Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Анжела Геннадьевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква  Р, р.

 

Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ д/с №1«Аленушка» г.Жердевка.

 

Цель: автоматизировать звуки [р], [р”] в слогах, словах, предложениях и в речи.

 

Задачи:

Дифференциация звуков [р], [р”];

Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

Закрепление умения делить слова на слоги, составлять предложения, схемы предложений.

Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Обогащение словарного  запаса.

 

Ход занятия

1.     Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика: «Траговорки»

Воспитатель                                                Дети

В парке ровная гора,                               ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро,                             ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру,                         ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары,                        ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран,                               ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог,                             рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром,                          ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох.                             рох-рох-рох, рох-рох-рох.

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

 Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

II.Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь!»,

Потому что это …. (Рысь).

В. –Ребята найдите на картине как выглядит рысь? (рассматривают картинку рыси)

В. –Какой первый звук в слове «рысь»? ( «Р»)

Какой буквой он обозначается ? Покажите на нашем алфавите кто знает?

 На что похожа буква «Р»?

А в слове «рысь» звук «р» какой?

Гласный или согласный?

(Это звук несвободный, есть преграда – язык, значит это - согласный звук)

Давайте назовем это слово еще раз. Звук «Р» твердый или мягкий?

Звуко-буквенный анализ слова

Подберите к слову «рысь» подходящую схему. На доске несколько вариантов схем.

             

 

Физминутка

На кого похожа рысь. (дети показывают и имитируют движения).

Рысь просыпается рано- ранёхонько

(дети просыпаются и потягиваются)

Побежала на мосток

Умывается белёшенько.

Носик мыла,

Хвостик мыла, и за лапки не забыла ( дети имитирут движения).

- Ребята , а что значит побежать «Рысью»? (дети показывают быстрый бег на месте).

Выберите картинки, названия которых начинаются  с мягкого звука «РЬ» Детям предлагаются картинки: река, робот, морковь, пират, редиска, репка, корабль, портрет.  Придумайте свои слова с мягким согласным звуком «рь».

 

Игра «Мешочек – коробочка»

Воспитатель называет слова, дети определяют твердость или мягкость первого согласного звука в слове, кладет фишку-заменитель в мешочек (с мягким согласным) или коробочку (с твердым согласным).

Слова для игры:  река, рыба резинка, работа, ремонт, ружье, риск, робот, рак, редиска, рука, ромашка, розетка, репка, редька, рана.

 

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:

Ра - рама, работа, ракушка, ракета

Ро – ромашка, робот, рокот, рост

Ре- редиска, репка, ремонт, репейник.

Ру – ружье, рука, рубашка, русалка

 

Игра «Рассели жильцов»

На столе картинки.  Детям предлагается расселить в домик «1» слова состоящие из одного слога, В домик «2» из двух слогов, в домик «3» из трех слогов. (рис, ромашка, репа, ракушка, рубашка, рысь, река, ракета, рот, рука)

Составьте предложения с одним из слов.

У каждого ребенка конвертик с полосками разной длины. Подвести детей к тому,  что существуют короткие и длинные слова, предложения начинаются с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Дети произносят предложения с нужной интонацией.

 

3.Подведение итогов

В. – Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- А какие звуки обозначает буква «Р»?

-Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо занимались, правильно произносили звуки «р», и «рь», отвечали на вопросы, расселяли жильцов, составляли схемы предложений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква  Р, р.

Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ д/с №1«Аленушка» г.Жердевка.

Цель: автоматизировать звуки [р], [р”] в слогах, словах, предложениях и в речи.

Задачи:

Дифференциация звуков [р], [р”];

Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

Закрепление умения делить слова на слоги, составлять предложения, схемы предложений.

Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Обогащение словарного  запаса.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика: «Траговорки»

Воспитатель                                                Дети

В парке ровная гора,                               ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро,                             ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру,                         ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары,                        ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран,                               ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог,                             рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром,                          ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох.                             рох-рох-рох, рох-рох-рох.

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

 Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

II.Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь!»,

Потому что это …. (Рысь).

В. –Ребята найдите на картине как выглядит рысь? (рассматривают картинку рыси)

В. –Какой первый звук в слове «рысь»? ( «Р»)

Какой буквой он обозначается ? Покажите на нашем алфавите кто знает?

 На что похожа буква «Р»?

А в слове «рысь» звук «р» какой?

Гласный или согласный?

(Это звук несвободный, есть преграда – язык, значит это - согласный звук)

Давайте назовем это слово еще раз. Звук «Р» твердый или мягкий?

Звуко-буквенный анализ слова

Подберите к слову «рысь» подходящую схему. На доске несколько вариантов схем.

Физминутка

На кого похожа рысь. (дети показывают и имитируют движения).

Рысь просыпается рано- ранёхонько

(дети просыпаются и потягиваются)

Побежала на мосток

Умывается белёшенько.

Носик мыла,

Хвостик мыла, и за лапки не забыла ( дети имитирут движения).

- Ребята , а что значит побежать «Рысью»? (дети показывают быстрый бег на месте).

Выберите картинки, названия которых начинаются  с мягкого звука «РЬ» Детям предлагаются картинки: река, робот, морковь, пират, редиска, репка, корабль, портрет.  Придумайте свои слова с мягким согласным звуком «рь».

Игра «Мешочек – коробочка»

Воспитатель называет слова, дети определяют твердость или мягкость первого согласного звука в слове, кладет фишку-заменитель в мешочек (с мягким согласным) или коробочку (с твердым согласным).

Слова для игры:  река, рыба резинка, работа, ремонт, ружье, риск, робот, рак, редиска, рука, ромашка, розетка, репка, редька, рана.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:

Ра - рама, работа, ракушка, ракета

Ро – ромашка, робот, рокот, рост

Ре- редиска, репка, ремонт, репейник.

Ру – ружье, рука, рубашка, русалка

Игра «Рассели жильцов»

На столе картинки.  Детям предлагается расселить в домик «1» слова состоящие из одного слога, В домик «2» из двух слогов, в домик «3» из трех слогов. (рис, ромашка, репа, ракушка, рубашка, рысь, река, ракета, рот, рука)

Составьте предложения с одним из слов. 

У каждого ребенка конвертик с полосками разной длины. Подвести детей к тому,  что существуют короткие и длинные слова, предложения начинаются с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Дети произносят предложения с нужной интонацией.

3.Подведение итогов

В. – Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- А какие звуки обозначает буква «Р»?

-Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо занимались, правильно произносили звуки «р», и «рь», отвечали на вопросы, расселяли жильцов, составляли схемы предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

Конспект занятия по развитию речи  для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».

На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».

Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Согласные звуки.

Формировать представление о гласных и согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки (р, р), буквы Р, р»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе  «Согласные звуки (р, р), буквы Р, р»....