Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Звуки [Р]? [Р'] и буква Р" | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №66»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».
Воспитатель:
Айбашева Альфия Сабирзяновна
Саратов, 2014.
Примерная основная общеобразовательная программа: «Детский сад 2100».
Возрастная группа: подготовительная.
Тема НОД: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».
Образовательная область: познавательно-речевое развитие.
Цели: знакомство с новой буквой Р и звуками [р, р'].
Задачи:
- закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука;
- способствовать развитию звуко-буквенного анализа;
- закреплять умение составлять слова
- способствовать развитию фонематического слуха;
- закрепить графический образ буквы Р; развивать мелкую моторику рук.
Виды деятельности:
- коммуникативная
- игровая
- двигательная
Формы реализации детских видов: игры с речевым сопровождением, речевые ситуации, отгадывание ребусов.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: магнитная доска; карточка с буквой Р; предметные картинки; наборы букв для составления слов; цветные карандаши; рабочие тетради.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика - упражнения «Индюк», «Чьи зубы чище?», «Маляр»; разучивание физминутки; разгадывание загадок по данной теме.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть.
Дети приглашаются на ковер, встают полукругом. На переносной доске дети видят картинки с изображением: радуги, реки, репы, рака, ручки, ромашки.
- Ребята, назовите мне предметы, изображенные на картинках.
- Правильно, молодцы! А кто мне скажет, что объединяет эти предметы? (Все слова начинаются на звук [Р] или [Р’]).
- Правильно! Вешаю на доску букву Р.
Основная часть.
- Сегодня мы будем говорить о звуках [Р] и [Р’] и букве Р.
- Давайте все вместе скажем РРР.
- Что делают наши губы, зубы и язык при произнесении этого звука? Наши губы и зубы открыты, язычок находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!
- Кто мне скажет какой звук [Р] и [Р’]? (Согласные, звонкие, твердые и мягкие).
- А теперь давайте с вами скажем, как же выглядит буква Р? Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг справа. Давайте прорисуем букву в воздухе, а теперь на ладошке. А кто попробует изобразить букву? (Дети прорисовывают букву в воздухе, на ладони изображают с помощью пальцев, тела).
- Молодцы, замечательно! Ребята, присаживайтесь на свои места, будем продолжать нашу работу. Откройте рабочие тетради по закладке.
- Повторите скороговорку «Перепелки пролетали, перья на траву роняли», «Трое трубачей трубят в трубы».
- Нанесите на рисунке штриховку по образцу. (Дети выполняют задание).
- Посмотрите, ребята, как правильно печатается буква Р. Эта буква повернулась к солнышку или же отвернулась от него? (Буква Р отвернулась от солнца, потому что второй элемент печатается с правой стороны).
- Послушайте стихотворение:
Спортом заняться мы с вами решили:
Правую руку на бок положили.
«РРР!», - зарычала грозно собака:
«В буковку Р превратились ребята!»
- Сначала обводим по контуру и печатаем букву Р.
На доске дети видят слоги: ра-ря-ре-ри-ры-ро-рё-ру.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слоги и сделайте их анализ. (При выполнении данного задания обращаем внимание детей на цветовые изменения в нижнем (звуковом) ряду, уточняем какие буквы обозначили мягкость согласного (я, е, ё, и).
- Молодцы, справились с заданием. А теперь встаньте около своих мест и немного отдохнем.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- В следующем задании красным цветом напечатайте пропущенную гласную букву. Обратите внимание, какого цвета согласная буква стоит впереди. (Рад-ряд, рады-ряды, рёв-ров, пары-пари).
На доске выложены слова: руда, фарш, дары, гора, рано, кар
-Ребята, попробуем с вами в этих словах поменять местами буквы так, чтобы получилось новое слово: удар, шарф, дыра, рога, нора, рак. (Выходит ребенок к доске и выполняет задание, остальные ребята выполняют в рабочих тетрадях).
- Для того чтобы наши пальчики отдохнули, сделаем для них зарядку. (Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Наш друг Ежик приготовил для нас ребусы. Попробуем их разгадать. (Ответы: рот, ребусы, подарок, фонари, Варя, Ваня, ворона, ворота).
- Ребята, посмотрите на следующее задание. Здесь нужно дополнить предложение словами со звуками [Р] и [Р’].
На дереве (слово замещается картинкой) ______ ______ вороны (слово замещается картинкой). (Дети предлагают свои варианты ответов).
-В последнем задание напечатайте сначала буквы, которые смотрят на солнышко, а потом те, которые отворачиваются от него. (Дети самостоятельно выполняют это задание, потом воспитателем проводится проверка).
Заключительная часть.
- Ребята с какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Расскажите про звуки [Р] и [Р’].
- Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на нашей образовательной деятельности?
- А где знания, полученные сегодня, могут пригодиться вам?
-Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. На этом наша образовательная деятельность закончена. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».
Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, формирование опыта чтения слогов; развитие связной речи, умение сравнивать, анал...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».
Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р. Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/с №1&laq...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук [К – К’] и Буква К».
Цель: Знакомство детей со звуком [К – К’] и буквой К.Задачи:1. Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;2. Развивать фонематический слух.3.Воспитывать усидчивос...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Звуки ф, фь. Буква Ф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки (р, р), буквы Р, р»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки (р, р), буквы Р, р»....