мы живем, есть квартиры. А в каждой квартире комнаты. Я сейчас вам загадаю загадки про комнаты в квартире, а вы их будете отгадывать».

Здесь начало всех квартир,

Домофон здесь командир.

Снизу – полочка для тапок,

Сверху – для зонтов и шляпок.

Шкаф для вешалок в углу,

Мягкий коврик на полу.  (Прихожая)

Смотрят тут телепрограммы

Дочка, сын и папа с мамой.

Мягко светит абажур,

В кресле кот поет : «Мур-мур!»  (Гостиная)

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит,

Раковина с краном.  (Кухня)

В этой комнате диванчик

Мягкий, словно одуванчик.

Ночью тут летают сны

В желтых лучиках луны.  (Спальня)

Тут не кухня и не спальня,

А для всех жильцов купальня,

Оба крана открываем,

В воду пену наливаем.  (Ванная)

Библиотекарь: «Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Чей дом?»

Игра «Чей дом»

Выставляются рисунки с изображениями замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка.

-  Покажите дом Снежной Королевы. Как он называется? (Дворец)

-  Дом Кощея Бессмертного? (Замок)

- Дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)

- Дом  Мухи-горюхи, Мышки-норушки, Зайца-побегайца и Лягушки-квакушки? (Теремок.)

Логопед: « Какие вы внимательные и догадливые! А сейчас мы немного отдохнем и расскажем нашему уважаемому библиотекарю веселое стихотворение с движением «Веселые старушки»

Физкультминутка

Стояла изба в деревушке,

В ней жили смешные старушки.

Белье зашивали  метелками,

Поды подметали иголками,

Солили волнушки в кадушках,

И шли подремать на кадушках.

Логопед: «Не так? А как?»

Стояла изба в деревушке,

В ней жили смешные старушки.

Белье зашивали  метелками,

Поды подметали иголками,

Солили волнушки в кадушках,

И шли подремать на кадушках.

Библиотекарь: « Дети, мы сегодня с вами говорим про дома. А вы знаете, что дома, в которых мы живем, очень любят, когда в них поддерживают чистоту. И сейчас я вам прочитаю сказку, которая так и называется  «Сказка про дом, который любил чистоту и уют».

Жил-был дом. Это был очень красивый, веселый и приветливый  дом. Вот только в доме не было хозяев, и он ждал, когда они появятся. Наконец этот день настал! В дом въехала семья: папа, мама и сын. Дом очень обрадовался и стал мечтать, как дружно они будут жить вместе. «Я буду защищать их от бед и ненастий, а они будут заботиться обо мне»- думал дом.

Но все оказалось совсем не так, как мечтал дом.  В первый же вечер мальчик разбросал перед сном игрушки, они валялись по всей комнате. Это повторилось и на следующий день. Книги, игрушки, карандаши теперь были разбросаны всегда и везде.

Дом  нахмурился. Он не знал, что предпринять. Прошла неделя и дом понял, почему мальчик так себя вел. Просто он делал то же самое, что и его родители. Папа везде оставлял свои вещи, мама часто забывала вымыть посуду. А о том, чтобы помыть полы ил окна даже не было речи. Дому было очень грустно.

«Разве в таком грязном доме люди могут быть счастливы?! - думал дом. –Нет, не нужным мне такие хозяева, лучше я буду один». И решил дом выгнать эту семью. Для этого он стал гудеть по ночам. Вот так, тихонько:

- У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у……

Семья очень испугалась, собрала свои вещи и уехала.

Через несколько дней в дом въехала другая семья: мама, папа и дочка. Мама с дочкой вымыли окна , повесили красивые занавески и поставили горшки с цветами. Папа отремонтировал лестницу. Дому это очень понравилось, он улыбнул, и настроение его улучшилось. Каждый вечер перед сном мама читала дочке сказки, и дом тоже слушал.

У дома началась совсем другая жизнь. Новые хозяева заботились о доме. Девочка всегда убирала свои игрушки и помогала маме мыть посуду. А вечерами мама, папа и девочка вместе пили чай за круглым столом.  Семья очень любила дом и была в нем счастлива.

Дому было так приятно, что временами он иногда начинал петь:

Как хорошо мы все живем:

Хорошие люди и их милый дом.

Уют и счастье, мир, доброта.

Тара-та-та, тара-та-та.  

 

Дом напевал эту песенку совсем тихо, чтобы не напугать новых хозяев. Ведь это были самые замечательные хозяева на свете».

Итог занятия:

Учитель-логопед:  «Ребята, вам понравилась наша экскурсия? О чем мы говорили? Когда вы вырастете, то сможете построить  свой собственный дом. Сейчас вы вернетесь в группу и сможете нарисовать дом, о котором мечтаете. Каким бы не был ваш дом: большим или маленьким, высоким или низким, каменным или деревянным,  пусть в нем всегда будет светло, уютно и радостно!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле

Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи "Русская матрёшка" в подготовительной к школе группе

Тема: "Народные промыслы" Содержание: 1. Организационный момент 2. Беседа об истории появления русской матрёшки 3. Задание "Разложи по порядку" 4. Задание "Посчитай от 1 до 5...