Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей с использованием схем и мнемотаблиц»
материал по развитию речи (младшая группа)
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Мы используем: схемы описание, мнемотаблицы.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.
Кроме того мнемотехника используется в работе над звукопроизношением. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
Работая с детьми, имеющими разные речевые нарушения, мы сталкиваемся с проблемой длительного периода автоматизации и дифференциации поставленных звуков. На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samoobrazovanie.docx | 180.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Колосок» города Белореченска
Муниципального образования Белореченский район
Самообразование на тему:
«Развитие связной речи детей с использованием схем и мнемотаблиц»
в младшей группе№ 9 «Умницы и умники»
Воспитатель: Романова Марина Александровна
Актуальность
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Мы используем: схемы описание, мнемотаблицы.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.
Кроме того мнемотехника используется в работе над звукопроизношением. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
Работая с детьми, имеющими разные речевые нарушения, мы сталкиваемся с проблемой длительного периода автоматизации и дифференциации поставленных звуков. На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности младших дошкольников.
Объектом являются дети младшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
- Развивать связную монологическую речь.
- Обогащать словарный запас детей.
- Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описание.
- Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
- Развивать умение отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Технологии
- Личностно-ориентированная технология – взаимодействие педагога с детьми;
- Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности);
- Развитие творческого воображения – с помощью которой могут создаваться новые образы;
- Здоровье сберегающая – динамические паузы;
- Коммуникативное общение – особенность этой технологии является осознание ребенком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал при этом ребенок.
ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Прежде всего, сформировать коммуникативные навыки общения детей, повысить уровень мотивации к занятиям, расширить круг знаний об окружающем мире. Сформировать умение составлять рассказ, пересказ текстов, автоматизировать звуки. Вывести словарный запас на более высокий уровень. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка. Формировать умение детей рассказывать по схемам описание и мнемотаблицам. Переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развить их внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Повысить интерес детей к художественной литературе. Повысить заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Перспективный план в рамках реализации самообразования по теме: «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц в обучении пересказу детей младшего дошкольного возраста»
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Технологии | Продукт |
Сентябрь | Пересказ сказки «Колобок» | Формировать умение детей пересказывать сказку по картинкам (мнемосхемам), описывать животных | Коммуникативное общение. Развитие творческого воображения | Мнемосхема |
Октябрь | Составление рассказа по схеме описание «Одежда людей осенью». | Учить составлять небольшой описательный рассказ с помощью схемы описание; самостоятельно определить главные свойства и признаки установить последовательность изложения, обогащают словарный запас детей. | Коммуникативное общение. Развитие творческого воображения | Мнемосхема |
Ноябрь | Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Осень» | Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью. | Коммуникативное общение. Развитие творческих способностей. Здоровье сберегающая | Мнемосхема |
Декабрь | Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Ёлочка» | Формировать умение детей запоминать стихотворение по схемам рисункам, интонационно передавать настроение | Коммуникативное общение, развитие творческого воображения, здоровье сберегающая | Мнемосхема |
Январь | Пересказ сказки «Теремок» | Беседуя по тексту и отслеживая последовательность, расставить в нужной последовательности заранее приготовленные схемы к данному произведению. Вызвать речевую активность, учить следить за развитием событий, отвечать на вопросы. | Коммуникативное общение, развитие творческого воображения, здоровье сберегающая | Индивидуальные схемы-рисунки, мнемосхема |
Февраль | Составление описательного рассказа о зиме | Формировать умение детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей | Коммуникативное общение, развитие творческого воображения | Мнемосхема |
Март | Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой мишка» | Формировать умение детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей | Коммуникативное общение, развитие творческого воображения | Мнемосхема |
Апрель | Заучивание стихотворение «Весна-красна» | Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью. | Коммуникативное общение, развитие творческого воображения, здоровье сберегающая | Мнемосхема |
Май | Пересказ сказки «Рукавичка» | Формировать умение пересказывать сказку по мнемосхеме с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей | Коммуникативное общение, развитие творческого воображения, здоровье сберегающая | Мнемосхема |
Конспект по развитию речи с использованием мнемосхем «Сказка «Колобок»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
1. Развить свободное общение со взрослыми и детьми;
2. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки с опорой на мнемосхему;
3. Учить внимательно слушать детей рассказывание сказки воспитателем.
Материал: мнемосхемы к сказке колобок, пластилин для лепки колобка.
Ход занятия:(дети садятся за предварительно сдвинутые стульчики)
Воспитатель: Детки, сегодня я вам хочу рассказать сказку, которая называется "Колобок"
(Знакомство с героями сказки, рассказывание сказки.)
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А теперь давайте расскажем сказку вместе. Помогайте мне, я начну рассказывать, а вы мне будите помогать - договаривать (рассказывают вместе с использованием мнемосхемы)
Воспитатель: детки вам понравилось рассказывать сказку? А как она называется? Скажите, а кого колобок встречал?
А теперь давайте выйдем и поиграем с вами (Физкультурная пауза проводиться с элементами актерского мастерства. Дети под музыку имитируют движения животных из сказки колобок)
Воспитатель: Ребята, а что случилось с колобком? А что бы было, если бы лиса не съела колобка?
Воспитатель: А теперь давайте слепим из пластилина много, много колобков. (дети лепят колобки из пластилина) Молоды! Какие красивые колобки получились.
Конспект занятия по развитию речи составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц «Одежда осенью».
Программное содержание:
1) учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине с помощью воспитателя, активно договаривая слова, называя при этом предметы одежды, действия персонажей;
2) формировать отвечать на вопросы по содержанию картины;
3) развивать умение устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами;
4) воспитывать у детей внимание: слушать рассказ воспитателя, усидчивость.
Словарь: одежда, меховые сапоги, вязаный свитер, сапоги.
Методические приемы: рассматривание, вопросы, составление рассказа, сюрпризный момент, вступительная беседа, игровой момент.
Материал: картина, кукла, одежда осенняя и летняя.
Предварительная работа:
наблюдение друг за другом при одевании на прогулку, наблюдение за погодой на прогулке.
Ход занятия.
Воспитатель: дети, какое сейчас время года? (верно, осень) .
- Мы с вами наблюдали на прогулке за природой, вспомните и расскажите, какая погода осенью? (Высказывания детей. Воспитатель обобщает: осенью часто дует ветер, холодно, но мы все равно любим гулять, правда)
- К нам в гости сегодня пришла куколка Катя. Она принесла нам картину. Вот, посмотрите, кукла хочет познакомить нас с детьми, которые очень любят гулять на свежем воздухе.
- Скажите, что делают дети? (Верно, мальчик и девочка одеваются на прогулку) .
- Мальчика зовут Сережа, а девочку – Таня.
- Расскажите, как Сережа собирается на прогулку. (высказывания детей с помощью воспитателя, воспитатель обобщает ответы детей: Сережа одел зеленый комбинезон, теплую шапку, красивые, полосатые носки) .
- А что еще Сережа не успел одеть? (Обобщение детских ответов: оранжевые, меховые сапоги, зеленый шарф, который весит на вешалке и перчатки) .
- Как вы думаете, тепло ему будет на прогулке?
- Посмотрите внимательно и догадайтесь, чем Сережа будет занят на прогулке. Почему вы так подумали? (Верно, он будет гулять на площадке. Они стоят рядом) .
А теперь расскажем все по порядку, как Сережа собирался на прогулку. (Воспитатель начинает, дети договаривают слова) .
- А теперь расскажем о том, как Таня собиралась на прогулку. (Высказывания детей. Воспитатель обобщает: на Тане белый, вязаный свитер, юбка, и шапка, оранжевая шуба, валенки).
- Что Танечка еще оденет? (Да, она наденет разноцветный шарф и такие же варежки) .
- Кто наблюдает, как дети одеваются? (Верно, кот, наверно, он с детьми хочет тоже погулять) .
- А сейчас мы будем рассказывать о том, как Таня собиралась на прогулку (воспитатель начинает, дети договаривают слова) .
Физминутка: (на выбор воспитателя)
- А теперь, мы расскажем, как дети собирались на прогулку, а кукла Катя послушает.
«Таня и Сережа решили выйти на прогулку. Сережа надел зеленый … .(комбинезон, теплую (шапку, красивые, полосатые … .(носки). Потом он наденет оранжевые, меховые (сапоги, завяжет зеленый (шарф, а на руках будут перчатки. На прогулку он приготовил (лыжи). Рядом одевается Таня. Она уже успела надеть белый, вязаный (свитер…. (юбку, шапку, оранжевую … .(шубу) (валенки). Осталось одеть только разноцветный (шарф) и такие же (варежки) .
- Как вы думаете, понравился куколке наш рассказ? Она мне шепнула на ушко, что тоже захотела погулять с детьми. Давайте поможем Кате собраться на прогулку (Дети отбирают нужную одежду, при этом, называя ее, одевают куклу). Кукла уходит.
Итог: - Мы сегодня с вами рассматривали картину. О чем эта картина?
- Кто запомнил, как звали детей?
- Что из одежды вам больше всего понравилось?
Конспект занятия по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Осень»
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Цель: формировать умение детей запоминать короткое стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов, музыки.
Задачи:
1.Формировать умение детей запоминать короткое стихотворение. Уточнять и расширять словарный запас детей. Продолжать формировать представления о деревьях, растущих в нашем крае. Формировать умение узнавать их на картинке, различать листья.
2. Развивать интонационную выразительность речи, силу голоса, память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. Продолжать развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать интерес к стихам, музыке, рисованию; аккуратность и трудолюбие при выполнении задания.
Предварительная работа: Наблюдение за осенними изменениями в природе, за деревьями, растущими на территории детского сада. Рассматривание картин на тему « Осень».
Оборудование и материал: 4 картинки с изображением деревьев( клен, береза, тополь, рябина) и листочки к ним. Бумага для рисования, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки.
Ход
- Ребята, хотите послушать мелодию? Садитесь на стульчики. (звучит мелодия музыки Майкапара «Осенью». Дети слушают.)
Воспитатель: Музыка грустная или веселая? – Грустная. Грустная мелодия, потому что
Вот композитор так и назвал мелодию, которую вы слушали «Осенью». А теперь давайте послушаем стихотворение, которое тоже называется «Осень»
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
Дети совместно с воспитателем повторяют каждую строчку и затем опираясь на мнемосхему пытаются самостоятельно все повторить.
Физминутка «Дождик».
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап (дети сопровождают эти слова медленными хлопками).
Стали капли поспевать
Капля каплю подгонять
Кап, кап, кап, кап (Хлопки учащаются)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя укроем.(Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик).
- Молодцы, Садитесь удобно, слушайте внимательно. Поиграем в другую игру. У вас на столах листочки, а на мольберте деревья, такие как у нас на участке растут. Узнали? Назовите их. Посмотрите внимательно на листочки и принесите их к тому дереву, от которого они улетели. Сначала принесите листочки от клена и скажите: « Этот листочек от клена».( дети приносят. Затем приносят листочки к березе, тополю, рябине.) Хорошо!
Осенью дождик моросит, мелкий, мелкий, долго идет, целый день. Давайте нарисуем, какой он мелкий: дождик, дождик, кап, кап, кап.(Дети рисуют мелкий дождик под мелодию «Осенью»).
- Ребята, какое стихотворение мы сегодня выучили? (Дети отвечают)А что бывает осенью? (Дети перечисляют признаки осени).
Конспект занятия по речевому развитию «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Елочка» с использованием мнемотаблицы»
Задачи:
1. Формировать умение детей отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение,
2. Закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы,
3. Уметь подбирать слова существительные к предлогу -на –,
4. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук,
5. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: наблюдения за природными явлениями на прогулке; рассматривание иллюстраций, картин по теме «Зима», беседа о зиме.
Демонстрационный материал: игрушка медведь; картинки по теме «Зима»; силуэтная ёлочка с шишками; силуэты: шарики, фонарики, зайчики, свечки, звезды, человечки; ёлка.
Раздаточный материал: игрушки из бумаги: шарики, фонарики, зайчики, свечки, звезды, человечки. Стук в дверь, заходит медведь.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуй, Мишутка! Ты что в садике делаешь, ведь зимой все медведи спят?
Медведь: Я пришел у ребят узнать, что такое зима? Я зимой в берлоге сплю и о зиме ничего не знаю.
Воспитатель: Давайте ребята Мишке все расскажем о зиме. Что бывает зимой? (снег) Где лежит снежок? Во что ребята играют зимой?
(воспитатель выставляет картинки по реме «Зима»)
Зимой к ребятам приходит Дед Мороз, приносит новогоднюю елку и подарки для ребят.
Медведь: В лесу елочек много, а новогодней я не встречал.
Воспитатель: ( во время чтения стихотворения вешает на силуэтную елку игрушки по тексту)
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Воспитатель: Какие игрушки я повесила на елочку?
Медведь: Какая красивая у вас елочка, а у нас в лесу новогодней елочки нет.
Воспитатель: Мишка мы можем с ребятами пойти в лес и украсить вам на Новый год елочку.
Мы снимаем тапки, надеваем шапки.
Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки.
Надеваем куртки - готовы для прогулки!
(Воспитатель раздает детям игрушки из бумаги, берет медведя и идут с ребятами в лес)
Воспитатель: Вот зима, кругом бело, много снега намело.
Выше ножки поднимай, коль идешь не по дороге.
А вот и полянка, где елочка растет. (Дети с медведем подходят к елочке, воспитатель читает стихотворение).
Воспитатель: (садит Мишку под елочку)
Давайте ребята украсим елочку игрушками (дети украшают елочку).
А сейчас возьмемся за руку вокруг елочку, помогайте мне Мишке рассказывать про елочку (чтение с детьми стихотворения).
Воспитатель: Ребята, как же Мишка расскажет всем зверям, если он говорит по-медвежьи, давайте его научим разговаривать с помощью пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Елочка».
Перед нами елочка:
Показывают «елочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «елочки».
Шишечки, иголочки,
Показывают «шишечки» — сжатые кулачки «иголочки» — растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики,
Показывают «шарики»: ладошка - «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх;
«фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки,
Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами;
«свечки» - сложенные ладони со сведенными пальцами.
Звезды, человечки.
Показывают «звезды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами;
«человечков» - положение «ушки» вниз
(повторяют 2 раза)
Медведь: Спасибо, ребята, теперь я запомнил и всем расскажу.
Воспитатель: Нам пора отправляться в детский сад. До свидания, Мишка.
( дети прощаются с Мишкой, обратно едут на саночках парами «Мы на горку поднимались»).
Воспитатель: Вот мы и вернулись, раздевайтесь ребята. Кто же к нам приходил? Что он хотел узнать у ребят? Молодцы, теперь Мишка будет знать, что такое «зима».
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна — красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки. Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
ТЕМА: Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок
ЦЕЛИ:
- Учить детей четко произносить согласной звук “Т”, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительного и на одном выдохе;
- Закрепить произношение согласного звука “Т” в отдельных словах.
- Продолжать знакомить на основе мнемотаблиц со сказками
- Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность.
- Закрепить в речи детей названия зверей.
- Расширять активный словарь за счет выделения новых слов (длинные, острые)
- Упражнять детей выкладывать из палочек домики, учить работать последовательно.
- Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”.
Дидактический материал: Мнемотаблица <рисунок11> и мнемоквадраты по сказке “Теремок”, палочки цветные.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сейчас ребята, я вам расскажу сказку о веселом Язычке.
Жил был на свете веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик – это рот. Домик открывается и закрывается, ведь у домика есть дверцы – это губы. Язычок то выбегает из домика, то прячется (показываю, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться. И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: “Т-Т-Т-Т”
- Покажите, как стучал Язычок.
Это новая песенка, которую пел Язычок, поется тихо без голоса. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать тихо: “Та-Та-Та!”
Ему это так понравилось, что он стал петь дальше:
Та-та-та – горячая плита,
Ту-ту-ту – улицу мету,
Ти-ти-ти – на луну лети:
А затем Язычок стал повторять слова:
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок,
Кто-то в тереме живет?
Кто-то в невысоком живет?
В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.
- Ой, ребята, никто не открывает.
- А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.
- Давайте посмотрим на волшебную табличку.
Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.
- Так, кто же живет в теремочке?
Дети: Мышка,
Воспитатель: Какого цвета мышка?
Дети: Лягушка
Воспитатель: Лягушка, какого цвета?
Дети: Заяц
Воспитатель: А какие уши у зайца?
Дети: Длинные.
Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?
Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.
Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?
Дети: Из треугольников и овала.
Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.
Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?
Дети: - Острые зубы (показывают)
Воспитатель: - А еще кто живет?
Дети: Медведь.
Воспитатель: - А как узнали?
Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.
- Ребята, а что сделал медведь с теремком?
Дети: Развалил.
Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?
Дети: Из треугольников и квадратов.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице.
Физкультминутка.
Нам лениться не годиться,
Помните ребята,
Даже звери с теремочка
Делают зарядку.
Выходите на зарядку
(звучит музыка)
Зайцы скачут – скок, скок
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
А еще забыли мышку
Мышку серую малышку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.
Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.
Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.
Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.
Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?
- А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.
Строим теремки из палочек.
Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.
Дети: Из квадратов и треугольников
Воспитатель: - Ой, какие красивые домики получились.
Воспитатель: А кого заселить в свой теремок?... (Молодцы!)
Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
В конце занятия проводим хороводную игру “Друзья из теремка”.
Воспитатель: Молодцы!
Ходит повар в колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, суп и винегрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи детей 5 г.ж. через использование мультипликационных фильмов»
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка влияние, оно не всегда понятно, поскольку просмотр му...
План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи детей 5 г.ж. через использование мультипликационных фильмов»
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка влияние, оно не всегда понятно, поскольку просмотр му...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".
Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...