Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преображений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их освоит на лету, - писал К.Д. Ушинский. Потому что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью. Так как использование символов, заместителей и схем у ребенка развивает мышление, воображение, внимание, что способствует запоминанию и увеличивает объем памяти, и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
И так, целью моей работы является формирование связной речи дошкольников через использование метода наглядного моделирования.
Задачи:
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности;
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- Развивать умения наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновать свое суждение.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
И так, что же такое наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ними.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определенная информация.
Вот методы и приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:
- пересказ художественной литературы
- рассказ по сюжетной картинке;
- рассказ – описание;
- сравнительное описание предметов;
- фрагментарное рассказывание по пейзажной картинке;
- творческий рассказ;
- творческая сказка по силуэтным изображениям и т.д.
Формы работы
- занятия, часть занятия;
- чтение текста, беседы, загадки и т.д.
- наблюдения
- дидактические игры
- элементы драматизации.
Элементами схем и моделей могут быть
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные обозначения
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания.
Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Но и как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частичнографическое изображение персонажей сказки, явлений природы и т.д. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
При пересказе художественной литературы, работа по мнемотаблице строиться в 3 этапа:
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- после перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит обработка метода запоминания. В младших группах с помощью педагога, в старших – самостоятельно. Для детей старшего возраста схемы можно делать в одном цвете.
Ознакомление со сказками в младшей группе связано с задачами речевого развития:
- воспитание звуковой культуры речи (дети начинают понимать, что все слова звучат, произносить их надо четко и правильно, используя разные способы интонационной выразительности, у них развивается умение произносить восклицание, вопрос, удивление);
- формирование грамматического строя речи (дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, изменять слова и образовывать новые, строить предложения разных типов – простые и сложные)
- обогащение, расширение словарного запаса (дети узнают новые слова и учатся понимать их значение, а затем употреблять в своей активной речи);
- развитие связной речи (детей подводят к построению связного высказывания, развивают у них умение описывать предмет, сочинять и рассказы и сказки, а так же рассуждать). Все это способствует драматизацию сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844636-1478445568.jpg)
Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"
Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, так к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-340467-1385315091.png)
«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»
Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/03/picture-1311542-1612350491.jpg)
Консультация Развитие связной речи детей через использование приёма моделирования.
Развитие связной речи детейчерез использование приёма моделирования. «Учите ребенка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам —он будет долго напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких...
Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...
Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...
Развитие связной речи детей через использование мнемотехнических приемов
Развитие связной речи детей через использование мнемотехнических приемов...
Развитие связной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.
Данный доклад об использовании метода наглядного моделирования как одного из приемов развития связной речи....