Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Газизова Айгуль Рафисовна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством составления описательного рассказа о зимующих птицах.

Задачи: создавать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывание, создавать условия для развития коммуникативных способностей; высказывать свои мысли и чувства; содействовать развитию у детей способности самостоятельно принимать решение, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, создавать условия для развития познавательных процессов.

Ход ООД:

Создание проблемной ситуации

Дети заходят в группу и на полу видят следы птиц.

- Откуда они появились в группе? Кто их мог оставить?

В-ль предлагает пойти по следам и узнать, куда они нас приведут.

Дети находят кормушку.

- Что это? А почему она пустая? Где её обитатели? – ответы детей.

-Ребята, посмотрите, что это? (записка, привязанная кормушки)

- Кто её мог оставить, как вы думаете?

-Давайте откроем и прочитаем: «Я - злая Баба Яга, украла и заколдовала всех птиц. Помочь им смогут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Чтобы их освободить, надо разгадать мой секрет, а также показать и рассказать мне о зимующих птицах»

- Ребята, может, мы с вами сможем расколдовать птиц и рассказать, и показать их?

- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

2. Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

4. Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка -.

(Воробей)

5. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её.

(Cорока)

6. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

7. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

8. Подбирает он проворно

Кинутые ему зёрна.

И гнездиться на карнизе

Наш любимый… (голубь сизый)

9. Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … (свиристель)

— Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие).

- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

Раз-два-три-четыре-пять,

Где же птичек нам искать?

Может, справа под кустом? (поворачивают голову направо).

Может, слева под бревном? (поворачивают голову налево).

Звучит фонограмма записи птичьих голосов.

- Слышите, здесь кто - то есть. Значит, не всех птиц Баба Яга заколдовала. Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.

Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

Клест – клекочет

Пришли к сугробу (макет сугроба, на нём разрезные предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним «дождиком»)

- Ребята, что это? Как вы думаете? – сугроб.

-Может здесь Баба Яга птиц спрятала? Давайте подуем на него.

Дыхательная гимнастика Дети дуют на сугроб.

Речевая игра «Кого я вижу?»

- Каких птиц вы видите?

Образец ответа детей: Я вижу… (снегиря, синицу, воробья, ворону, сороку, дятла).

* Какие это птицы? (Зимующие).

* Почему мы их так называем? (Они остаются зимовать у нас)

* По каким признакам вы определили, что это птицы? (Клюв, перья).

Воспитатель показывает на птицу и задаёт вопросы:

* Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

* Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)

* Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

* Как определили, что это синица? (Жёлтая грудка).

* Кто из них чирикает? (Воробей).

* Кто из этих птиц трещит? (Сорока).

«Узнай по описанию»

- Ребята, подумайте и скажите, о какой птице можно так сказать:

Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей).

Желтогрудая, тонкая, юркая, веселая, умная. (синица).

Красноголовый, большой, умный, зимующий. Неутомимый лесной барабанщик. (дятел).

Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная. (сова).

Красногрудый, с черной шапочкой, крупнее воробья, важный, несуетливый. (снегирь).

- Ну вот, ребята, птиц мы отыскали. А кто помнит, о чём нас ещё просила Баба Яга? – рассказать и показать про птиц.

- А мы сможем это сделать? Как? – предположение детей – книга, альбом.

- А фильм про птиц мы сможем сделать и сами его озвучим?

- Перед тяжёлой работой надо отдохнуть. Посадите пока своих птичек на сугроб.

Физминутка «Птички» (под музыку).

Птички клювик поднимают. (Поднимают и опускают голову)

Птички крылья расправляют. (Поднимают и опускают прямые руки)

Птички зёрнышки клюют. (Приседают и стучат указательными

пальцами по полу)

Птички песенки поют. (Поворачиваются вправо и влево, взмахивая

руками и произнося: «Тень-тень»)

Птички ножки разминают. (Поочередно поднимают ноги, сгибая колени).

Птички прыгают, летают, (Прыжки на двух ногах).

Воздух носиком вдыхают. (Медленно поднимают руки – вдох,отпускают – выдох).

- Пойдемте за столы. Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы? – рассматривание картинки «Чем питаются птицы»

- Они у нас проголодались, накормим их? Посмотри и возьмите ту карточку с кормом, что ест ваша птица.

Образец ответа: Снегири питаются рябиной.

- Птичек мы накормили, приступаем к работе.

Каждому ребёнку дается кадр от плёнки, он свою птичку наклеивает на кадр.

- У каждого из вас кусочек фильма, что нужно сделать, чтобы у нас получился целый фильм? – собрать всё вместе, склеить.

- Ну вот, фильм мы собрали, а теперь нам нужно, чтобы просмотреть этот фильм? - телевизор.

- Как называются, люди, которые озвучивают фильм? – актеры.

-Сейчас мы превратимся в актеров, и наш фильм заговорит.

Составление описательного рассказа о птицах.

План:

1. Название птицы.

2. где живет (В городе, в лесу, или на водоемах)

3. размер (Большая, маленькая)

4. цвет оперения

5. строение птицы (голова, хвост, лапы и т. д)

6. Зимующая или перелетная птица.

7. чем питается?

Рефлексия:

- Давайте вспомним, что было самым важным для нас. - Спасти птиц зимой.

- Как мы это сделали?

- Что вам понравилось, что вызвало затруднение?

- А мы можем с вами помочь птицам зимой? Как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с элементами ЗОЖ

Цель: развитие познавательной активности у детей через ознакомление с витаминной ценностью молока, влияние его на состояние здоровья.  ...

Конспект организованно – образовательной деятельности детей старшего возраста по речевому развитию. Тема: «Овощи»

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть овощи, описывать их.      Задачи: 1.      Закрепить у детей умение правильно называть овощи, описыва...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию "С компьютером на "ты"

Целью данной ООД является расширить представление детей о предметах, облегчающих труд людей на производстве, познакомить детей с компьютером, его составными частями, дать понятие об интернете. В ходе ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию "На весенней полянке"

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе.Тема "На весенней полянке"...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию « Поможем Зимушке-Зиме».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.Образовательная область – речевое развитиеТема – « Поможем Зимушке-Зиме.»Группа – дети 5-6 лет...

Конспект организованно – образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию: «Поможем Золушке».

Цель: создать условия для формирования у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно - экспериментальную деятельность....