«Развитие связной речи у детей через использование опорных схем и моделирования»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Быкова Анна Юрьевна

                                          «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти               словам       — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

                              К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»

Выступление на секционном заседании районной конференции педагогических работников  ДОУ

по теме:

 «Развитие связной речи у детей 
через использование опорных схем и моделирования»

Быкова А.Ю. – учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»

2017год

Развитие связной речи у детей 
через использование опорных схем и моделирование.

                                          «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти               словам       — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

                          К.Д. Ушинский

Овладение родным языком, развитие речи — самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохни). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.

Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Что же такое опорные схемы?

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание» (В.Ф.Шаталов).

Опорные схемы являются одним из видов наглядного моделирования.

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета или явления, способностью к замещению посредством условных знаков, символов, графиков.

Использование символической аналогии в моделировании облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование также рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию опорных схем.

Овладение приёмами работы с опорными схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования;
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали многие исследователи (Е.А Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и приемы развития связной речи, более ориентированные на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них отражены мало.

Необходимы более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, предсказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный, - метод моделирования.

Педагог ставит перед собой задачи:

-   учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;

-    развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей;

- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме;

- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

-   развивать понимание текста на основе построения наглядной модели;

-  уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.

Работу со схемами необходимо начать с детьми 3—4 лет.

При обучении детей второй младшей группы стоят задачи научить их:

- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;

- рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картинке с близким детскому опыту сюжетом — из серий «Мы играем», «Наша Таня»);

- через драматизацию знакомых сказок составлять высказывания повествовательного типа;

- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

В работе с детьми нужно использовать картинно-схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого дошкольники учатся составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

С целью активизации из деятельности используется игровой персонаж. При оценке качества рассказов в младшей группе хвалим ребенка за любое высказывание от лица Мишки («Спасибо вам, дети, пойду в лес и расскажу всем зверям какой стишок я выучил»). Дети с интересом ожидают встречи с Мишкой.

С помощью схем они рассказывают сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко». Составляют описательные рассказы: опиши рыбку, птичку и т.д.

Систематически применяя для развития речи модели (схемы), можно добиться важных результатов. К концу года дети младшей группы будут активно отвечать на вопросы по содержанию, каждый ребенок научится читать схему, проговаривая строки из текста, соотнеся их с картинкой. Многие дети с легкостью будут использовать схемы.

В средней группе стоят следующие задачи.

1. Учить пересказывать содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые.

2. В рассказывании по картинке и игрушке учить сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа.

3. Обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований, дать представление о разных зачинах рассказов («однажды», «как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания.

4. Научить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.

5. Научить составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Для работы в средней группе необходимо использовать упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок;

В старшей группе дети должны овладеть следующими умениями.

1. При пересказе:

- последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя;

- выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

2. При рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам:

- составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения;

- придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине.

У значительной части детей этого возраста вызывают особые затруднения соблюдения структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. Поэтому, чтобы улучшить качество детских рассказов повысить их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным, кроме использования мотивационной установки, необходимо использовать разнообразные приемы.

В подготовительной к школе группе задачи по развитию связной речи усложняются:

- научить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутри текстовых связей;

- сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;

- в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

- учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности.

В этой группе необходимо развивать у детей умение творческого составления историй, сказок, рассказов. Для этого в работе используем картинно-схематический план смысловой последовательности частей, прослушанных текстов, художественных произведений. Здесь включаем в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают им стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, искать свои оригинальные решения, высказывания. Очень важно отметить, что дети не просто придумывают, свободно фантазируют, а решают задачи с определенными условиями.

В результате с помощью моделирования дети научатся:

- пересказывать литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста;

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предмета;

- сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"

Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает  детям овладение связной речью, так к...

Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"

Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...

Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.

Обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, ...

Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей с использованием схем и мнемотаблиц»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время ...

«Развитие связной речи дошкольников через использование графических схем и мнемотаблиц»

Разработанная серия конспектов занятий с применением технологии моделирования, ориентированная на детей старшего дошкольного возраста с ТНР, группы комбинированной направленности. Задания имеют познав...