Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать творческие способности детей дошкольного возраста, и способствует формированию коммуникативных и социальных качеств. В данном материале рассматриваются специфические приемы развития коммуникативной функции речи в процессе коллективной продуктивной деятельностьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2
109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11
ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001
E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/
109431 г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д.27, к.3 тел.8(495)704-30-00 Email: gou2377@yandex.ru
Круглый стол
«Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа»
«Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Булатова Э.Ю.
Москва
21.02.2017
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью
Овладение коммуникативными навыками является одной из основных задач подготовки ребенка к дальнейшей жизни, а также необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать творческие способности детей дошкольного возраста, и способствует формированию коммуникативных и социальных качеств.
Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде, - наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей.
Создание совместных работ позволяет детям больше общаться, договариваться, планировать совместную деятельность (как лучше расположить, приклеить), вести диалог, слушать и задавать вопросы, самостоятельно излагать свои мысли, спорить и отстаивать свою точку зрения, сравнивать, приводить примеры.. Все это приносит детям радость общения и позволяет детям:
- более легко входить в контакт с детьми и особенно со взрослыми;
- уметь поддерживать диалог, слушая и задавая вопросы;
- уметь договариваться в конфликтных ситуациях;
- уметь самому ясно и последовательно излагать свои мысли.
Остановимся на некоторых специфических приёмах развития коммуникативной функции речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.
1.Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д.), ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т.е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.
2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей:
(Коля обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Что значит обмакнуть? Это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость- в воду, краску, клей. Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев....и т.д.). Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.
3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух. (Маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью плашмя, а веточки как будешь рисовать? И т.д.). Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.
4. Проговаривание цели. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?...) .
5. Проговаривание в процессе действий различных грамматических форм речи. Использование приставочных глаголов: резать, вырезать, отрезать, обрезать. Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т.д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия. Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевлённые действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
7. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.
8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы), для упражнения в подборе определений и образных выражений.
9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.
10. Беседа с детьми после использования вспомогательных средств:
- Прослушивание музыки
- Чтение стихов, потешек
- Загадывание загадок
- Рассматривание иллюстраций
- Использование опыта наблюдений на прогулке
После прослушивания музыки спросите: «Какая была музыка – грустная или веселая? Какое настроение было у вас во время прослушивания музыки? Что вы представляли?» т.д.
Прочитав детям стихотворение, спросите:«О чем говорилось в стихотворении? С чем сравнил поэт снег на деревьях?» т.д.
Выполняя аппликацию или рисуя птиц, спросите: «Вспомните, пожалуйста, каких птиц мы с вами видели вчера во время прогулки?» и т.д.
Беседа с детьми на тему «Почему нравится» (не нравится) изображенное на иллюстрации, побуждает ребенка к осмыслению объекта, к развитию коммуникативной функции речи и логического мышления.
Или, например, планируя занятие «Золотая осень», воспитатель ставит задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени, развивать коммуникативную функцию речи; оживлять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе и отражать их в рисунках; воспитывать чувство прекрасного.
На занятии дети закрепляют приметы осени, названия осенних месяцев, Они слушают прекрасные стихотворения А.Пушкина «Унылая пора, очей очарование…», Е.Успенской «Подарило солнце», З.Федоровской «Осень», И.Бунина «Листопад». Любуются репродукциями картин И.И.Левитана «Золотая осень», В.Д. Поленова «Золотая осень», А.Остроухова «Золотая осень», И. Грабарь «Рябина», И.В. Шишкина «Осень», с удовольствием делятся своими впечатлениями от увиденного и услышанного. Речь детей активизирутся новыми словами: увядание, багряная,..
Педагог помогает детям почувствовать необыкновенный жар, пылающей красками осени, восторг ее красотой. Занятие превращается в настоящий праздник радости и светлой грусти прощания с таким прекрасным временем года. В своих рисунках дошкольники передают приметы и явления осени: перелет птиц, листопад, сбор урожая. Анализ детских работ превращается в творческое рассказывание по сюжету рисунка.
Например, на занятии «Ваза с цветами» дети знакомятся с разнообразием цветов, закрепляют практические навыки аппликации; получают пространственные представления, учатся правильно располагать изображения на листе бумаги.
Фея цветов приносит цветик-семицветик. Каждый лепесток содержит задание. Дети называют цветы, места их произрастания, части цветочного растения, собирают букеты. Результат занятия – ваза с цветами, которую можно подарить маме на 8 марта.
11. Прием обыгрывания предметов, игрушек (Образ Незнайки, Петрушки, куклы, медвежонка…) помогает детям эмоционально вступать в диалог с героем, включать речевую активность.
12. Обыгрывание выполненного изображения: дети рисовали осенний парк, воспитатель предлагает «погулять по парку». Дети, давайте вспомним, как хорошо было гулять теплой осенью по парку. Таня, вспомни, что ты видела осенью с мамой в парке? Саша, какие листья ты будешь собирать в парке? …
В процессе обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с воспитателем и между детьми.
13.Придумывание названий своим работам с объяснением «почему ты так хочешь назвать?» Здесь подбор синонимов, сравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ" в рамках проекта "Ресурсная школа"
Знакомство родителей и педагогов с 3-мя видами современных здоровьесберегающих технологий, позволяющими дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано п...
Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...
Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".
Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...
«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»
Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...
«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» на заседании Семейного клуба на тему: «Год до школы» в рамках проекта «Ресурсная школа».
На заседании Семейного клуба учитель-логопед знакомит родителей с тем, чему должен научиться ребенок и какие навыки должны быть сформированы у него к моменту поступления в школу, чтобы усп...
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологи...