Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) на тему
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией (ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_funktsii_rechi.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной функции речи
детей в коллективной деятельности
( в играх-инсценировках )
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией
(ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде. Дети ( 3,6 – 4 лет ) дома ребенка не могут строить общение в соответствии с ситуацией, формулировать свои желания, намерения, мысли, последовательно их излагать, они испытывают трудности в оречевлении действий, событий. У них не сформировано умение слушать взрослого, не перебивая; в состоянии возбуждения не могут разговаривать спокойно; не могут дожидаться ответа детей.
Систематизировав эти данные, я пришла к выводу о необходимости формирования коммуникативных умений у детей посредством игровых технологий. В работе с детьми я стала использовать игры-инсценировки, как средство, способствующее активизации эмоционально-волевых умений, формированию навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками, развитию психических процессов, активизации речевой деятельности детей, формированию черт незакомплексованной личности, а самое главное – формирование коммуникативного поведения.
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.
1. Подготовительный этап:
- усвоение детьми программного материала по лексической теме;
- разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
- изготовление дидактического и наглядного материала;
- подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.
2 Этап:
- непосредственное участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.
1. Подготовительный этап:
- усвоение детьми программного материала по лексической теме;
- разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
- изготовление дидактического и наглядного материала;
- подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.
2 Этап:
- непосредственное участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.
Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».
"На грядке"
Оборудование: грядка с овощами, шапочки животных.
Участники: ведущий, коза, зайка, курица, собака.
Вед. Наступила осень, все овощи убрали, только капуста, морковка и репка растут еще на грядке. Идет на огород коза и как выпучит глаза:
Коза : Капусты здесь растет не счесть, хочу кочан сейчас же съесть!
Вед. Из леса зайка прискакал и морковку увидал:
Зайка: Морковка здесь на удивленье, зайчишкам будет угощенье!
Вед. Идет на грядку курица, репкою любуется:
Курица: Ах, какая репка! Вкусна и крепка!
Вед. Вдруг собачка прибежала, да как залает, животные и разбежались. Молодец, Жучка, спасла наш урожай!
"Чей домик?"
Оборудование: Дерево с гнездом, шапочки животных.
Участники: Ведущий, медведь, зайка, белка, лиса.
Вед. Вышел из леса медведь, стал на дерево смотреть:
Медведь: Чей там домик на верху? Домик чей? Я не пойму. Это видно домик белки, сейчас ее я позову.
Белка: Нет, не мой. Мой дом- дупло, в нем и сухо, и тепло. Это видно домик зайки, с ним играю в догонялки!
Зайка: Нет, не мой! Мой под кустом, я не сижу на месте днем. Лиса и волк - мои враги, услышу хруст - сигнал беги! Это видно дом лисы.
Лиса: Нет, не мой! Там под деревом есть горка, в горке выкапана норка. В этой норке я живу! Это видно домик птички!
Вед. Не только лиса хитрая, но и умная! Догадалась, что это домик птички! У птицы есть два крыла- высоко гнездо свила.
"Спор животных"
Оборудование: шапочки животных.
Участники: Ведущий, корова, собака, лошадка, хозяин.
Вед. Заспорили животные между собой, кого хозяин больше всех любит. Меня сказала корова.
Корова: Я с хозяином дружу! Молоко ему даю. Молоко все в доме ждут, даже кошка с Жучкой пьют.
Вед. Нет, меня - сказала лошадка.
Лошадка: Я с хозяином дружу, грузы разные вожу. Без меня он жить не может, кто еще ему поможет!
Вед. Нет меня, сказала собака.
Собака: Я с хозяином дружу, дом его я сторожу. На чужих я громко лаю, никого в дом не пускаю!
Хозяин : Не спорьте! Я всех вас люблю! Каждый хорош на своем месте!
Составила: логопед Рябенкова В. Т.
г. Смоленск
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие коммуникативной функции"
В презентации раскрывается понятие термина "общение", рассказывается о развитии общения в онтогенезе, даются описания типов и качеств общения, раскрывается понятие "коммуникативная функция речи". Може...
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...
Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР
Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...
Технология «Образ и мысль» как средство развития коммуникативной функции речи
В статье раскрывается важность формирования коммуникативной функции речи у детей с ОНР на основе технологии "Образ и мысль" в контексте социализации дошкольника на пороге школы. Использование ал...
Как использовать инициативное поведение с аутичными детьми для развития коммуникативных функций
Не секрет, что коммуникация является наиважнейшим компонентом любой деятельности. У детей с РАС, особенно с интеллектуальными нарушениями, очень часто речь отсутствует как таковая во...
Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать творческие способности детей дошколь...
"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов
Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...