Конспект организованной ОД с детьми старшей группы по речевому развитию на тему: Пересказ сказки А. Алиша : «Два петуха»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
План-конспект занятия по речевому развитию был специально написан к тематической неделе "День народного единства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
НОЯБРЬ
ПЛАН - КОНСПЕКТ
образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Тема по календарно-тематическому плану: «День народного единства»
Тема ОД: Пересказ сказки А. Алиша : «Два петуха»
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа: чтение сказок татарского писателя А. Алиша: «Два петуха», «Лошади», «Пчела и оса», беседа по содержанию произведений.
Задачи:
- Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Упражнять в изменении силы голоса, развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Формировать умение использовать средства выразительности: поза, жесты, мимика, движения. Формировать умение пользоваться прямой речью. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; запоминать короткое стихотворение-мирилку. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Продолжать знакомить с произведениями детского татарского писателя А. Алиша. (речевое развитие).
- Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Формировать нравственные качества – трудолюбие, дружелюбие, единство. (социально-коммуникативное развитие).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
игровая | Игровая ситуация «Запись пересказа сказки на диктофон», дидактические игры. |
коммуникативная | Вопросы, ответы детей, беседа, объяснение, рассуждения, высказывания-доказательства, упражнение на интонационную выразительность, пересказ сказки. |
двигательная | Этюд «Петух ходит по двору», Упражнение на дыхание «Петушок» |
Познавательно- исследовательская | Поиск на карте страны городов |
Методы и приемы
1 Поиск на карте страны городов. | 7 Упражнение на дыхание «Петушок» | |
2 Беседа о России, как о многонациональной стране. | 8 Этюд-пантомима ««Петух ходит по двору» | |
3 Игра (с мячом) «На каком языке говорят люди нашей страны и других стран» | 9 Игровая ситуация «Запись пересказа сказки на диктофон» | |
4 Игра «К какой сказке подходит пословица?» | 10 Пересказ сказки | |
5 Игра-рассуждение «Чему учит каждая сказка!» | 11 Чтение стихотворения украинской поэтессы Н. Забилы «Российский край как ты велик!» | |
6 Игра - «Мирилка» | 12 Рефлексия | |
Материалы и оборудование
Стимульный материал | Материалы для деятельности детей | Дидактический материал | Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей |
Настенная карта России Мяч клубок | Куклы для настольного театра – белый и черный петух. | Литературное произведения «Два петуха», «Лошади», «Пчела и оса», автор Абдулла Алиш. (приложение 1,2,3) Иллюстрации к сказкам. Портрет татарского детского писателя А. Алиша. Стихотворение Н. Забилы ««Российский край, как ты велик!» | Магнитная доска, демонстрационный модуль, магнитофон. |
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемые результаты |
Мотивациионно-целевой | Раздается телефонный звонок. Воспитатель сообщает детям, что это звонит мама Руслана, которая предупреждает о том, что Руслан на две недели уехал к абике в гости. - Кто такая абика? Объясняет, что абика – это татарское слово, которое обозначает - бабушка. Живет бабушка Руслана в городе Казани. - А кто из вас, может найти и показать на нашей карте России, где расположен город Казань? Тольятти? Москва? - Казань - это город, в котором живут люди разных национальностей, но в основном – татары. Поэтому Казань - это главный город республики Татарстан. - Посмотрите все эти города расположены на территории одной страны. Как она называется? Россия – наша Родина. - Россию называют великой страной. На территории России, как в одной семье, живут люди разных национальностей. - Поэтому Россия - это еще КАКАЯ страна? - Какие еще национальности людей, проживающих на территории России, вы, знаете? Назовите столицу нашей страны? | Внимательно слушают. Задают и отвечают на вопросы. Находят и показывают на карте города: Казань, Тольятти, Москва. Называют их и делают вывод, что эти города расположены на территории России. . Отвечают: Россия – это многонациональная страна. Называют национальности людей. Столица России – Москва | Ориентирование на интерес к образовательной деятельности. Развитие внимания, памяти. Формирование элементарных представлений о географическом расположении городов. Формирование представления о том, что Россия — огромная многонациональная страна и Москва является столицей нашей Родины. |
Содержательно-деятельностный | Игра (с мячом) «На каком языке говорят люди нашей страны и других стран» Педагог бросает мяч и спрашивает: «Человек русской (татарской, чувашской, башкирской, бурятской, украинской, белорусской, грузинской, армянской) национальности на каком языке разговаривает?» Воспитатель обобщает: - Каждый человек принадлежит к какой-либо национальности и имеет свой родной язык, на котором он привык говорить. У людей каждой национальности есть свои любимые блюда, одежда, праздники, сказки. Напоминает детям о том, что недавно читали и обсуждали сказки детского татарского писателя. «Как его зовут?» (вывешивает на доске портрет – Абдуллы Алиша, иллюстрации к знакомым сказкам) Игра «К какой сказке подходит пословица?» (по сказкам А. Алиша) Воспитатель предлагает детям при объяснении использовать слова помощники – «потому что», «поэтому», «так как»… Педагог предлагает пословицы: «Одному в поле – горе, а вместе всем - раздолье» «Цену вещи узнаешь, как потеряешь» «Труд кормит, а лень портит» Игра-рассуждение «Чему учит каждая сказка!» («Лошади», «Два петуха», «Пчела и оса") (передается клубок по кругу, у кого клубок тот и говорит) Воспитатель обобщает: «так и люди разных национальностей (русские, татары. чуваши, …) , чтобы жить хорошо должны держаться вместе, быть едиными, дружить, чтобы страна крепла, трудиться, чтобы страна процветала.!» - К сожалению, часто бывают, что люди ссорятся. Не секрет и у нас в саду ребята иногда не могут договорится, жалуются, ябедничают, как в сказке «Два петуха», предлагаю вам Игру «Мирилка» «Прочь обида – все равно ты забыта, Беги во двор, перелезь через забор, Садись на коня скачи от меня!» Упражнение на дыхание: «Петушок» Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «у-у-у», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Этюд – пантомима «Петух ходит по двору - ссорится -жалуется -дерется -мирится -испугался - скучает…» Воспитатель предлагает пересказать сказку «Два петуха», обыгрывая пересказ игрушками –белым и черным петушком, записать сказку на диктофон, дать послушать Руслану, когда он приедет. Педагог дает установку: «Давайте вначале сказки вы расскажите о том, где и с кем жили петухи, как они себя вели. В середине сказки расскажите о том, что сделала бабушка с петухами. В конце сказки расскажите о том, как себя чувствовали петухи, как изменилось их поведение» Воспитатель обобщает: Сегодня мы ближе познакомились с творчеством татарского писателя А. Алиша. У каждого народа есть свои писатели, которые придумывали интересные, поучительные сказки, как и Абдула Алиш. Давайте посмотрим еще раз на карту нашей страны, посмотрите сколько здесь много городов, в них живут люди разных национальностей. Но все мы живем на территории России. Сейчас я прочитаю вам отрывок стихотворения украинской поэтессы Натальи Забилы: «Российский край, как ты велик! С границы до границы И скорый поезд напрямик В неделю не домчится. Звучат по радио слова – Им дальний путь не труден. Знакомый голос твой, Москва, Повсюду слышен людям. И рады мы всегда вестям О нашей мирной жизни. Как счастливо живётся нам В своей родной Отчизне! Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной» | Дети ловят мяч, бросают и отвечают: На русском На татарском На чувашском На башкирском На бурятском На украинском На белорусском На грузинском На армянском Дети вспоминают и называют имя – Абдулла Алиш Перечисляют названия сказок, которые они слушали. Слушают. Объясняют к какой сказке подходят пословицы Например: К сказке «Лошади», потому что в этой сказке три лошади не послушались вожака – Рыжую лошадь, не захотели держаться вместе, отстали от табуна. Поэтому с ними случилась беда – на лошадей напал медведь, они упали в овраг, и переломали себе ноги. К сказке «Два петуха, так как в этой сказке говорится о петухах, которые все время ссорились и ябедничали друг на друга бабушке, а когда их разлучили, им стало скучно друг без друга жить» К сказке «Пчела и оса», потому что в этой сказке пчела трудилась – делала сосуд для хранения меда, всегда сыта была и поэтому получила разрешение собирать мед со всех цветов, а оса ленилась, была голодна, и не смогла сделать хороший сосуд для хранения меда, поэтому не получила разрешения собирать мед со всех цветов. Пчелу стали уважать, а осу – нет» Дети рассуждают, отвечают: Слушаться старших, держаться вместе, не ссориться, дружить, прощать, трудиться… Дети внимательно слушают Дети повторяют «Мирилку» в разном темпе, с разной силой голоса. Дети выполняют упражнение Дети выразительно изображают действия петуха. Дети пересказывают сказку используя кукол настольного театра – черного и белого петуха. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Рассматривают. | Формирование грамматического строя речи. Расширение представлений о многообразии языков народов России. Развитие интереса к творчеству писателя. Развитие связной речи. Умение строить доказывающие высказывания. Развитие мышления, памяти, речи. Формирование нравственных качеств. Развитие интонационной выразительности речи, дикции. Развитие дыхания Развитие мимики, выразительности движений. Развитие связной и выразительной монологической речи Формирование представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. |
Оценочно-рефлексивный | Подводит итог образовательной деятельности, подчеркивает правильность, выразительность ответов, интересуется в чем дети встретили затруднения, что было для них особенно интересным. | Принимают участие в обсуждении, рассказывают об удачных, интересных моментах и возникших трудностях. | Формирование положительных эмоций от деятельности. Ориентирование на значимость проводимой деятельности. |
*** Задание для дошкольников с особыми возможностями здоровья
Педагог помогает пересказать сказку «Два петуха», взяв на себя роль одного из персонажей (петуха или бабушки).
Приложение 1
«Два петуха» А. Алиш
Жили у бабушки два петуха: один белый, другой чёрный. Очень любила бабушка обоих петухов. Только были они большие забияки — всегда дрались.
Начнёт бабушка петухов кормить. Белый кричит: «Почему мне мало корму?» А Чёрный вторит: «Зачем клюёшь моё зерно?» И готова драка.
Однажды бабушка вышла во двор, смотрит: петухи дерутся. «Что мне с ними делать?» — подумала она. Пожурила драчунов, прикрикнула на них. Петухи притихли, а как только бабушка ушла, опять накинулись друг на друга. Только перья летят. Устали драться, пошли жаловаться бабушке. Белый Петух ябедничает:
— Бабушка, бабушка, Чёрный меня исколотил. Я весь в синяках.
Чёрный петух кричит:
— Не верь ему, бабушка, он сам меня исклевал.
Бабушке надоели драки и жалобы.
Она ничего не сказала, взяла Чёрного Петуха под мышку и пошла с ним куда-то. «Попаду я сегодня в суп»,— подумал Чёрный, сидя у бабушки под мышкой.
А бабушка отнесла Чёрного Петуха к соседям и оставила его там на три дня и три ночи.
Скучно стало Белому Петуху. Не ест, не пьёт. На четвёртый день говорит Белый Петух бабушке:
— Бабушка, принеси Чёрного. Скучно мне без него. Никогда больше не буду с ним драться.
— Ладно,— говорит бабушка.— Если так, принесу. Только, чур, не драться, а то один из вас угодит в суп.
Так сказала бабушка и принесла домой Чёрного Петуха.
А Чёрный тоже соскучился у соседей. Обрадовались петухи и дали друг другу слово никогда больше не драться.
Теперь Чёрный Петух и Белый Петух живут дружно, и бабушка любит их ещё больше, чем раньше.
Приложение 2
«Лошади» А. Алиш
На широком лугу пасся табун лошадей.
Привольно было лошадям на этом лугу, досыта наедались они сочной травы, вдоволь пили чистой родниковой воды.
Лошади были красивы и резвы: шеи у них выгнуты дугой, ноги стройные, сильные.
Пастуха при табуне не было. Самая умная и быстроногая лошадь с белой звёздочкой на лбу - Рыжая - была у них за вожака. Зазвенит колокольчик на шее Рыжей - и спешат лошади к ней.
Как-то раз устала Рыжая, захотелось ей отдохнуть. Собрала она всех лошадей и сказала:
- Если не будете вместе пастись, разбредётесь кто куда - пропадёте. Держитесь дружно, и всё будет хорошо.
Весь день ходили лошади табуном. Да вот к вечеру три лошади позабыли советы вожака. Отстали от табуна.
Только подались в сторону, бредёт навстречу медведь - огромный, страшный. Так испугались лошади, что поскакали, не разбирая дороги. Долго гнался за ними медведь. Доскакали они до глубокого оврага. Хотели перепрыгнуть - не хватило сил. Попадали они в овраг и переломали себе ноги.
А к утру отстали от табуна ещё три лошади. И им тоже пришлось вспомнить слова вожака. Скачут лошади, вдруг - серый волк. Не помня себя, разбежались они в разные стороны. Набросился волк на одну лошадь, схватил её зубами за горло, повалил и загрыз. Остальные лошади побежали к табуну. Рассказали они всё Рыжей и покаялись. Тряхнула Рыжая головой, зазвонил колокольчик, и весь табун собрался вокруг неё. И сказала Рыжая:
- Теперь сами видите: правду я вам говорила.
Снова тряхнула Рыжая головой, зазвонил колокольчик, и повела она лошадей пастись на луг.
Приложение 3
«Пчела и оса» А. Алиш
Когда-то Повелитель Цветов бросил во все страны клич:
- Кто изготовит лучший сосуд для хранения мёда, тому в награду позволю собирать мёд со всех моих цветов.
Все насекомые взялись за работу. Каждому хотелось получить обещанную награду.
Скоро насекомые явились к Повелителю Цветов с готовыми сосудами. Каждый говорил:
- Повелитель! Вот хороший сосуд. Попробуй, положи в него мёд. Повелитель Цветов испробовал все сосуды и сказал:
- Я вижу, вы поторопились, идите обратно. Ваши сосуды не годятся. Назначаю вам новый срок.
Пчела и Оса тоже хотели получить награду. Трудолюбивая Пчела работала и днём, и ночью. А ленивая Оса утром немного повозится, а чуть солнышко пригреет - и на отдых, её уже ко сну клонит.
Повстречались как-то Оса с Пчелой.
- Приходи ко мне в гости, сестрица Пчела,- сказала Оса.- Посмотри мою работу. Наверное, кое-что нужно исправить - ты поможешь мне.
- Так и быть,- говорит Пчела,- приду. А сегодня ты приходи ко мне в гости, буду ждать тебя.
Пчела угостила Осу на славу. Оса все смотрела на сосуд Пчелы и похваливала:
- Ты лучшая из мастериц! Как это ты сделала такой прекрасный сосуд?
- Мы с тобой подруги,- сказала Пчела,- и я открою тебе тайну. Чтобы сделать то, что задумала, надо трудиться не жалея сил, не откладывать дело на завтра. Я работала так, вот у меня и вышел хороший сосуд.
Шли дни за днями. Настало время Пчеле пойти в гости к Осе.
Сделала Пчела всё, что надо по хозяйству, нарядилась получше и полетела проведать Осу.
Прилетела, а Оса лежит - ноги кверху, глаза закрыты, усики повисли.
- Здравствуй, сестрица Оса,- сказала Пчела. - Отдыхаешь после работы или, может быть, захворала?
- Ох, сестрица Пчела, чуть дышу,- пролепетала Оса слабым голосом.
Ленивая Оса нарочно больной притворилась - нечем ей было угощать Пчелу. Сколько собрала утром мёду, всё съела. К вечеру самой есть нечего, не до гостей. Совсем разленилась Оса, и сосуд её стоит недоделанный.
Настал наконец срок, назначенный Повелителем Цветов. Прилетели к нему насекомые со своими сосудами, прилетели и Пчела с Осой.
Повелитель Цветов положил мёд во все сосуды. Сосуд Осы не удержал мёда, расклеился. А сосуд Пчелы очень понравился Повелителю Цветов. Он осмотрел его внимательно и сказал:
- Видно, что ты много потрудилась. Твой сосуд - самый лучший. Разрешаю пчёлам со всех моих цветов собирать мёд.
С тех пор трудолюбивые пчёлы со всех цветов собирают мёд, живут хорошо, и все их уважают, а ленивые осы и теперь кое-как перебиваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1026761-1522428093.jpg)
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию. Тема: « Составление сказки по схеме»
Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на псих...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1068422-1539800019.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию на тему: "Животные наших лесов"
Уточнить и расширить представления о диких животных....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690907-1445176383.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию « Поможем Зимушке-Зиме».
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.Образовательная область – речевое развитиеТема – « Поможем Зимушке-Зиме.»Группа – дети 5-6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1275354-1604237967.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему «Прогулка по лесу»
Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе по познавательному развитиюна тему «Прогулка по лесу»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/07/picture-1286931-1604738540.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему «: «Сочиняем сказку про Никельку»
В работе приведено описание НОД по речевому развитию детей в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-1314244-1673716980.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/25/picture-1414576-1735126190.jpg)
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию. Тема: « Составление сказки по схеме»
Программное содержание: 1. Учить составлять сказки по схеме, с умными, мудрыми мыслями. 2. Развивать фантазию, воображение, смекалку. 3. Развивать монологическую речь детей. 4. Обогащать и активиз...