«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» на заседании Семейного клуба на тему: «Год до школы» в рамках проекта «Ресурсная школа».
консультация (подготовительная группа) на тему
На заседании Семейного клуба учитель-логопед знакомит родителей с тем, чему должен научиться ребенок и какие навыки должны быть сформированы у него к моменту поступления в школу, чтобы успешно осваивать школьную программу
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих
первоклассников»
на заседании Семейного клуба
на тему: «Год до школы»
в рамках проекта «Ресурсная школа».
Правильная разговорная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.
Эффективное решение проблемы напрямую зависит не только от педагогов, но и в большей степени от семьи и ближайшего окружения ребенка.
Чему же должен научиться ребенок, какие навыки должны быть сформированы к моменту поступления в школу, чтобы успешно осваивать школьную программу?
Родителям следует обратить внимание на следующее:
- Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки родного языка.
С ребенком, у которого имеются проблемы в произношении звуков, необходимо ежедневно по 5-7 минут заниматься артикуляционной гимнастикой по рекомендации учителя-логопеда. Выполнять ежедневно упражнения по автоматизации (закреплению) звуков в различных видах речи. по рекомендации учителя-логопеда
В ненавязчивой форме напоминать о правильном произношении звуков в общении с ребенком.
- Ребенок должен владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определять место звучания звука в слове: в начале, в середине или в конце); назвать количество звуков в слове; определить место звука по отношению к другим звукам); уметь составить из звуков слово;
- уметь различать и повторять слоговые ряды типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Почему так важно уметь различать похожие звуки на слух? Разве недостаточно того, что ребенок нормально произносит все звуки?
Если проанализировать ошибки дисграфиков, то можно сделать вывод, что они возникают как раз из-за того, что ребенок не умеет правильно анализировать звуки, из которых состоят слова. У такого ребенка плохо развит фонематический слух. Ученик не может составить слоги из букв, а слова из слогов. Когда он читает, с трудом улавливает смысл каждого слова – ведь когда он читает слово до конца, начало уже забыто. Похожие звуки часто кажутся дошкольнику одинаковыми: д-т; з-с; п-б; к-г…Если не проводить специальную работу по их различению, в школе неизбежно будут ошибки: вместо слова «коза» будет – «коса», вместо «крысы» - «крыша», вместо «ландыш» будет «ландыс».
Учитель-логопед рекомендует играть с детьми в игры, развивающие слуховое внимание и фонематический слух:
Это игры на различение неречевых звуков: звуков природы, бытовых шумов и т.д….А также, различение речевых звуков.
- Это такие игры, как «Угадай, что звучит?», «Кто позвал?», «Далеко – близко».
- Повторение слоговых рядов: па-па-ба; ту-ду-ту…
- «Назови лишний слог»: са-са-за-са; вы-фы-фы-фы;
- «Доскажи словечко» ( родитель начинает слог – ребенок заканчивает слово).
- Подбор слов на определенный звук.
- «Скажи наоборот». Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот. Например: ау-уа; са-ас;
- «Заколдованное слово». Взрослый предлагает ребенку «спасти» слов, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова. Например: «мяч», потом усложнять;
- «Телеграфист». Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша. Например: по-су-да; Че-ре-па-ха…;
- «Звуковая цепочка». Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна-автобус-слон-нос…;
Для подготовки ребенка к обучению грамоте родители вместе с детьми могут:
- мастерить буквы из разного материала (поролона, пенопласта, пластилина, проволоки, картона, вырезать их из газет, журналов).
- Для формирования навыков чтения необходимо сиситематически принимать участие в закреплении начальных навыков слогового чтения, хотя бы по 15 минут ежедневно.
Часто обучение письму вызывает у детей трудности.
Для того чтобы избежать этой проблемы, учитель-логопед рекомендует подготовить руку к письму. Лепка из пластилина, застёгивание и расстёгивание пуговиц замечательно воздействует на мелкую моторику. Развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики, оригами и др. эффективно способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и кисти и готовит руку к письму.
У будущего первоклассника должны быть сформированы навыки
пространственного ориентирования -
Уметь определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, узнавать предметы, буквы в разных положениях. Предлагайте ребенку различные задания на листе бумаги:
- нарисуй квадрат в левом верхнем углу, а треугольник в правом нижнем углу..
- графические диктанты в тетрадке в клетку (рисование фигур под диктовку)….
Продолжать работу по обогащению словаря ребенка в домашних условиях
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь сами говорить правильно, больше времени находите для общения с ребёнком, занимайтесь с ним.
Учите отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать прочитанную сказку, рассказ. Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
Обогащению словаря ребенка в домашних условиях помогают настольно-печатные игры такие как «Лото», «Домино», парные картинки, кубики. Они уточняют знания о предметах окружающего мира. В процессе игры целесообразно рассматривать картинки испрашивать : «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать одним словом?», «Где растут фрукты», «Что можно из них сделать».
Родители могут проводить с детьми словесные игры такие как «Что в мешочке».Ребенок вытаскивает из мешочка предмет, на ощупь определяет и называет его, рассказывает о нем «Что я не так сказала»: внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных. Ребенок исправляет ошибки. «Что из чего сделано?». Взрослый называет предмет, а ребенок должен сказать, из чего он сделан. «Кто как работает?»: взрослый называет профессию, а дети подбирают действия, характерные людям этой профессии. «Скажи наоборот»: подбор ребенком антонима к названному взрослым слову.
Также во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения:
- подбирать к предметам слова-признаки;
- учить отгадывать растолковывать и составлять загадки об окружающем нас мире;
- объяснять смысл пословиц, поговорок в ситуациях повседневной жизни.
- Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению, например: шить, пришить, вышивать, зашивать и т.д.
Обогащение бытового словаря ребенка происходит и во время непринужденной беседы, и во время уборки в квартире, и тогда, когда мама шьет на швейной машинке, и когда он знакомится с бытовыми приборами, предметами быта.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Роль родителей на этапе развития связной речи.
- До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами;
- самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок;
- рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.
- Необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три
предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.
- Ребенок дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать тоже самое: «Он –деревянный, стоит посередине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают и пьют чай. Что это такое? А теперь задумай предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра спрашивать ребенка о том, что он видел. После просмотра следует составить рассказ по картинке. Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом.
Роль родителей в формировании лексико-грамматических категорий.
Рекомендую родителям играть с детьми в словесные игры:
- «Один- много- нет», «Сосчитай!» -согласование существительных с числительными;
- «Назови ласково», «Преврати в маленькое», «Преврати в очень большое» -образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения;
- «Чей, чья, чье, чьи?» и др. -образование притяжательных прилагательных; - «Назови правильно» - игры на образование приставочных глаголов (пришивать, зашивать, подшивать, ушивать, вышивать…).
Роль родителей в формировании общих речевых навыков:
Необходимо постоянно заучивать наизусть стихотворения и рассказывать их
интонационно выразительно, в определенном темпе, ритме с соблюдением пауз,
плавно выдыхая при этом воздушную струю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Выступление учителя-логопеда перед родителями будущих первоклассников
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние э...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Материал полезен для родителей будущих первоклассников....
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников....
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.Перечислены требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским язык...