Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.
методическая разработка по логопедии на тему
Обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, помогают педагогу в планировании и облегчают проведение занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод моделирования | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Методическая разработка
Развитие связной речи детей
с использованием метода моделирования
Учитель-логопед Светлана Михайловна Курносова
Развитие связной речи занимает центральное место в общей системе работы с детьми с ОНР в детском саду.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, поиска более новых и эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять формированию и развитию монологической речи, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности, а также навыков описательно-повествовательной речи.
Дошкольный возраст – период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.
Опыт показывает, что метод моделирования может быть успешно использован в развитии связной речи у детей, как без речевых нарушений, так и с ОНР. Работа с отвлеченными моделями абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, а также связи причинно-следственного характера. Что дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-следственного, но и логического мышления (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин).
Серьезные затруднения при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин) приводит нас к применению обучения наглядному моделированию смыслового содержания текста с учетом специфических нарушений связной речи и потенциальных возможностей детей. Используя схемы-модели, мы преследуем определенные цели:
- понимание сюжета данного текста;
- развитие связного высказывания;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- устранение затруднений при построении и использовании в пересказе предложений разных типов;
- обучение установлению причинно-следственных связей;
- устранение однообразия и неточности в употреблении слов.
Метод моделирования дает возможность научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь сложнее диалогической, отличается большей развернутостью, поскольку в обстоятельства событий включаются несколько слушателей. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное, чем в процессе диалога, мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для понимания ее слушателями в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано применение оригинальных, творческих методик, в частности моделирования.
Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование моделирования позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
Особенность методики – применение не изображения, а символов для опосредованного запоминания, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказа, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Дидактическим материалом служат схемы-модели, в которые заложена определенная информация.
Овладение приемами моделирования значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
Обучая детей рассказывать по сюжетным картинкам, я использую наглядные схемы-модели в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ и как его завершить.
На начальных этапах используются иллюстрированные панно, опорные картинки, затем иллюстрации заменяются условными схемами-моделями, которые помогают самостоятельному рассказыванию.
Обучению пересказу помогают тексты, выбранные с учетом возрастных и речевых возможностей детей и рекомендованные программой ДОУ.
Работа над каждым текстом проводится в течение двух занятий.
Структура первого занятия
- подготовительные упражнения, включающие отгадывание загадок, беседы;
- чтение текста дважды, в медленном темпе, с установкой на внимательное прослушивание текста;
- осуждение проблемной ситуации текста;
- выделение главной мысли исходного текста;
- уточнение причинно-следственных отношений;
- словарная работа с объяснением значения малознакомых слов.
Структура второго занятия
- чтение знакомого текста;
- по ходу чтения выставление сюжетных картинок, соответствующих логической цепочке текста;
- самостоятельное составление детьми схемы-модели;
- чтение рассказа с установкой на пересказ;
- пересказ частями с использованием модели;
- пересказ всего текста.
Пример рассказа
«Аленький цветочек»
Оля и Юля – близнецы. Они родились в один день. И вот им исполнилось по 6 лет. Они получили много подарков: мама подарила Барби, папа – дом для нее, дядя – мяч, дедушка – «Волшебные сказки». А бабушка принесла два маленьких горшочка с землей и сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте через день и произойдет чудо». Оля сделала все, как сказала бабушка, а Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.
- Аленький цветочек! – закричала Оля.
Бабушка улыбнулась и сказала: - Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.
- А где же мой цветочек? – спросила Юля.
- А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, - вздохнула бабушка.
Демонстрируется серия сюжетных картинок и
схема-модель для пересказа рассказа «Аленький цветочек».
Обобщенные модели
Напомню, что все люди мыслят моделями. Использовать их в коррекционно-педагогической работе предлагают В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Обобщенная модель – это и стереотипность (без которой невозможно работать с детьми с нарушениями речи), и эффективное вовлечение мозга в деятельность.
В коррекционно-педагогической работе различные «модельные ряды» играют важную роль, поскольку помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений.
В нашем детском саду педагогами, тоже используются модели при обучении дошкольников составлению описательных рассказов, загадок, рассказов по картине, литературных загадок, метафор.
Демонстрируются классические таблицы
для составления описательных рассказов по лексическим темам.
Модель 1
Рассказ по сюжетной картинке
Я предлагаю отойти от обычного использования схемы в форме таблицы, и разрезать таблицу на карточки, которые будут более динамичны при их использовании.
Карточка 1. Когда происходят события?
Карточка 2. Где происходят события?
Карточка 3. Кто изображен на картинке? Какие они? Опиши их.
Карточка 4. Что делают герои картинки?
Карточка 5. Свое окончание рассказа.
Модель 2
Карта путешествия
Универсальная опорная таблица (УОТ)
для составления описательного рассказа на любую тему.
Сюжет. Хозяева – инопланетяне, живущие каждый в своей квартире и не желающие говорить не о чем другом, кроме одной темы. О ней (теме) говорит символ в окошечке дома. Странные человечки, живущие в домике, ничего не знают о нашем мире, им надо рассказать как можно подробнее о том, о чем мы хотим поговорить. Заходим в дом с крыши, так как герои инопланетяне.
Работа с обобщенными моделями имен признаков проводится в разных возрастных группах и в нашем саду, но идея домика с хозяевами-инопланетянами поможет доступно донести до детей значение плана-рассказа.
Квартира 1. Семейство. Понятие о классификации объекта.
Квартира 2. Человечек по имени Где. Ему мы рассказываем, где кто (что) обитает, находится, растет.
Квартира 3. Описание части объекта.
Квартира 4. Размер. Большой или маленький по сравнению с разными предметами или человеком. Используются ориентиры: больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
Квартира 5. Цвет. «Какого цвета ваш предмет?» - спрашивает живущий здесь человечек.
Квартира 6. Форма. На что похоже?
Квартира 7. Ощущение. Отвечаем на вопрос: какой объект? (со всех возможных сторон – на ощупь, по температуре, по характеру …).
Квартира 8. Что необходимо для жизни – если речь идет об объекте природного мира. Из чего сделан – если говорится об объекте рукотворного мира.
Квартира 9. Человечек, живущий здесь, любит рассуждать на тему «Вред – польза».
Работу с любой обобщенной моделью можно условно разделить на этапы:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык;
- работа с моделью (условность в том, что этапы не линейны).
Таблица-домик (УОТ) позволяет описывать предметы, признаки, связи и явления.
На первых занятиях представляется не более трех «квартир». «Квартиры» легко превращаются в карточки, с помощью которых проводятся игры:
- на развитие системного мышления и упражнения в правильном построении фраз по микротемам;
- с типовыми приемами фантазирования (увеличения – уменьшения, дробления и наоборот).
Педагог, опираясь на проведенную диагностику, каждому из детей дает посильное задание, предлагая определенные карточки.
Для каждого признака предмета выбирается значок, который нужно соотносить с заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов. Детям нравится такая работа, так как она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателем или «отвечателем».
На втором этапе работы, ребенок учится анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель.
Третий этап работы подразумевает, что ребенок обучается составлению простейших рассказов-описаний, рассказов-сравнений.
На всех этапах работы педагог должен учитывать анализ высказываний детей с точки зрения полноты информации о данном предмете, последовательности изложения, ошибок в употреблении языковых средств. Заканчивать работу нужно рефлексией, например: «Что делали? Как делали? Зачем делали? Что было трудным для тебя?» Это помогает детям осознанно относиться к речевым трудностям.
Таким образом, обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, помогают педагогу в планировании и облегчают проведение занятий.
Список использованной и рекомендуемой литературы
С. Васильева, Н. Соколова «Логопедические игры для дошкольников», Методическое пособие и Приложение, М. 2001
В.К. Воробьёва «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи», М. 2006
В.П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», М. 2004
В.П. Глухов, Ю.А. Труханова «Наши дети учатся рассказывать» Методическое пособие, наглядно-дидактический материал для обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, М. 2002
Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно», М. 2001
Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам», Пособие для логопеда, М. 2006
Т.А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников», Методическое пособие и демонстрационный материал, М. 2001
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», М. 2004
Научно-методический журнал «Логопед» №8 2010, №3 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи" посредством использования приемов моделирования".
"Развитие связной речи с использованием приемов моделирования"...
НОД по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования. Для детей старшей группы с 1-2 уровнем ОНР Тема: «Деревья леса».
Коррекционная работа с такими детьми достаточно сложна и длительна по времени. Динамика развития неустойчива, т.к. осложнена неврологическими проявлениями. В своей работе я использую методики© Ссылка ...
Развитие связной речи через использование метода моделирование
Статья по развитию речи у дошкольников 5-6 лет....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ"
Уважаемые родители!В нашем детском саду проводится работа по развитию речи детей с использованием метода наглядного моделирования.МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём постр...
Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования
Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования...
Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.
15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...
Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования
в средней группе«По сказке Рукавичка»Программные задачи:1.формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действ...