Перспективное планирование по кружковой работе с детьми раннего возраста " Первые шаги на сцену"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Шешина Раиса Анатольевна

В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании

явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство. Знакомство с искусством формирует свой

эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует

эстетический вкус.

В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную

деятельность, базирующуюся на игре. А игра. как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на

данном этапе.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему

в социальной среде. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через

образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию

детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми

знаниями, умениями, впечатлениями. Театральная деятельность помогает развивать у ребёнка способность ставить

себя на место другого, тем самым радуясь и тревожась вместе с ним.

С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра

эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость».

Для нашего общества необходим человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел

владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не

будет найдено верное решение.

Главным направлением программы «Первые шаги на сцену» является художественное, нравственное и  эстетическое развитие детей посредством театральной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_i_zadachi_studiya.docx17.4 КБ
Файл plan_raboty_ranniy_vozrast.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель работы:

сформировать у детей раннего возраста интереса к театрализованной деятельности.

Задачи:

вызывать эмоциональный отклик ребёнка посредством театрализованной деятельности;

целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;

формировать:

   - потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

   - способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

   - поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребёнка к воспроизведению текста любимой сказки);

   - побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

   - формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Данный опыт работы основывается на принципах:

• от простого к сложному.

• возрастная адресованность (доступность).

• наглядность.

• поощрение.

Актуальность:

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Можно выделить 3 этапа.

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками. 

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками.

Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п.

3 этап. Проведение игр – театрализаций.

Подбор  художественного  произведения  по  возрастным  возможностям детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Сказка или текст произведения должны быть хорошо знакомы  детям.  Дети  должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», педагог проводит сначала дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учит  изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Организация занятия взрослым :

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Инициатива детей

• ряженье

• инсценировка стихов, сказок;

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

( Согласно возрасту)

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

• книжка — игрушка;

• книжка-раскладушка;

• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• резиновые, пластмассовые игрушки;

Показатели успехов и достижений:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе

• показа театрального действия и театрализованной игры;

• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребёнка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• инициатор ряженья.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по театральной деятельности

Месяц

тема

задачи

Игровые упражнения

 Сентябрь

 2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

1-2 неделя

(Итог)

«Давайте познакомимся»

«Мы играем и поём»

«Мешок с сюрпризом»

«Загудел паровоз»

« Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки».

«Курочка ряба»

«Волшебная корзина»

«Поле чудес»

«Выросла репка большая-пребольшая»

«Тянут-потянут—вытянуть не могут»

«К дедушке все прибегали,

тянуть репку помогали»

“Встали детки в кружок – закружились как снежок”.

«Я от бабушки ушёл….»

«Я тебе песенку спою!»

«Колобок»

« Рукавичка»

“Зайка серенький сидит!”.

“Лисичка- рыжая сестричка”

«Наши уточки с утра»

«Маша и медведь»

«Высоко сижу, далеко гляжу!»

«Маша и медведь»

“Весна пришла!”

«Лиса и заяц»

«Кот,  Петух и Лиса »

« В гостях у сказки»

«Стоит в поле теремок, теремок»

«Кто в теремочке живёт?»

«Теремок»

« К нам гости пришли! »

« Колобок на новый лад!»

(знакомство детей с театром)

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

 Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.

(культура и техника речи)

учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

(обыгрывание персонажей)

формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

(игровая ситуация)

развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре;

(обыгрывание эпизода)

учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

(театр мягкой игрушки)

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;

(игровая ситуация)

продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

(беседа-импровизация)

развивать творческие способности детей; учить интонационно, выразительно проговаривать фразы.

(рассказ с использованием иллюстраций к русской народной сказке «Репка»)

учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

(обыгрывание эпизода)

развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

(инсценировка с использованием элементов костюмов)

развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

(импровизация на тему «Зимний лес»)

продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

(рассказывание сказки с использованием иллюстраций)

познакомить детей со сказкой “Колобок”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

(обыгрывание эпизода)

побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

(театр резиновой игрушки)

развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

(обыгрывание сюжета)

формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

(чтение потешки с использованием иллюстраций)

развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору; развивать двигательную активность детей.

(импровизация сюжетов)

стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

(свободная импровизация)

учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

(рассказ с использованием иллюстраций)

учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения;

(ориентировка в пространстве)

воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

( АХ, эти разные куклы)

поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

(беседа-импровизация)

учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

(театр на перчатке)

учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя:

(театр масок)

учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат.

(обыгрывание персонажей)

воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

(рассказ с использованием иллюстраций)

вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

(обыгрывание эпизода)

развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

(настольный театр)

развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя:

(обыгрывание сюжета из любимых сказок )

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

(мир фантазий)

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения,

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;

Пальчиковая игра « Семья »

Игра «Назови соседа ласково»

Игра «Театральная разминка»

Игра «Путешествие»

Подвижная игра

«Курочка и цыплята»

Игры на выразительность жестов и мимики.

«Вышла курочка гулять»

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Игра «Театральная разминка»

Игра на пластику

«Море волнуется»

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

Этюд-упражнение

«Как воет ветер»

Игра « Скажи правильно »

Пальчиковая гимнастика

« Мальчик – пальчик ..»

Упражнения на развитие мимики «Грустный  и весёлый»

Игра «Кто как кричит»

Развиваем внимание

«Кто лишний?»

Игра-песенка «Ладушки»

Игра-имитация «Птичий двор»

Игра « Да-нет»

Ролевая гимнастика у зеркала «Попробуй,  как  я »

Игра «Что изменилось?»

Песенка-игра

« Пряники для мамочки»

Игра « Кто такой?»

Игра «Потерялись»

Артикуляционные упражнения «Маляр», «Пузыри»

Игра «Кто твой дружок»

Игра в спектакль по выбору детей.

Развитие моторики

«Повернись, покажись»

 Игра «Чей голос?»

Игра « Дружные ребята»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста на сентябрь-месяц 2015 г. (период адаптации)

В материале кратко, по дням, описана совместная деятельность взрослых и детей, цель этой деятельности. Предназначено для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников....

Перспективное планирование по развитию моторики с детьми раннего возраста

Материал может  быть  полезен специалистам дошкольной педагогике, , психологам,  учителям-логопеда, учителям  дефектологам. Может  применятся  на  занятиях по ...

кружковая работа с детьми раннего возраста

Кружок "Юные волшебники" с детьми раннего дошкольного возраста.Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру,...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВНЕ ЗАНЯТИЙ (ЕЖЕДНЕВНОЕ).

В плане выделены все вида детской деятельности для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО- Рассматривание картинок и беседа по их содержанию - Предметная деятельность и игры с ...

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста (сентябрь)

Расширять ориентировку в ближайшем окружении. Формировать познавательные и речевые умения: по показу взрослого обследовать объекты природы с помощью зрительно – осязательных – двигательных...

Программа по кружковой работе с детьми раннего возраста «Затейник»

Программапо кружковой работе с детьми раннего возраста «Затейник»Тема: «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей раннего возраста»срок реализации 2 года....

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста (сентябрь, январь)

Образовательные задачи:Социально-коммуникативное развитие:  Поддерживать эмоционально - положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отража...