Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, произвольного внимания способствуют обогащению знаний детей о жилище человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_uchitelya-logopeda_moy_dom.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Мы построим новый дом»
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;
- уточнять и расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома;
- развивать внимание, уметь сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки;
-развивать связную речь, учить выражать свои мысли в форме сложных распространенных предложениях;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- помогать в практическом усвоении предлога «в», «во», «на», «за», «перед», «между»;
- закреплять навык образования имен существительных в форме родительного падежа множественного числа;
- продолжать учить образовывать сложные слова;
- совершенствовать звуковую культуру речи, автоматизировать поставленные звуки, развивать ритмическую структуру слова;
- развивать диалогическую речь;
- обогащать активный словарь;
- развивать групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение друг к другу;
- развивать произвольное поведение;
- воспитывать уважение к труду строителей, библиотекаря;
- воспитывать бережное отношение к своему дому;
Необходимые материалы:
- аудиозапись песни «Наш дом»;
- мягкие модули;
- костюм строителя и строительная каска;
- картинки с изображением домов (деревянный, каменный, панельный, бревенчатый и т.д.;
- картинки с изображением 1,2,3,4,5 этажного дома с окнами, одно из которых выделено желтым цветом («горит свет»);
- стойка с книгами и надписью «Библиотека»;
- Текст сказки «Дом, который любил чистоту и уют» , авт. М.Шкурина)
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Учитель-логопед: «Дети, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по улицам нашего города».
Звучит аудиозапись песни «Наш дом»
Дети идут по залу и подходят к месту, где «строитель» (учитель-дефектолог, одетый в костюм строителя) строит из мягких модулей дом.
Основная часть занятия
Логопед: « Как вы думаете, что делает этот человек? Как называется его профессия?
Дети: « Этот человек строит дом, он – строитель».
Логопед: «Правильно, это – строитель. Профессия строителя очень важная и нужная».
Строитель:
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Строитель: « Посмотрите, какие мы, строители, строим дома! »
Здесь и там построен дом!
Дом с трубою и окном.
Этот домик выше,
Ну а этот ниже,
Этот дом совсем большой,
Этот - с красной крышей.
Мы по улице пойдём и
И рассмотрим каждый дом!
Строитель: «Быть строителем непросто. Ведь дома надо строить на совесть. Каждая часть дома должна быть крепкой и надежной. Ребята, а какие части дома вы знаете?»
Дети называют части дома, изображенные на слайдах. (Потолок, пол, стены, крыша, лестница, балкон)
Строитель: «Давайте вместе построим дом. Повторяйте и делайте вместе со мной».
Будем строить новый дом,
Нам уютно будет в нем.
Будет в нем фундамент крепкий,
Крыша, стены, потолок,
Будет пол в нем непременно,
Дверь, а на двери замок.
Мы замочек отворим,
В гости всех вас пригласим.
Строитель: «Как вы усердно работали, молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. Мы сейчас поиграем в игру «Пол, нос, потолок». Я буду называть и показывать, а вы повторяйте за мной. Будьте внимательны, иногда я буду вас путать».
После игры: «Спасибо, уважаемый строитель, за ваш рассказ и за игру. Но нам пора идти дальше. Наша экскурсия продолжается».
Дети проходят к стойке с картинками, на которых изображены дома.
Логопед: «Дети, а что такое дом?»
Дети: «Это там, где живут люди» .
Логопед: «А каким словом можно заменить слово «дом»?
Дети: «Помещение, жилище, здание».
Логопед: «Совершенно верно. А из чего строят дома?»
Ответы детей: «Из кирпичей, из дерева…». Дети образовывают относительные прилагательные (кирпичные, панельные, деревянные, бревенчатые дома).
Логопед рассказывает детям, что на улицах городов стоят высотные, кирпичные, бетонные и панельные дома, в которых много этажей. А на улицах деревень и сел часто строят деревянные и бревенчатые дома с одним этажом.
Игра «Какой дом?» (словообразование)
«Если в доме много этажей, как называется такой дом?»
Ответы детей: «Многоэтажные». Аналогично (одноэтажные, двухэтажные, пятиэтажные…)
Логопед: «Я живу в пятиэтажном доме, на втором этаже. А вы?».
Ответы детей.
Игра «Веселый счет»
Учитель-логопед рассматривает с детьми рисунки домов с разным количеством этажей, в одном из окон «горит свет» (желтое окошко). Надо сосчитать:
а) Сколько этажей в доме?
б) На каком этаже ты живёшь? (Показывает на дом, где «горит свет»: « Я живу в трехэтажном доме на первом этаже».)
Игра «Где спрятался Буратино?»
Логопед: «Дети, сегодня утром я получила конверт с фотографией от одного сказочного героя. Он тоже путешествует по городу. Посмотрите, вы его узнаете?».
Логопед показывает слайды, где изображен Буратино: «Посмотрите внимательно на картинки и скажите, где находится Буратино?»
Ответы детей: «За домом, перед домом, между домами».
Логопед: «Вы очень внимательные! Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся дальше. Посмотрите на это здание. Здесь не живут люди, здесь живут книги. Как называется это здание? Правильно, библиотека. А человек, который работает в библиотеке, называется библиотекарь».
Библиотекарь (психолог): «Здравствуйте! Рада вас приветствовать в нашей библиотеке. На полках в читальном зале стоит много книг со сказками, стихами, рассказами об интересных путешествиях. Скажите, а в какое путешествие отправились сегодня вы? Что интересного вы видели?»
Дети: « Мы путешествовали по улицам нашего города и видели разные дома».
Библиотекарь: «Вы, наверное, знаете, что в каждом доме, в котором мы живем, есть квартиры. А в каждой квартире комнаты. Я сейчас вам загадаю загадки про комнаты в квартире, а вы их будете отгадывать».
Здесь начало всех квартир,
Домофон здесь командир.
Снизу – полочка для тапок,
Сверху – для зонтов и шляпок.
Шкаф для вешалок в углу,
Мягкий коврик на полу. (Прихожая)
Смотрят тут телепрограммы
Дочка, сын и папа с мамой.
Мягко светит абажур,
В кресле кот поет : «Мур-мур!» (Гостиная)
Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит,
Раковина с краном. (Кухня)
В этой комнате диванчик
Мягкий, словно одуванчик.
Ночью тут летают сны
В желтых лучиках луны. (Спальня)
Тут не кухня и не спальня,
А для всех жильцов купальня,
Оба крана открываем,
В воду пену наливаем. (Ванная)
Библиотекарь: «Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Чей дом?»
Игра «Чей дом»
Выставляются рисунки с изображениями замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка.
- Покажите дом Снежной Королевы. Как он называется? (Дворец)
- Дом Кощея Бессмертного? (Замок)
- Дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)
- Дом Мухи-горюхи, Мышки-норушки, Зайца-побегайца и Лягушки-квакушки? (Теремок.)
Логопед: « Какие вы внимательные и догадливые! А сейчас мы немного отдохнем и расскажем нашему уважаемому библиотекарю веселое стихотворение с движением «Веселые старушки»
Физкультминутка
Стояла изба в деревушке,
В ней жили смешные старушки.
Белье зашивали метелками,
Поды подметали иголками,
Солили волнушки в кадушках,
И шли подремать на кадушках.
Логопед: «Не так? А как?»
Стояла изба в деревушке,
В ней жили смешные старушки.
Белье зашивали метелками,
Поды подметали иголками,
Солили волнушки в кадушках,
И шли подремать на кадушках.
Библиотекарь: « Дети, мы сегодня с вами говорим про дома. А вы знаете, что дома, в которых мы живем, очень любят, когда в них поддерживают чистоту. И сейчас я вам прочитаю сказку, которая так и называется «Сказка про дом, который любил чистоту и уют».
Жил-был дом. Это был очень красивый, веселый и приветливый дом. Вот только в доме не было хозяев, и он ждал, когда они появятся. Наконец этот день настал! В дом въехала семья: папа, мама и сын. Дом очень обрадовался и стал мечтать, как дружно они будут жить вместе. «Я буду защищать их от бед и ненастий, а они будут заботиться обо мне»- думал дом.
Но все оказалось совсем не так, как мечтал дом. В первый же вечер мальчик разбросал перед сном игрушки, они валялись по всей комнате. Это повторилось и на следующий день. Книги, игрушки, карандаши теперь были разбросаны всегда и везде.
Дом нахмурился. Он не знал, что предпринять. Прошла неделя и дом понял, почему мальчик так себя вел. Просто он делал то же самое, что и его родители. Папа везде оставлял свои вещи, мама часто забывала вымыть посуду. А о том, чтобы помыть полы ил окна даже не было речи. Дому было очень грустно.
«Разве в таком грязном доме люди могут быть счастливы?! - думал дом. –Нет, не нужным мне такие хозяева, лучше я буду один». И решил дом выгнать эту семью. Для этого он стал гудеть по ночам. Вот так, тихонько:
- У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у……
Семья очень испугалась, собрала свои вещи и уехала.
Через несколько дней в дом въехала другая семья: мама, папа и дочка. Мама с дочкой вымыли окна , повесили красивые занавески и поставили горшки с цветами. Папа отремонтировал лестницу. Дому это очень понравилось, он улыбнул, и настроение его улучшилось. Каждый вечер перед сном мама читала дочке сказки, и дом тоже слушал.
У дома началась совсем другая жизнь. Новые хозяева заботились о доме. Девочка всегда убирала свои игрушки и помогала маме мыть посуду. А вечерами мама, папа и девочка вместе пили чай за круглым столом. Семья очень любила дом и была в нем счастлива.
Дому было так приятно, что временами он иногда начинал петь:
Как хорошо мы все живем:
Хорошие люди и их милый дом.
Уют и счастье, мир, доброта.
Тара-та-та, тара-та-та.
Дом напевал эту песенку совсем тихо, чтобы не напугать новых хозяев. Ведь это были самые замечательные хозяева на свете».
Итог занятия:
Учитель-логопед: «Ребята, вам понравилась наша экскурсия? О чем мы говорили? Когда вы вырастете, то сможете построить свой собственный дом. Сейчас вы вернетесь в группу и сможете нарисовать дом, о котором мечтаете. Каким бы не был ваш дом: большим или маленьким, высоким или низким, каменным или деревянным, пусть в нем всегда будет светло, уютно и радостно!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле
Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"
В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи "Русская матрёшка" в подготовительной к школе группе
Тема: "Народные промыслы" Содержание: 1. Организационный момент 2. Беседа об истории появления русской матрёшки 3. Задание "Разложи по порядку" 4. Задание "Посчитай от 1 до 5...